1. Технологии социальной работы. Сравнение понятий. Павленов, Циткилов, Холостова, Кузнецова, Черницкая и др.
Представляется, что понятие "технология социальной работы" является родовым собирательным понятием. Во-первых, технология социальной работы является прикладной частью теории социальной работы, которая изучает и разрабатывает методологические основы формы, методы и средства взаимодействия и взаимодеятельности с человеком в проблеме по выявлению его способности и готовности к активному социальному функционированию, а также выработку и реализацию программ и конкретных мер восстановления его социальности.
Во-вторых, технологию социальной работы можно представить как установленную последовательность (алгоритм) деятельности по осуществлению функционирования всех личностных, инструментальных, методологических и методических средств деятельности с человеком в проблеме.
В-третьих, технология социальной работы-это управление процессом субъектно-объектно-субъектного взаимодействия с человеком в проблеме в данное время и в данном социальном пространстве.
В-четвертых, технологию социальной работы в самом общем понимании можно определить как человеческое знание в его продуктивном состоянии.
Следует заметить, что в материальной сфере человеческой жизнедеятельности использование технологий предполагает собой жесткую логику конкретных действий, осуществление которых сопряжено с получением намеченного результата.
Технология социальной работы - это иной, интегративный тип технологий, в котором органично соединены компоненты рационального и эмоционального, духовного и материального, действительного и возможного, исполнительского и творческого. Это ресурсонасыщенная технология.
|
С ее помощью можно активизировать как объект, так и субъект взаимодействия, интенсифицируя использование их творческого потенциала. Именно в процессе реализации технологий социальной работы происходит человекотворчество, т. е. выращивание нового образа мысли и действия человека в проблеме.
Технология (от греч. -искусство, мастерство, умение)- это совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки...1, продуманная система знаний, умений о том, как и каким образом цель воплощается в результат.
Технология социальной работы в самом общем понимании есть человеческое знание в его продуктивном состоянии. Следует заметить, что использование технологий предполагает собой жесткую логику конкретных действий, осуществление которых сопряжено с получением намеченного результата.
С их помощью можно активизировать как объект воздействия, так и субъект взаимодействия. В процессе взаимодействия происходит человекотворчество, т. е. выращивание "нового образа мысли", а значит и человека.
Технология социальной работы – последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов клиента и достижение выхода из трудной жизненной ситуации. Профессиональное мастерство – сочетание личностно-деловых качеств и свойств личности специалиста по социальной работе, а также его знаний и опыта. Индивидуальная техника – совокупность умений и навыков специалиста по социальной работе, которая необходима для эффективного сопровождения клиента в целях преодоления его трудной жизненной ситуации. В соответствии с подходом Е.И. Холостовой, признаками технологии социальной работы являются:
|
1. Разделение процесса оказания помощи клиенту на этапы, включающие конкретные формы и процедуры;
2. Поэтапная координация действий специалистов, направленных на достижение результата;
3. Однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.
Технология социальной работы реализуется на основании следующих принципов:
1. Профилактической направленности;
2. Предоставления государственных гарантий в сфере реализации технологий социальной работы;
3. Обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для всех категорий клиентов;
4. Последовательности всех видов технологий социальной работы;
5. Преемственности всех видов технологий социальной работы;
6. Ориентации технологии социальной работы на индивидуальные потребности клиентов;
7. Ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за результативность внедрения технологий социальной работы.