Музыкальный символ весны




Когда приходит весна? На этот вопрос сложно найти однозначный ответ, потому как в нашей стране её календарное начало зачастую не совпадает с реальным наступлением. Тем не менее, когда солнце начинает припекать, звенит капель и первые пташки запевают свои звонкие трели, нам становится понятно, что все-таки весна пришла, а вместе с ней обновление всего живого и начало чего-то нового. Все эти природные изменения стали уже своеобразными природными символами наступления весны. Однако у тамбовских ценителей искусства существует ещё один знак наступления нового сезона – это ежегодное проведение в нашей области Международного Музыкального Фестиваля им. С. В. Рахманинова. Этот своеобразный весенний музыкальный марафон, вот уже 37 лет является для тамбовских слушателей символом обновления и начала нового концертного сезона.

Не случайна и дата начала памятных мероприятий: открытие Рахманиновского фестиваля ежегодно проходит 1 апреля, в День Рождения композитора. Интересен и тот факт, что вот уже несколько лет подряд заглавный концерт, дающий старт всему музыкальному празднику проходит в зале Тамбовского Государственного Драматического Театра, бывшем здании Дворянского собрания, которое также является памятным в жизни композитора.

Право открыть фестиваль в этом году представилось гостям из Москвы и Саратова, а также одному из Тамбовских коллективов – Лауреату всероссийских и международных конкурсов Смешанному хору ТГМПИ им. С. В. Рахманинова (под руководством профессора Ольги Немковой). Некоторые из гостей, принявших участие в заглавном концерте фестиваля уже известны тамбовским зрителям. Так Лауреат международных конкурсов, солист Московской государственной академической филармонии пианист Вадим Руденко постоянно принимает участие в Рахманиновском фестивале, а дирижёр, заслуженный артист России, профессор Игорь Громов год назад принимал участие в Днях науки в ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, однако в этом году он выступил в качестве художественного руководителя и дирижёра Симфонического оркестра Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке. Заслуженный артист Татарстана и заслуженный деятель Казахстана Нурлан Бекмухамбетов (тенор), который вот уже несколько лет принимает участие в различных культурных мероприятиях в нашей области, в этот раз выступил вместе со своими коллегами – солистами театра «Новая опера» лауреатами международных конкурсов Ириной Моревой (сопрано) и Анджеем Белецким (баритон). Также в мероприятии принял участие и новый для Тамбовщины коллектив – Лауреат всероссийских и международных конкурсов Саратовский губернский театр хоровой музыки (под руководством заслуженного деятеля искусств РФ Людмилы Лицовой).

Интересна и насыщенна программа торжественного открытия фестиваля, в этом году она состоит из знаковых для творчества композитора произведений, написанных в начале XX века. Артисты подарили зрителям исполнение симфонической поэмы «Колокола» op.35 и Концерта для фортепиано с оркестром №2 c-moll op. 18. «Колокольность» музыки С. В. Рахманинова, которая является одной из важнейших особенностей в творчестве композитора, в этот раз стала неким лейтмотивом концерта, ведь она в полной мере представлена в обоих произведениях. Рахманинов с детства был увлечён колокольным звоном и постоянно включал мотивы перезвонов в свои произведения. Сам композитор писал в мемуарах о том, что одним из дорогих воспоминаний его детства стали «четыре серебряные плачущие ноты» колоколов Софийского собора в Новгороде. Однако есть и ещё один момент, который объединяет произведения, исполненные в концерте: оба они, частично или полностью были написаны в Ивановке, родовом имении Рахманинова.

Что касается обстановки, царившей в зрительном зале во время мероприятия, то её можно охарактеризовать как ожидание праздника в самом начале – во время вступительных аплодисментов и выхода оркестрантов и хористов; состоянием полного погружения в действо во время исполнения «Колоколов» и всеобщим наслаждением во время блестящего исполнения Второго фортепианного концерта. Примечательно, что это произведение занимает особое место в творчестве Рахманинова, став не только одним из самых популярных его сочинений, но и определяющими для последующего большого периода в его творчестве. После исполнения этого концерта автором в 1901 году, Рахманинов оказался в ряду крупнейших мастеров русской музыки.

Лично для меня это произведение является одним из самых любимых, поэтому во время исполнения я (надеюсь, как и все присутствующие в зале) просто наслаждалась происходящим, ведь вся музыка Второго концерта Рахманинова – каждая тема, каждый мотив уже так знакомы, что просто стали родными. Поразила красота и глубина звучания этого произведения у артистов концерта. Богатое в плане выразительных средств и технически безупречное исполнение партии фортепиано сравнимо с тончайшей, филигранной работой ювелира, обрабатывающего драгоценный алмаз. В партии солиста удачно прозвучало абсолютно все, за что лично я люблю этот Концерт: и глубокие вступительные аккорды, напоминающие колокольный звон, и блестящие воздушные пассажи, и нежные лирические и вдохновенно-поэтические темы. В работе оркестра обратила на себя внимание профессиональная работа со звуком, и если в данном исполнении солист это ювелир, то дирижёр – гениальный художник, с богатейшей звуковой палитрой, так мастерски расписавший это огромное звуковое полотно. Примечательно, что артисты необычайно ярко сумели воплотить в своём исполнении то настроение радостного возбуждения, подъема, ожидания чего-то нового, которое заложено композитором в этом произведении.

Представление поэмы «Колокола» на тамбовской сцене – событие поистине уникальное. Это произведение является одним из наиболее драматических в творчестве Рахманинова, а также одним из редко исполняемых, возможно, в силу сложности своей партитуры и большого количества исполнителей. Ведь сам композитор определял жанр этого произведения, как вокально-симфоническую поэму для смешанного хора, солистов и оркестра. «Колокола» представляют собой четыре сценические картины, в которых показан весь жизненный путь человека от полной радостных надежд юности до кончины. Интересно, что все эти многочисленные грани человеческой души воплощены в произведении различными видами звона колоколов. Всю эту богатую палитру эмоций и событий с блеском удалось передать исполнителям.

Первые две части пронизаны ощущением безмятежности и нежного блаженства, которые испытывает человек от звона бубенцов в санях и свадебного звона колоколов в церкви. Соответствующий колорит звучания был создан во время исполнения произведения оркестром, где тончайшие флажолеты арф и нежные звуки челесты, сменялись призывными фанфарами труб и тромбонов. В исполнении хора очень точно были переданы и стремительный ритм бега русской «тройки» в первой части, и торжество свадебных возгласов во второй. Однако в третьей части колокола звучат как трагический набат, возвещающий о чем-то мучительном и ужасном. Примечательно, что этот раздел звучал уже без солиста. Во время исполнения на сцене господстввовали мучительные, вопящие стенания хора в сопровождении «медного» звона тревожного набата оркестра. Жуткие, кошмарные видения и мрачная энергетика, которая была создана исполнителями, захватила зрительный зал настолько, что становилось страшно даже вздохнуть во время пауз. Финал произведения – это эпилог жизненного пути человека. В этот момент оркестр воспроизводил монотонный, оповещающий о смерти похоронный звон колокола. Соло баритона в этой части звучало подобно «надгробному слову», произносимому над могилой. Ему краткими фразами вторил хор. Постепенно скорбный монолог солиста все более драматизировался и превращался в псалмодию, прерывающуюся рыданиями хора. Ближе к концу наступило успокоение, смирение с неизбежным, но в речитациях хора возник образ кого-то чёрного, кто всё сильнее раскачивает церковный колокол...

Можно только поражаться, как эти два различных по характеру произведения органично объединились в программе одного концерта! Напоминаю, что торжественное открытие – это только первое мероприятие из огромного числа запланированных в рамках Рахманиновского фестиваля. Однако после того, как дан старт этому замечательному празднику начинаешь понимать, что весна наступила. Она уже в сердце вместе со звуками капели, пением птиц и музыкой, которая звучит благодаря такому прекрасному весеннему событию как Международный Музыкальный фестиваль имени С. В. Рахманинова в Тамбове.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: