Этапы работы ПЛАН РАБОТЫМУЗЕЯ ББО
Календарно – тематическое планирование
кружка «Подвиг»
1 полугодие 2018-2019 учебного года.
Учитель В.А.Потапчик
| № п/п | Дата | Тема | вид работы | примечание | |
| Введение | уч. занятие | две группы | |||
| Музей и общественные организации (20 ч) | |||||
| Детские молодёжные организации. История возникновения. | уч. занятие | ||||
| День экскурсий (по графику) | экскурсия | ||||
| Октябрятская и пионерская организации. | уч. занятие | две группы | |||
| Традиции октябрят и пионеров | презентация | ||||
| Ритуалы и символы октябрят и пионеров | презентация | ||||
| День экскурсий. | |||||
| Путешествие в пионерию. | игра | две группы | |||
| «Взвейтесь кострами». | разработка текста экскурсии | ||||
| Детские и молодёжные организации государств ближнего зарубежья | презентация | ||||
| День экскурсий | |||||
| Пионеры – герои Советского Союза | творческий отчёт | две группы | |||
| Сыновья полков | посещение ветеранов | отряд проекта «Доброе сердце» | |||
| Юные партизаны | презентации - отчёты | ||||
| День экскурсий | |||||
| Станьково –старая граница | выездная экскурсия | две группы | |||
| Минские молодогвардейцы | экскурсия по фотовыставке | ||||
| Октябрятский вернисаж | праздник | ||||
| День экскурсий | |||||
| Музей и история Московского района (20ч) | |||||
| Их именами названы улицы Московского района | заочное путешествие | две группы | |||
| Военные памятники на территории московского района | экскурсия | ||||
| Военные памятники на территории московского района | фотовыставка | ||||
| День экскурсий | |||||
| Их именами названы улицы г.Минска | две группы | ||||
| (Л.Герасименко, В. Щербацевича) | составление текста экскур. | ||||
| Общественные организации Московского района. | уч. занятие | ||||
| День экскурсий | |||||
| ДОСААФ. Страницы истории | заочное путешествие | две группы | |||
| Люди – легенды ДОСААФ | разработка инф. листков | ||||
| Экскурсия в музей ДОСААФ | экскурсия | ||||
| День экскурсий | |||||
| В.Катаев. «Сын полка» | урок- игра | две группы | |||
| Военные музеи на территории Московского района | экскурсия | ||||
| Имена на обелиске | экскурсия на Братскую могилу по пр. Дзержинского | ||||
| День экскурсий | |||||
| ОО воинов - интернационалистов | уч. занятие | ||||
| ОО БСВВА | встреча с В.Шоковым | ||||
| День экскурсий | |||||
| Выставка подлинных наград солдат СА | выставка | две группы | |||
| Введение в поисковую деятельность (24ч) | |||||
| Февраль | «Месячник по гражданско –патриотическому воспитанию» | По отдельному плану. | Работа членов совета музея. | ||
| Исторические источники. Их виды. | уч. занятие | ||||
| Типы проектных работ | уч. занятие | две группы | |||
| День экскурсий | |||||
| Требование к оформлению исследовательских работ | уч. практич. занятие | две группы | |||
| Требования к защите исслед. и проектных работ | практич. занятие | ||||
| Акция «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» | |||||
| День экскурсий | |||||
| Послевоенная деятельность орлят. В. Князев | составление текста экскурсии по выставке | две группы | |||
| Послевоенная деятельность орлят. В.Смирнов | составление текста экскурсии по выставке | ||||
| Послевоенная деятельность орлят. Л. Шейкман | составление текста экскурсии по выставке | ||||
| День экскурсий | |||||
| Война в истории нашей школы | вводное уч. занятие | две группы | |||
| Война в истории нашей школы. Семья учителя Пятницкой Н.Н. | уч. практ. занятие. | ||||
| Война в истории нашей школы. Семья учителя Барабановай Н.А. | уч. практич. занятие | две группы | |||
| День экскурсий | |||||
| Война в истории моей семьи | уч. практ. занятие | две группы | |||
| Война в истории моей семьи | уч.практич. занятие | ||||
| Акция «Поздравим с праздником» | посещение пожилых людей и ветеранов | отряд проекта «Доброе сердце» | |||
| День экскурсий | |||||
| Защита проектных и исследовательских работ | занятие- отчёт | две группы | |||
| Расскажи мне обо мне | психологич. занятие – игра; подведение итогов за полугодие | ||||
| День экскурсий | |||||
| Знакомство с архивными исследовательскими работами учащихся. | практич. занятие | ||||
| Знакомство с положениями и районных и городских поисково - исследовательских акций. | уч. практич. анятие. | ||||
| Требования к выставке исследовательских работ | уч. практич. занятие выставка работ | ||||
| День экскурсий | |||||
| Методика подготовки и проведения экскурсий (27) 22 | |||||
| История возникновения экскурсионного движения. | музейная игра | ||||
| Виды экскурсий. | уч. практ занятие | ||||
| Экскурсия | |||||
| Виды экскурсий | уч. занятие | ||||
| Требование к проведению экскурсий | уч. практич. занятие | ||||
| Составление памятки по проведению экскурсий. | уч. практич. занятие | ||||
| День экскурсий | |||||
| Составление текста и презентации к экскурсии «Ленинград. Жизнь – вечное чудо» | уч. практич. занятие | ||||
| Составление текста и презентации к экскурсии «Ленинград. Жизнь – вечное чудо». | уч. практич. занятие | ||||
| Экскурсия | |||||
| Составление текста и презентации к экскурсии «День воинской славы. Сталинградская битва» | уч. практич. занятие | ||||
| Составление текста и презентации к экскурсии «День воинской славы. Сталинградская битва» | уч. практич. занятие | ||||
| Составление текста и презентации к экскурсии «День юного героя – антифашиста». | уч. практич. занятие | ||||
| День экскурсий | |||||
| Составление текста и презентации к экскурсии «День юного героя – антифашиста». | уч. практич. занятие | ||||
| Военизированные детские учебные заведения Беларуси и стран Ближнего зарубежья. | уч. занятие | ||||
| Экскурсия | |||||
| Составление текста и презентации к экскурсии «Афганское эхо» | уч. практич. занятие | ||||
| Составление текста и презентации к экскурсии «Афганское эхо» | уч. практич. занятие | ||||
| Составление текста и презентации к экскурсии «Звезды и сердца» | уч. практич. занятие | ||||
| День экскурсий | |||||
| Составление текста и презентации к экскурсии «Звезды и сердца» | |||||
| Составление текста и презентации к экскурсии по экспозиции музея ББО «Они дошли до Берлина». | уч. практич. занятие | ||||
| Составление текста и презентации к экспозиции музея ББО «Они дошли до Берлина». | уч. практич. занятие | ||||
| Подготовка экспозиции «Послевоенная военная судьба» в музее ББО | подготовка выставки, уч. прак. занятие | ||||
| Составление текста и презентации к экспозиции музея ББО «По ком звонил колокол». | уч. практич. занятие | ||||
| Составление текста и презентации к экспозиции музея ББО «По ком звонил колокол». | уч. практич. занятие | ||||
| День Юного экскурсовода. | занятие - отчет | ||||
| История создания Батальона белорусских орлят (21) 13 | |||||
| День экскурсий | |||||
| Газета «Зорька» – ровесница Победы. | |||||
| Инициатор создания Батальона. | |||||
| Редакция газеты «Зорька» | |||||
| Командный состав Батальона | посещение ветеранов ВОВ | отряд проекта «Доброе сердце» | |||
| В. Ливенцев и его партизанский край. | экскурсия по партизанской стоянке «Буревестник» | отряд проекта «Доброе сердце» | |||
| День экскурсий | |||||
| Бессменный комиссар Батальона. | |||||
| Начальник штаба Батальона. | |||||
| Слеты бойцов Батальона. | |||||
| 45 лет Батальону Белорусских орлят | Торжествен- ная линейка | ||||
| Музеи юных защитников родины за рубежом. | уч. занятие | ||||
| Памятники юным защитникам родины в Беларуси и за рубежом. | уч. практич. занятие | ||||
| Документоведение (20) 10 | |||||
| Методический уголок школьного музея | |||||
| День экскурсий | |||||
| Законы РБ о музеях и музейных фондах | |||||
| Положения о музее в учреждении образования. | |||||
| Требования к Народным музеям | |||||
| Памятка по ведению документации школьного музея | |||||
| Учет и сохранность экспонатов школьного музея | |||||
| День экскурсий | |||||
| Инвентарные книги музея, паспорт музея, книга регистрации актов | |||||
| Книги учета посетителей, отзывов, фотоальбом и др. | |||||
| Составление рекламной продукции о музее и презентации музея | |||||
| «35лет музею ББО» | итоговый праздник. | ||||
| Этапы | Сроки | Задачи и содержание деятельности |
| Организационно-диагностический | Сентябрь – октябрь 2009 | 1. Документально-организационная работа –выбор темы и разработка социально-нравственного проекта; –составление перспективного плана по реализации проекта; 2. Организационно-техническая работа – обращение в Совет ветеранов КУМ-14 для создания базы данных о ветеранах ВОВ, проживающих на микроучастке школы; – поисковая деятельность; – оснащение экспозиции школьного исторического музея «Времен связующая нить» новыми экспонатами; – организация встреч с учителями – ветеранами и участниками ВОВ, экскурсии в музей, поздравления с праздниками. 3. Диагностическая работа – диагностика нравственных качеств детей – участников проекта –диагностика социального статуса семей, уровня образования, позиций гражданского воспитания детей в семье; – выявление у родителей ценностных жизненных ориентаций через анкетирование и собеседования; – беседы, опросы детей с целью поддержания интереса к истории родного Отечество; – изучение новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей. |
| Практический | Ноябрь 2009 – апрель 2010 | – подготовка теоретического материала и разработка сценариев праздников, концертов, спортивно-познавательных мероприятий; – проведение совместных мероприятий с родителями с целью пропаганды патриотического воспитания через доступные средства (художественную литературу, фильмы, изодеятельность); – создание «Альбома Памяти»; – создание экспозиции «Времен связующая нить»; – организация выставок детских рисунков, фотостендов, стенгазет; – участие в городских соревнованиях «Мальчишник –VI», фотовыставках. |
| Обобщающий | Апрель-май 2010 | – обобщение итогов работы с детьми; – подготовка отчета о проделанной работе и оформление материалов; – выпуск методических рекомендаций. |
План взаимодействия Совета школьников с учителями- ветеранами, ветеранами ВОВ
| Дата | Тема | Предварительная работа | Взаимодействие с ветеранами. |
| Октябрь | Декада «Как живешь ветеран» | – Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей. – Гостевой визит к ветеранам – участникам ВОВ «Мы дедушек и бабушек слушаем рассказ» (фоторепортаж). – Концерт ко дню пожилого человека. | – Встреча с учителями – ветеранами школы «Мы снова вместе собрались». – Поисковая деятельность по сбору экспонатов в музей «На дорогах войны» |
| Ноябрь | Страна героев | Музыкальная лекция «Синенький скромный платочек» | – Познавательная игра на военную тематику «Песни военных лет» учащихся и родителей |
| Декабрь | Символы великой победы | Начало работы над городским проектом «Мы этой памяти верны…» МОУ ДОД ЦРТД и Ю им. А.П.Гайдар. – Детская почта, поздравления учителей-ветеранов и участников войны с Новым годом. – Оформление в «Альбоме памяти» странички «Награды земляков» из архивных документов ветеранов ВОВ. | – Совместное изготовление «Альбома памяти» – Совместный видеопросмотр фильмов о Великой Отечественной войне |
| Январь | Воспоминанья о войне | – Организация экскурсий в школьный историко – краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Времен связующая нить» | – Совместное с родителями, ветеранами изготовление газеты «Боевой листок» |
| Февраль | Нашей армии герои | – Просмотр фильма «А зори здесь тихие». – Изготовление поздравительных открыток ветеранам. | – Урок мужества с приглашением ветеранов «Разве можно забыть» – Музыкально-спортивный праздник «Молодецкие сражения». – Оформление выставки изобразительных работ «Защитники Родины». |
| Март | Дети и война | – Рассказ о детях-героях (Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей) | – Встреча детей с людьми, которые в годы войны были детьми. |
| Апрель | Пусть не будет войны никогда | – Создание детского «Альбома памяти: детские рисунки, рассказы, высказывания детей о войне и мире. – Конкурс чтения стихов «О тех, кто мир нам подарил». | – Помощь по дому ветеранам, труженикам тыла. |
| Май | Вечная слава героям | – Изготовление памятных подарков ветеранам ВОВ, труженикам тыла – Литературная гостиная «И помнит мир спасенный» | – Совместный гостевой визит к ветеранам ВОВ, труженикам тыла (фоторепортажи). – Чествование ветеранов. |
Тематические экскурсии
| Место проведения | Тема экскурсии | Срок |
| Городской историко – краеведческий музей. | «Они защищали Родину» | Январь – февраль. 5-11 классы |
| Школьный историко – краеведческий музей. | «Времен связующая нить» | 1-11 классы – в течение года по графику. |
| Детская библиотека им. А.П.Гайдара | По календарю знаменательных дат | 1-4 классы, в течение года |
Трудовые дела
1. Оказание адресной помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла, учителям- ветеранам.
2. Помощь школьному музею в сборе новых экспонатов.
Акции
- «С днем рождения, ветеран» – Совет школьников, в течение года.
- «С Днем старшего поколения». 8-11 классы, октябрь
- «С днем Защитников Отечества». Февраль.
- «С Днем Победы». Поздравление ветеранов ВОВ и тружеников тыла.
Предполагаемый результат
Диагностический этап:
Получение целостной картины состояния гражданского воспитания в школе и формирование патриотизма как личностного качества воспитанников. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Содержательно-деятельностный этап:
- Активизация деятельности в рамках гражданского воспитания.
- Проявление внимания и уважения ветеранам, пожилым людям.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Рефлексивный этап:
- Изменение социальной и гражданской позиции воспитанников.
- Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми.
- Определение системы дальнейшей деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В начале процесса реализации проекта мы узнали, каким человеком является каждый из интересующих нас людей, что любит, чем увлекается, какие имеет жизненные ориентиры. Чтобы найти ответы на эти вопросы мы встречались с ветеранами, обратились к газетам прошлых лет, к воспоминаниям близких. И сразу возник вопрос: «Как же выстоял в годы войны наш народ? Ведь большинству из тех, кто сегодня жив, в то военное лихолетье было 18-20 лет. А дети, женщины, старики, работавшие в тылу? Им ведь тоже было нелегко и так же страшно». Результатом нашей работы стала работа над созданием «Альбома памяти», организация экскурсий в школьный исторический музей для учащихся школы, учителей-ветеранов, участников ВОВ нашего микрорайона, студентов исторического факультета АГПИ им. А.П.Гайдара, родителей.Что же изменилось в процессе и результате проведенной работы. Прежде всего – мы сами. Ребята учились отыскивать информацию, учились взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания. Но самое главное, что мы, таким образом, становимся патриотами своей Родины не на словах, а на деле. В настоящее время работа над проектом продолжается. Этот вид деятельности увлек учащихся школы. У них появилось желание творить добрые дела для тех, кто нуждается в милосердии и сострадании. Ребята продолжают заниматься проектом еще и потому, что с их точки зрения, они знают, как это сделать. Огромное значение в реализации проекта «По зову сердца» имеет то, что в нашей школе с 2009-2010 уч. г. введен новый предмет – «Истоки», который не заменим с точки зрения воспитания нравственности у учащихся школы.
Вся работа над проектом учит детей быть неравнодушными. На конкретных примерах наши ученики постигают тайны человеческого бытия: как прожить жизнь, чтобы оставить после себя след на Земле.
