СИСТЕМА ЖАНРОВ ЧУВАШСКОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА




Трудовые песни возникли в процессе труда. Они задавали нужный ритм в телодвижении работающих в группе людей, помогали повышать результативность труда. Например, песни бурлаков, забойщиков свай состоят из слов как отдельных участников трудового процесса так и группы лиц. Они отражают настроение работающих. В песнях тех кто тянет канат, содержатся слова-пожелания, чтобы дело было прибыльно; в песнях тех кто строит мост, желание увидеть мост красивым и крепким, чтобы он радовал и соединял сердца людей. В песнях молотящих хлеб или отбивающих холст, мнущих кудель или валяющих сукно раскрывается трудовой процесс: как выращивается хлеб, ткется полотно, шьется одежда. В этих песнях отражаются мечты и чаяния чуваш.

Обрядовые песни – песни глубокой древности. Они делятся на две группы: песни обрядов, проводимых ежегодно и песни обрядов, проводимых ежедневно. Эти песни развивались параллельно с обрядами: связаны с землепашеством, скотоводством, охраной здоровья. Обряды были проникнуты суеверием, имели магическое значение, им подчинялись, их проводили, их соблюдали с целью облегчить жизнь. Обрядовые песни позже утратили свое магическое значение, стали лирическими песнями. Такие обряды проводились каждый год: рождество, масленица, сэрень (старинный весенний праздник, первоначально имитировавший изгнание злых духов из селения), троица, девичник стали толчком к появлению обрядовых песен.

Особое место занимают обрядовые песни в честь ребенка, его купания, крещения, игр, совершеннолетия, юбилеев и др.

Повседневные обрядовые песни связаны с обрядом проведения свадеб и обрядом поминания усопших. В свадебных песнях значительное место учуваш отводится красоте и трудолюбию невесты, ее характеру; процессу венчания, подаркам, благословению и т.д. Например, в благословении, в плаче невесты звучат различные чувства: грусть - тоска, шутки – смех, радость, пожелания крепкого здоровья, советы быть добрыми и трудолюбивыми. Сама свадьба учуваш – это хорошо поставленная многоактная опера, содержащая искусное исполнение различного содержания народных песен, искрометных танцев, исполняемых в сопровождении различных народных музыкальных инструментов.

Частушки дружки можно назвать импровизированной поэмой, выражающей эзоповым (иносказательным) языком значение свадьбы, настроение и мечты людей, помогающей сблизиться и породниться родственникам жениха и невесты. В частушках отражаются элементы трудовых дел в хозяйстве, успехи культуры и обычаи народа. В них встречаются и образы, напоминающие мифы и легенды, волшебные сказки, также в частушках широко используются иносказания, загадки, считалки, красивые и образные обороты и выражения, диалоги и т.п.

Свадебные песни агитируют играть свадьбу хорошо и весело, подчеркивают большое значение свадебного обряда для молодой семьи, рассказывают о надеждах молодой пары на счастливую жизнь. В песнях поется о том, что молодые должны быть здоровыми, высокими, красивыми, трудолюбивыми. В песне дружки и друзей жениха жених всегда красивый, трудолюбивый, добрый, он мечтает разумно вести хозяйство. В песнях подруг невесты невеста – умелица (“Если возьмется, железо обломает; если ударит ногой, может гору разрушить; из трех зерен сшила рубашку”). В свадебных песнях высмеиваются жених и невеста и жители деревни: жених мечтал о светлой и высокой невесте, а достается ему черненькая. В песнях подруг невесты жених старый и ленивый, неопрятный. Порицали и вдовцов. Есть в свадебных песнях и куплеты, характеризующие невесту неумехой (“Пошла нарвать капустных листьев, а принесла лопух”). Этими озорными и шутливыми песнями народная мудрость учит молодых быть трудолюбивыми, жить в мире и согласии.

Плач невесты – самая грустная песня среди свадебных песен. В этих песнях невеста сетует на то, что выдают ее замуж рано или за нелюбимого, что ей предстоит разлука с отцом - матерью, сотчим домом, с подругами, жить предстоит в чужом доме, а свою жизнь в семье будущего мужа представляет горестной и тяжелой. Просит жениха почитать ее, уважать.

В поминальных песнях родственники горюют об усопшем, образно сравнивая явления живой и неживой природы, поют о невозможности возврата покойного родственника к живым (“Не вернуться, алея, как утренняя заря, краснея как ясное солнышко, весело щебеча, как ласточка”).

Песни о старинном укладе жизни, о социальной несправедливости, частушки, баллады менее тесно связаны с обрядовыми песнями. Поэтому в них больше народной философии и чувства красоты, выразившиеся в мечтах о хорошей жизни и счастливом будущем. Среди повседневных обрядовых песен самую большую группу составляют лирические песни застолья, очень красивые, богатые по содержанию и идее. Песни, исполняемые на пирах, - это гимны труду земледельца, размышления о смысле жизни. В них умение ходить за сохой, пахать, сеять считается фундаментом и стержнем жизни, содержится совет заниматься земледелием вместе с народом, а молодежи – продолжать это дело.

Гости славят старых: за то, что долго живут, за то, что трудятся, за то, что хозяйство ведут, за то, что род прибавляется, за то, что дают молодым мудрое наставление беречь честь рода. Поют о своей мечте вырастить детей, благодарят хозяев дома и их родственников за гостеприимство, приглашают к себе в гости. Такое общение людей между собой помогало им преодолевать и легче переносить жизненные невзгоды, беречь честь, жить дружно.В песнях посиделок (улах) хорошо отражается настроение молодежи. На посиделках молодые девушки и парни рукодельничали (девушки), веселились, смеялись, знакомились. Парень в представлении девушки должен быть хорошо одетым, добрым, красивым. Если парень добрый, то и девушка довольна. Когда девушка в разлуке со своим парнем, то у нее душа горит, она не знает, как унять тоску. Девушкам не нравятся те парни, которые легкомысленно относятся к жизни и любви, неаккуратны и ленивы. Парни тоже ищут себе в подруги красивых девушек, наблюдают за ними на посиделках, мечтают взять их в жены.

Хороводные (игровые) песни очень звучны и мелодичны, говорят о высокой эстетической и нравственной, музыкальной культуре народа. В этих песнях молодежь радуется пробуждению природы, приходу красивой весенней поры, наступлению времени праздников. По вечерам девушки выходили на улицу и вызывали специальной песней друзей и подруг на хороводные гуляния и игры.

Таким образом, рассмотренная нами жанровая система и характеристика чувашского музыкального фольклора позволяет увидеть предназначенность его как для детей так и для взрослых. И если взрослый фольклор на уроке музыки и внеклассных праздниках более всего будет предлагаться детям для слушания-восприятия, или знакомства, то детский фольклор (рожденный самими детьми – игры, считалки, и т.д.; созданные для детей) мы будем использовать в музыкально-исполнительской деятельности.

Детские песни, как правило, связаны с играми, хороводами. Это своеобразные игры-состязания с танцевальными движениями, с импровизацией, так характерной для настоящего народного искусства – это было в обычаях, в традициях народа. В них наиболее ярко отражены национальные особенности и комплексность выражения национального характера: слово, музыка, действие. С пед позиций ценность игры в их коллективности, в том, что они восп чувство красоты, гордости за эту красоту.

Одним из ярких праздников не только для взрослых, но особенно для детей была свадьба как обряд, в котором песни, танцы, игры исп всеми. Дети выпрашивали в песнях выкуп за невесту, и, благ присутствию на свадьбе детей атмосфера была особенной – празднично-игровой, с шутками, потешками. При этом дети пели свои песни, импровизируя на ходу действия. А взрослые подбадривали их, поощрмаленькподарками.

Сфера применения традиционного детского фольклора не ограничивалось лишь детским окружением. Издавна у чуваш была своя народная система музыкального воспитания, которая прежде всего предполагала ранее приобщение детей к песенному богатству чувашского народа. Это закладывалось в семье, где, как правило, все пели и песня была своего рода нравственным началом становления человека.

Известные семь заповедей воспитания учуваш удивительно зафиксированы в народных песнях, которые окружают детей с самого раннего возраста. Среди них те, что исполняются самими детьми, то есть собственно детский фольклор и то, что передают, внушают взрослые, но не как прямо направленные педагогические воздействия, а в музыкальной форме. Тема трудолюбия, здоровья, ума, дружбы, доброты, честности, целомудрия звучат во многих народных песнях. Труд как деятельность часто носил коллективный характер, поэтому его начало и завершение обставлялись торжественно, с художественным оформлением (одежда, песня, драматургия). Зазывные песни «Нимене» («На помочь») в детской художественной среде звучат в исполнении как взрослых, так и детей.

Много песен о здоровье.Есть немало песен, в которых специально говорится об уме, о нравственности. Песни неоценимы в умственном воспитании подрастающего поколения: с одной стороны, они призывают к овладению богатым интеллектуальным опытом трудящихся, а с другой, представляют материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об окружающей действительности.Главной темой застольных песен было родство людей, дружба навеки, и это позволило человеку чувствовать себя защищенным и одновременно сильным.

этнограф В.А. Мошков в своих произведениях о народах Поволжья писал, что чуваши, как ему кажется, - один из самых музыкальных народов. Изчуваш ему не доводилось встретить ни одного человека, который не пел бы своих родных песен

Поэтому одним из главных художественных достоинств чувашского народа являются народные песни, манера их исполнения, народные музыкальные традиции. А народные музыкальные традиции чуваши старательно передают из поколения в поколение, как культурную память народа. Песни своей деревни, своих родителей – это верное средство познания жизни: они отражают жизнь во всех ее проявлениях, но одновременно воздействуют на жизнь, изменяя ее, - это одна из главных черт народного искусства вообще, идея преображения мира. Эта функция музыки, понимаемая еще с древнейших времен, ее воспитательное значение и брались за основу в народной системе музыкального воспитания.

Песни, как уже было сказано выше, - эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т.п.В песне ум и поэзия ставятся рядом: «Не петь - так кровь свернется, не говорить – так язык станет тупым», - пели крестьяне. Песня поднимает бодрость духа. Ее питает и нар мудрость,.

Особое место в воспитании подрастающего поколения занимают собственно молодежные песни – хороводные и плач невесты. Редко хороводные песни исполнялись в помещении, они пелись на лугу или опушке леса, сопровождались танцами, плавными движениями. В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют и укрепляют легкие: «Чтобы громко петь, надо иметь сильные легкие», «Звонкая песня расширяет грудь», т.е. сами слова песен, и условия, и характер их исполнения способствовали укреплению здоровья, развитию трудолюбия.

В плаче чувашской невесты обязательно должно было быть свое, сокровенное, выражающее личные переживания исполнительницы. В течение многих часов девушка, не повторяясь, пела о своей жизни. Этот плач на свадьбах слышали и дети, и он производил на них незабываемое впечатление. К такому самостоятельному творчеству готовила девушка себя с малых лет, в детстве – в играх (речитативы, игровые прелюдии, песенки), затем – на посиделках, в хороводе и т.д.

При всем многообразии средств нар педагогики Песня занимает особое место. Ее поют все от мала до велика. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Она сопровождает человека от рождения до смерти. Воздействуя на чувства человека, она одновременно влияет на его сознание и поведение. Вот почему ее с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам нар пед.

Чувство любви к земле, на которой живет человек, желание сделать ее еще лучше и краше, чувство принадлежности к определенной группе людей, к своему народу воспитывает народная музыка.чуваши не питали к людям других национальностей враждебных чувств, не ставили свой народ превыше др. Историческое прошлое чувашского народа, его активная роль в истории отражена в исторических песнях,

Пример еще одного жанра устного музыкально-поэтического творчества чуваш – частушек, убедительное подтверждение взаимовлияний в фольклоре разных народов.Частушка – импровизация на злобу дня, отражение мгновенных жизненных ситуаций. Место исполнения, посиделки, нар праздники. исполнения в движении (в танце), ритмического подыгрывания (на ударных инстр).: почти всегда это четверостишие. «такмак» также параллелизм как общую черту в частушках разных нар, где, к примеру, из 4-х строк 1-2 – о природе, 3-4 – из жизни; или 1-2 строки – о предметах быта, 3-4 – из жизни человека.

У детей на слуху были эти песни, хотя они их не пели. Высокие нравственные примеры отношений старших к родным и близким были всегда для детей облагорожены поэтическим содержанием песен Для детей особенно привлекательными были песни, «отличительными признаками которых является забавность, ритмичность, увлекательность, … веселые, задорные, шуточные песни: народ даже в тяжелых условиях жизни оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от общественных бедствий и социального зла» детскому фольклору относится не только то, что бытует в детской среде, но и муз-поэтические жанры, исполняемые взрослыми, предназначенные для детского слушания. Они исполняются при укачивании в люльке младенца – колыбельные; развлечении ребенка и игре с ним – потешки, прибаутки занимательные, стихи при приеме пищи; очень много заимствований из фольклора взрослых, бытующие в детской среде и входящие в их устно-поэтический репертуар; Но есть еще творчество самих детей – считалки, дразнилки, заклички, приговорки и т.д. Все это составляет их музыкальный репертуар, и исполняется, как правило, только самими детьми.

чувашский детский фольклор делится на различные жанры:

- колыбельная поэзия предназначена для убаюкивания ребенка. Образцы этого жанра характеризуют тихое и спокойное звучание, узкий диапазон, многократно повторяющийся короткий напев, обусловленные практическим действием и приобретают худ образность, которая сост эстетическую ценность. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет мать.Назначение колыбельных песен убаюкать, ребенка. Творцами колыбельных преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей.Большинство раскрывает огромную силу материнской любви.одновр внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе ухода за ребенком, т.е. стимулируют самовоспитание; особенно это важно, когда за маленькими детьми присматривают дети постарше. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова пробуждает их душу и сердце, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий. Колыбельная - величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том возрасте, когда ребенок - еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых не выживет.Колыбпоткр ребенку мир. мать рассказывала о Родине, важности труда, в поэтической форме, без нравоучения Основное содержание колыбельных - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем.

- пестушки и потешки.. получили название от слова пестовать - нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании.веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение.Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка. В этих играх часто присутствует и педагогическое - наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии.Потешки, которыми пользовались старшие, забавляя и успокаивания маленьких детей, интересны не только тем, что рано пробуждает у них трудовой интерес. В них, настойчиво проводится мысль о первостепенной важности труда в жизни. Превыше всего – труд, и самый маленький ребенок должен это понимать. Мешать работающему –недостойный поступок. В потешках в занимательной форме рассказывали детям о видах труда отбеливании холста, охоте и о мндр

- календарная поэзия. Произведения этого жанра тесным образом связаны с бытом и обычаями чуваш, так как с давних пор считали, именно детская невинность и чистота способны воздействовать на силу природы;

- заклички-приговорки. Самый распространенный жанр детского фольклора. Заклички – стихотворное обращение детей к разлявл природы: солнцу, дождю, приговорки – животным и растениям.обусловило преобладание в напевах интонаций зова, клича. Заклички особенно полно раскрывают возможности детского голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность.

- повседневные стихи-песни предназначались для развития у детей слуховой памяти. Дети выучивали их наизусть и декламировали как во время игр, так и вне детского коллектива;

- игровые.имели связь в подготовке молодого поколения к взрослой жизни. Здесь синтез слова, движения и музыки.способствовали трудовому, умственному, нравственному и физическому воспитанию подрастающего поколения;

- дразнилки, шутилки. дети критикуют ленивых, нечистоплотных и жадных: Дети нередко пользуются дразнилками. Это своебразная форма детской сатиры, в которой высмеив обидчик или каприз ребенок, неподч правилам игры.Содерж смешное. дразнилки оформлялись прост мел, т.е. по характеру были близки к шуточным песням.

-скороговорки. исп при помощи трудно выговариваемых словосочетаний:

Чувашский д ф интересен и доступен для юн возр. тесную связь с детпоэзии с обрядами взросл и молодежи, мн тексты имеют архаичную форму стиха – речитативную. Наследие, пройдя через века и сохранив архаичные черты, проявляет себя на уровне детской игры.детский фольклор - специфическая область нар творчества, объединяющий мир детей и мир взрослых, вкл ц систему жанров фольклора.

Некот категории песен рассч на конкр возраст гр, большинство не могут резко разграничены по возр. имеют «любимый возраст»: девушки пятн-двадц л поют ст песен, сколько не спели до и не споют до конца.В песнях присутствует педагог идея, образ-воспфункц. Поэтому речь только о преимисполнтех в том или ин возр. Отрочество -Мл подростки поют песни раннего детства, ст - песни юности. Особ увлекаются мальчики богатыр песнями воинов, повстанцев, разбойников и т.п. Девочек интересуют посиделочные и хоровод.и у подростков есть своя поэзия - жеребьевки, скороговорки, считалки, дразнилки. В считалках строго соблюдаются созвучия и ритм, худож функция их - именно в своеобразной игре словом и ритмом, для которых характерна бойкость и красочность. При исполнении считалок дети оформляют их простейшей мелодией, а порою используют мелодию известной детской песни.Во мн песнях подростков воспеваются трудолюбие, смелость, храбрость, решительность.Среди подросткового возраста более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни: народ даже в тяжелых условиях жизни оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от общественных бедствий и социального зла, недоступных детскому сознанию.это не означает, что в репертуаре подростков отсутствовали песни с серьезным содержанием, прививающие детям моральные убеждения, вызывающие чувство жалости и сочувствия, желание помочь в беде, призывающие к борьбе за свободу и чел достоинство.Пед идея в пес реп подростков более явно, нежели маленьких и старших.сказалось понимание нар педагогами трудностей подрост возраста как переходн.Сегодня исп чуваш муз фольклора на уроках часто. Пение, родное слово, игра на муз инструментах, нац костюм, игровые и танц элементы - используется комплексно, обогащая кругозор детей.Сейчас в Чувашии большое количество фольклколл. в городах и селах, в местах с сохрместн пес трад



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: