Патриотическое воспитание и формирование лидерских качеств у подростков.
При составлении плана воспитательной работы с классом распределяю мероприятия по направлениям, которые обозначены в воспитательной программе школы:
- гражданско-патриотическое, - духовно-нравственное,- физкультурно-оздоровительное,-экологическое и трудовое, -самоуправление, -семья и школа,
Однако опыт работы показывает, что в воспитательной работе классного руководителя нужна единая перспективная линия, цель, направление, гармонично сочетающая в себе все аспекты воспитательной деятельности. В моей работе – это формирование лидерских качеств посредством патриотического воспитания.
У подростков 5-8 классов появляется потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым у подростков в этот период является участие в различных видах военно-патриотической деятельности, организуемой в классе, школе и вне ее.
Патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых лидерских качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского общества.
Поэтому основной целью моей воспитательной работы является формирование и развитие гражданской активности, патриотизма, лидерских качеств подростка.
Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах и методах воспитательной работы:
|
Направление: «Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил».
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Выступления ветеранов на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины.
Данное направление включает в себя мероприятия:
· Мероприятия по увековечиванию памяти, павших в борьбе за независимость нашей Родины (Традиционная ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая учащихся).
· Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и участие в концертах перед ветеранами войны.
· Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.
· Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
· Участие в военно-спортивных играх и соревнованиях, а также других праздничных мероприятиях · Посещение музеев.
2 направление: «Историко-краеведческая работа»
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении провожу следующие мероприятия:
–экскурсии в музеи,
– уроки-знакомства с памятниками края;
– изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников;
– уроки мужества.
|
направление: «Формирование правовых знаний»
Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.
– изучение правил поведения в школе и общественных местах;
– встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками;
– участие в общешкольных мероприятиях в рамках месячника правовых знаний
– участие в заседаниях Совета школы.
4 направление: «Воспитание на культурных традициях народа»
Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствуют воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
– классные часы гуманитарного цикла;
– организация и проведение тематических вечеров, бесед;
–изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;
–изучение своей семьи, составление генеалогического де рева семьи;
– организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
Реальная практика говорит о том, что в школе, в подавляющем большинстве случаев, учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, хотя наши дети способны проявить инициативу, активность, творчество, участвовать в общественной жизни. Поэтому систему патриотического воспитания в классе строю с учётом возраста обучающихся, учитывая степень подготовленности их к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.
Лидерами не рождаются, ими становятся; личность воспитывается и формируется в течение всей жизни, а подростковый возраст является одним из важных периодов в становлении личности человека.
Подросток находится на распутье, во многих есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях, всех обучающихся класса, а также добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела.
Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом.