Понятие тестовых норм. Виды диагностических норм и их основание. Применение диагностических норм различного вида.




Норма Тестовая

- усредненная оценка по данному тесту группы большой нормальных и здоровых людей определенного возраста и культуры - показатели, с коими можно сравнивать показатели испытуемого, оценивая его уровень и делая выводы о том, находятся ли они выше либо ниже нормы. - это средний уровень развития большой совокупности людей, схожих с испытуемым по ряду социально-демографических характеристик. Обычно определяется путем тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок-с последующей дифференциацией по возрасту, полу и пр. В описании теста обязательно указание, где, как, на ком и когда установлены его нормы. Эти нормы со временем изменяются - вместе с изменением психологического развития людей. Поэтому есть эмпирически установленное правило, согласно коему как минимум раз в пять лет нормы тестовые - особенно для тестов интеллекта - подлежат пересмотру. Процедура пересмотра норм тестовых типична: 1) определяется группа людей, для коих предполагается применять данный тест; 2) эта группа разделяется на подгруппы, различные по социально-демографическим характеристикам. 3) для каждой подгруппы подбирается и с помощью этого теста изучается достаточно представительная выборка людей; 4) путем усреднения полученных показателей определяется норма тестовая для данной совокупности людей.

 

1). Классификация по заданиям:

1. психодиагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ (например, тест Равена, тест регидности Лучинса и др.).

2. методы, основанные на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует Таковы большинство личностных опросников (например, тест 16 PF Р.Кеттелла).

 

2). Классификация по речевой активности:

1. вербальные психодиагностичекие методики

2. невербальные психодиагностические методики здесь материал представлен в виде картинок, чертежей, графических изображений

3). Классификация психодиагностических методик по степени их стандартизованности:

1. малостандартизованные (наблюдения, беседы, анализ разнообразных продуктов деятельности.

2. высокостандартизованные (тесты, анкеты и опросники, проективные техники и психофизиологические методики). -регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций, времени проведения и др.), обработки и интерпретации результатов, стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов и др.), надежность и валидность.

 

4). Классификация методик по принципу, положенному в основу приёма:

1.объективные тесты (методики, в которых возможен правильный ответ, т.е. правильное выполнение задания).

2. стандартизованные самоотчёты, которые в свою очередь включают:

а). тесты- опросники;

б). открытые опросники, предполагающие последующий контент- анализ.

в). шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч.Осгуда. и методики классификации. Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов по выраженности в них качества, заданного шкалой, например, теплый - холодный, сильный - слабый).

г). индивидуально- ориентировочные техники типа ролевых репертуарных решёток. Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что репертуарные решётки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надёжными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.

3. проективные техники. Проективые техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта.

4. диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

 

Интервью является наиболее распространенным метод беседы. Различают две его основные формы: а.) структурированную (стандартизованную) б.) неструктурированную.

Интервью может быть и полустандартизованным (стойкая стратегия и более свободная тактика).

Тесты – это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

По форме: 1.Индивидуальные и групповые.2.Устные и письменные (по форме ответа). 3.Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные (по материалу оперирования). 4.Вербальные и невербальные (по характеру стимульного материала).

По содержанию: Тесты интеллекта, Тесты способностей. Тесты достижений. Тесты личности.

Опросники – это такая группа методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого.

Проективная техника – Испытуемому предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределённых очертаний и т.п. ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными. характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы.

Психофизиологические методики. Они диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Эти методики являются аппаратурными: используются электроэнцефалограммы и иная специальная аппаратура. Но в последнее время были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики).

Метод наблюдения. 1) неконтролируемое или контролируемоё; 2) простое или включённое.

Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Одним из наиболее распространённых видов опроса является интервью.

Интервью. Это проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. По форме оно бывает свободное, стандартизированное, частично стандартизированное.

Анализ продуктов деятельности (контент-анализ). Это количественно-качественный анализ документальных источников (письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на киноплёнке, произведения искусства, материалы средств массовой информации, газеты, журналы), позволяющих изучать продукты человеческой деятельности.

Психодрама как метод психотерапии, но выступает как психодиагностика (Морено). В ней осуществляется нечто подобное импровизированной театральной постановки по поводу истории, рассказываемой одним участником группы, часто рассказывающий сам определяет участников действия и их роли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: