Детские учреждения, безбарьерная среда и поддержка волонтеров




Задача: повсеместно обеспечить равноценные условия жизни

Проблема большого разрыва между городом и деревней, между богатыми и бедными регионами стоит в сегодняшней Германии хотя и не так остро, как в России, но в последнее время явно усугубилась. Причем настолько, что правительство ФРГ решило взяться за нее всерьез и надолго. Сразу три министра представили в Берлине 10 июля документ под названием "Наш план для Германии". Из подзаголовка становится ясно, какова сверхзадача рассчитанной на целое десятилетие правительственной программы: "Повсеместно равноценные условия жизни".

Новая региональная политика: отказ от упора на восточные земли

Правительство в Берлине услышало сигналы, которые подавали избиратели в регионах в ходе протестных голосований, и теперь вместе с властями федеральных земель разработало широкомасштабный план "обустройства родины", причем прежде всего ее отстающих, малонаселенных, сельских регионов.

План выравнивания условий жизни на всей территории Германии состоит из 12 пунктов. Первым идет принципиальное изменение системы дотаций отстающим регионам. После завершения в этом году срока действия программы поддержки восточных земель (Solidarpakt II) с 2020 года будет внедрена принципиально новая система субсидирования.

Ее суть: впредь помогать будут не Восточной Германии в целом, а более прицельно наиболее нуждающимся районам по всей стране, причем как на востоке, так и на западе. В российских реалиях такой подход означал бы отказ от отдельной программы поддержки Дальнего Востока (и упразднение соответствующего министерства) и использование выделенных средств для субсидирования, предположим, определенных районов Амурской и Магаданской областей при одновременной поддержке, скажем, деревень Центральной России.

Децентрализация госструктур: ведомства переедут в регионы

Вторым пунктом идет целенаправленное создание рабочих мест в структурно слабых регионах и при этом главным образом в малых и средних городах. Заставить идти туда бизнес федеральное правительство не может. Но оно обязуется размещать в таких населенных пунктах различные госучреждения или ведомственные научные институты и стимулировать предприятия, вузы, неправительственные организации присоединиться к процессу децентрализации своих структур.

Понятно, на что рассчитывает правительство: переезд в небольшой город госчиновников или ученых сразу же повысит там покупательную способность, и это запустит рыночные механизмы: начнет развиваться сфера услуг, малый бизнес, строительство. Быстрой реализации идеи может способствовать большое количество пустующего жилья в некоторых регионах ФРГ, особенно на востоке страны, хотя не везде оно хорошего качества, особенно в бывших гэдээровских панельных домах.

Большое значение быстрого интернета и сотовой связи

По мнению правительства ФРГ, огромную роль в выравнивании условий жизни в стране может и должно сыграть повсеместное внедрение быстрого, широкополосного интернета и устойчивой мобильной связи. Не случайно решение этой задачи идет в плане третьим пунктом. Без быстрого интернета не может эффективно работать сегодня ни один современный бизнес, включая фермерские хозяйства, тем более, что уже не за горами, к примеру, внедрение беспилотных тракторов.

Общественный транспорт для малонаселенных регионов

Четвертым пунктом в плане идет мобильность и транспортная инфраструктура. В случае России это были бы, прежде всего, дороги, но в Германии с ними больших проблем нет, в том числе и на востоке, поскольку значительная часть субсидий была использована там именно для развития дорожной сети. Поэтому теперь правительство ФРГ ставит задачу повсеместного развития системы общественного транспорта, в том числе и железнодорожного, которая была бы по карману широким слоям населения, отвечала бы их реальным потребностям и была бы экологичной.

 

В частности, предполагается лучше связать центры экономического роста с их сельскими окрестностями, а также различные малонаселенные регионы между собой.

Детские учреждения, безбарьерная среда и поддержка волонтеров

Шестым пунктом идут совместное градостроительные меры федеральных и земельных властей, в частности, выделение Берлином денег на сооружение социального жилья в регионах. Очень серьезной проблемой многих немецких населенных пунктов являются высокие долги муниципальных властей. Поэтому седьмой пункт предусматривает общенациональные меры по снижению их долгового бремени.

Остальные пункты плана таковы. Правительство ФРГ намерено поддерживать в регионах людей, готовых работать на общественных началах (скажем, тренировать местные детские футбольные команды), и создаст фонд, который будет предоставлять волонтерам сервисные услуги для организации их деятельности.

Собственно «Зона действий» была создана правительством Норвегии в 1990 г. [4] Особый режим регулирования на указанной территории был введён в 1990 г. как реакция на спад численности населения и промышленного развития в конце 1980-х гг. в условиях высокой безработицы, неопределённое™ перспектив рыбной отрасли и угрозы массового оттока населения. Правительство поставило цель сделать самые северные территории страны более привлекательными для проживания, производства и работы, а также стимулировать позитивные и смягчать негативные тенденции развития в экономике и трудовых отношениях. Совокупная стоимость этих мер для государства (недополученные доходы) составила для государства 3,2 млрд. крон в 2010 г. В настоящее время действуют следующие меры экономического стимулирования:

1. Освобождение юридических лиц от налога на работодателя;

В Финмарке и в северной части Трумса с 1990 г. применяется ставка налога на работодателя в 0 %. Данная льгота распространяется также на государственный и муниципальный сектор и является важнейшей по своему экономическому значению (65 % от общего объёма недополученных доходов («потерь») государства в «Зоне действий»). Так, в 2010 г. недополученный доход государства по данной статье составил 2,1 млрд. норвежских крон (ок. 10 млрд. рублей), по сравнению с районами страны, где применяется максимальная ставка налога на работодателя - 14,1 %, или 800 млн. крон (4 млрд. рублей) по сравнению с остальной Северной Норвегией, где ставка составляет 5,1 %;

2. Пониженная ставка налога на доходы физических лиц, состоящая из:

а) дополнительного налогового вычета в размере 15000 и 30000 крон (соответственно для налогоплательщиков 1-го и 2-го класса)

б) пониженной на 3,5 % ставки налога в пользу государства по сравнению с остальной страной. В 2011 г. - 10,55 % в «Зоне действий» против 14,05 %.

в) пониженной ставки «налога на богатых» - на 2 % ниже, чем в Норвегии в целом. В 2011 г. она составляла 7 % для доходов свы-

Зарубежный опыт экономического развития

ше 471 200 крон в год (в остальной части страны - 9 %); для доходов свыше 765 800 крон в год действует та же ставка, что и во всей стране - 12 %. По этой статье недополученные госдоходы составили в 2011 г. 753 млн. крон (23 %).

3. Нулевая ставка сбора за электроэнергию для населения и пониженная -для промышленности (0 % - для энергоёмких отраслей, деревообработки и овощеводств, 0,45 сотых кроны на кв/Ч для промышленности по сравнению с 11,21 сотых кроны в остальной части страны). В 2011 г. потери государства по данной статье составили 200 млн. крон, или 5 % от общих потерь государства в «Зоне действий».

4. Списание образовательного кредита.

Лицам, проживающим и работающим в «Зоне действий», может быть списано до 10 % от образовательного кредита, но не более 25000 крон в год. Для этого лицо должно фактически проживать в регионе и работать не менее, чем на 0,5 ставки, либо воспитывать детей до 10 лет или ухаживать за другими лицами по медицинским показаниям. Это право также распространяется на работников нефтяной отрасли. В 2011 г. расходы государства по данной статье составили 110 млн. крон (3 % от общих расходов на «Зону действий».

5. Повышенная ставка детского пособия родителям с детьми, проживающим в «Зоне действий»;

Детское пособие выплачивается по базовой ставке (890 крон) плюс 320 крон в месяц, или 3840 крон в год на ребёнка. В 2011 г. так называемая «Финмаркская доплата» выплачивалась на порядка 20000 детей, соответствующие расходы составили порядка 80 млн. крон.

6. Повышенная заработная плата педагогическим работникам дошкольных учреждений (мера отменена в 2012 г.).

В 2010 г. доплата составила 20 000 крон (100 000 руб) в год на человека, затем было принято решение сократить доплату в два раза с 2011 г; в 2012 г. эта мера стимулирования была упразднена совсем. В 2011 г. расходы государства на данную меру составили 300 000 крон.

Таким образом, меры стимулирования включают в себя как меры индивидуального стимулирования, так и меры стимулирования производства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: