Ответственность адвокатов за неисполнение обязанностей по регистрации в ПФР




 

Вопрос о возможности применения к субъектам адвокатской деятельности мер правовой ответственности за неисполнение обязанности регистрации не имеет своего однозначного разрешения.

Пункт 1 ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривает ответственность за нарушение страхователем установленного ст. 11 Закона срока регистрации в органе ПФР, дифференцируя размер санкции в зависимости от длительности пропуска соответствующего срока. С момента официального опубликования Закона какие-либо изменения в ст. 27 не вносились. Вместе с тем объективная сторона правонарушения п. 1 ст. 27 Закона связана с несоблюдением субъектом ответственности положений ст. 11 Закона, которая в части сроков регистрации существенно изменялась в связи с принятием Федерального закона от 23.12.03 г. N 185-ФЗ.

Законность применения п. 1 ст. 27 Закона в отношении адвокатских образований и адвокатов поставлена в зависимость от того, были они зарегистрированы, т.е. получили удостоверения адвокатов до или после вступления в силу Закона N 185-ФЗ.

В отношении адвокатских образований кроме адвокатских кабинетов необходимо отметить следующее.

Федеральный закон от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ст. 11) в первоначальной редакции, действовавшей до 1 января 2004 г., устанавливал обязанность адвокатских образований как организаций самостоятельно зарегистрироваться в качестве страховщика в 30-дневный срок со дня государственной регистрации как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам. Принятым на основании п. 2 ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" постановлением правления ПФР от 16.08.02 г. N 89п[10] был раскрыт механизм реализации адвокатским образованием соответствующей обязанности. Адвокатские образования, нарушившие сроки ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подлежали привлечению к ответственности по ст. 27 Закона при отсутствии оснований, изложенных в ст. 109, 111, 113 НК РФ.

Из анализа п. 1 информационного письма ВАС РФ N 79 следует, что изменение с 1 января 2004 г. положений ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не исключает правовой ответственности адвокатских образований, зарегистрированных до 1 января 2004 г. Такой вывод основан на том, что событие правонарушения со стороны адвокатского образования, созданного, но не зарегистрировавшегося до 1 января 2004 г., окончено до наступления этой даты, а правовая ответственность за совершение данного правонарушения существовала в неизменном виде как на момент совершения правонарушения, так и на момент реализации ответственности.

В отношении адвокатских образований, зарегистрированных после 1 января 2004 г., ответственность по п. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" применена быть не может, так как на указанных субъектов с 1 января 2004 г. не распространяется обязанность самостоятельной регистрации в территориальном органе ПФР.

Адвокатский кабинет на основании ст. 21 Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не является юридическим лицом, в связи с чем не включен в состав страхователей по ст. 6 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и не обязан проходить государственную регистрацию по правилам ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

До 1 января 2004 г. адвокаты подлежали регистрации в составе физических лиц, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в бюджет ПФР (ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в первоначальной редакции). По смыслу абзаца 3 п. 1 ст. 11 Закона в системной связи с п.п. 2 п. 1 ст. 6 Закона (в первоначальной редакции) адвокаты входили в число "других лиц" формулировки Закона. Именно из такого понимания основания регистрации адвокатов исходило правление ПФР в постановлении N 89п (действовало до 2004 г.).

Для адвокатов был установлен срок регистрации 30 дней со дня государственной регистрации по месту их жительства или по месту осуществления деятельности в случае осуществления деятельности в ином месте.

Федеральный закон от 8.08.01 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусматривает необходимости лицензирования адвокатской деятельности.

В этой связи возможность привлечения к ответственности адвоката, получившего соответствующий правовой статус до 1 января 2004 г., по нормам ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" поставлена в зависимость от разрешения вопроса о том, можно ли признать, что адвокаты подлежат государственной регистрации. Если согласиться с тем, что в отношении адвокатов государственной регистрации не существует, то тогда до 1 января 2004 г. срок регистрации адвоката в территориальном органе страховщика (ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации") установлен не был, что исключает применение ответственности за нарушение отсутствующего в законе срока.

Нормы Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не дают однозначного ответа на распространение института государственной регистрации на адвоката. В тех случаях, когда субъекты адвокатской деятельности подлежат государственной регистрации, прямо указано на это (п. 8 ст. 22, п. 3 ст. 23, п. 7 ст. 29 Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Иная ситуация складывается в отношении адвоката.

Адвокаты как получают, так и утрачивают свой статус (ст. 12 и 17 Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации") на основании решения квалификационной комиссии (совета) адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, не являющейся государственным органом. Федеральный закон от 31.05.02 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" разграничивает вопросы момента получения физическим лицом статуса адвоката и момента приобретения им права осуществления адвокатской деятельности. Адвокат вправе осуществлять свою деятельность с момента внесения сведений о нем в региональный реестр адвокатов, который ведут органы Минюста России (ст. 15 Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

Приведенные правовые положения свидетельствуют о ведении учета адвокатов государственным органом, притом что соответствующая деятельность этого органа "государственной регистрацией" не называется[11].

Отсутствие четкой определенности в вопросе того, осуществляется ли в отношении адвокатов государственная регистрация, могла бы устранить судебная практика. Следует констатировать, что в настоящее время немногочисленная судебная практика признает действия органов юстиции государственной регистрацией адвокатов. Данная позиция высказана в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2003 года[12]. Аналогичной точки зрения придерживаются арбитражные суды.

По смыслу термина "государственная регистрация" - акт государственного органа, подтверждающий юридический факт. Так, юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ). Напротив, нормы Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (ст. 15) не связывают возникновение у лица статуса адвоката с включением сведений об адвокате в региональный реестр. Лицо, по каким-либо причинам не включенное в реестр и фактически не осуществляющее адвокатской деятельности, не утрачивает статуса адвоката. В свою очередь по смыслу п.п. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" лицо, упомянутое в этой норме, фактически не осуществляющее самостоятельную трудовую деятельность, не освобождается от уплаты фиксированного платежа, что предполагает обязательную предварительную регистрацию в органах ПФР[13].

Таким образом, теоретически до 1 января 2004 г. была допустима ситуация, при которой существовали основания для регистрации адвоката в территориальных органах страховщика (обязанность уплаты фиксированного платежа, не зависящего от осуществляемой деятельности) при отсутствии сроков подачи документов для такой регистрации.

После вступления в силу изменений в Федеральный закон от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" после 1 января 2004 г. отсутствует какая-либо правовая неопределенность в части сроков подачи адвокатом заявления о своей регистрации. Ответственность по ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" для адвокатов, зарегистрированных после 1 января 2004 г., наступает при условии непредставления ими в территориальный орган ПФР документов для регистрации в течение 30 дней с момента выдачи удостоверения адвоката.

При применении положений п. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" необходимо также учитывать обстоятельства, исключающие ответственность адвокатов и адвокатских образований - коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с контролем за уплатой платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом.

Как отмечается в п. 14 информационного письма ВАС РФ от 11.08.04 г. N 79, Федеральный закон от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок, следовательно, подлежат применению нормы НК РФ. К правоотношениям по взысканию штрафов на основании ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в полном объеме распространяются положения главы 15 НК РФ, на что и обратил внимание ВАС РФ в п. 15 упомянутого информационного письма.

С учетом изложенного право органов ПФР привлекать адвокатские образования и адвокатов к ответственности по ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ограничено нормами ст. 109, 113, 111 НК РФ. При этом судом могут быть приняты во внимание смягчающие ответственность обстоятельства, отмеченные в ст. 112 НК РФ.

Поскольку реализация правовой ответственности по ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" осуществляется судом, то судом проверяются вопросы соблюдения органом ПФР сроков давности взыскания санкций, установленных ст. 115 НК РФ и исчисляемых в виде 6-месячного срока со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта.

Какие-либо основания полагать, что порядок применения ст. 115 НК РФ в налоговых правоотношениях отличается от условий реализации этой нормы в спорах с органами ПФР, отсутствуют. В этой связи необходимо учитывать положения п. 35 постановления пленума ВС РФ и ВАС РФ от 28.02.02 г. N 5, отметившего, что "...Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления".

Федеральный закон от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", как и НК РФ, не оговаривает дополнительные случаи, при которых уполномоченный государственный орган в ходе контрольных мероприятий по вопросам соблюдения законодательства об обязательном пенсионном страховании составляет акт, в связи с чем адвокат или адвокатское образование вправе в суде доказывать, что обращение в суд органа ПФР произошло по истечении 6 месяцев со дня, когда последний узнал о государственной регистрации адвокатского образования или о получении физическим лицом статуса адвоката. К числу соответствующих доказательств можно, в частности, отнести доказательства получения органом ПФР платежных поручений на уплату адвокатом фиксированного платежа, иные документы, полученные органом ПФР во исполнение Федерального закона от 1.04.96 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"[14].

Таким образом, вопросы контроля исполнения обязанностей адвокатов по постановке на учет в органах ПФР сильно запутаны и нуждаются в корректировке. При этом целесообразно порядок исполнения этой обязанности регламентировать аналогично порядку, предусмотренному для индивидуальных предпринимателей, когда сведения о нем в ПФР направляет налоговый орган.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: