В 2008-2010 годах финансирование образования будет происходить под влиянием изменений в структуре учащихся и с учетом завершения, начиная с 2009 года, приоритетного национального проекта «Образование» [11. C.25]. Распределяемые средства позволяют реализовывать меры по обеспечению государственных гарантий прав граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и после вузовского профессионального образования в федеральных государственных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Таблица 2.1. Финансирование образования
| 2007г. (закон) | 2008 г.(проект) | 2009 г. (проект) | 2010 г.(проект) | |
| Общий объем, млрд. руб. | 277,9 | 308,9 | 315,5 | 341,1 |
| Доля в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, % | 5,1 | 4,7 | 4,2 | 4,2 |
| Прирост к предыдущему году, млрд. руб. | 31,0 | 6,6 | 25,6 | |
| Прирост к предыдущему году, % | 11,2 | 2,1 | 8,1 | |
| Рост к уровню 2007 года, % | 100,0 | 111,2 | 113,5 | 122,7 |
На развитие образования в предстоящей трехлетке должны повлиять демографические процессы, в результате которых численность детей в дошкольных учреждениях возрастет в 2010 году на 8,3% по сравнению с2006 годом, а численность учащихся в школе снизится на 6% (с 14,8 млн.человек в 2006 году до 13,9 млн. человек в 2010 году). За этот период численность студентов в вузах увеличится на 5,1%, а в системе среднего профессионального образования снизится на 1,8% [13. C.107].
Государственное финансирование образования является важнейшей статьей госбюджетов развитых стран. Приемлемая ориентация российских государственных расходов на образование (с учетом мировых тенденций) -6% ВВП, по сравнению с выделяемыми 3,8% ВВП в 2008 году.
Основное место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование: 77,7% - в 2008 году, 77,8% - в2009 году, 74,9% - в 2010 году (таблица 2.2.) [11 C.26].
Таблица 2.2. Структура расходов федерального бюджета в сфере образования в период 2008-2010 гг., в % к общему объему расходов по разделу
| 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
| Дошкольное образование | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
| Общее образование | 1,0 | 1,2 | 4,6 |
| Начальное профессиональное образование | 3,9 | 3,9 | 3,4 |
| Среднее профессиональное образование | 9,6 | 9,9 | 9,9 |
| Переподготовка и повышение квалификации | 1,3 | 1,4 | 1,4 |
| Высшее профессиональное образование | 77,7 | 77,8 | 74,9 |
| Молодежная политика и оздоровление детей | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
| Прикладные научные исследования в области образования | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
| Другие вопросы в области образования | 4,9 | 4,2 | 4,2 |
| Итого по разделу | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Здравоохранение и спорт
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на период 2008-2010 годы по сравнению с 2007 годом возрастут на 33% (таблица 2.3.) [11 C.69].
Таблица 2.3. Ассигнования федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на период 2008-2010 годы
| 2007г. (закон) | 2008г. (проект) | 2009г. (проект) | 2010г. (проект) | |
| Общий объем, млрд. рублей | 206,4 | 218,3 | 234,2 | 274,6* |
| Доля в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, % | 3,8 | 3,3 | 3,1 | 3,4 |
| Прирост к предыдущему году, млрд. рублей | 11,9 | 15,9 | 40,4 | |
| Прирост к предыдущему году, % | 5,8 | 7,2 | 17,2 | |
| Рост к уровню 2007 года, % | 100,0 | 105,8 | 113,5 | 133,0 |
Основное место в структуре ассигнований по данному разделу занимают расходы на здравоохранение, в которых, в свою очередь, наибольшая доля приходится на оказание стационарной медицинской помощи (таблица 2.4.) [10 C.59].
Удельный вес расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение и спорт» в общероссийских расходах возрастет по сравнению с 2006 годом с 3,49% до 3,77%, по разделу «Здравоохранение» - с 3,07% до 3,28% (таблица 2.5.)[10. C.60].
Таблица 2.4. Структура бюджетных ассигнований проекта федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на 2008-2010 годы, в % к общему объему расходов по разделу
| 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
| Стационарная медицинская помощь | 62,2 | 64,8 | 70,6 |
| Амбулаторная помощь | 5,1 | 5,2 | 4,8 |
| Скорая медицинская помощь | 0,2 | 0,2 | 0,1 |
| Санаторно-оздоровительная помощь | 7,2 | 7,1 | 6,4 |
| Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов | 1,1 | 1,1 | 1,0 |
| Санитарно-эпидемиологическое благополучие | 3,3 | 3,3 | 3,6 |
| Физическая культура и спорт | 6,2 | 5,6 | 3,2 |
| Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта | 1,5 | 1,4 | 1,2 |
| Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта | 13,2 | 11,3 | 9,1 |
| Итого по разделу | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Следует отметить, что Правительству Российской Федерации пока не удалось в полной мере решить задачу по завершению формирования системы финансирования стационарных медицинских учреждений, основанной на стандартизации медицинской помощи с ориентацией на конечный результат. Эта системапредусматривает поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование, при котором действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе.
Таблица 2.5. Распределение расходов по разделу «Здравоохранение и спорт» в федеральном бюджете 2006 года и проекте федерального бюджета на 2007 год (млрд. рублей)
| 2006 год - утверждено | 2007 год - проект | 2007 г.к 2006 г.,в % | |||
| Сумма | в % к РФ | Сумма | в %к РФ | ||
| ВСЕГО | 4270,11 | 100,00 | 5463,47 | 100,00 | 127,9 |
| Здравоохранение и спорт | 149,09 | 3,49 | 206,15 | 3,77 | 138,3 |
| Здравоохранение | 131,029 | 3,07 | 179,29 | 3,28 | 136,8 |
| Спорт и физическая культура | 5,41 | 0,13 | 10,88 | 0,20 | 201,1 |
| Прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта | 1,91 | 0,04 | 3,10 | 0,06 | 162,8 |
| Другие вопросы в области здравоохранения и спорта | 10,74 | 0,25 | 12,86 | 0,24 | 119,7 |