Урок гражданина, политинформация: «Первые лидеры народного ополчения Новороссии» (для 8-11 классов)
АВТОРЫ:
Никифорова Ирина Валерьевна,
учитель МБОУ «Лицей № 4» (г. Псков);
Костыря Григорий Валерьевич,
учитель ГБОУ «Средняя школа № 123» (г. Санкт-Петербург);
*Пояснение. Для школьников Луганской народной Республики данные об Игоре Безлере рекомендуется заменить на данные о её первом народном губернаторе Валерии Болотове, которые педагог так же найдёт в данной папке.
Цель. Познакомить учащихся с лидерами народного ополчения: Вячеславом Пономарёвым, Игорем Стрелковым, Игорем Безлером, Алексеем Мозговым. Сделать акцент на особенностях биографии и качествах личности, позволивших им возглавить сопротивление, заложив таким образом основы программы саморазвития личности юных граждан.
Задачи:
- Продолжить формирование граждан-патриотов своей Родины.
- Углубить и расширить понятие «героизм».
- Способствовать воспитанию хороших лидеров и уважения к ним.
- Научить понимать роль лидера в любом коллективе, организации.
- Продолжить обучение конструированию определений и толкований слова.
Оборудование: фотографии и видеозаписи.
Вызов информации (если дети не знакомы с материалом – слово учителя)
-Вспомните, как проявился массовый героизм народа после событий на Майдане? (Жители юго-востока Украины начали стихийно собираться в отряды ополчения. Эти отряды патрулировали улицы, формировали блок-посты, живой стеной становились на пути военной техники. Кто не мог воевать, помогали ополчению продуктами и всем необходимым).
Но стихийные отряды не могли дать сколько-нибудь серьёзный отпор войскам организованной украинской армии. Сразу же возникла необходимость в выдвижении из среды ополченцев лидеров. И тема нашего занятия сегодня: «Первые лидеры народного ополчения Новороссии».
|
Работа над определением
- Как вы понимаете, кто такой лидер? (Это наиболее достойный из всех. Самый мужественный, сильный, храбрый, авторитетный).
- А мог ли стать лидером этих людей мужественный, храбрый, авторитетный человек, который не считал бы нужным воевать против украинского правительства? (Ученики приходят к выводу, что лидер должен выражать убеждения своих товарищей).
- А мог бы возглавить работу храбрый и мужественный, трудолюбивый человек, но недальновидный, не способный, постоянно ошибающийся, не умеющий вести военные действия? (Учащиеся приходят к выводу, что нет. Необходимы способности, знания, образование).
Лидеры ополчения – тоже герои. Почему? Умение правильно руководить, привести солдат к победе, а не к поражению – это требует определённых качеств. Лидером всегда быть трудно. Среди вас тоже есть лидеры: отличники учёбы, старосты, ответственные за дежурство, питание, организацию праздников, спортивной и патриотической работы. Вспомните, какие качества необходимы вам для успешного осуществления данной работы? (Обязательность, исполнительность, терпение, уважение одноклассников, способности).
- Всегда ли быть лидером приятно и интересно? С какими трудностями сталкивались вы во время руководящей работы? (Не слушаются подчинённые, надоедает, скучно, требует терпения, большая ответственность).
Это в мирной жизни. В условиях войны требования к данным людям многократно возрастают.
|
· На экране: «Лидер – это личность, которая раньше, лучше, глубже и яснее других осознаёт новые потребности общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за это, умеет найти и указать силы, пути и средства для осуществления задач, стоящих перед народом».
Лидеры взяли на себя организацию народного движения, руководили боями, основали новое, независимое от Украины государство. К настоящему времени известно более 10 полевых командиров, которые стали успешными военными лидерами и их подразделения влияли на исход войны. О наиболее известных мы поговорим сегодня.
· Учащиеся демонстрируют презентации. На доске вопросы: «Что можно сказать об образовании лидеров ополчения? Каким образом каждый из них повлиял на ход военных действий?
Презентация «Вячеслав Пономарёв».
Вопросы по презентации.
· 1. Какие действия произвёл Вячеслав Пономарёв, что бы организовать первых повстанцев? (Собрал отряд из 1200 человек, установил связи с повстанцами в других городах).
· 2. Почему особенно важно, что Пономарёв в военных операциях добивался победы мирным путём? (Никто не погибал, не было разрушений).
· Презентация «Игорь Стрелков».
· Демонстрируется клип, посвящённый Игорю Стрелкову https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239055%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2
· 1. Какой город стал центром сопротивления бандеровцам? (Славянск).
· 2. Какие события положили начало объединению разрозненных частей ополчения и их преобразованию в армию? (Выход стрелковцев из Славянска).
· Презентация «Игорь Безлер».
|
· Демонстрируется клип, посвящённый подразделению Игоря Безлера https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239057%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2
·
1. - Вспомните, что писал корреспондент о том, как работал Игорь Безлер? Какие качества нужны, чтобы так работать? (Выносливость, трудолюбие, желание, огромная сила воли).
2. Какой населённый пункт так и не был сдан благодаря подразделению Игоря Безлера? (Горловка).
· Презентация «Алексей Мозговой». После презентации – последнее свершение Мозгового – организация парада к 79-летию Победы в Алчевске.
· Демонстрируется видео Парада Победыhttps://vk.com/club149405295?z=video-149405295_456239056%2Fvideos-149405295%2Fpl_-149405295_-2
·
· Вопросы
· 1. Как известно, Алексей Мозговой работал с людьми разных взглядов и убеждений, ратовал за объединение всех повстанческих сил Новороссии. Почему это было важно? (Только объединившись, можно было стать сильным движением, победить врага).
· 2. Чьи интересы защищал Алексей Мозговой, когда воевал с бандеровцами? (Интересы народа).
· Валерий Болотов
· Презентация.
· Клип «Воин света. Валерий Болотов» https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239058%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2
· Вопросы
- Назовите самую важную заслугу Валерия Болотова (Луганск так и не был сдан).
- Подумайте, с какими трудностями и опасностями пришлось столкнуться Валерию Болотову в освободительной борьбе? (Он изначально был партизаном, потому что открывать лицо было очень опасно. Очень сложно было оборонять Луганск, ещё сложнее возглавлять оборону, но Болотов справился с этим).
·
Вопрос после просмотра всех презентаций: Какие действия командиров ополчения были направлены на сохранение духовных ценностей простого народа? Был ли хоть один командир, который не заботился об этом? (Пономарёв, Безлер и Мозговой жёстко пресекали пьянство, наркоманию. Стрелков запретил нецензурную брань, боролся с начавшимися в ополчении мародёрством и грабежами, абсолютно все командиры выступали за сохранение традиционных семейных ценностей).
Обобщающая беседа. Особенности биографии, которые помогли В. Пономарёву, И. Стрелкову, И. Безлеру, А. Мозговому стать выдающимися повстанцами, лидерами ополчения
Особенность биографии | Вячеслав Пономарёв | Игорь Стрелков | Игорь Безлер | Алексей Мозговой |
Высшее образование | + | + | + | |
Военный опыт | + | + | + | + |
Организаторские способности | + | + | + | + |
Преданность делу, трудолюбие, высокая работоспособность | + | + | + | + |
Деятельность в интересах народа | + | + | + | + |
Возможно, дети затруднятся при ответах на вопрос об организаторских способностях, трудолюбии и высокой работоспособности отдельных лидеров. Поэтому допустимы вспомогательные вопросы: «Мог ли человек без организаторских способностей руководить огромным военным подразделением, или в несколько дней создать отряд из 1200 человек?», «Можно ли было оставить спокойную жизнь, семью, работу не будучи преданным делу?»
Вывод: важнейшими качествами лидера являются образование, знания, опыт, организаторские способности, преданность делу, трудолюбие, высокая работоспособность, деятельность в интересах народа.
Лидеры и народ. Учитель:
- Как вы считаете, кто играет ведущую роль в гражданской войне: лидеры или народ?
Тут возможно 2 ответа и учитель просит ребят аргументировать свою точку зрения.
Вспомогательные вопросы для ведения дискуссии:
- Кто выдвигает лидеров?
- Чьи интересы они выражают?
- Способен ли лидер на такие великие свершения без своих соратников?
Учащиеся приходят к выводу: лидеров выдвигает народ, они выражают чаяния народа, не действуют самостоятельно, а лишь возглавляют действия народа).
Учитель: Поэтому невозможно не вспомнить сейчас о народе и, в первую очередь, о простых ополченцах. Этот клип посвящён бойцам Игоря Безлера и ему самому.
· Клип «Игорю Безлеру - Бесу - и его бесятам посвящается».
https://vk.com/video161980241_169948120
Закрепление
- В чём проявился героизм лидеров ополчения?
- Почему Пономарёв, Стрелков, Безлер и Мозговой быстро завоевали любовь людей? (Они защищали их землю, их достоинство и права, боролись с их угнетателями, жёстко расправлялись с мародёрами, грабителями, наркоманами, пьяницами, снижали цены).
- Кому принадлежит ведущая роль в данной революции: лидерам или народу? (Народу).
Добровольное домашнее задание. Разузнайте и приготовьте презентации о других лидерах ополчения: Мотороле, Гиви, Абхазе, Валерии Болотове.