Определенный опыт подготовки резерва управленческих кадров накоплен в Японии. Особый интерес представляет анализ деятельности Школы государственного управления и промышленного менеджмента в городе Тигасаки. Выпускникам этой школы предназначено стать политическими и экономическими лидерами Японии в XXI в., т. е. речь идет о подготовке резерва кадров для занятия высших должностей в государстве в стратегической перспективе. Выпускники школы, по мнению ее ректора Ютаки Хисакадо, станут "осуществлять руководство политикой, экономикой, идеологией, культурой таким образом, чтобы все это соответствовало предназначению Японии главенствовать над миром"[10].
Учатся в школе физически здоровые мужчины не старше 25 лет, уже получившие образование в объеме университета или колледжа и имеющие стаж практической деятельности. При отборе учащихся учитываются их личные качества и жизненные устремления, склонность к карьере. Все они выходцы из верхнего слоя общества: сыновья президентов крупных фирм, губернаторов, депутатов парламента.
В школе нет обязательных теоретических дисциплин. Слушатели изучают теорию самостоятельно, поскольку они уже имеют высшее образование. В этой связи на первом курсе их учат методам самостоятельного приобретения знаний. Такой способ приобщения к теоретическим знаниям можно признать весьма рациональным. Научившись самостоятельной работе с литературой, выпускники школы смогут регулярно обновлять свой теоретический багаж.
Для ведения занятий по практической политике, конкретной экономике, идеологии приглашаются руководители политических партий, в первую очередь правящей, президенты фирм и банков, министры, известнейшие журналисты. Чтобы слушатели привыкали к атмосфере международных конференций, лекции и семинары проводятся в помещении с круглым столом, телекамерами и микрофонами.
|
Слушатели занимаются также традиционной японской каллиграфией, постигают тайны чайной церемонии, тонкости икебаны.
Физическое воспитание – один из двух обязательных предметов. Физическому воспитанию отводится ежедневно 90 минут, кроме этого обязательна ежедневная физзарядка. Лидер – будь то премьер-министр или глава корпорации – должен обладать крепким здоровьем, выносливостью.
Другой обязательный предмет – английский язык. Как считают руководители школы, управлять страной, являющейся мировым экономическим гигантом, невозможно без знания иностранного языка.
Учебный процесс в школе отвечает ее назначению – готовить деятелей крупного масштаба. Их подготовка может быть только строго индивидуальной, "поштучной". На это в школе не жалеют ни денег, ни времени, ни сил.
Слушателю, прочащему себя, скажем, в партийные лидеры, индивидуальные консультации дает генеральный секретарь правящей в Японии партии. Этот слушатель получает командировку в Европу, чтобы узнать о деятельности, например, английских консерваторов непосредственно от председателя партии тори, а о тактике французских социалистов – от первого секретаря Французской социалистической партии.
Будущему президенту банка лекции читают министр финансов Японии и глава Японской торгово-промышленной палаты. Для семинарских занятий стараются пригласить одного из директоров Международного валютного фонда или члена Совета управляющих Международного банка реконструкции и развития.
|
Практику слушатели школы проходят в компаниях, стоящих на грани банкротства, но с явной тенденцией выхода из кризиса.
Подводя итоги деятельности Школы государственного управления и промышленного менеджмента по подготовке кадров высшего эшелона, намеревающегося руководить Японией в будущем, можно отметить, что такой опыт подготовки будущих политических и экономических лидеров представляет интерес и для России, где растет спрос на высокопрофессиональные управленческие кадры во всех структурах государственной службы, формируется новая система подготовки кадров для органов государственной власти и управления.
Заключение
В России формирование новой системы работы с кадровым резервом еще не завершено, сделаны лишь первые шаги по ее становлению, приняты основные нормативно-правовые акты, ведомственные положения, регламентирующие порядок комплектования, требования к подбору кандидатов в состав кадрового резерва, формы и методы подготовки "резервистов", обязанности должностных лиц, ответственных за работу с резервом кадров.
Анализ показал, что институт резерва кадров используется еще недостаточно. Не во всех министерствах и ведомствах утверждены положения, определяющие порядок работы с резервом кадров. России необходим единый для федерального и регионального уровня механизм эффективного использования кадрового резерва.
Губернатором Ставропольского края А.Л. Черногоровым уделяется должное внимание подготовки кадров нового поколения. Развивается сеть филиалов СКАГС. Апробируется система ориентации молодежи уже в школах. К сожалению, на местах не все руководители воспринимают озабоченность губернатора в полной мере.
|
Список используемой литературы
1. Афанасьев М.Н. Правящая элита и государственность посттоталитарной России. Москва – 1996 г.
2. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. РАГС 1998 г.
3. Конституция Российской Федерации Москва – 1993 г.
4. Малахова Г.Н. Лекция №2 для слушателей СПО.
5. «Новые законы и нормативные акты» приложение к «Российской газете» май 1992 г.
6. Положение о формировании и работе с кадровым резервом в системе Госатомнадзора России, утвержденное 9 августа 1994 г.
7. Собрание актов Президент и Правительства Российской Федерации. 1993. № 3.
8. Указ Президента РФ от 30 января 1996 г. "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы"
9. Федеральный Закон №119-ФЗ 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».
10. Цветов В. Я. Пятнадцатый камень сада Реандш. Москва 1986 г.
[1] Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. РАГС 1998 г. стр. 280
[2] Малахова Г.Н. Лекция №2 для слушателей СПО.
[3] Федеральный Закон №119-ФЗ 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» ст. 9
[4] «Новые законы и нормативные акты» приложение к «Российской газете» май 1992 г.
[5] Собрание актов Президент и Правительства Российской Федерации. 1993. № 3. Ст. 2108.
[6] Федеральный Закон №119-ФЗ 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».
[7] Указ Президента РФ от 30 января 1996 г. "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы"
[8] Например, Положение о формировании и работе с кадровым резервом в системе Госатомнадзора России, утвержденное 9 августа 1994 г.
[9] Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. РАГС 1998 г. стр. 288
[10] См.: Цветов В. Я. Пятнадцатый камень сада Реандш. М., 1986. С. 204 - 217.