ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ




 

 

От античных времен не сохранилось документальных свидетельств о

распространении текста трагедий Софокла при его жизни. Однако нет оснований

предполагать для них иную судьбу, чем для произведений других

древнегреческих трагиков: с авторского экземпляра снимались копии, которые

могли приобретаться достаточно состоятельными любителями отечественной

словесности, а в IV в., с возникновением в Афинах философских школ в

Академии и Ликее, - также храниться в библиотеках, обслуживавших научные

занятия Платона и Аристотеля. Без этого невозможно объяснить наличие в их

сочинениях множества цитат из трагиков, и притом не только из трех, наиболее

знаменитых (Эсхила, Софокла и Еврипида), но и из менее выдающихся.

Поскольку при посмертных постановках трагедий (а исполнение на

театральных празднествах одной "старой" драмы перед началом состязания

трагических поэтов стало нормой с 387 г.) режиссер и актеры могли позволять

себе известные вольности, в середине IV в. афинским политическим деятелем

Ликургом был проведен закон, согласно которому создавалось государственное

собрание всех пьес трех трагических авторов, и в дальнейшем их исполнении

надлежало придерживаться зафиксированного в этом своде текста (АС 56).

Насколько высоко ценили афиняне свою коллекцию, видно из рассказа о том, как

примерно столетие спустя они согласились предоставить ее для временного

пользования египетскому царю Птолемею Евергету под залог в 15 талантов (ок.

22 тыс. рублей серебром). Впрочем, афиняне недооценили материальные

возможности восточного монарха: Птолемей велел сделать со всего собрания

копию и именно ее вернул в Афины, потеряв таким образом отданные в виде

залога деньги, но зато оставив у себя оригинал (АС 64). Возможно, что именно

этим собранием - наряду с другими источниками - пользовались впоследствии

ученые филологи, занимавшиеся во второй половине III в. классификацией

рукописей в знаменитой Александрийской библиотеке (АС 105).

Полное собрание сочинений Софокла подготовил, по-видимому, в первой

половине следующего века знаменитый филолог Аристофан Византийский, ставший

главным библиотекарем после 195 г. Под именем Аристофана дошло до нас

античное "предисловие" к "Антигоне" (А С 105). Упоминается Аристофан и в

"Жизнеописании" Софокла (18), в некоторых схолиях к сохранившимся трагедиям

и в папирусных отрывках из сатировской драмы "Следопыты". Текст издания

Аристофана Византийского послужил основой для большинства, если не всех

последующих папирусных копий. В настоящее время известны отрывки из 17

папирусных экземпляров, содержащих текст дошедших до нас трагедий Софокла.

По времени они охватывают не менее 600 лет самый ранний образец относится к

концу I в. до н. э. или к началу I в. н. э.; самый поздний - к рубежу VI-VII

в. н. э. Чаще других встречаются здесь "Царь Эдип" в "Аякс" - по 4

экземпляра; тремя экземплярами представлены "Трахинянки", двумя - "Электра"

и "Антигона", одним - "Эдип в Колоне" и "Филоктет".

К этому следует прибавить отрывки из папирусного кодекса V-VI вв. н.

э., который опознан теперь как собрание семи трагедий Софокла {См.: Luppe W.

P. Vindob. G 29779 - ein Sophokles-Kodex // Wiener Studie 1985. В. 19. S.

89-104.}. Здесь тексту трагедии предшествовало собрание "предисловий" к ним

(см. АС 95-113), среди которых содержались неизвестные нам из других

источников предисловия к "Аяксу" и "Филоктету" и еще одно стихотворное (ср.

А С 95) к "Царю Эдипу". Издание Аристофана, судя по всему было предназначено

не для ученых, а для широкой публики, - в нем, в частности кроме уже

упоминавшихся "предисловий", не было никакого другого вспомогательной

аппарата. Со временем, однако, по мере того, как эпоха Софокла все дальше

уходила в прошлое, читателям стали требоваться разъяснения и по части языка,

и в отношении реалий, и разного рода историко-литературные справки к тексту,

- все то, что в античные времена называлось схолиями.

Составление таких схолиев - в том числе и к Софоклу - взял на себя

необыкновенно начитанный и усердный грамматик августовского времени Дидим

(современники называли его человеком "с медными внутренностями"). К труду

Дидима восходит наиболее древний пласт в корпусе схолиев, известных нам уже

по средневековым рукописям Софокла.

На пути к ним, однако, творческое наследие Софокла испытало ту же

судьбу, которая постигла и других древнегреческих драматургов: во времена

римского император Адриана (117-138 гг. н. э.) из примерно трех сотен пьес

Эсхила, Софокла и Еврипида был сделан отбор наиболее читаемых; не последнюю

роль играли здесь и нужды школы. В результате в обиходе широкой публики

осталось только семь трагедий Софокла, известных нам сейчас полностью. В IV

в. н. э. участие в редактировании новы изданий принял римский грамматик

Салустий (может быть, один из друзей византийского императора Юлиана), - его

имя сохранилось в более поздних "предисловиях (АС 104, 106).

Остальные трагедии Софокла, оставшиеся за пределами "семерки", исчезли

отнюдь не сразу и не бесследно: находимые в Египте папирусы с отрывками из

не дошедши до нас его пьес датируются вплоть до III в. н. э. Стало быть, на

эллинизированном Востоке достаточно полные собрания сочинений Софокла могли

еще находиться и в библиотеках, и у книгопродавцев, и в частном пользовании.

На европейской же почве с драм, не вошедших в состав "семерки", уцелели

только отдельные отрывки в различны антологиях, лексикографических и

грамматических сочинениях. Зато отобранные семь продолжали переписывать из

рукописи в рукопись с обширными предисловиям и схолиями. Один из таких

кодексов, написанный унциальным письмом (т. е. заглавными буквами) примерно

в V в. н. э., и стал, как полагают историки текста Софокл, прообразом

византийских рукописей с его трагедиями.

Самой ранней из этих рукописей является кодекс из библиотеки Лоренцо

Медич (Laurentianus XXXII, 9), широко известный среди филологов, так как

кроме трагедв Софокла в нем содержатся также трагедии Эсхила и "Аргонавтика"

Аполлония Родосского. Написан кодекс в середине X в. н. э. К тому же

прототипу, что кодекс Медичи восходит и так называемый Лейденский

палимпсест, т. е. пергаменная книга, на котрую в конце X в. занесли текст

Софокла, а еще через четыре столетия его соскоблили, чтобы написать на

освободившихся полутора сотнях страниц сочинения религиозного характера.

Открытый в 1926 г. Лейденский палимпсест с восстановленным текстом Софокла

является, наряду с кодексом Медичи, древнейшим источником для современных

изданий.

Эти две рукописи, наряду с еще другими десятью, более поздними

(XIII-XVI вв.), представляют особую ценность потому, что содержат все семь

трагедий Софокла. Огромное большинство других рукописей (около 170 из общего

числа, достигающего примерно 200 экземпляров), ограничивается так называемой

византийской триадой ("Аякс", "Электра", "Царь Эдип"), образовавшейся в

результате нового отбора, произведенного в Константинополе ок. 500 г. н. э.

Составителем этой триады считают обычно византийского грамматика Евгения (АС

94).

К изданию трагедий Софокла (преимущественно вошедших в триаду) в

XIII-XIV вв. были причастны известные византийские филологи Максим Плануд,

Фома Магистр, Мосхопулос, Деметрий Триклиний. К этому же времени относятся и

поздние схолии, составленные в помощь любителям классической филологии и

учащимся.

Первое печатное издание Софокла вышло в 1502 г. из типографии

венецианца Альда Мануция. После этого трагедии Софокла издавались вместе и

порознь несчетное число раз.

В настоящее время издатели Софокла оперируют тремя группами

византийских рукописей, причем все больше утверждается убеждение, что группы

эти не носили "закрытого" характера, т. е. переписчики при своей работе

могли пользоваться не одним экземпляром, восходящим к определенному

прототипу, а двумя или больше, сопоставляя их между собой и выбирая из

каждого то чтение, которое представлялось им наиболее предпочтительным.

Поэтому может случиться, что какая-нибудь из рукописей, во всем остальном

мало примечательная, сохранила где-нибудь наиболее древнее чтение. Сличение

рукописей, внесение поправок (конъектур), выбор и обоснование принятого

чтения и составляет до сих пор главную задачу каждого нового издателя

древнегреческого текста {К истории текста Софокла см. подробнее: The

fragments of Sophocles / Edited... by A. C. Pearson. Cambridge. 1917 (Repr.

Amsterdam, 1963). P. XXXII-XLVI; TurynA. Studies in the manuscript tradition

of the tragedies of Sophocles. Urbana, 1952; Dain A. Sophocle. V. I. P.

XX-XLVIII; Dawe R. Studies on the text of Sophocles. Leiden, 1973. V. I. P.

3-112; Treue K. Kleine Klassikerfragmente. N 3//Festschrift zum 150 jahr.

Bestehen des Berliner Agyptischen Museums. Berlin, 1974. S 434 f; Renner T.

Four Michigan papyri of classical Greek authors. ZPE. 1978. 29. P. 13-15. 27

f.}.

В наше время в научном обиходе приняты три издания трагедий Софокла:

Sophocles. Fabulae / Rec. A. С. Pearson. Oxford, 1924 (исправленное издание

- 1928; многократные перепечатки вплоть до начала 60-х годов). (В дальнейшем

- Пирсон).

Sophocle. / Texte etabli par A. Dain.... Paris, 1956-1960. T. I-III. (в

дальнейшем - Дэн).

Sophocles. Tragoediae / Ed. R. W. Dawe. Leipzig, 1975-1979. T. I-II.

(второе издание - 1984-1985). (в дальнейшем - Доу).

Не утратили своего значения и старые комментированные издания, в

которых каждой трагедии посвящен специальный том:

Sophocles. The Plays and Fragments / By Sir R. Jebb. Cambridge,

1883-1896. T. I-VII (Перепечатано в 1962-1966) (в дальнейшем - Джебб).

Sophocles / Erklart von F. W. Schneidewin, Berlin, 1909-1914. (Издание,

переработанное Э. Вруном и Л. Радермахером).

В последние десятилетия к ним прибавились две новые серии комментариев:

Каmerbeek J. С. The Plays of Sophocles. Commentaries. Leiden, 1959-1984.

(Комментарий без греческого текста, но с указанием отступлений от издания

Пирсона, принимаемых Камербиком.) Cambridge Greek and Latin Classics:

Oedipus Rex / Ed. by R. D. Dawe. 1982; Philoctetes/Ed. by T. B. L. Webster.

1970; Electra / Ed. by J. H. Kelles. 1973; Trachiniae / Ed. by P. E.

Easterling. 1982.

Все названные выше издания были в той или иной степени использованы при

подготовке настоящего однотомника.

При этом следует иметь в виду, что при издании русского перевода далеко

не все разночтения оригинала нуждаются в констатации или обосновании. Очень

часто они касаются таких вопросов, которые не могут получить отражения в

русском тексте. Так, например, в поэтическом языке V в. до н. э. наряду с

более употребительными формами имперфекта с приращением могли встретиться и

формы без приращения (например, АН. 1164: ηὔϑυνε в одних ркп., εὔϑυνε - в

других), - для русского перевода это различие не имеет значения. Иногда

разночтения возникают в порядке слов в достаточно прихотливых по своему

построению партиях хора, - в русском переводе это опять-таки не может быть

учтено. Но даже и в тех случаях, когда разночтение касается отдельных слов,

оно не всегда может быть отражено в русском переводе. Вот несколько

примеров.

ЦЭ, 722 - в одних ркп. ϑανεῖν ("умереть"), в других - πανεῖν ("вынести"

гибель от руки сына); в переводе в любом случае будет: "пасть", "погибнуть".

ЭК. 15 - все ркп. дают чтение στέγουσιν - башни "покрывают", "защищают"

город; конъектура, введенная Доу в его издание, - στέϕουσιν "увенчивают". В

переводе это слово и создаваемый им образ совсем выпали. А. 295 - почти все

ркп. дают чтение λέγειν и только две - ϕράζειν. В широком смысле эти глаголы

- синонимы; они различаются между собой примерно как русское "говорить" и

"молвить", "изрекать". Вполне возможно, однако, что в русском переводе и тот

и другой греческие глаголы окажутся переведенными как "молвить" или

"сказать". Поэтому в дальнейшем в примечаниях к отдельным трагедиям

отмечаются только такие разночтения и конъектуры, которые способствуют

пониманию текста и хода мысли автора, насколько оно может быть отражено в

русском переводе.

Остается сказать о принятом в этом однотомнике порядке размещения

трагедий. Наиболее естественной была бы хронологическая их

последовательность, чему, однако, мешает отсутствие документальных данных о

времени постановки пяти трагедий из семи. С другой стороны, и русскому

читателю несомненно удобнее пользоваться текстом трагедий, относящихся к

одному мифологическому циклу, в порядке развития событий в пределах каждого

цикла, и в примечаниях в этом случае можно избежать лишних отсылок к еще не

прочитанной трагедии. Поэтому было признано целесообразным поместить сначала

три трагедии, восходящие к фиванскому циклу мифов ("Царь Эдип", "Эдип в

Колоне", "Антигона") и по содержанию служащие одна продолжением другой, хотя

на самом деле Софокл такой связной трилогии не писал и поставленная раньше

двух остальных "Антигона" (ок. 442 г.) оказывается при размещении по

сюжетному принципу после "Эдипа в Колоне", созданного в самом конце жизни

поэта. Затем следуют три трагедии на сюжеты Троянского цикла ("Аякс",

"Филоктет", "Электра") - опять в той последовательности, в какой находятся

изображаемые в них события. Последней из сохранившихся трагедий помещены

"Трахинянки"; к ним присоединяется обнаруженная в довольно крупных

папирусных фрагментах драма сатиров "Следопыты", за которой идут отрывки из

других не сохранившихся драм.

 

АНТИГОНА

 

 

Документальных данных о постановке трагедии нет, но сохранилось

сообщение, что афиняне избрали Софокла стратегом на 441 г. для ведения войны

против Самоса (АС 105), воодушевленные его "Антигоной". Выборы стратегов

происходили летом, и, следовательно, "Антигону" надо датировать

мартом-апрелем 442 г., когда справляли Великие Дионисии, если даже в этом

свидетельстве простая последовательность во времени истолкована как причина

и следствие.

История Антигоны примыкает непосредственно к мифу о братоубийственной

вражде Этеокла и Полиника, излагаемому в античных источниках более или менее

единообразно. Однако дочерям Эдипа до Софокла не уделяется почти никакого

внимания. Сохранилось только сообщение, возводимое к поэту VI в. Мимнерму,

об убийстве Исмены Тидеем (см. А С 106). Хронологически значительно ближе к

трагедии Софокла эсхиловские "Семеро против Фив", в финале которых

(1005-1078) выводятся Антигона и Исмена, по-разному реагирующие на приказ

городских властей оставить без погребения тело Полиника: в то время как

Исмена проявляет послушание, Антигона отказывается повиноваться приказу и

вместе с половиной хора уходит хоронить брата. Подлинность этого финала была

давно заподозрена учеными и до сих пор находится под сомнением по целому

ряду достаточно веских причин (см.: Ярхо В. Н. Трагедия Софокла "Антигона".

М., 1986. С. 29-32). Поэтому вернее будет считать, что именно Софокл впервые

сделал Антигону главной участницей событий, происшедших после гибели

братьев.

Вместе с этим известно и другое. После гибели семи нападавших вождей

фиванцы отказались выдать родным их трупы. Тогда организатор всего похода,

аргосский царь Адраст обратился за помощью в Афины, и Фесей сумел убедить

фиванцев не нарушать божественных и человеческих установлений в отношении

умерших. Тела семи вождей были выданы афинянам и погребены в древнем

религиозном центре Аттики Элевсине. Так излагалась эта история и в

недошедшей трагедии Эсхила "Элевсинцы" (фр. 53 а, 54), и в двух случаях у

Пиндара (Нем. 9, 24, -474 г.; Ол. 6, 16, - ок. 468 г.), с той лишь разницей,

что Пиндар как патриот своих родных Фив отвергал постороннее вмешательство:

семь костров для семи умерших были воздвигнуты в самих Фивах. Важно, что в

обеих версиях не делается никакого исключения для Полиника, и эта традиция

сохраняется в "Просительницах" Еврипида (ср. 928-931), поставленных через 20

лет после "Антигоны".

Наряду с этим сохранилось свидетельство Павсания, позволяющее

предположить наличие фиванского варианта, в котором особо выделялась роль

Антигоны (IX, 25, 2). Согласно этому варианту, труп Полиника оставлен без

погребения, но Антигоне удается, прилагая все свои силы, дотащить его до

места сожжения тела Этеокла и положить на еще горящий костер. Никаких

санкций по адресу Антигоны, согласно Павсанию, не последовало, поскольку

жестокость победителей не заходила в Греции так далеко, чтобы не позволить

родным отдать последний долг покойнику. Следовательно и здесь Софокл был

первым, кто вывел Антигону ослушницей царского приказа: запрет хоронить

павших полководцев он сосредоточил в своей трагедии на одном Полинике; а

исполнение Антигоной ее родственного долга изобразил как нарушение указа,

изданного новым царем - Креонтом.

Структура трагедии достаточно традиционна: за прологом (1-99) и пародом

(100-161) следуют пять эписодиев (162-331; 384-581; 631-780; 806-943;

988-1114), к которым примыкают пять стасимов (332-375; 582-625; 781-800;

944-987; 1115-1154), - последний из них выполняет функции гипорхемы. 2-й,

3-й и 4-й эписодии вводятся небольшими анапестическими вступлениями

(376-383; 626-630; 801-805). Кроме того, первую (большую) половину 4-го

эписодия составляет коммос Антигоны с хором (806-882), перемежаемый

два раза анапестами (817-822 и 834-838). В эксод (1155-1352) также

включен обширный коммос (1261-1347) Креонта с хором и анапестическое

заключение (1348-1352).

Роли между тремя актерами могли распределяться следующим образом:

протагонист - Антигона, Тиресий, Евридика; девтерагонист - Исмена, Страж,

Гемон, Вестник, Домочадец Креонта, тритагонист - Креонт (см. А С 59).

После Софокла трагедии, названные именем Антигоны, написали в Греции

Еврипид (см. АС 105 и прим.) и трагик IV в. Астидамант-младший (TrGF 1. Э

60, Т. 5), а в Риме - Акций (фр. 87-95), несомненно использовавший

софокловский прототип.

Для настоящего издания заново переведены следующие стихи: 10-13 43

45-48 58, 75, 80 сл., 83, *88 сл., *95-97, 99, 162 сл., 175,179, 181-183,

*200 сл., 207-209, *210, 228-230, 235 сл., *244, 249-252, 263 сл., 292,

323-326, *365-367, 405, 428, 459, 464, 497 сл., 504 сл., 509 сл., *511, 517

сл., 536, 548, 556 сл., 565, *569 сл., *572-574, 576, 580 сл., 593 сл.,

614-617, 631, *637, 687-691, 705 сл., 709, 715-717, 730, 744 сл., 771 сл.,

782, 829 сл., 845-848, 855, 899, 925 сл., 994, 996, 1002, 1027, 1060-1063,

1088-1090, 1104, 1106 сл., 1111 сл., 1114, 1136-1139, 1197, 1216 сл., 1229,

1269, 1278 сл., 1337 сл.

 

43 Не уличат меня... - По сообщению схолиаста, античный грамматик Дидим

(2-я пол. I в. до н. э.) считал этот стих неподлинным, ссылаясь на своих

предшественников, комментаторов Софокла. Те из современных издателей,

которые придерживаются атетезы, указывают, главным образом, на то, что

реплика в два стиха нарушает однострочную стихомифию, хотя подобные случаи

встречаются у Софокла и в АН. (401-406), и в других трагедиях: ЦЭ 356-369,

1000-1046; ЭК 579606.

51 Он двух очей... себя лишил. - Ср. Эсх. Сем. 778-784.

104 Над Диркейским.. руслом... - Дирка - река на запад от Фив.

127...надменных речей похвальбу... - Образ осаждающих Фивы как

надменных насильников навеян Эсхилом: Сем. 375-676.

135...поверженный огненосец... - Капаней. Ср. Эсх. Сем. 422-446; Евр.

Финик. 1172-1186: Соф. ЭК. 1318 сл.

149...царицы ристаний... - Собственно, "славной многими колесницами":

ср. Ил IV, 391; Пинд. Од. VI, 85; Истм. VII, 20.

162 О, мужи Фив! - Обращение Креонта к старцам (ἄνδρες) Зелинский

перевел "сограждане", что более соответствует греческому πολῖται; однако так

Креонт никогда к ним не обращается, и это характерно для его представления

об отношениях между царем и подданными.

264...раскаленное держать в руках железо... - В доказательство своей

невиновности.

290 Я ропот слышу. - См. ЭК. 1029 сл. и прим.

332 Много в природе дивных сил... - См. "Трагический театр Софокла", с.

497.

370 Благороден! Безроден... тот... - В подлиннике противопоставляются

ὑψίπολις - "высоко вознесенный в городе", "пользующийся высоким уважением в

государстве" и ἄπολις - "лишенный государства", "отвергнутый государством".

467...домового Зевса... - В подлиннике речь идет о Зевсе ἑρκεῖος -

покровителе очага, стоящего посреди двора, обнесенного оградой. Почитание

такого "приочажного" Зевса было символом прочности семейных связей.

827 Сердобольные слезы... - Как видно, Исмена появлялась в другой

маске, чем та в которой она выступала в прологе. Теперь на маске были

обозначены кровавые полосы - знак того, что, горюя о сестре, она ногтями

разодрала в кровь щеки.

672 О Гемон... - Ркп. традиция отдает этот стих и 574 Исмене; в

первопечатном издании Альда Мануция ст. 572 был отдан Антигоне, и так

поступают с тех пор многие издатели, движимые романтическими представлениями

о любви Гемона и Антигоны; между тем, сама Антигона на протяжении трагедии

об этом ни слова не говорит и, на наш взгляд, нет оснований менять ркп.

атрибуцию реплик ни в 572, ни в 574 который отдают то хору, то все той же

Антигоне. См. подробнее: Ярхо В. Н. Трагедия Софокла "Антигона". С. 77 сл.

698 Не искупит жертва сыновняя... - Такой перевод имеет в виду скорее

всего гибель обоих сыновей Эдипа, наиболее близкую по времени к событиям,

изображаемым в трагедии. В оригинале - более общая мысль: каждое предыдущее

поколение не освобождает от бед следующее за ним.

626 Стал единственным ныне... - Старший сын Креонта Мегарей погиб

раньше (см. 1303) при осаде Фив. У Эсхила (Сем. 474-477) он назван среди

защитников Фив и предсказывается его смерть, к которой Эсхил, впрочем,

больше не возвращается. Еврипид (Финик. 930-1018) выводит первенца Креонта

под именем Менекея и повествует о его самопожертвовании ради спасения

родного города.

656...из сонма граждан... пред сонмом граждан... - Попытка переводчика

передать перекликающиеся между собой в оригинале πόλεμς в начале 656 и πόλει

- в конце следующего стиха.

658...к родственному Зевсу... - В оригинале Δία ξύναιμον, "покровителю

кровнородственных связей".

667 И в справедливом деле, и в ином. - Креонт требует от своих

подданных повиновения и справедливому, и несправедливому приказу. Между тем,

древние греки считали такого рода нерассуждающую покорность уделом раба, а

не свободного человека. Ср. поговорку:

Повинуйся господину в правом и в неправом, раб

и "Изречения Менандра" 176: Рабом родившись, угождай хозяину.

668-671 Кто так настроен... - Доу принимает конъектуру Зайдлера,

предложившего перенести эти стихи после 662, - этим и в самом деле

достигается усиление положительной характеристики хорошего гражданина,

которой затем противопоставляется описание свойств плохого, с точки зрения

Креонта, подданного. Однако с сомнениями Доу в подлинности 666 сл. и 672-680

едва ли можно согласиться. Во-первых, пропали бы очень важные для образа

Креонта претензии на непогрешимость его приказов (666 сл.); во-вторых,

нарушилось бы равенство в объеме между речами Креонта и Гемона и как

следствие - симметрия в построении всей сцены. Сейчас два монолога занимают

соответственно 42 и 41 стих, - почти столько же, сколько и следующая за ними

стихомифия (726-765=40 стихов). К каждому из этих отрезков примыкают по два

триметра, произносимые корифеем; перед монологом Креонта - 13 стихов, после

реплики корифея, заключающей стихомифию, - тоже 13. Атетеза, предлагаемая

Доу, разрушает эту очевидную симметрию (13: 42: 2: 41: 2: 40: 2: 13).

690 Страх простолюдину Твой взор внушает... - Ср. ЦЭ. 597 сл. После

этого стиха Доу вслед за Диндорфом, постулирует лакуну в 1-й стих, поскольку

в оригинале переход от 690 к 691 создает известные трудности грамматического

порядка. Зелинский, как видно, либо не признавал этих трудностей (как Джебб

и многие другие издатели), либо счел возможным обойти их в переводе.

712 Ты, негодяй? - Ст. 742-757 вызвали различные попытки перестановок.

Доу считает, что их ркп. порядок нарушен актерами во время посмертных

постановок "Антигоны", и печатает их в такой последовательности: 741, 748,

749, 756, 755, 742-747, 750-754, 757, 758 и далее в обычном порядке. См.

Studies. V. 2. Р. 109-111. Зелинский ограничился перестановкой, отмеченной в

русском тексте.

774 Врыт в землю склеп... - Речь идет, вероятно, о какой-нибудь из

заброшенных гробниц микенского времени. Ср. 1215-1218.

781 Эрот, твой стяг... - Неодолимость любовного влечения - общее место

в греческой литературе. Ср. Тр. 443, 497-503; фр. 160, 563.

805...старцы земли родимой... - В оригинале πολῖται - "граждане". См.

162 и примеч.

824 Гостья с фригийских гор... - Ниоба, дочь Тантала, потеряв всех

своих детей, окаменела от горя, и только из глаз ее продолжали литься слезы.

В таком виде она была перенесена богами на вершину горы Синил в Лидии, где

ее окаменевшее тело секут дожди и засыпает снег.

834...то богиня, бессмертных дитя... - Тантал был сыном Зевса; матерью

Ниобы счиTJ талась обычно одна из плеяд - Тегета.

837 Кто с богами... - После этого стиха, вероятно, утерян один стих, -

в анапестах, симметрично завершающих строфу, насчитывается 6 стихов.

854 К престолу Правды вековой... - - Реплика хора вызвала

многочисленные толкования, противоречивость которых объясняется неясностью

высказывания. Наиболее вероятный перевод: "...Ты тяжело обрушилась, дитя, на

высокий алтарь Правды". Значит ли это, что Антигона нарушила заветы Правды?

Но с этим не согласуются ни доводы Антигоны (451), ни ее недоумение (921).

Или у Правды она ищет защиты? Тогда почему она "искупает горе отца"?

869 Негу брака познал... - Имеется в виду женитьба Полиника на Аргии,

дочери Адраста, которая дала ему возможность собрать войско против родного

города.

904 И все ж - не каюсь я. - 904-920 вызывают в течение многих

десятилетий ожесточенную полемику среди исследователей. Доводы Антигоны,

905-912, близко напоминают рассуждения жены знатного перса Интаферна у

Геродота (III, 119), а поскольку поэт и историк были близкими друзьями, то

защитники этих стихов усматривают в них желание Софокла польстить своему

другу. Однако аргументы жены Интаферна используются совсем в иной

обстановке. Затем, было бы странно, если бы Антигона, до сих пор объяснявшая

нарушение запрета Креонта долгом перед святыми законами Правды, теперь,

когда судьба ее решена, стала бы приводить достаточно прагматические доводы

в свою защиту. Таким образом, по содержанию по меньшей мере 904-915 надо

признать вставкой, сделанной по образцу Геродота, но без достаточного

понимания хода мысли Софокла. Поскольку Аристотель ссылается на 909-912 в

"Реторике" (III, 16, 9), следует сделать вывод, что подозрительные стихи

вставлены еще в начале или в первой половине IV в. и вошли затем во все

рукописи.

944 И Данае-красе... - Аргосскому дарю Акрисию была предсказана смерть

от руки внука. Поэтому он заключил свою, еще незамужнюю дочь Данаю в

окованную медью башню. Сюда, однако, под видом золотого дождя проник Зевс,

оплодотворивший Данаю.

856 Сын Дрианта, Ликург... - Оказал сопротивление культу Диониса и был

за это заключен богом в расселину скалы, с которой он сросся. Согласно Ил.

VI, 130-140, Дионис, спасаясь от Ликурга, бросился в море, где его приняла

Фетида, а Ликург был ослеплен Зевсом.

966 Там, где в каменных врат...мареве... - Финей, царь Салмидесса (на

западном берегу Босфора) имел двух сыновей (братьев-Финидов) от первой жены

Клеопатры, которую он впоследствии заточил в тюрьму; а его вторая жена

(лихая...мачеха) ослепила пасынков и заключила в склеп (979). Вся эта

строфа, текст которой в нескольких местах испорчен, служит введением в

судьбу Клеопатры и ее сыновей, напоминающую долю Антигоны.

980 Вела она...род... - Отцом Клеопатры был бог северного ветра Борей,

матерью - афинская царевна Орифия, похищенная Бореем... вьюг отцовских

стая... - северные вихри; Бореада - Клеопатра, дочь Борея.

987...о дитя родное! - Обращение хора к Антигоне показывает, что во

время исполнения стасима она еще находилась на орхестре, и примеры

пострадавших в далеком прошлом (Даная, Ликург, Клеопатра и ее сыновья)

должны были несколько смягчить ее участь.

994...прямо правишь город. - Перевод Зелинского сделан по ркп. чтению

τήνδε ναυκληρεῖς; многие издатели, в том числе Джебб и Дэн, предпочитают

конъектуру τήνδ᾽ ἐναυκληρεις - "ты правил": Тиресий имеет в виду достаточно

длительный период, когда Креонт выступал в качестве регента (ср. ЦЭ, 1418);

теперь же, отказав Полинику в похоронах, он как раз правит плохо, от чего

его и хочет предостеречь прорицатель.

1000 Где вещей птицы гавань... - См. ЦЭ. 395 и прим.

1013...как мглою Покрылся свет... - Доу считает этот стих поздней

вставкой: Тиресий ослеп в юности, и сейчас ему не время вспоминать о давней

потере зрения.

1021...птица не издаст... - Доу принимает атетезу и этого стиха, для

чего имеется и смысловое, и формальное основание: 1) о птицах речь уже была

выше; 2) множественное число причастия βεβρῶτες ("наевшиеся") в ст. 1022,

которое Зелинский переводит нейтральным "вкусив", в оригинале согласовано с

подлежащим во множественном числе ϑεοί ("боги"): "Боги не принимают от нас

ни молитв, ни жертвенного пламени, отведав крови убитого человека". В 1021

подлежащее ὄρνις ("птица") не может быть формально согласовано с βεβρῶτες.

1037 Сарды. - В VI в. столица сказочно богатого лидийского царя Креза.

1058...мне же царством ты обязан. - Вероятно, Тиресий хочет сказать,

что Креонту удалось спасти Фивы в закончившейся войне только потому, что он,

вняв совету прорицателя, принес в жертву своего сына. См. 628 и прим.

1116 Многозванный... - Начинающийся здесь стасим по своему тону и

назначению соответствует гипорхеме.

1116 Многозванный. - Точнее "многоименный", т. е. пользующийся

почитанием в различных культах под различными именами: Вакх, Иакх (в

Элевсинских мистериях), Загрей (в связи с подземным миром), Мельпомен (в

связи с Музами) и т. д. речь идет о Дионисе, зачатом от Зевса фиванской

царевной Семелой (Кадмеиской девой)...краса и любовь... - В оригинале:

"слава"...молнии сын! - Вняв просьбе Семелы, Зевс явился ей во всем своем

величии, держа в руках огненосные перуны, от которых загорелась спальня

Семелы и сама она погибла в огне (см. 1139). Недоношенного ребенка Зевс

вырвал из чрева Семелы и зашил себе в бедро, где он и доносил его до

положенного срока.

1116 Тобой Италия полна... - Южное и западное побережье Италии с давних

времен было опоясано древнегреческими колониями, а в середине 40-х годов V

в., незадолго до постановки "Антигоны", на месте разоренного г. Сибариса по

инициативе Перикла был заложен новый город Фурии. Греческие переселенцы

привезли с собой, естественно, и культуру винограда и виноделие,

покровителем которых являлся Дионис.

1125...сев... змеиный. - Богатыри, выросшие из зубов дракона, убитого

Кадмом. См. ЭК. 1534 и прим.

1126...скалы двуглавой... - Парнаса;...Касталии ключ... - Протекает у

ее подножия близ Дельфов.

1131...Нисы услон. - Под названием Нисы было известно свыше десятка

гор на территории Греции, Малой Азии, Индии и Африки. Здесь имеется в виду

Ниса на о-ве Евбее, откуда бог переправляется в расположенную через пролив

Беотию.

1170 Тень дыма - в древнегреческом поговорочное выражение, обозначающее

ничтожную малость. Ср. Ф. 946.

1200 К царю теней и к девственной Гекате... - Креонт провинился перед

владыкой царства мертвых тем, что не отдал принадлежащего тому покойника

(ср. 1070), а перед покровительницей перекрестков Гекатой ("распутий

бдительной богиней") - тем, что разносимые хищными зверями и птицами куски

мертвой плоти осквернили дороги и придорожные алтари (ср. 1016-1018).

1215 Бегите, слуги! - В дальнейшем рассказе Вестника не все понятно и с

точки зрения археологии, и с точки зрения значения отдельных слов. Поэтому

Доу предполагает между 1216 и 1220 три лакуны. См. Studies. V. 2. Р.

117-119. Зелинский представлял себе дело таким образом, что слуги Креонта

сдвинули в сторону камень, закрывавший вершину купольной гробницы, и увидели

сверху повесившуюся Антигону и прильнувшего к ней Гемона. Догнавший их

Креонт, увидев эту картину, бросился вниз и через дверь, ведущую в дромос

(коридор, соединяющий вход с круглым залом, перекрытым куполом) и уже

выломанную Гемоном, побежал в глубь гробницы, где и произошли остальные

события. При этом, правда, остается непонятным, почему Креонт не сразу

обнаружил выломанную дверь, чтобы войти в склеп, и может ли слово "устье"

обозначать верх купола, а не вход в гробницу на уровне земли? Другое

объяснение исходит из того, что Креонт велел слугам отодвинуть камни,

которыми был завален вход в склеп, и по дромосу достичь круглого зала, -

тогда устьем более естественно будет названо то место, где дромос вливается

в зал. Конечно, при этом возникнут другие вопросы: как удалось Гемону

проникнуть в склеп, если раздвинуть камни под силу только нескольким людям,

и что мог различить Креонт и слуги почти в кромешной темноте (света,

проникавшего из дромоса, было явно недостаточно, чтобы осветить глубину

склепа)? Но эти вопросы, вероятно, мало волновали аудиторию Софокла.

1250...не поступит криво. - Ближе к оригиналу: "не совершит ошибки",

"не поддастся заблуждению".

1293 Раскрылась дверь... - Через раскрытую дверь выдвигалась на

орхестру эккиклема с телом Евридики, распростертым у алтаря (ср. 1301).

После 1346 эккиклему убирали обратно.

1303 Оплакав... Мегарея... - См. 628 и прим.

1345...сознание долга... - Здесь и в 1353 Зелинский переводит словом

"долг" греческое τὸ φρονεῖν - "способность здравого размышления".

 

Сост. В. Н. Ярхо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: