Неравномерность психического развития




Значение теоретических концепций Л.С. Выготского для специальной педагогики

Л.С. Выготский заложил теоретико‑методологическую базу дефектологии. Его научные концепции, созданные в 1920‑1930‑е гг., не потеряли актуальности и до настоящего времени. Наиболее важными для специальной педагогики являются следующие концепции Л.С. Выготского:

• Концепция о культурно‑историческом происхождении психики и формировании высших психических функций (ВПФ)

• Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии.

• Концепция о ведущей роли обучения в развитии.

Огромное значение для теории и практики специального образования имеют его идеи о системном строении любого дефекта и о наличии компенсаторных возможностей при различных отклонениях в развитии, о значении коллективных форм деятельности (учебной, игровой, трудовой) для становления личности аномального ребенка, о соотношении интеллекта и аффекта, о развитии мышления и речи и многие другие.

1. К онцепции о культурно‑историческом происхождении психики.

Путь формирования личности пролегает через усвоение и присвоение общественно‑исторического опыта, основанного на употреблении знаков и закрепленного в языке. В число знаков можно включить средства, которые ребенок использует в игре и продуктивной деятельности (предметы‑заместители, образные знаки), а также язык, буквы, цифры, схемы, формулы, чертежи.

По мнению Л.С. Выготского, уровень культурного развития (обусловленный социально)связан с развитием речи и знаково‑символической деятельностью ребенка, в результате чего происходит качественная перестройка психики и формируются высшие психические функции (ВПФ). К ВПФ можно отнести произвольное внимание, произвольную память, логическую память, словесно‑логическое мышление, анализирующее восприятие, осмысленную речь, творческое воображение, письменную речь. ВПФ не даны человеку от рождения, а являются, с одной стороны, продуктом его социализации, а с другой – обеспечивают его вхождение в социум и полноценную жизнь в обществе.

Исходя из теории культурно‑исторического происхождения психики, можно выделить два уровня развития психики: уровень натурального развития (обусловленный биологически) и уровень культурного развития (обусловленный социально), связанный с развитием речи и знаково‑символической деятельностью ребенка,

Для того чтобы ребенок развивался нормально, его организм должен быть биологически полноценным, должны быть сохранными все органы и системы, в первую очередь – центральная нервная система (ЦНС). Однако здоровый ребенок, оказавшийся в условиях социальной депривации (лишения полноценных контактов с матерью, дефицита информации и деятельности), начинает резко отставать в развитии. Пример тому так называемые «дети‑Маугли». Для полноценного психического развития необходимо общение с другими людьми и включение в различные виды деятельности, при этом важнейшее значение имеют социально‑педагогические условия. Понимание важности социального фактора является чрезвычайно важным для специальной педагогики.

 

2. К онцепция о закономерностях психического развития ребенка.

В концепции выделится как общие, так и специфические закономерности развития психики в норме и патологии.

В качестве общих закономерностей развития психики можно рассматривать следующие.

1. Интеграция (объединение) разрозненных вначале психических процессов в устойчивые и гибкие функциональные системы.

Л.С. Выготский считал, что до определенного момента мышление и речь развиваются параллельно и имеют разные генетические корни. Мышление уходит корнями в предметно‑практическую деятельность, а речь «вырастает» из общения. Примерно к двум годам линии развития мышления и речи переплетаются и начинает развиваться речемыслительная деятельность, т. е. происходит интеграция мышления и речи.

Все ВПФ опосредованы речью и формируются на основе интеграции (например, логическая память развивается на основе интеграции мышления, речи и памяти).

Неравномерность психического развития

Существует определенная последовательность в формировании ВПФ, и для каждой психической функции есть свой сензитивный период, когда она развивается наиболее интенсивно. Психическая функция, находящаяся в сензитивном периоде «подтягивает» за собой остальные.

Возраст от О до 3 лет – период бурного развития восприятия, которое выступает как один из базовых психических процессов.

От 1 года до 3 лет - непроизвольная память.

От 2 до 5 лет является сензитивным для развития речи.

От 3 до 7 лет развивается наглядно‑образное мышление и воображение.

После 10 лет происходит интенсивное развитие словесно‑логического мышления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: