Указанные профилактические меры способствуют повышению имеющихся у сотрудника жизненных ресурсов.




(на примереклинических психологов – как вида помогающей профессии) Динамика профессионального развития студентов-клинических психологов, проходящих супервизий в течение всего заключительного года обучения, отчетлива видна в предоставляемых ими вербальных отчетах и форме взаимодействия с супервизором. Если в первые месяцы работы стажер фиксируется на внешней стороне взаимодействия с пациентом, тщательно описывая его внешний вид и воспроизводя фразы, и при этом активно вступает в конфронтацию с супервизором, то уже к середине года в его комментариях к вербальному отчету появляется признаки рефлексивной работы, а к конец обсуждения возникает довольно зрелая профессиональная позиция и понимание необходимости наставничества.

Супервизор, вступающий в какую-либо организацию, встречается в ней с ее «бессознательными» паттернами и системой защит, в которую ему нужно интегрироваться. Тогда супервизор будет способен воспользоваться источником информации первого ранга. Поэтому для организации эффективного процесса супервизии необходимо соблюдение основных принципов и этапов реализации супервизионного наставничества. Такой подход позволяет супервизору проанализировать работу студента-стажера и акцентировать внимание на тех аспектах теории и методики, с которыми стажер должен в первую очередь ознакомиться во время социальной практики.

Планомерный процесс супервизии является основным инструментом поддержки студентов во время прохождения ими в учреждениях социальной сферы практической подготовки, которая является важной стороной учебного процесса. Большая часть супервизионного процесса в вузах, в том числе Волгоградском государственном университете, реализуется именно в процессе прохождения студентами практики. Однако в обучении будущих специалистов по социальной работе используется понятие «практическая подготовка», а не просто «практика». Этим подчеркивается, что речь идет об этапе обучения, который является неотъемлемой частью учебной программы, но проходит не в рамках университета, а на базе конкретных социальных учреждений.

Наиболее адекватной формой организации взаимодействия супервизора и будущего специалиста является социальный проект как совместный замысел студента, специалиста и преподавателя. Проект может быть направлен в зависимости от целей и задач практической подготовки, социального заказа, однако, должен быть личностно значим для студента, преподавателя и практического специалиста. Далее, этот замысел имеет не только «внутренний характер», но также является значимым для других людей (в той мере, в какой этого требует проблемная ситуация

Специфика практической подготовки студентов заключается в том, что на каждом курсе определены цели, задачи и направления деятельности практики, руководителями которой со стороны университета являются преподаватели кафедры социальной педагогики, а со стороны учреждения — специалисты-супервизоры. Супервизору — практическому специалисту — необходимо сопоставить имеющиеся потенциальные возможности супервизируемого студента (курс, вид практики, специфика профессиональной направленности и научных интересов, уровень самообразования, роль каждого студента в группе, характер взаимоотношений с преподавателями, со сверстниками) с внешними условиями и реально существующими возможностями реализации профессиональных притязаний супервизируемого (уровень успеваемости, участие в научной жизни вуза, стремление к саморазвитию). Выходя на личностный уровень, суперви-зия открывает дополнительные возможности для выявления и снятия индивидуальных затруднений студентов психологического характера, касающихся особенностей межличностных отношений, социальных функций и ролей, выполняемых в процессе аудиторных занятий, на практике, в личном общении со сверстниками, внутренних переживаний и эмоциональных состояний.

Таким образом, общая цель супервизии — побудить студента к более глубокому процессу овладения специальностью. Именно здесь супервизия выступает в качестве инструмента поддержки учебного процесса. Установочные собеседования с руководителем помогают студенту-практиканту выявить соотношение наблюдений и опыта, приобретенных в реальной практике социальной работы, и теоретических знаний, полученных в университете. В подготовке специалистов по социальной работе супервизия помогает студенту проанализировать свое представление о практике социальной работы и одновременно осмыслить собственное отношение к практической подготовке. В процессе супервизии студенту оказывается помощь в формировании познавательного, расположенного к диалогу и склонноого к поиску альтернативных решений образа мышления и соответствующих действий по отношению к работе. Отправной точкой является то, что профессиональные знания не преподносятся в готовом виде, они формируются в процессе работы й обучения. Основной целью в супервизии студента является аналитическое и исследовательское соединение практической деятельности и обучения, помощь студенту в соединении теоретических знаний и профессиональных практических навыков, в освоении методов практической социальной работы и совершенствовании своего профессионального сознания.

Организация практической подготовки предполагает, что работающие в учреждении супервизоры знакомы с целями и принципами подготовки специалистов по социальной работе, а также со своими задачами в качестве руководителей практики. В этой роли они являются преподавателями практического обучения, одобренными университетом. О практической подготовке можно говорить только тогда, когда обучающие цели университета и «полевого» учреждения совпадают. Это требует довольно тесного взаимодействия между академическим и практическим образованием, организации «обратной связи». Реализация целей обучения требует, чтобы университет проводил регулярное повышение квалификации для специалистов по социальной работе, действующих в роли супервизоров. Речь идет о формировании соотношения между профессиональной практикой и обучением в соответствии с уровнем индивидуального учебного процесса студентов.

Это означает, что студент и супервизор должны обработать предварительный материал в соответствии с целями практической подготовки и самостоятельно обдумать вопросы для общего обсуждения. Учебный процесс — это работа по формированию знаний, умений и навыков. Теоретическая его часть проходит в аудиториях в рамках учебных курсов. Практическая часть — это практическая подготовка с супервизионными элементами, когда становятся заметными профессиональные и личностные позиции студентов. В данном случае очень важна задача супервизора — определить рамки освоения студентами нового. Требования к компетенции, предъявляемые практической работой, и количество разных обязанностей ставят высокие требования перед студентом, не имеющим опыта работы. Здесь важно не столько овладение возможно большим количеством отдельных функций, сколько сознательное освоение и анализ процессов социальной работы. Основа супервизии в том, чтобы помогать студенту в извлечении из практического опыта вопросов и размышлений, углубляющих процесс освоения знаний и навыков. Эта задача также противоречива, так как сам супервизор является работником учреждения, выполняющего конкретную социальную работу.

Акценты супервизии, нацеленные на профессиональное совершенствование, в какой-то степени повторяют то, что ожидается от практического руководства как главной задачи. В отношении студента можно вести речь скорее о создании развивающей ориентации в качестве несущего принципа овладения специальностью. Супервизия — это основной инструмент поддержки и сопровождения студентов при формировании профессиональной ориентации в учебном процессе.

 

Список литературы

1. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М. МГУ. 1987. с. 121.

2. Климов Е.А. Сообщество психологов России. // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 63 – 68.

3. Этические принципы Скандинавских психологов. // Вопросы психологии, 1995. № 2. С. 142 – 145.

4. Этические стандарты для психологов Испании // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 158 – 162.

 

 

Резюме

Супервизия — это: один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов помогающих профессий, неотъемлемая часть их подготовки;

· одно из обязательных условий эффективной работы любого практика;

· сотрудничество двух профессионалов (более опытно и менее опытного, или равных по опыту), в ходе которого специалист может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности;

· получение компетентной информационной поддержки, развитие профессиональной рефлексии своей практики, осознание ресурсов своего индивидуального стиля профессионального деятельности;

· процесс, побуждающий к самообучению, самопознанию и личностному росту, направленный на развитие рефлексии аффективного переживания конфликтов в профессиональной деятельности;

· создание пространства возможностей исследования терапевтической практики;

· запланированный регулярный период времени, которое специалист и супервизор использует для обсуждения проделанной работы, а также для обучения и развития специалиста;

· научно-обоснованная и практико-ориентированная программа для ведения в профессиональном сообществе консультационной деятельности с отдельными лицами или организациями.

Акценты супервизии, нацеленные на профессиональное совершенствование, в какой-то степени повторяют то, что ожидается от практического руководства как главной задачи. В отношении студента можно вести речь скорее о создании развивающей ориентации в качестве несущего принципа овладения специальностью. Супервизия — это основной инструмент поддержки и сопровождения студентов при формировании профессиональной ориентации в учебном процессе.

Е.А. Климов указывал, что в организации помогающих профессий, которая функционирует достаточно эффективно, имеется две принципиальные функции: внешняя – работа с клиентурой, и внутренняя: работа по поддержанию психологического и др. статуса самих психологов. При этом львиная доля внутренних функций должно быть отведено грамотной и развитой системе профессиональной супервизии, которая является залогом успешного установления всех необходимых си отношений как внутри самого сообщества психологов, так и с окружающей его средой.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: