Задание 2.3. Значение народного декоративно-прикладного искусства для художественно-эстетического воспитания дошкольников.




Задание 2.1. Виды и жанры изобразительного искусства на занятиях изобразительной деятельностью в ДОО.

 

Презентация

 

Задание 2.2 Содержание педагогических функций изобразительного искусства.

Раскройте содержание педагогических функций изобразительного искусства на примере произведений одного из его видов - живописи (с учетом разных жанров) применительно к детям дошкольного возраста. Используйте материал о функциях изобразительного искусства (с. 21-22 теоретического материала), проведите самостоятельный поиск материалов на данную тему в сети Интернет.

Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.

Как и другие виды искусства, живопись выполняет познавательную, эстетическую, религиозную, идеологическую, философскую, социально-воспитательную или документальную функции, а также служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда.

Живопись отражает и в свете тех или иных идеологических концепций оценивает духовное содержание эпохи, ее социальное развитие; в силу этого живопись сама становится сферой общественной борьбы. Мощно воздействуя на чувства и мысли зрителей, заставляя последних переживать действительность, изображенную художником, живопись служит действенным средством общественного воспитания. Многие произведения живописи обладают документально-информационной ценностью.

Основные функции изобразительного искусства

Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить. почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.

Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.

Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью.

Основные функции живописи как вида изобразительного искусства

Основное выразительное средство живописи — цвет — своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности живописи. В произведениях живописи он образует цельную систему (колорит).

Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения живописи частью его художественной структуры (композиция).

Другое выразительное средство живописи — рисунок (линия и светотень) — ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга объемы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщенно или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

Живопись, как и другие изобразительные искусства, иллюзорна: она — это имитация трехмерного пространства в плоскости, достигаемая посредством линейной и цветовой перспективы. Но ее визуальный и к тому же цветовой аспект (глаз воспринимает в одно мгновение практически бесконечную информацию) обуславливает исключительное место живописи среди всех изобразительных искусств.

Функции живописи

Как и всякий вид изобразительного искусства, живопись выполняет сразу несколько функций:

Познавательная функция живописи заключается в том, что она дает человеку возможность познания и освоения окружающего мира, приобретения определенного опыта и знаний.

Эстетическая функция живописи позволяет человеку удовлетворить стремление к прекрасному, причем это относится и к художнику, и к зрителю.

Социально-воспитательная функция живописи состоит в том, что оно позволяет раскрыть индивидуальность человека, обеспечивает эмоциональное, нравственное и культурологическое развитие.

Религиозная функция выполняется в том случае, если данное произведение написано по мотивам определенных религиозных сюжетов. Силой воздействия красок художник стремится передать тот или иной постулат веры, раскрыть перед зрителем его суть. Если же религиозный сюжет замещается в живописи определенной общественной или политической идеей, то живопись начинает выполнять идеологическую функцию, также оказывая определенное влияние на зрителя.

Основные педагогические функции живописи на примере одного из его жанров – пейзажной живописи

Пейзажная живопись является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и осуществляет специфические функции.

Познавательная функция. Знакомя детей с пейзажными произведениями, воспитатель раскрывает перед ними картины окружающего мира: быт, труд людей. При этом не ограничиваются только перечислением изображенных на картине людей, предметов, а, прежде всего, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, раскрывает, что побудило художника написать эту картину. При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использован, чтобы раскрыть содержание задуманного. При качественном преподнесении пейзажа у ребенка формируется и развивается интерес к другим видам и жанрам изобразительного искусства, стремление обогатить свои знания за счет новых накоплений.

Коммуникативная функция. Особое место пейзажная живопись занимает в развитии речи. Ведь речь ребенка - показатель того, насколько он понял содержание произведения. Приобщая детей к пейзажной живописи, как виду искусства, опосредованно отражающему реальный мир, необходимо учитывать особенности развития словаря, связанной речи ребенка, чуткость к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка. Имеют в виду следующую особенность: дети шестого года жизни обращают внимание на смысловую сторону языка, поэтому у них происходит как-бы спад выразительности речи. Речь, лишенная интонационной отзывчивости отражает познание им искусства лишь на уровне рационального, логического мышления. В самом произведении заложена тесная взаимосвязь рационального и эмоционально-насыщенного. Следовательно, и познание пейзажей должно осуществляться на основе единства эмоционального и рационального, что обусловливает речь воспитателя и ребенка.

Обучающая функция. С помощью пейзажной живописи развивают мыслительную деятельность старших дошкольников; умение делать обобщения на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как - бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства. При рассматривании пейзажей у ребенка формируются и развиваются не только перцептивные действия, но и система сенсорных комплексных ощущений, дающих целостное восприятие художественного произведения. В процессах ознакомления с пейзажами у детей формируются и расширяются научные знания линейной, воздушной перспектив, композиции, возможности цвета, техники изображения. В результате ребенок осваивает своеобразную терминологию, тем самым, расширяя свой словарный запас.

Воспитательная функция. Более полное познание детьми произведения пейзажной живописи позволяет воспитателю не только развивать интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них формируется нравственное сознание.

Эстетическая функция. При ознакомлении детей с пейзажной живописью детей учат видеть красоту человеческих чувств, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведениях изобразительного искусства, сравнивать явления с реальной действительностью. И этим развивают их эстетические чувства, которые проявляются у детей в начале эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством - в собственной художественной деятельности.

Регулятивная функция. Формируя социальные чувства, особенно нравственные, искусство влияет на усвоение человеком норм поведения в обществе - морали и законов государства, осуществляет социализацию человека - его включение в жизнь коллектива, семьи, общества, в существующие традиции и обычаи, а поэтому осуществляет регулятивную функцию регулирует поведение людей, их отношений друг к другу.

Социально-преобразовательная функция. Через воздействие на сознание людей, в соответствии с которым они вырабатывают цели своей практической деятельности искусство воздействует на все стороны жизни общества: на производство (например, на отношение человека к труду, на создание красивых вещей и объектов и т.д.), на социально-политическую деятельность (способствует сплочению людей, их значительному участию в политической борьбе), на духовную жизнь (вызывает интерес к научному и художественному творчеству).

Культурная функция. Развивая сознание людей, их чувства, способность к воображению, знания, искусство, в том числе и пейзажная живопись, способствует творческой деятельности в различных сферах жизни общества, умению создавать, использовать и воспринимать разнообразные материальные и духовные ценности, следовательно, повышает их культуру.

Аксиологическая функция. Общение с живописью формирует у человека не только эстетический и художественный вкус, умение оценить красоту картины, вещей, людей и другие художественные произведения, но и способность дать правильную оценку различным явлениям жизни общества, нравственному поведению человека, политическим событиям, а на этой основе выработать ценностную ориентацию в жизни.

Компенсационная функция. Расширяя социальную практику человека, живопись дает ему возможность пережить непрожитое, неиспытанное лично, компенсирует недостаток различных переживаний (таких, например, как счастье, любовь или горе, страдание), которые нужны ему как важные стимулы жизни и могут возникнуть под влиянием новых обстоятельств.

Гедонистическая функция. Пейзажная живопись вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение мыслящего «глаза» и «уха» видеть и слышать, становится важным средством культурного отдыха, развлечения. Без удовольствия, наслаждения, которое дает человеку искусство, его жизнь оказывается ограниченной, односторонней и бессмысленной.

Оздоровительная функция. На этой основе пейзажная живопись способна успокаивать и утешать людей, снять психическое напряжение (которое особенно усилилось в период научно-технического прогресса), преодолеть отрицательные стрессы, становится одним из источников здоровья человека. Искусство издревле используется медициной в профилактике и лечении психических болезней.

Престижная функция. Интерес к искусству, к пейзажной живописи является важным показателем духовной культуры человека, а обладание художественными произведениями (их репродукциями) оказывается фактором престижа и комфорта. Поэтому общение с пейзажной живописью и ее коллекционирование становится нормой поведения людей.

Прогностическая функция. Искусство подготавливает человека к встрече с будущим - с новым обществом, новыми открытиями в науке и технике, новыми видами деятельности и новыми людьми. Многие авторы фантастических пейзажей могут предвосхитить наше будущее, предугадать, как будет выглядеть наша Земля через десятки лет, что ждет человечество в далеком космосе, какие просторы открываются в подводном мире. Ярким примером такого неординарного видения мира является творчество летчика-космонавта Леонова. Разве он мог тридцать лет назад, рисуя фантастические лунные пейзажи, предугадать, что его видение мира полностью подтвердится научными исследованиями?

Тот факт, что живопись может выполнять такое количество самых разных функций, делает ее среди всех видов искусств одним из самых мощных способов воздействия на человека. Живопись иллюзорна, она доступна для понимания каждого человека, независимо от его национальной и языковой принадлежности. Это делает ее универсальным способом передачи мысли и чувств художника. Именно визуальный и, главное, цветовой аспект живописи позволяет ей занимать такое исключительное место. Поэтому можно с уверенностью сказать, что живопись, которая появилась одновременно с человеком и, таким образом, является одним из самых древних видов изобразительного искусства, будет существовать на земле всегда.

Задание 2.3. Значение народного декоративно-прикладного искусства для художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Раскройте содержание педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства на примере одного из его видов (с учетом связей с природой, трудом, бытом, историей, праздниками, с другими видами народного искусства) применительно к детям дошкольного возраста. Рассмотрите педагогическое значение регионального народного искусства (на примере искусства Вашего региона) Напишите краткое сообщение на эту тему. Используйте теоретические материалы к модулю 2.

Ответ

Потенциал народного искусства действительно очень широк. В ходе исследования было уточнено понятие «педагогический потенциал народного искусства», который мы понимаем как резерв, источник мировоззренческих, ценностных, нравственных, художественно-эстетических, воспитательных средств, которым обладает народное искусство, как полифункциональное явление народной художественной культуры. Среди множества функций народного искусства выявлены группы функций, каждая из которых обладает определенной направленностью педагогического потенциала. Педагогический потенциал народного искусства складывается из потенциалов групп функций:

- когнитивная (познавательная, информационная функции);

- ценностная (родовая, природосообразная, культуросообразная, мировоззренческая,

- гуманистическая функции.);

- социально-культурная (утилитарная и эстетическая, сувенирная, праздничная, преобразующая,

- досуговая, коммуникативная, экокультурная, этнокультурная, арт-терапевтическая функции);

- образовательный потенциал (воспитательная, экологическая, этнорегиональная, профориентационная функции.).

В каждой из этих групп функций содержится возможность влиять на различные сферы личности.

Когнитивная группа функций – предполагает возможность познания истории, развития и бытования, семантики искусства, исследование этнорегиональных признаков традиционных видов народного искусства.

Ценностная группа функций - предполагает возможность формирования ценностных, мировоззренческих установок, этнической картины мира, культурной и исторической памяти (ценностный потенциал).

Социально-культурная группа функций - предполагает возможность формирования социально-культурной активности, участие в процессах сохранения, возрождения, развития народных традиций, знакомство и с культурами других народов, России, включения человека в художественную деятельность, связанную с природой, с национально-исторической памятью, с культурной традицией того или иного народного вида творчества (социально-культурный потенциал).

Образовательная группа функций – предполагает возможность всестороннего воспитания, широкого образования и развития личности, формирования особых качеств восприятия, воображения, креативности, эстетических интересов, суждений и оценок, предпочтений, вкуса (воспитательный потенциал).

Использование педагогического потенциала многофункционального народного искусства, отражающего культурные, социальные, этнографические особенности, а также систему ценностных ориентаций конкретного народа, выраженных в символике категорий: колорит, форма, пластика, образ, орнамент, цвет, обеспечивает стимулирование познавательных интересов и потребностей детей в изучении духовной и материальной культуры народа, а также к становлению ценностей-образов во внутренней структуре личности, определяет формирование их ценностных ориентаций и способствует эффективному проведению образовательного процесса.

Педагогический потенциал народного искусства, проявляющийся в традиционном содержании, мог бы реализовываться в образовательном процессе через целевой, содержательный, процессуальный и результативный аспекты.

Целевой аспект определяет главные целевые установки деятельности по освоению детьми народного искусства, а именно: формирование у них ценностного компонента (мотивов, желаний, интересов, потребностей к изучению народного искусства); познавательного компонента (знания о народном искусстве, художественном образе); художественно-практического и методического компонентов. Все поставленные цели согласуются между собой и ориентированы на обучение, воспитание, развитие.

Содержательный аспект реализуется в содержании воспитывающего материала и включает познавательный, поведенческий, аксиологический и процессуальный компоненты. Содержательный аспект аксиологического компонента развивает у детей интерес к культуре, истории народа, музыке, искусству, литературе и т.д., побуждает, стимулирует. Содержательный аспект поведенческого компонента предполагает включение функциональных значимостей, которые носят деятельности характер. Познавательный компонент складывается из исторических, географических, этических, понятийно-терминологических знаний.

Процессуальный аспект предполагает создание в воспитательном процессе условий для поиска и усвоения знаний из области традиционного искусства и региональной художественной культуры; создание проблемных ситуаций, направленных на активизацию деятельности; побуждение их к различным видам деятельности: теоретической, художественно-практической и методической.

Результативный аспект указывает на то, как реализуются все элементы в формах и структурных составляющих воспитательного процесса (аксиологическом, познавательном и поведенческом). Он позволяет определить уровень знаний, умений, навыков и качеств личности, сформированных у детей в ходе изучения традиционного искусства и художественной культуры в учебно-воспитательном процессе.

Использование педагогического потенциала народного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов, способствующих их разностороннему развитию. Обращение к воспитательной стороне народного искусства способствует решению педагогических целей современного воспитания и образования, гуманизации социальных отношений в обществе, передаче новым поколениям высших человеческих ценностей, формированию нравственных качеств личности.

Современная педагогика, опираясь на направление, указанное К. Ушинским, должна сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству были национальными, у нас в России – русскими; чтобы дети думали русскими словами; чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих предков и приняли бы с любовью и волей всю историю, судьбу, путь и признание своего народа, чтобы душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: