КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ




ОТЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ: КОММУНИКАЦИЯ И ОБЩЕНИЕ

Понятия «общение» и «коммуникация» зачастую употребляют как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними обнаруживается некоторая разница

В лингвистике В социологии и психологии общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но не синонимические понятия
термин «общение» – процесс обмена информацией и эмоциональными переживаниями между людьми «общение» – межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Общение означает воздействие, обмен мнениями
термин «коммуникация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, является синонимом термина «общения»   «коммуникация» – для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку, передачи и обмена информацией в обществе Цель: воздействие на социальные процессы
Соотношение понятий «коммуникация» и «общение»
Базовой категорией является коммуникация Основной категорией является общение
между людьми протекает в форме общения как обмена знаковыми образованиями (сообщениями)   · в структуре общения выделяются коммуникация (обмен информацией); · интеракция (организация взаимодействия); · перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания) Коммуникация выступает посредником между индивидуальной и общественно значимой инфор-мацией. Основной упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи ин-формации в социально значимый процесс персо-нального и массового значения.
Общие признаки понятия «общение» и «коммуникация» Отличительные признаки понятия «общение» и «коммуникация»
Соотнесенность с процессами обмена и передачи информации.   Обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком) используются в раз-ных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Общение – межличностное общение. Коммуникация – информационный обмен в обществе.

 

СХЕМА КОММУНИКАЦИЙ

Отправитель – сторона, посылающая обращение другой стороне (фирма-клиент).

Кодирование – набор символов, передаваемых отправителем.

Средства распространения информации – каналы коммуникации, по кото-рым обращение передается от отправителя к получателю.

Расшифровка – процесс, в ходе которого получатель придает значение сим-волам, переданным отправителем.

Получатель – сторона, получающая обращение, переданное другой сторо-ной.

Ответная реакция – набор откликов получателя, возникших в результате контакта с обращением.

Обратная связь – часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя.

Помехи – незапланированные вмешательства среды или искажения, в ре-зультате чего к получателю поступает обращение, отличное от того, что послал отправитель.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Коммуникативная компетентность — знание культурных норм, этикета и ограничений в деловом общении; владение раз­нообразными коммуникативными, интерактивными, перцептив­ными, презентационными умениями и навыками, вербальными и невербальными средствами общения; моделями, стратегиями, эффективным стилем и формами взаимодействия; техниками убеж­дающего и внушающего воздействия на партнеров, умение уста­навливать обратную связь.

Коммуникативная компетенция может быть формализованной и не форма-лизованной. Формализованная коммуникативная компетенция – набор более или менее строгих правил, обычно корпоративных, к общению. Обычно этот набор требований оформлен в виде документа, может выступать частью корпоративной культуры. Не формализованная коммуникативная компетенция опирается на культурные особенности той или иной социальной группы людей.

Признаки коммуникативной компетентности:

1) быстрая и точная ориентировка во взаимодействии;

2) стремление понять друг друга в контексте конкретной ситуации;

3) установка в контакте не только на дело, но и на партнёра;

4) уверенность в себе, адекватно включённая в ситуацию;

5) владение ситуацией, готовность проявить инициативу;

6) большая удовлетворённость в общении и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;

7) умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях.

Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компо-нентов. Одни компоненты в одной ситуации могут повышать компетенцию кон-кретного человека, в другом отношении – понижать. При разработке коммуника-тивной компетенции (системы требований) можно включать такие компоненты как:

· владение той или иной лексикой;

· развитость устной речи (в том числе четкость, правильность);

· развитость письменной речи;

· умение соблюдать этику и этикет общения;

· владение коммуникативными тактиками;

· владение коммуникативными стратегиями;

· знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться;

· умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации);

· способность гасить конфликты в зародыше, неконфликтогенность;

· ассертивность (уверенность);

· владение навыками активного слушания;

· владение ораторским искусством;

· актерские способности;

· умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи;

· эмпатия;

· умение проникнуться интересами другого человека.

 

 

1. Согласно древней мудрости, подлинное достижение духовной жизни доступно тому, кто одновременно связан дружескими узами [а не только должностными или семейными обязанностями] со многими разными людьми. В этот круг общения должны входить: родственники; ровесники; люди моложе вас: люди значительно моложе вас; совсем маленькие дети; люди старше вас; люди значительно старше вас; ста­рики и пожилые люди.

А теперь попробуйте заполнить предложенные ряды, написав ини­циалы конкретных людей, с которыми вы связаны дружескими узами. Лучше, если в каждом ряду таких партнеров будет несколько.

 

Ровесники:_______________________________________________________

Люди моложе вас:_________________________________________________

Люди значительно моложе вас:______________________________________

Совсем маленькие дети:____________________________________________

Люди старше вас:_________________________________________________

Люди значительно старше вас:______________________________________

Старики и пожилые люди:_________________________________________

 

Если останутся свободные места, то это «информация к размыш­лению». Ваш круг общения не полон, ищите новых друзей разных воз­растных категорий для полного постижения их духовной жизни!

 

 


 

ЭЛЕМЕНТЫОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ субъект индивиды, группы индивидов, системы управления и организации в целом
   
объект разновидности коммуникации
   
самосообщение определенное содержание, имеющее смысловые значения, выраженное с помощью вербальных и невербальных средств, заключенное в определенную
   
средства пересылки сообщения способ кодирования сообщений
   
канал связи средство передачи информации
   
результат изменения в поведении получателя, которые происходят вследствие передачи сообщения

 

 

 

ОТЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ: КОММУНИКАЦИЯ И ОБЩЕНИЕ
В лингвистике В социологии и психологии общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но не синонимические понятия
термин «общение» – процесс обмена информацией и эмоциональными переживаниями между людьми «общение» – межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Общение означает воздействие, обмен мнениями
термин «коммуникация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, является синонимом термина «общения»   «коммуникация» – для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку, передачи и обмена информацией в обществе Цель: воздействие на социальные процессы
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОММУНИКАЦИЯ» И «ОБЩЕНИЕ»
Базовой категорией является коммуникация Основной категорией является общение
между людьми протекает в форме общения как обмена знаковыми образованиями (сообщениями)   · в структуре общения выделяются коммуникация (обмен информацией); · интеракция (организация взаимодействия); · перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания) Коммуникация выступает посредником между индивидуальной и общественно значимой инфор-мацией. Основной упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи ин-формации в социально значимый процесс персо-нального и массового значения.
Общие признаки понятия «общение» и «коммуникация» Отличительные признаки понятия «общение» и «коммуникация»
Соотнесенность с процессами обмена и передачи информации.   Обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком) используются в раз-ных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Общение – межличностное общение. Коммуникация – информационный обмен в обществе.

 

 

СХЕМА КОММУНИКАЦИЙ

 

 


ПРИЗНАКИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ быстрая и точная ориентировка во взаимодействии
 
стремление понять друг друга в контексте конкретной ситуации
 
установка в контакте не только на дело, но и на партнёра
 
уверенность в себе, адекватно включённая в ситуацию
 
владение ситуацией, готовность проявить инициативу
 
большая удовлетворённость в общении и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации
 
умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях
КОМПОНЕНТЫКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ владение той или иной лексикой
 
развитость устной речи (в том числе четкость, правильность)
 
развитость письменной речи
 
умение соблюдать этику и этикет общения
 
владение коммуникативными тактиками
 
владение коммуникативными стратегиями
 
знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться
 
умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации)
 
способность гасить конфликты в зародыше, неконфликтогенность
 
ассертивность (уверенность)
 
владение навыками активного слушания
 
владение ораторским искусством
 
актерские способности
 
умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи
 
эмпатия
 
умение проникнуться интересами другого человека

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: