А.Н. Тихонов. Словообразовательный словарь р.я. В 2-х т. 2-е изд. М., Р.я., 1990.




М.В. Ломоносова. Российская грамматика.

1. Почему «Российская грамматика» М.В. Ломоносова является первой научной грамматикой русского языка?

2. Какие базовые положения «Российской грамматики» актуальны в наше время?

3. Какие лингвистические воззрения М.В. Ломоносова не могут быть приняты в наше время?

4. Что М.В. Ломоносов понимает под «знаменательными» частями речи?

5. Что М.В. Ломоносов понимает под «главными» и служебными частями речи?

6. Каковы принципы выделения «собирательных имен» у Ломоносова?

7. Род в русском языке. Пп. 60-62, 138 и далее;

8. Каков состав падежей в «Российской грамматике»? Дайте комментарий категории падежа у Ломоносова (п. 56 и др.)

9. Какой падеж привлек наибольшее внимание Ломоносова? Почему?

10. Какой падеж «придумал» Ломоносов?

11. Что такое «сказательный падеж»?

12. Звательный падеж у Ломоносова.

13. Двойственное число в «Российской грамматике».

14. Как Ломоносов интерпретирует категорию рода в русском языка? (п. 62 и др.)

15. Каковы воззрения Ломоносова на русскую азбуку? (п. 423)

16. Как Ломоносов разделяет буквы (п. 90).

17. О букве ЯТЬ (п. 118).

18. «Вилы», «сани» - есть ли у этих слов род? (п. 145).

19. Как в «Российской грамматике» интерпретируется то, что мы сейчас называем «одушевленностью» и «неодушевленностью»?

20. Как Ломоносов объясняет формы типа «листья», «брусья»? (п. 194)

21. Приведите примеры анализа Ломоносовым вариантности падежных форм в русском языке.

22. Каковы принципы выделения склонений в русской грамматике?

23. Как Ломоносов интерпретирует слова, имеющие только формы множественного числа? (сани, вилы и пр.)?

24. Что общего в «Российской грамматике» с современными классификациями числительных?

25. Категория времени глагола у Ломоносова.

26. Категория глагольного вида в «Российской грамматике».

Вопросы словообразования в «Российской грамматике». Например, пп. 43-51, 59, 246, 257 и др. Самостоятельный поиск и анализ.

 

А.М. Пешковский. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1938 и любое издание позже.

Местоименность и местоимения.

 

 

Л.В. Щерба. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. (Любое изд.)

Что Л.В. Щерба понимает под «трояким аспектом языковых явлений»?

Как Л.В. Щерба интерпретирует понятие языковой способности?

В чем Л.В. Щерба видел противоречия языковой системы?

Что понимал Л.В. Щерба под экспериментом в языкознании? Актуально ли это положение к изучаемому вами курсу? Приведите примеры (за и против).

Что такое «отрицательный языковой материал»?

Как Л.В. Щерба интерпретировал феномен «языковой нормы»?

 

Л.В. Щерба. О частях речи в русском языке. (Любое изд.)

См. вопросы на практических занятиях.

Г.О. Винокур. Заметки по русскому словообразованию. (Любое изд.)

Каковы два типа «обозначения действительности» словом? Приведите примеры.

Как, согласно Г.О. Винокуру, соотносятся лексическое и словообразовательное значения? Приведите примеры.

Что Г.В. Винокур понимает под «этимологической рефлексией»? Приведите примеры.

Как Г.О. Винокур дифференцировал явление активности той или иной морфемы в словообразовательных процессах? Приведите примеры.

Как в работах Г.О. Винокура интерпретируются слова типа «пасынок», «падчерица», «побережье»?

 

В.В. Виноградов. Вопросы современного русского словообразования (См. кн. Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., Наука, 1975. Есть в библиотеке!)

Каково содержание употребляемых В.В. Виноградовым терминов «словообразовательное значение», «словообразовательный тип».

Как, согласно В.В. Виноградову, словообразование связано с грамматикой и лексикой? Есть ли здесь отличия от современного понимания этого вопроса?

Прокомментируйте введенное В.В. Виноградовым обозначение «морфологическое словообразование».

Какова, согласно В.В. Виноградову, главная особенность наречий в аспекте словообразования?

Что сближает и что разъединяет взгляды на словообразования Г.О. Винокура и В.В. Виноградова.

 

В.В. Виноградов. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.-Л., 1947. (Можно любое издание позже).

Слово и его грамматические формы (п.6).

Принципы выделения частей речи. (п.7).

 

 

А.Н. Тихонов. Словообразовательный словарь р.я. В 2-х т. 2-е изд. М., Р.я., 1990.

[Научный аппарат словаря: Вопросы и ответы, аргументы]

Что является основным принципом словаря? Что такое ступенчатый принцип рус. словообр.? Словообразовательные форманты. Уникальные части слов. Окончания. Ударение и словообразование. Усечение основ.

Наложение морфем и интерфиксы. Чересступенчатое образование.

Множественность словообразовательной структуры. Два ряда окончаний.

Унификсы. Словообразовательный тип. Словообр. модель. Словообраз. гнездо. Его структура. Слововообразовательная парадигма.СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ.

 

И.С. Улуханов. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М., 1996.

См. вопросы на практическом занятии.

И.С. Улуханов. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М., 2004 (можно любое издание). Вопросы см. на практическом занятии.

М. Докулил. См. Лекцию по словообразовательным типам.

Е. Курилович. См. Лекцию по словообразовательным типам.

С.Н. Цейтлин. [Детская речь]. См. Материалы п/з.

В.Б. Крысько. Мультипликативные наречия. См. статью и матер. п/з.

 

Русская грамматика (Академическая, 1980 и др. изд.). Т. 1. Разделы по Морфемике и словообразованию. Знать основные теоретичексие позиции (пп. 172-207).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: