Процесс предоставления межбюджетных трансфертов




Многое в вопросах управления общественными финансами зависит не от того, как это написано на бумаге, или как закреплено в законодательных актах. Многое, в том числе и сбалансированность бюджетов, зависит от практической реализации процесса предоставления межбюджетных трансфертов. То, насколько вовремя, систематично и в соответствии с нормативными актами происходит предоставлении межбюджетных трансфертов, тоже влияет на сбалансированность.

Например, в качестве одной из серьезных проблем отмечается тот факт, что подавляющая доля субсидий предоставляется в течение финансового года, а зачастую даже в четвертом квартале. Это существенно затрудняет планирование финансовых показателей, в том числе в части софинансирования из бюджетов субъектов, а также создает сложности при исполнении бюджета. Отдельные средства субсидий остаются на остатках на конец года и тратятся уже в следующем году. Так, в 2010 году в бюджет Красноярского края из федерального бюджета поступили 29 декабря субсидии на поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, 31 декабря - субсидии на приобретение школьных автобусов[46]. Поэтому в программе «Основные направления бюджетной политики на 2012 год и на плановый 2013 и 2014 годы» была поставлена задача увеличения доли субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов РФ до начала финансового года. На данный момент эта доля составляет 15% от общего объема предоставляемых субсидий. Все это делается для того, чтобы обеспечить достоверное и эффективное бюджетное планирование на уровне регионов.

В процессе распределения субсидий есть и другие проблемы. Нередко результатом предоставления является отчет о расходовании бюджетных средств, а не результаты, которых достигли муниципальные образования с помощью предоставленных субсидий.

Но есть и очень удачные примеры, когда федеральные власти стимулируют получение субсидий регионами на решение важных государственных программ, а региональные власти достигают хороших результатов благодаря эффективной системе стимулирования муниципалитетов. Например, в Новосибирской области большое значение уделяется результатам деятельности местных администраций. В Красноярском крае муниципалитетам предоставляются субсидии на реализацию собственных программ по благоустройству за достижение лучших результатов в области социально-экономического развития.[47]

В области управления межбюджетными трансфертами существуют и другие проблемы. Но в данной главе мной были проанализированы именно те проблемы, которые чаще всего упоминаются в литературе и в периодических изданиях.

Ненадлежащее управление общественными финансами не является здесь главной причиной всех недостатков и проблем. Главной причиной, как было доказано во многих примерах, является отсутствие единого оптимального решения этих проблем. Решение каждой из этих проблем является очень непростой задачей. Поэтому реформирование этой области должно быть постоянным и последовательным. Практическая полезность проведенного анализа заключается в том, что на основе выявленных недостатков и причин их возникновения можно находить решения и пути реформирования данной сферы.

 

 

Заключение

В самом начале работы были даны определения понятиям «сбалансированность бюджетной системы» и «система межбюджетных трансфертов». Затем была найдена взаимосвязь между этими понятиями.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, сбалансированность является одним из принципов бюджетной системы. Это значит, что все нормы бюджетного законодательства и методы управления общественными финансами должны основываться на этом принципе и учитывать его. В работе было доказано, что система межбюджетных трансфертов, как один из основных элементов управления общественными финансами, не является исключением и в полной мере учитывает и базируется на данном принципе.

Основное внимание было уделено исследованию значения каждой формы межбюджетных трансфертов для обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов. Данное исследование показало огромную значимость каждой из форм межбюджетных трансфертов в обеспечении сбалансированности бюджетной системы.

Бюджетная система РФ характеризуется наличием регионов с разными уровнями налогового потенциала, разными климатическими условиями, регионы по-разному обогащены полезными ископаемыми. С помощью механизмов межбюджетных трансфертов, в особенности дотаций, обеспечивается горизонтальная сбалансированность бюджетов. Также финансовая помощь в виде межбюджетных трансфертов позволяет устранить вертикальную несбалансированность, которая возникает из-за превышения фактических расходных обязательств по отношению к бюджетной обеспеченности.

Считается, что сложившаяся в России система межбюджетных отношений, в частности система предоставления межбюджетных трансфертов, соответствует общепринятым в мире базовым требованиям. Несмотря на четкость структуры форм межбюджетных трансфертов, существует множество проблем в области практической реализации финансовой помощи регионам и муниципалитетам в форме межбюджетных трансфертов. В заключительной главе были показаны и проанализированы те проблемы в области распределения межбюджетных трансфертов, которые могут непосредственно влиять на сбалансированность бюджетов бюджетной системы. Поэтому анализ и выявление конкретных решений названных проблем будет темой моих дальнейших исследований в области межбюджетных отношений в Российской Федерации.

 

 


[1] Большая Российская Энциклопедия.

[2] Бюджетный Кодекс РФ. Статья 33. В редакция 2012 года

[3] Кузнецова Е.В. Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации: автореф. …канд. эконом. наук – Москва, 2012. – 24 с.

[4] Сбалансированность бюджетов. Электронный документ: https://www.market-pages.ru/budsyst/30.html Проверено 30.03.2013

[5] Бюджетный Кодекс РФ. Статья 131.1. В редакция 2013 года

[6] Интервью с А.Г. Силуановым. О проблемах обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ // Бюджет. – 2011.

[7] Бюджетный кодекс РФ. Статья 132.1. В редакции 2013 года.

[8] Бюджетный кодекс РФ. Статья 132.2. В редакции 2013 года.

[9] Программа «Основные направления бюджетной политики на 2012 года и на плановый период 2013 и 2014 годов». Утверждена Минфином РФ

[10] Там же.

[11] Реформу МВД профинансируют за счет регионов. [Электронный документ] https://lenta2012.ru/pulsblog/138896_reformu-mvd-profinansiruut-za-schet-regionov.aspx. Проверено 17.05.2012

[12] Минфин предлагает в 4,5 раза сократить количество субсидий регионам. [Электронный документ] https://news.bcetyt.ru/economy/minfin-rf-predlagaet-v-4-5-raza-sokratit-kolichestvo-subsidij-regionam.html. Проверено 17.05.2012

[13] За банкротство накажут отставкой. [Электронный документ] https://www.rg.ru/2012/04/20/regioni-site.html Проверено 18.05.2012

[14] Бюджетный кодекс РФ. Статья 133.1. В редакции 2013 года

[15] Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. №311-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

[16] Бюджетный кодекс РФ. Статья 135.1. В редакции 2013 года.

[17] Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года (Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 1123-р)

 

[18] Никифоров С.М. Местные бюджеты: ждать ли улучшения? // Бюджет - №12 – 2010.

[19] Источник: www.mos.ru

[20] Бюджетный кодекс РФ. Статья 130.2. В редакции 2013 года.

[21] Бюджетный кодекс РФ. Статья 130.3. В редакции 2013 года.

[22] Бюджетный кодекс РФ. Статья 130.4. В редакции 2013 года.

[23] Программа «Основные направления бюджетной политики в 2013-2015 гг.»

[24] Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ»

[25] Силуанов А.Г. Современная система межбюджетных отношений в Российской Федерации. Электронный документ: https://federalbook.ru/news/analitics/3.08.2009.html. Проверено 04.04.2013

[26] Взаимоотношение федерального бюджета с бюджетами других уровней бюджетной системы в 2010 году. Материалы с официального сайта Счетной Палаты Российской Федерации.

[27] Обоснование распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов Российской Федерации в 2011 году.

[28] Программа «Основные направления бюджетной политики на 2013-2015 гг.»

[29] Расходы федерального бюджета 2006-2011. Электронный документ https://info.minfin.ru/project_fb_rashod.php. Проверено 17.01.2012

[30] Максимушкина О.С. Межбюджетные отношения: от выравнивания к развитию // Бюджет. – 2011. Электронный документ: https://bujet.ru/article/185641.php Проверено 14.03.2013

[31] Правила формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации // Официальный сайт Министерства регионального развития РФ. https://pda.www.minregion.ru/press_office/news/2722.html Проверено 22.04.2013

[32] Там же

[33] Бюджетный кодекс РФ. Статья 31. В редакции 2013 года.

[34] [34] Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года (Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 1123-р)

[35] Бюллетень Счетной палаты №10. 2011 год//Материалы с официального сайта Счетной палаты РФ.

[36] Официальный сайт Министерства финансов РФ. https://info.minfin.ru

[37] Максимушкина О.С. Межбюджетные отношения: от выравнивания к развитию // Бюджет. – 2011. Электронный документ: https://bujet.ru/article/185641.php Проверено 14.03.2013

[38] Золотарев А., Синельников С., Трунин И. Бюджетный федерализм в России: проблемы, теория, опыт. – М. -453 с.

[39] Медведев Д.А. Увеличение доходов местных бюджетов должно учитывать уровень развития регионов. Электронный документ: https://www.podatinet.net/2012110128483/news/news/damedvedev-uvelichenie-dohodov-mestnyh-byudjetov-doljno-uchityvat-uroven-razvitiya-regionov.html Проверено 20.05.2013

[40] Лавров А.М. Руководство по управлению общественными финансами на региональном и муниципальном уровне. Т. 5. – 386 с.

[41] Программа развития бюджетного федерализм до 2005 г.

[42] Основные положения Кодекса лучшей практики в сфере управления региональными и муниципальными финансами. – М., 2003. 60 с.

[43] Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года (Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 1123-р)

[44] Межбюджетные отношения в ближайшей перспективе: https://bujet.ru/article/83766.php Электронный документ. Проверено 25.01.2012

[45] Барышников Н.Г., Самыгин Д.Ю. Роль бюджетов в субсидировании сельского хозяйства // Аудит и финансовый анализ. – 2010.

[46] Правительство Красноярского края «О проблемах совершенствования межбюджетных отношений» https://www.krskstate.ru/press/pressinter/0/doklad_id/126

[47] Клишина М. Субсидии местным бюджетам // Бюджет. – 2010. – С.70-73



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: