Феномен этноидентичности




Самоидентификация древних евреев

 

 

Составила: студентка III курса ВКСПН

Гатаулина Евгения

Проверила: Цепулина Наталья Евгеньевна

Ижевск 2006


Введение

 

Каждый народ имеет свою культуру. Культура – это живой развивающийся организм. У каждой культуры – своя судьба, своя логика развития, свое представление о должном и недолжном, свой идеал святости. Уникальность культуре придает ее душа. «Гештальт» - это прасимвол, «душа» каждой культуры (по определению Освальда Шпенглера). Именно он определяет весь строй, всю ткань культуры. Пока она молода, все ее аспекты подчиняются гештальту. Развиваясь, культура стареет, жизненной энергии становится все меньше и душа умирает. Умирая, народ уносит с собой душу и изучить, познать ее становится невозможным. Изучение умершей культуры – это изучение лишь ее формы, но не духа. В связи с этим для меня представляет глубокий интерес история еврейского народа, длящаяся вот уже четыре тысячи лет. В чем его исключительность, особость, какова его роль в истории человечества. Мир привык относиться к евреям, как к нации, которая имела в древности свое государство и оставила свою летопись в виде Библии; ушла сглаз людских на многие столетия; вновь возникла лишь для того, чтобы угодить в нацистскую бойню; и, наконец, создала свое государство, противоречивое и осажденное. Однако все это лишь самые яркие эпизоды. На самом деле история евреев гораздо глубже и многогранней. Я в своей работе исследую только древний этап их истории. Евреи идентифицировали себя ранее, чем почти все существующие на сегодня народы. Они сохранили ее среди ужасающих бедствий вплоть до настоящего времени. Откуда эта невероятная стойкость? В чем сила всепоглощающей идеи, вдохновляющей евреев и обеспечившей их однородность? Коренится она в их природной устойчивости или в их умении приспосабливаться, а может быть в сочетании того и другого?

Евреи внедрились во многие общества. Изучать историю евреев – почти все равно что изучать всемирную историю, но при этом рассматривает ее под специфическим углом зрения. Это будет всемирная история глазами просвещенной и понимающей жертвы. Поэтому попытка охватить историю глазами евреев равносильна к какой-то мере самопознанию. На это обратил внимание Дитрих Бонхоффер, когда находился в нацистской тюрьме. «Мы научились,- писал он в 1942 г., - видеть великие события всемирной истории как бы снизу, с позиции тех, кто был отвергнут, находился под подозрением, подвергался дурному обращению, был безвластен, угнетен и презираем, короче, тех, кто страдал»¹. И опыт этого видения он счел бесценным.

Пытаясь понять этот народ, его стойкость и исключительность, я столкнулась с другой важной, касающейся и меня лично проблемой, с важным вопросом – для чего живет человечество? Есть ли у него великое предназначение или его история в моральном плане не ушла далеко от истории муравьев? Ни один народ в мире не стоял так твердо, как евреи, на том, что у истории есть цель, а у человечества – судьба. Еще в самом начале своего коллективного бытия они верили, что ими найден заданный свыше путь рода человеческого, поводырем для коего должно послужить их общество. Причем роль свою они проработали удивительно подробно и героически держались за нее перед лицом неимоверных страданий. Многие из них веруют в нее до сих пор. У других она трансформировалась в нечто подобное желанию Прометея даровать людям прогресс силами и средствами самих людей. Взгляд евреев стал прообразом многих великих мечтаний человечества, преисполненных надежд и на Провидение и на Человека. Поэтому евреи оказались в самом центре вечной, неиссякающей попытки дать человеческой жизни достоинство цели.

Целью своей работы я ставлю определить истоки и сущность объединяющей евреев на протяжении тысячелетий идеи, которая позволила им сохранить свою самоидентичность и сыграть значительную роль в истории всего человечества.

Для этого мне необходимо решить ряд задач. Во-первых, дать определение феномену самоидентичности народа. Во-вторых, изучить происхождение древних евреев на основе реальных исторических фактов. В-третьих, дать анализ этой истории согласно Библии, то есть как она нашла отражение в сознании самих евреев. В-четвертых, раскрыть понятие «богоизбранности» еврейского народа и проследить его формирование. В-пятых, я считаю важным определить значение Библии для еврейского народа и для человечества в целом как основного источника идей, легших в основу мировоззрения евреев. Я также включила в свою работу небольшую главу об отношении еврейской диаспоры на древнем этапе с другими народами, которое свидетельствует о зарождении неприязни к этому народу еще в древности.

В своей работе я пользовалась рядом книг по истории еврейского народа.

В 1908 году после основания Еврейского историко-этнографического общества исследование еврейской истории приобрело новый размах. Но в конце 1920-30-х годов вся эта научно-историческая деятельность была прекращена, что сказалось на развитии научно-исследовательской терминологии и приобщении к достижениям еврейского исторического исследования. В 1940-е годы два решающих события в жизни еврейского народа – страшная катастрофа европейского еврейства и воссоздание государства Израиль – вновь пробудили интерес к еврейской истории и привели к углублению исследовательской деятельности в этой области. Во всем мире были основаны новые институты по исследованию еврейской истории, открыты отделения по иудаике в десятках университетов в США, Англии, Франции и Германии (не говоря уж об Израиле).

«История еврейского народа» под редакцией Эттингера – плод сотрудничества ряда исследователей. Общий обзор истории еврейского народа со времен его зарождения – явление необычное. Впервые с 1930-х годов группа профессоров Иерусалимского университета осуществила задачу создания сводного тома еврейской истории, подытожившего научные исследования последних десятилетий. Это история народа, к которой объединяющее начало преодолевает тенденцию дробления, несмотря на рассеяние в разных странах и включение в политическую, экономическую и культурную жизнь этих стран. В оригинале книга написана на иврите (она вышла в свет в трех томах на иврите в 1969-1970 гг. в издательстве «Двир»). Каждый из авторов придерживается своих воззрений и составил свой раздел в соответствии со своим историческим подходом. Несмотря на все различия, авторы этого труда сходятся в своих взглядах в том, что они усматривают в еврейской истории – с ее первейших этапов и по сей день – целостность, неделимую даже в разнообразии исторических процессов.

О единстве еврейской истории и ее преемственности свидетельствуют основные исторические факты: воссоздание еврейского государства на древней родине нации, после двух тысяч лет изгнания и рассеяния; жизнь еврейской диаспоры в различных цивилизациях – эллинистической, римской, арабской и европейской; проявление всеобщей еврейской солидарности со времен Филона Александрийского и до огромного энтузиазма, охватившего всех без исключения евреев во всем мире, в момент, когда угрожала опасность самому существованию государства Израиль накануне Шестидневной войны.

Книга английского историка и журналиста Пола Джонсона «История евреев» считается одной из лучших работ, посвященных тысячелетней истории еврейского народа – от библейской эпохи до наших дней. Книга выгодно отличается от столь часто встречающихся тенденциозных работ на эту сложную тему. Автор на обширном историческом материале делает достаточно взвешенные и объективные выводы, касающиеся в конечном счете не только роли и значения евреев в мировой истории, но и вопросов о смысле существования всего человечества. Он подводит читателя к ответу на вопрос, который задавали себе все поколения людей: для чего мы существуем на земле и является ли наша история всего лишь бессмысленной суммой событий.

Огромное значение в моей работе имеет книга «От Авраама до современности» под редакцией Д.Фишмана, Б. Высоцки. Эта книга представляет собой результат исследований ведущих современных американских, израильских и российских специалистов по древней, средневековой, новой и новейшей еврейской истории, этнической истории евреев, истории советского еврейства, библеистике, средневековой и современной еврейской философии, средневековой еврейской литературы, включая раввинистическую и светскую, а также новой еврейской культуры на различных языках. В ней представлены научные школы и новейшие тенденции в области иудаики – изучении еврейской истории и литературы.

Для глубокого понимания религии еврейского народа – иудаизма –мне помогла книга Пилкингтон С.М. «Иудаизм». Она настолько хорошо знает жизнь еврейской общины, что с ее помощью читатель начинает понимать: для евреев религия – это часть личности. Пилкингтон знакомит читателя с истоками иудаизма, с его развитием, с важнейшим традициями, обрядами и праздниками, как они проходят в домах верующих и в синагоге.

Интересную информацию я почерпнула из книг русских историков начала двадцатого века. Первая книга И. Никольского «Древний Израиль». Как написано в предисловии, характер предлагаемых очерков определился той задачей, которую они себе ставят: дать широкую популяризацию истории Израиля в научном освещении, свободном от каких бы то ни было конфессиональных тенденций. Исходя из указанной задачи автор выбрал форму эпизодических рассказав, ибо системное изложение процесса истории Израиля повлекло бы необходимость в детальных исследованиях, которое лишило бы книгу общедоступности. Для увеличения наглядности книга снабжена рисунками, дающими археологический, географический и художественный материал.

Вторая книга - «Евреи в древности и в средние века» 1922 года. Настоящие очерки должны были войти в предполагающуюся к изданию серию монографий разных авторов по истории евреев в отдельных странах. Эта книга рассматривает основные моменты истории экономического и общественного развития израильского народа в доэллинистическую эпоху, взаимоотношения Иудеи и Эллады, а также историю евреев в римскую эпоху и в средние века.

Помимо книг, непосредственно касающихся истории еврейского народа, в своей работе я также использовала учебники по этнологии. Учебное пособие Лурье С.В. включает в себя подробный обзор основных этнологических концепций. Приоритетное внимание в нем уделяется тем разделам этнологии, которые касаются механизмов функционирования этносов, объяснению процессов их самоорганизации и адаптации к меняющейся природной и социокультурной среде, а также специфике применения этнологических подходов в исторических исследованиях. В курсе лекций Крысько В.Г. «Этнопсихология и межнациональные отношения» раскрывается психологическое своеобразие межнациональных различий и отношений, показывается их происхождение и специфика. В другой книге этого автора «Этническая психология» большое внимание уделяется психологическим особенностям различных этнических общностей, их сравнительной характеристике, психологии семейных отношений в различных этносах, а также специфике межэтнических конфликтов.

Источником в моей работе является сочинение Иосифа Флавия «Иудейские древности» в двух томах. Иосиф Флавий – один из наиболее образованных людей свого времени, а жил он в Иудее и Риме в первом веке по Рождеству Христову, т.е. почти две тысяч лет назад. Флавий известен всему миру как автор двух выдающихся произведений: «Иудейские войны» и «Иудейские древности». «Иудейские древности» - почти единственный источник по истории еврейского народа начиная с эпохи Маккавеев и до завоевания Иерусалима римлянами. Здесь содержатся также ценнейшие материалы по истории возникновения христианства, римской и греческой истории. Повествование Флавия восполняет пробел между книгами Ветхого и Нового Заветов, представляя собой ценнейшее свидетельство современника Христа. В книге использованы гравюры на дереве из иллюстраций к Библии известного художника XIX века Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда.

Феномен этноидентичности

 

Поиск причинно следственных связей в историческом развитии человечества выводит и на осмысление его этнической истории. Я имею ввиду анализ общего и особенного в процессах этногенеза(происхождения, зарождения) и дальнейшей этнической истории (функционирования и исчезновения) основного уровня этнической структуры человечества – этносов, или народов (в этнокультурном смысле).

В современном мире налицо противоположные тенденции во взаимоотношениях между нациями. Глобализация, с одной стороны, казалось бы, создает условия для открытия и расширения масштабов представительства этнонациональных ресурсов в мире, а с другой – процесс глобализации начинает парализовать, уничтожать самобытность этнонациональной общности и человека. Поэтому я считаю актуальным на сегодняшний день вопрос о сущности нации, ее общности, месте и роли в развитии всего человечества. «Человеческая история – это история не только государства, выдающихся личностей и идей, но также история народов-этносов, которые образуют государство, выдвигают из своей среды выдающихся деятелей, создают культуры и языки, трудятся и воюют, делают великие и малые изобретения, совершают героические подвиги и трагические ошибки»². И при этом люди осознают себя представителями одной этнокультурной исторической общности, вырабатывают общие ценности и идеи, мощный потенциал этнической солидарности и мобилизации. Соответственно этнос-нация – это мощная социальная, мобилизационная и духовная система. Каждая личность тут привязана к другой, своего рода этническими нитями и связями исторического, духовного характера.

Мне же интересно проанализировать истоки самосознания этноса, его самоидентификации. Принадлежность к какой-либо группе, осознание ее – один из самых древних примеров проявления общественного сознания людей. На заре человеческой истории сложились объединения, ставшие прообразом будущих этносов, - роды. Чувства родовой общности, принадлежности к определенному роду – это самые простые и в то же время очень глубинные человеческие чувства. Всякая общность людей, любые отношения между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохраняется феномен «мы», т.е. пока все люди считают себя принадлежащими к данной нации, идентифицируют себя с ней. «Мы» есть не что иное, как отражение в сознании конкретной социальной общности факта объективных условий сосуществования ее представителей. Для устойчивости феномена «мы» неизбежно должен существовать феномен «они», т.е. другой народ, непохожий, отличающийся от нас существенно, зримо, выпукло, а потому остающийся непонятным. Именно осознание того, что есть «они», в свою очередь порождает стремление отделиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы».

В результате этих исторических и психологических процессов и образуется этнос. Этнос – (от греч. Ethnos – племя, группа, народ) исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознанием. Национальное самосознание представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений. Национальное самосознание выражает содержание, уровень и особенности представления членов нации:

О своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей;

Национальных ценностях и интересах;

Истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития;

Месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.

Любой этнос проявляет себя как сложная социальная система. Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни. Однако в результате миграций, вызванных различными историческими причинами, территория расселения этноса не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. Это в полной мере относится к евреям. Еврейская история охватывает не только огромный период времени, но и колоссальное пространство.

Остановимся поподробнее на таком феномене, как самосознание народа и его зарождение.

Среди исследователей распространены различные, порой взаимоисключающие концепции природы этнических общностей, причинно-следственных связей и факторов их возникновения, функционирования и исчезновения. Это определяет разногласия в выявлении и описании их специфики и отличий от других социальных общностей. Источник подобных расхождений нужно искать в плоскости относительно слабой, из-за междисциплинарного характера, теоретической и фактологической разработанности проблемы. Но эти расхождения могут быть следствием явной актуализации феномена этничности в XIX- XX вв., породившей столь негативные явления, как межэтнические конфликты.

В своей работе в рамках изучения истории еврейского народа на древнем этапе я буду акцентировать внимание на анализе феномена его этнической идентичности (самосознания). Самосознание евреев прежде всего отражалось в сложной системе функционирования этнических общностей на синхронном (наличие этнических границ) и диахронном (постулирование общности исторической судьбы и межпоколенной культурной преемственности) уровнях.

Только наличие этнической идентичности (самосознания) позволяет сколь-нибудь корректно выявить принципиальные отличия этнических общностей от иных социумов, прежде всего о таких, которые имеют сходные маркеры. Имеются ввиду популяционные, территориальные, языковые, культурные, цивилизационные, религиозные, государственные общности. Наиболее оптимально механизм функционирования феномена этнической идентичности (самосознания) описывается моделью «реальность и мифы – символы - ценностные ориентации - механизм их реализации». В ней реальность есть субъективное отражение настоящего; мифы – согласованные представления о прошлом; символы, базирующееся на коллективно отраженной реальности и мифах, - этнические маркеры смыслового поля, имеющие демонстративные функции как сохраняющие этническую преемственность, так и сигнализирующие об отличии от «других»; ценностные ориентации характерны для данной этнической общности и ориентированы на этнические символы и базирующиеся на них предпочтения, воспринимаемые ее членами как самоочевидные. Механизмы реализации ценностных ориентаций включают достаточно определенный перечень социальных кодов и соотнесенных с нм правил поведения и запретов, поддерживающих этногрупповую солидарность и выполняющих роль этнических границ, а также обеспечивающих функционирование каналов этнокультурной преемственности. Именно подобная модель этнокультурной преемственности формирует этническую картину мира, характерную для конкретной этнической общности в целом и отдельных ее членов в частности. Важно подчеркнуть, что набор этнических признаков, или модель этнической идентичности, может существенно варьироваться во времени и пространстве. Иными словами, у конкретных этносов на определенных этапах развития некоторые этнические признаки могут быть ослаблены или отсутствовать вовсе.

В своей работе я акцентирую внимание на древнем этапе развития евреев. Именно тогда и произошел этногегнез этого народа. При этом следует заметить, что единственным прямымисточником здесь служит Еврейская Библия. Воспринимая библейский текст как символически обусловленную информацию, а саму эту информацию – как внешнее проявление сознания, необходимо принимать во внимание исключительно сложность этого источника.

Прежде всего, библейские тексты можно разделить на две основные группы по признаку происхождения. Первая включает в себя те части Еврейской Библии, которые изначально были предназначены для письменной коммуникации (в частности, царские анналы и династические хроники. Вторая – охватывает информацию, длительное время циркулировавшую в устной форме и лишь впоследствии зафиксированную в библейском тексте (прежде всего ранние пророчества). Существенное различие здесь состоит в том, что в первом случае приходится опираться на декларированную позицию власти, а во втором – следует видеть интеллектуальный продукт, выработанный преимущественно в элитной среде. Крайне важно, что и в том и в другом случае существует жестко идеологизированная сверхзадача.

Проблемы вызывает также проблема датировки описываемых событий; противоречивы и подходы к интерпретации «знаковой системы» Еврейской Библии.

В более широком контексте реконструкции этнической истории евреев в древности привлекаются иные письменные источники, в том числе и нееврейские, а также данные археологии, лингвистики, физической, культурной, социальной антропологии, физической географии. Такой комплексный сравнительный анализ различных видов источников дает ученым возможность корректного с научной точки зрения этноисторического исследовательского поиска.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: