Классический федерализм и смешанные формы территориально-политической организации власти.




Государство объединяет разнородные (в этническом, религиозном, языковом, культурном отношениях) социаль­ные общности, поэтому возникает потребность обеспечить взаимодействие этих общностей и целостность государства. Управление большим государством, имеющим значительную территорию и многочисленное население, из центра доста­точно трудно, что предполагает создание довольно сложной системы управления.

Устойчивость государственных институтов, всей полити­ческой жизни общества во многом зависит от формы государ­ственного устройства. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотноше­ние между государством и его составными территориальными единицами.

Важно уточнить, что территория — один из основных при­знаков государства и важнейший элемент познания сущности государства как формы политической организации общества — представляет собой фундамент построения системы органов государственной власти и местного самоуправления, направ­ленный на успешное решение проблем рациональной органи­зации государства.

Под территориальной организацией следует понимать определенные правила обустройства как составных частей государственной территории, так и государства в целом; при этом территориальная организация государства обеспечивает установление соответствующих взаимосвязей между терри­ториальными единицами, а также осуществление публичной власти на основе деления территории.

Когда мы говорим о территориальной структуре государства, то имеем в виду, прежде всего, форму территориальной организации власти. Территориальное устройство государства — это, с одной стороны, форма территориальной организации власти, а с другой — система взаимоотношений государства как целого с его составными частями (территориями). Характер этих взаимоот­ношений определяет две основные формы-государственно-тер­риториального устройства: унитарную и федеративную. Конституционное оформление современного государ­ственного устройства Российской Федерации происходило в сложных условиях перехода от советской модели федерализма к модели правовой. Поэтому выделенные выше критерии фе­деративного устройства государства в условиях России имеют свои особенности, а некоторые из них просто неприемлемы.

Практически ни в одном федеративном государстве в мире не предполагается наличие единой системы исполнительной власти. В соответствии же со ст. 77 Конституции предполагается создание единой системы исполнительной власти в рамках исключительных предметов ведения Российской Федерации и совместных предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Судебная система Российской Федерации также суще­ственно отличается от судебных систем других федеративных государств, так как является исключительно федеральной. В субъектах РФ могут быть созданы лишь конституционные (уставные) суды с довольно ограниченными полномочиями.

Различные виды субъектов РФ (республики, края, области, автономные образования, города федерального значения) и некоторые неопределенности в вопросах равноправности их конституционно-правового статуса делают Россию асиммет­ричной федерацией.

Многонациональный состав населения, огромная террито­рия с различными природными и географическими условиями, исторический след в национальных отношениях и конкретная политическая ситуация, связанная с угрозой распада Россий­ского государства — все это обусловливает специфику феде­ративного устройства России.

По своему социальному содержанию российский федера­лизм олицетворяет государственное единство, объединение десятков народов как этнотерриториальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной объединяющей силой многонационального федеративного государства.

Особенность современного российского федерализма за­ключается в том, что в нем сочетаются^ территориальные (общетерриториальные) и национальные (национально-тер­риториальные) начала.

Особенность современного российского федерализма со­стоит в том, что это — сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны. Хотя формально рос­сийский федерализм берет свое начало с октября 1917 г., его реальное становление и развитие началось лишь с последнего десятилетия XX в.

Одной из особенностей российского федерализма является то, что Российская Федерация — самая большая в мире федера­ция. Большое количество субъектов создают проблему управля­емости. Теория управления определяет масштаб управляемости в пределах 9—13 объектов. Происходящий сегодня процесс объединения субъектов РФ как способ решения данной про­блемы пока не дал конкретных результатов.

Российская Федерация — асимметричная федерация, допускает разнохарактерный статус, политическое, государ­ственно-правовое и финансовое положение входящих в нее субъектов. Симметрия нарушена, поскольку изначально в основу определения субъектов РФ были заложены разные на­чала: одни формировались по национальному признаку и стали республиками, другие — по территориальному — края, области, города Москва и Санкт-Петербург, третьи — по смешанному, национально-территориальному — автономная область и авто­номный округ. Так установилось три модели конституционного устройства субъектов РФ. Конституция исходила из Федера­тивного Договора и закрепила его компромиссные положения: с одной стороны, равноправие всех субъектов между собой и во взаимоотношениях с органами государственной власти, с другой стороны — подтвердила разнообразие социально-по­литических статусов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 66 Конституции статус республики определяется Конституцией и Конституцией Республики.

Особенностью Российской Федерации является правовой статус автономных округов — их двойная правосубъектность: они являются самостоятельными субъектами РФ, но террито­риально входят в состав области, края (таких же равноправных субъектов РФ). Взаимоотношения автономных округов с об­ластью и краем, в состав которого они входят, требуют зако­нодательного регулирования.

Особенностью и противоречием российского федерализма одновременно является закрепленное в Конституции (ч. 3 ст. 11) положение о том, что разграничение полномочий может осуществляться не только Конституцией, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Исходя их этого, договорные отношения мо­гут иметь конституционный, договорной или смешанныйхарактер. Существующие отношения органов государствен­ной власти субъектов РФ с федеративными органами можно условно разделить на три вида: близкие к конфедеративным, федеративные, но основанные на индивидуальных договорах, строящиеся на Конституции и Федеративном договоре и уста­вах большинства субъектов Федерации.

В Конституции не упоминается термин «суверенитет» по отношению к субъектам, государственный суверенитет рас­пространяется на всю территорию Российской Федерации, в то же время федеральная власть компетентна в решении только вопросов, определенных Конституцией и касающихся всего государства. Но ст. 76 Конституции определяет пределы ведения Российской Федерации, совместное ведение Россий­ской Федерации и субъектов РФ, осуществление собственного регулирования субъектов РФ — принятие законов и норма­тивных актов субъектов РФ, причем в данной сфере действует нормативно-правовой акт субъекта РФ, что подчеркивает «суверенность» государственной власти субъекта РФ.

Кроме того, субъекты РФ самостоятельно распоряжаются своей собственностью, могут реализовывать свои националь­ные потребности и интересы. Проблема заключается в том, что конституции ряда субъектов РФ суверенитет республики признают более объемным, повышая статус своего государ­ственного образования, выводя его за рамки, установленные Конституцией и международными принципами федерализ­ма. Эти особенности и противоречия определяют задачи и основные направления развития федеративных отношений, федеральной национальной и региональной политики.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: