Виды невербальных средств общения.





ЛЕКЦИЯ 3

Часть 1

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

КИНЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

 

Виды невербальных средств общения.

В деловом общении важную роль играет невербальное поведение партнеров. Психологи установили, что в процессе делового взаимодействия людей 60-80% информации о человеке передается с помощью невербальных средств и только 20-40% - за счет использования вербальных (языковых) средств.

Невербальная деловая коммуникация неразрывно связана с вербальной и служит ее естественным продолжением. Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, которые трудно подделать. Именно это позволяет нам доверять этому языку.

Необходимо иметь в виду, что невербальный язык гораздо более неустойчив и вариативен, чем языковые средства. В связи с этим далеко не всегда удается четко разграничить жестовый знак и незнакомое физиологическое движение. Невербальная коммуникация имеет ряд особенностей: она осуществляется одновременно через разные органы чувств (слух, зрение, прикосновение); она независима от семантики речи (слова могут означать одно, а невербальные средства другое); она более древняя по сравнению с вербальной речью.

Невербальные средства дают нам информацию: о характере партнера, его темпераменте, психологическом типе; об эмоциональном состоянии партнера; об отношении к партнеру (готов ли партнер подчиниться нам или собирается подчинить себе; дружелюбен ли он по отношению к нам или замкнут, хочет ли продолжить диалог с нами или желает поскорее от нас отделаться).

К средствам невербальной коммуникации относят, как правило, следующие:

1) кинесические средства: взгляд, мимика, поза, жесты;

2) проксемические средства: дистанция между участниками коммуникации, позиции общающихся сторон за столом;

3) такесические средства – телесный контакт: рукопожатия, похлопывания, поцелуи;

4) просодические средства: дикция, интонация, темп, тембр, громкость.

На успех любого делового контакта в значительной мере влияет умение устанавливать доверительный контакт с партнером. А такой контакт зависит не столько от того, что мы говорим, сколько от того, как мы себя держим. Именно поэтому особое внимание следует обращать на мимику, жесты и позу партнера. Они могут предупредить нас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Изучением языка тела и его частей занимается наука, которая получила название «кинесика» (от греч. kinesic – движение). Создатель этой науки – американский антрополог Р. Бирдвистелл, издавший в 1952 году знаменитую монографию «Введение в кинесику: аннотированная система записи движений рук и тела».

 

  1. Мимика и взгляд

В деловой коммуникации большое значение имеет визуальный контакт. Благодаря глазам человек получает более 80% информации. Взгляд,его направление, частота контакта глаз – один из компонентов невербального общения. По этой причине наличие или отсутствие визуального контакта, направленность взглядов, их продолжительность влияют на характер речевого поведения собеседников, эффективность делового общения.

Психологи подсчитали, что люди смотрят друг на друга вовремя беседы в среднем от 30 до 60% времени. Если два человека во время делового разговора смотрят друг на друга больше 60% времени, то их, скорее всего, больше интересует личность партнера, чем предмет контакта.

Интересно, что разговор кажется людям более приятным и полезным, если говорящий смотрел на слушающих столько же времени, сколько они на него. Если человек во время общения чаще смотрел на слушателей, чем они на него, общение оценивалось как менее положительное.

Частота и продолжительность взгляда зависит от множества факторов.

Статус собеседников. Установлено, что собеседники с очень высоким статусом довольно редко смотрят друг на друга. Люди часто смотрят на того, чей статус выше их собственного, и значительно реже – на человека со статусом ниже своего.

Отношения между собеседниками. Стремящиеся к сотрудничеству партнеры смотрят друг на друга дольше, их взгляды свидетельствуют о доверии, симпатии, честности. Конкуренты бросают короткие частые взгляды, т.к. стараются угадать намерения партнера, не отказываясь при этом от собственных намерений.

Намерения собеседников. Избегает смотреть в глаза партнер, склонный к неискренности, обману, фальши. Обычно его взгляд скользит по лицу. Если человек нечестен, скрывает что-то, его глаза встречаются с глазами собеседника менее чем в течение одной трети части времени общения. Если один партнер смотрит на другого слишком часто и долго, то это означает:

1) собеседник очень привлекателен (зрачки при этом расширены); 2) враждебное отношение к собеседнику, желание бросить вызов (зрачки при этом сужены).

Степень готовности высказывания. Направленность взгляда делового партнера может быть связана с процессом формулировки высказывания. Когда высказывание только осмысливается, партнер смотрит в сторону, «в пространство». Когда высказывание сформулировано, взгляд переключается на собеседника.

Содержание разговора. Если во время деловой беседы речь идет о сложных или неприятных вещах, партнеры меньше смотрят на собеседника. В таких случаях лучше воздержаться от визуального контакта, что является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. И наоборот, настойчивый взгляд в этом случае воспринимается как вмешательство в переживания человека. Когда трудность преодолевается, на собеседника смотрят чаще и дольше.

Пол собеседников. Женщины смотрят на других людей в среднем дольше, чем мужчины. В то же время женщины дольше смотрят на партнеров-женщин, чем на партнеров-мужчин. Мужчины, со своей стороны, также гораздо дольше смотрят в глаза партнерам-мужчинам, чем женщинам. Интересно, что женщины в процессе общения дольше смотрят на тех, кому они симпатизируют. Мужчины, наоборот, дольше смотрят на тех, кто им симпатизирует.

Условия коммуникации. Психологи отмечают, что люди склонны больше смотреть на говорящего тогда, когда он находится на некотором расстоянии. Чем ближе деловые партнеры находятся друг к другу, тем больше они избегают визуального контакта, и наоборот.

Индивидуальные особенности. Длительность взгляда зависит от степени общительности и абстрактности мышления. Общительные и уверенные в себе люди смотрят на партнеров пристальнее и дольше, чем замкнутые, застенчивые, стеснительные собеседники. Психологи считают, что абстрактно мыслящие люди стремятся к большему контакту глаз, могут смотреть в упор, концентрируя взгляд в одной точке.

О психологическом и эмоциональном состоянии партнера может говорить величина его зрачков: они расширяются при позитивных установках, сужаются при негативных.

Каждому деловому человеку необходимо смотреть в глаза партера, демонстрируя решительный, твердый, открытый взгляд. При этом взгляд «блуждает» от одного зрачка к другому, т.к. тот, кто смотрит лишь в один глаз партнера, смотрит вызывающе, что может быть неприятным для собеседника.

С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы невербальной коммуникации, поэтому очень важно во время делового контакта контролировать выражение своих глаз.

В деловом общении необходимо придерживаться целого ряда правил визуального взаимодействия. Не рекомендуется долго и пристально рассматривать незнакомых людей, однако нельзя и не замечать их. Нужно проявлять так называемое «вежливое невнимание», т.е. смотреть на них ровно столько времени, сколько необходимо для того, чтобы дать понять, что их увидели.

Во время разговора можно без перерыва смотреть друг другу в глаза не более 10 секунд. Это происходит перед началом разговора или после первых слов одного из собеседников. Постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Замечено, что говорящий отводит взгляд, если не хочет, чтобы его перебили или он не уверен в правоте того, что говорит. По завершении своей речи говорящий, как правило, сморит прямо в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь Ваша очередь».

В процессе делового общения считается неприличным смотреть на определенные части тела. Нельзя рассматривать людей как неодушевленные предметы, «в упор» не видеть собеседника. Нормы русского делового этикета требуют, чтобы говорящие смотрели друг на друга, но не «пустыми глазами», а внимательно и заинтересовано. Взгляд нужно тренировать и правильно выбирать. В зависимости от обстоятельств можно выделить:

Деловой взгляд, направленный в центр лба и не опускающийся ниже глаз собеседника; используется во время беседы, переговоров, консультирования, когда люди сидят напротив друг друга.

Светский взгляд, направленный на треугольник, образованный глазами и ртом говорящего.

Социальный взгляд, охватывающий лицо, шею, верхнюю часть грудной клетки; используется при деловых встречах, презентациях, пресс-конференциях, когда в коммуникации участвует небольшая группа (15-20 человек).

Интимный взгляд скользит от глаз вниз по телу и обратно; не допустим в деловом общении, уместен лишь при неформальных контактах.

По направленности взгляда можно судить о психологической характеристике партнера (А. П. Панфилова, с.123-124).

 

Направленность взгляда Психологическая характеристика
Прямой Открытость, готовность к контакту, интерес, уважение
Сбоку Недоверие, озабоченность, скептическое отношение к партнеру
«Уклоняющийся» Боязливость, неуверенность, неискренность, виновность
Сверху вниз Высокомерие, превосходство, гордость, презрение
Снизу (исподлобья) Агрессивность, готовность к нападению или защите
Мимо партнера Ориентация только на свои интересы, эгоцентризм
«Сквозь» партнера Подчеркнутое неуважение, надменность, возможна агрессия
Вдаль Сосредоточенность, задумчивость, сомнение, колебание
Твердый Уверенность в своих силах, решительность
Жесткий Напористость, бесцеремонность, скрытность

 

Таким образом, при деловом взаимодействии визуальный контакт имеет немаловажное значение. Для конструктивного делового общения рекомендуется теплый, доброжелательный, открытый и успокаивающий взгляд.

В сочетании с другими кинесическими средствами взгляд может дать информацию о реакции партнера на контакт. Психологи предлагают не только типологию взглядов и движений, но и их трактовку и рекомендации, как действовать в каждом случае (Ф.А.Кузин, с.152).

 

Взгляд и движения Трактовка Рекомендуемые действия
Подъем головы и взгляд вверх Подожди минуту, подумаю Контакт прервать
Движение головой и насупленные брови Не понял, повтори Контакт усилить
Улыбка, возможно, легкий наклон головы Понимаю, мне нечего добавить Контакт продолжить
Ритмичное кивание головой Ясно, понял, что вам нужно Контакт продолжить
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Хочу подчинить себе Действовать по обстановке
Взгляд в сторону Выражаю пренебрежение Уйти от контакта
Взгляд в пол Испытываю страх и желаю уйти Уйти от контакта

Очень важным кинесическим средством является мимика – движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние человека. При неподвижном лице партнера теряется 15% информации.

В деловой коммуникации диагностика доминирующего эмоционального состояния деловых партнеров может быть проведена по положению бровей, положению губ и степени открытости глаз (В.А.Лабунская).

Радость – рот обычно закрыт; уголки губ приподняты; глаза блестят, прищурены или раскрыты; брови подняты вверх; внутренние уголки бровей подняты вверх; на лбу горизонтальные складки, лицо динамичное.

Удивление, страх – рот открыт; уголки губ приподняты; глаза широко раскрыты; брови подняты вверх; внутренние уголки бровей подняты вверх; горизонтальные складки на лбу; лицо застывшее.

Страдание – рот закрыт; уголки губ опущены; глаза сужены, потухшие; внутренние уголки бровей подняты вверх; вертикальные складки на лбу и переносице; лицо застывшее.

Презрение - рот закрыт; уголки губ опущены; глаза сужены, блестят; брови сдвинуты на переносице; внешние уголки бровей подняты вверх; вертикальные складки на лбу и переносице; лицо динамичное.

Гнев – рот открыт; уголки губ опущены; глаза раскрыты или сужены, блестят; брови сдвинуты на переносице; внешние уголки бровей подняты вверх; вертикальные складки на лбу и переносице; лицо динамичное.

Лицо является важным средством самопрезентации: оно помогает человеку создать нужный образ в глазах других. Исследования показали, что судьи более благосклонно относились к обвиняемым грустными, подавленными или «нейтральными лицами». Преступники со злыми лицами осуждались более строго. Выражение лица может вызвать желаемое поведение партнера. Например, улыбка оказывает положительное воздействие на окружающих, а неприветливое, угрюмое лицо подавляет, угнетает, вызывает отрицательные эмоции. Это связано с тем, что растянутые в улыбке губы – показатель радости и дружелюбия. В мимике вообще очень важно положение губ, т.к. они – молчаливые источники эмоциональной информации. Плотно сжатые губы – показатель замкнутости, изогнутые – сарказма и сомнения, опущенные уголки рта – расстройства.

В создании привлекательного личного имиджа незаменима улыбка, поскольку она дает больше шансов на доверительные и дружелюбные отношения. Психологи выделяют 97 оттенков улыбки. Она помогает чувствовать себя увереннее, снимает настороженность первых минут общения, сопровождает слова приветствия.

Улыбаясь, следует помнить о некоторых ограничениях. Например, улыбка, при которой немного обнажается верхний ряд зубов, выражает большое дружеское расположение. Но ее не следует использовать при первой встрече, т.к. она может вызвать противоположный эффект и стать причиной недоверия. Широкая улыбка, когда рот приоткрыт и обнажены оба ряда зубов, подходит только для вечеринки в кругу друзей, но недопустима при знакомстве. Следовательно, улыбка должна соответствовать ситуации.

В процессе делового общения нужно помнить, что если человек улыбается, то это не всегда означает открытость и дружелюбие. Важно понимать, как и почему он улыбается:

v кривая улыбка – человек пытается взять себя в руки и не показать свою нервозность или обеспокоенность;

v улыбка без подъема нижних век (без морщинок под глазами) – человек крайне неискренен;

v улыбка с широко раскрытыми глазами – свидетельство скрытой угрозы.

 

Поза, жесты

 

При определенных обстоятельствах, когда человек хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным. В такой ситуации главным источником информации для партнера становятся поза и жесты собеседника, т.к. выражение лица сознательно контролируется во много раз лучше, чем движения тела. Они могут дополнять смысл слов, делать их более выразительными, заменять слова, противоречить им, заполнять паузы. По мнению ряда исследователей (Аллан Пиз, Д. Ниренберг, Г. Калеро и др.) большинству людей свойственно выражать свое внутреннее состояние сходным образом, так что можно признать существование особого языка поз и жестов.

Движения рук и тела дают различную информацию о человеке:

о его эмоциональном состоянии;

о его характере, степени уверенности, зажатости или раскованности, психологическом состоянии;

о его намерениях;

о его культурном уровне (воспитанный мужчина никогда не будет сидя разговаривать со стоящей женщиной).

Но нужно помнить, что жесты и позы не однозначны, между конкретной позой или жестом человека и его внутренним состоянием не во всех случаях есть прямое соответствие. Чтобы не допустить ошибки, рекомендуется помнить правила чтения жестов и поз, которые сводятся к следующему:

Поза и жесты могут быть обусловлены внешними обстоятельствами (холодно, неудобно сидеть и т.д.).

Поза и жесты могут быть вызваны причинами, не связанными с

настроением человека (болит живот, чешется нос и т.п.).

Наблюдать нужно за совокупностью жестов, Толкование жеста,

«вырванного из контекста», не имеет смысла.

Интерпретация поз и жестов зависит от личности наблюдателя. Один и тот же жест или поза разными людьми толкуется по-разному. Это зависит от настроения, установки, психологического склада наблюдателя. Не всегда то, что человек предполагает, соответствует тому, что есть.

Полезно знать общие закономерности соответствия поз и жестов внутреннему состоянию человека, помня о том, что существуют и индивидуальные особенности.

Применительно к российской деловой культуре позы и жесты делового общения рассмотрены в работах А.П. Панфиловой и Ф.А. Кузина. Для невербальной коммуникации деловых партнеров особое значение имеет различение открытых поз (поз доверия, согласия) и закрытых (оборонных, защитных поз).

Все закрытые, защитные позы связаны со скрещиванием ног и рук. Скрещенные на груди руки, а также ноги, скрещенные в области колен, закинутые одна на другую в направлении от партнера, свидетельствуют о замкнутости партнера, его желании отгородиться, избежать контакта, продемонстрировать независимость, соперничество. Ноги, скрещенные в области щиколоток, производят впечатление меньшей замкнутости. Одна из ног или обе ноги, зацепленные за ножку стула, и спина, прижатая к его спинке, свидетельствуют о желании оказаться в безопасности и получить поддержку. Сигналом закрытости является отклонение спины назад или такая посадка на стул, при которой его спинка служит как бы щитом.

Когда партнер стоит, о его незаинтересованности, желании уйти и прекратить общение свидетельствует поворот верхней части туловища в сторону от партнера.

Руки в карманах означают замкнутость или незаинтересованность в общении. Смыкание рук на столе также является своеобразным барьером общения. Если партнер держит руки и кисти под столом, то он либо не готов к разговору, либо боится выдать свою неуверенность, нервозность.

Напротив, расслабленные кисти рук, открытые ладони, руки на столе, вытянутые или свободно поставленные ноги, а также ноги, закинутые одна на другую по направлению к собеседнику, наклоненное вперед туловище свидетельствуют о том, что деловой партнер готов к сотрудничеству и обсуждению деловой проблемы.

Когда партнер стоит, то сигналом его открытости, заинтересованности, готовности к деловому взаимодействию является поворот и наклон верхней части туловища к собеседнику.

Отношение к партнеру также проявляется в позах:

v доминирования («нависание» над партнером, похлопывание по плечу, рука как бы «забыта» на плече собеседника);

v зависимости (взгляд снизу, ситуативная сутулость);

v противостояния (человек стоит, сжав кулаки, подбоченясь, выставив плечо вперед);

v гармонии (позы синхронизованы, открыты, свободны).

Сходство поз участников делового общения говорит о близости их взглядов, точек зрения на обсуждаемую проблему, о взаимопонимании, желание пойти навстречу друг другу. Напротив, несоответствие поз чаще всего свидетельствует о взаимном непонимании партнеров, определенной конфронтации между ними.

Тождество или несоответствие поз собеседников может быть также показателем сходства или различия их социальных статусов, исполняемых ими должностных обязанностей.

Кроме позы, очень много о внутреннем психологическом состоянии делового партнера, его отношении могут сказать жесты – своеобразный язык рук. Они могут демонстрировать задумчивость, размышление партнера, его неуверенность, разочарование, раздражение, агрессивность, нетерпимость, неискренность, подозрение, настороженность, нервозность.

Следует учитывать, что в науке не существует единой классификации жестов. Различают так называемые жесты-эмблемы, жесты-иллюстраторы и жесты-регуляторы.

Жесты-эмблемы имеют самостоятельное значение и способны передавать смысл независимо от вербального контекста. К ним можно отнести указательные, символические и эмоциональные жесты.

С помощью указательных жестов говорящий выделяет какой-либо предмет из ряда однородных. Указать можно рукой, кивком головы, взглядом, пальцем, поворотом тела. Например: «принесите (указательный жест) тот стул», «откройте (указательный жест) то окно» и т.п. Без указательного жеста такие просьбы выполнить невозможно. Злоупотребление указательными жестами свидетельствует о недостаточном воспитании человека.

Символические жесты условны, их содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Символические жесты характерны для ряда типовых ситуаций. Они используются для выражения физического и душевного состояния. Например, руки, скрещенные на груди указывают на защитную реакцию; руки, заведенные за голову, выражают превосходство. В славянской культуре поднятый большой палец означает «всё отлично». Символические жесты используются также для регуляции межличностных отношений. Это жесты приветствия, прощания, извинения, призыв к молчанию. Символические жесты могут быть средством выражения оценки чего-либо. Например, обхватить руками голову – признак неприятности или беды. Жест «палец у виска» у людей разных национальностей означает, что человек не в себе. Сюда же можно отнести жесты утверждения и отрицания.

Эмоциональными называются жесты, которые передают различные чувства. Некоторые из них закреплены в устойчивых словосочетаниях: бить себя в грудь, пожать плечами, хлопнуть себя по лбу, развести руками и т.п. Необходимо помнить, что эмоциональные жесты могут быть непроизвольными, то есть отражать действительное эмоциональное состояние человека, и произвольными, имитирующими ту или иную эмоцию.

Жесты-иллюстраторы сопровождают речь и изображают то, что уже выражено словами. Среди них можно выделить описательные (изобразительные) и ритмические жесты.

Описательные (изобразительные) жесты изображают содержание и ход наших мыслей. Например, показывают размер, форму того, о чем идет речь («такой огромный» - руки широко разведены; «винтовая лестница вот такая» - делается вращательное движение рукой по вертикали); изображают, как следует выполнить то или иное действие. Изобразительные жесты используют в тех случаях, когда не хватает слов, чтобы передать описание предмета, состояния человека, когда одних слов недостаточно (повышенная эмоциональность говорящего или неуверенность в том, что адресат все понимает), когда необходимо усилить впечатление и дополнительно наглядно воздействовать на слушателя.

К изобразительным жестам относятся жесты разъединения – ладони раскрываются в разные стороны («это совершенно разные темы; это надо различать»), и жесты объединения, сложения – пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони («они хорошо сработались; давайте объединим усилия»).

Следует помнить, что обилие изобразительных жестов не свидетельствует о высокой языковой культуре человека.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Они подчеркивают логическое ударение, место пауз, замедление и ускорение речи.

Жесты-регуляторы могут сопровождать речь, а могут использоваться самостоятельно: «встаньте», «идите сюда», «прошу вас пройти» и т.п.

Необходимо принять во внимание, что предложенная классификация жестов весьма условна и не охватывает всего их разнообразия.

Интерпретация наиболее типичных жестов невербальной коммуникации деловых партнеров представлена в таблице.

 

Жесты, поза, мимика Психологическая характеристика
Касание носа или мочки уха, их потирание, почесывание боковой части шеи Сомнение, неуверенность, недоверие к информации или партнеру, желание отгородиться от слов собеседника
Указательный палец вытянут вдоль щеки Критическая оценка информации, чаще негативная
Сильно сцепленные руки у подбородка Нервозность, подозрение, желание обвинить партнера
Пальцы«играют» предметами Нервозность, невнимательность
Взгляд в пол, брови сведены, корпус отвернут от собеседника, пальцы периодически общипывают несуществующие ворсинки Несогласие с партнером, неодобрение того, о чем говорится
Подача корпуса назад Готовность отрицать, скрытность
Опущенные веки Незаинтересованность, чувство превосходства над собеседником
Руки в карманах Незаинтересованность, замкнутость, желание ввести в заблуждение
Подача корпуса вперед, разворот его в сторону к двери; ноги обращены к выходу; руки опираются на колени или ручки кресла Готовность завершить встречу, разговор, нежелание его продолжать
Наклон головы вбок Заинтересованность в информации, повышение интенсивности слушания
Наклон туловища вперед, поза «нога на ногу» по направлению к партнеру Заинтересованность, открытость
Поза «нога на ногу» по направлению от партнера Желание отгородиться
Рука у щеки – жест роденовского «Мыслителя» Размышление над проблемой, сосредоточенность на ней
Легкое почесывание подбородка, пощипывание переносицы Оценивание, обдумывание, связанное с процессом принятия решения
Почесывание затылка Затруднение в решении проблемы, разочарование
Руки, приложенные к груди Открытость, честность, доверие к информации и партнеру
Прикосновение к руке или плечу партнера Желание успокоить партнера, обсудить с ним проблему или желание прервать его
Соединение пальцев рук в купола Уверенность в своей непогрешимости, самодовольство
Закладывание рук за спину с захватом запястья или закладывание рук за голову Уверенность в себе, чувство превосходства
Закладывание рук за спину со сцеплением рук «в замок» Душевное расстройство, попытка взять себя в руки
Расстегнутый пиджак Открытость, дружеское расположение
Расстегнутый пиджак, выпрямленные ноги, передвижение на край стула ближе к столу, который отделяет от партнера Уверенность в положительном решении обсуждаемого вопроса, положительное впечатление от совместной работы

 

Количество жестов «рука-лицо» заметно возрастает, если кто-то из участников взаимодействия лжет или пытается солгать. Наиболее часто о лживости собеседника свидетельствуют следующие жесты: поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, касание или поглаживание волос на голове, «оттягивание воротничка», потягивание за мочку уха, потирание или почесывание бровей или века, сжимание губ.

Часто ложь или попытка солгать сопровождается касанием носа. Дело в том, что в момент сознательной лжи у человека возрастает напряжение. Это приводит к физиологическим изменениям в носу, вызывающим зуд. Едва ощутимое щекотание провоцирует желание поднести руку к носу.

Неуверенные в себе люди значительно чаще касаются своего носа, чем уверенные. С прикосновением к носу могут быть связаны состояния задумчивого размышления и пассивности. Однако в большинстве случаев прикосновение к носу представляет собой знак проявления смущения, того, что человека застигли врасплох.

При жестикуляции деловому человеку следует придерживаться ряда правил, которые сформулировал специалист по искусству общения Поль Сопер:

Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем.

Не прерывайте жест на «полпути»: если начали поднимать руку, не останавливайтесь.

Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте на протяжении всей своей речи. Не всякая фраза нуждается в подкреплении жестом.

Управляйте жестами. Помните, что жестикуляция – элемент равновесия всей позы. Жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь одним и тем же жестом во всех случаях.

Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и адресату. Помните: чем старше аудитория, тем сдержаннее должна быть жестикуляция.

Среди жестов встречаются так называемые механические, или манеризмы, которые производят неблагоприятное впечатление на собеседника, мешают слушать, надоедают и даже вызывают раздражение. К жестам, от которых нужно избавляться, относятся следующие действия: 1) человек почесывается, трогает себя за нос, дергает за ухо; 2) поправляет волосы или одежду, например, мужчина поправляет галстук или женщина одергивает юбку; резким движением откидывает назад голову, отбрасывая волосы со лба; 3) подергивает плечом; 4) комкает платок или вертит что-то находящееся у него в руках (ручку, пуговицу); 5) покачивается вперед-назад или из стороны в сторону; 6) нервно смеется или все время улыбается; 7) морщит нос, лоб; таращит глаза, хмурится.

Таким образом, в деловом общении не может быть случайных жестов и поз, они должны соответствовать требованиям делового этикета и способствовать повышению эффективности делового взаимодействия.

 

  1. Влияние на партнера с помощью кинесических средств

Заметив какие-либо негативные позы или жесты, нужно постараться повлиять на партнера так, чтобы его состояние или настроение изменилось. Если есть возможность выбора места за столом переговоров, лучше не садиться друг против друга, а использовать угловое расположение. Это снижает ощущение конфронтации, неизбежное при расположении напротив, позволяет наблюдать за положением рук и ног партнера.

Установлено, что в процессе общения происходит невольное неконтролируемое подражание позам и жестам собеседника, особенно при положительном отношении к партнеру. В процессе разговора поза подражания свидетельствует о добром отношении к собеседнику или о подчиненности ему. Человек принимает ее невольно. Но можно сделать это и сознательно. Прием «отзеркаливания» позы и жестов даст возможность собеседнику почувствовать себя спокойнее, увереннее, ему будет легче разговаривать.

Еще лучше – заставить партнера подражать себе. Это необходимо, если собеседник напряжен и насторожен. В таком случае нужно принять открытую позу, разжать руки. Через некоторое время партнер скорее всего сделает то же самое. Настроение его улучшится. Если собеседник явно скрывает негативные мысли, свои возражения можно с улыбкой чуть приблизить к нему корпус тела и, слегка наклонив голову, спросить: «Я вижу, вы хотите возразить?» или «Какие у вас сомнения?», а затем откинуться на спинку стула. При этом в поле зрения партнера должна быть ваша раскрытая ладонь. Выдержав паузу, вы вынудите партнера высказаться. Если возражения высказаны, у вас есть шанс их нейтрализовать.

Вы можете заставить партнера разомкнуть сжатые руки и тем самым добьетесь изменения его состояния, если предложите дотянуться до какого-нибудь предмета, например документа, ручки.

Зная, что информация лучше усваивается, когда собеседник смотрит в глаза, можно использовать ручку, расположив ее на линии, которая соединяет ваши глаза и глаза партнера по общению.

 





Читайте также:
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Основные понятия туризма: Это специалист в отрасли туризма, который занимается...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.053 с.