Диагностика темперамента




Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Диагностика

1. аппарат психофизиол. Методы и методики ( ЭЭГ – свойства нервной системы лежит в основе темперамент)

2. тест – опросники:

- тест Айзенка (тест EPI и EPQ отличаются текстом.)

EPI - содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстраверсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

EPQ Назначение тестаОпросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии и психотизма. Опросник EPQ включает 101 вопрос и содержит следующие четыре шкалы: экстраверсияинтроверсия;

· нейротизмстабильность;

· психотизм;

· шкала искренности.

Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.Инструкция к тесту. Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову.Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте «+» (да), если нет – знак «-» (нет). Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов.

 

- Стреляу (Опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе. Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: «да», «?» (затрудняюсь ответить), «нет». Предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю» (?). Ответ «не знаю» следует давать тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет».

 

- Русалов

ОСТ - Опросник структуры темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов. Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). Испытание может проводиться как на индивидуальной, так и на групповой основе. Разработана и компьютерная версия теста. Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет "хороших" или "плохих" ответов. Если Вы выбрали ответ "да", поставьте крестик (галочку).

ОФДСИ - Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова используется для диагностики свойств "предметно-деятельностного" (психомоторная и интеллектуальная сферы) и "коммуникативного" аспектов темперамента.Инструкция:Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение Вашего обычного способа поведения.Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет Вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет "плохих" и "хороших" ответов. Поставьте "крестик" или "галочку" в той графе, которая соответствует утверждению,наиболее правильно описывающему Ваше поведение:
1 — не характерно,
2 — мало характерно,
3 — довольно характерно,
4 — характерно.

3. Экспертное наблюдение

 

41. Диагностика характера
Хара́ктер
(греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда. Также характер понимается как:

· система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

· мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности.

· отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

Характер (как?каким образом?) набор гештальт приемов, способов поведения эмоционального реагирования. Поступок – вид действия адресованный другому имеющий соц.резонанс ( в сфере межличностных взаимоотношений)

Ср. х-р акцентуации х-ра психопатия

 

Скрытая явная


не бывает 3 критериев вместе

психопатия – ранее проявление и не меняется; тотальность проявления (проявляется везде); соц.дезадаптация.

диагностика:

1. экспертное наблюдение

2. тест – опросники:

- Опросник Шмишека

Опросник Шмишека - личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.

Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):

1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.

2. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.

3. Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.

4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.

6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.

7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.

8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.

9. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.

10. Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации - 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

Сушествует два варианта данной методики:

· Взрослый вариант опросника Шмишека

· Детский вариант опросника Шмишека

Оба варианта состоят из одинакового количества вопросов, имеют одинаковые типы акцентуаций личности и одинаковые методы обработки результатов. Различия состоят только в формулировке вопросов, описание опросника и определение доминирующих акцентуаций характера одинаково как для взрослых, так и для детей.

- опросник Леонгардо

Этот тест предназначен для выявления акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования.

Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается.

Возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации.

- Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО)

Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим Диагностическим Опросником (ПДО), предназначен для определения в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.), перечисленных в предыдущем разделе. ПДО может быть использован психиатрами, медицинскими психологами, врачами других специальностей и педагогами, получившими специальную подготовку по медицинской психологии. Процедура проведения

ПДО включает 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов. С испытуемым проводится два исследования.

В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (образцы регистрационных листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов.

Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее непод-ходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистраци-онном листе № 2. В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. Если число таких отказов в обоих ис-следованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности ра-боты с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. В по-следнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической бе-седы. Большое число 0 встречается при сенситивном типе — такие подростки предпочи-тают отмолчаться, чем сказать неправду.

Обычно для проведения исследования требуется от получаса до часа времени. Ис-следования можно проводить одновременно с группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться или подсматривать выборы друг у друга.

При получении регистрационных листов необходимо сразу же проверить, не про-ставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и предложить испытуемому сократить их число, а если отказов 7 и более — попытаться их уменьшить. Образцы ре-гистрационных листов приводятся далее. ПДО не пригоден для исследования подростков при наличии выраженной интеллектуальной недостаточности (так называемая пограничная умственная отсталость не препятствует обследованию) или острого психотического состояния с нарушением сознания, бредом, галлюцинациями и т.п., а также при выраженном психическом дефекте шизофренического, органического и других типов. В случаях явно негативного отношения к обследованию, оно может проводиться только после психотерапевтической беседы и установления хорошего контакта.

Диагностика личности

Личность – система мотивационно – смысловая выраженная иерархически, где наиболее высокие позиции занимает в этой иерархии жизненные смыслы. Жизненные смыслы – ради чего человек живет, на что он тратит свою жизнь.

 

Диагностика:
1. клиническая беседа ( должен быть контакт и доверие.) (Сделать клиническую беседу приятной, не утомительной и интересной - это средство получить больше информации, а это невозможно без творческого, импровизационного поиска, поискового подхода в целом. )

2. Биографический (Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.)

3. тест – опросники (ограничены только те которые направлены на мотивационную сферу) ОТеЦ (Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) — опросник личностный. Предложен И. Г. Сениным в 1991 г. и предназначен для диагностики жизненных целей (терминальных ценностей) человека. Опросник состоит из 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале (не имеет никакого значения — 1, небольшое значение — 2, определенное значение — 3, важно — 4, очень важно — 5).

Примеры утверждений опросника:

§ 12. Избегать конформизма в своих общественно-политических взглядах;

§ 34. Быть лидером в Вашей семье;

§ 43. Получать удовольствие не от результатов Вашей работы, а от ее процесса.

Полученные оценки в баллах по таблицам норм переводятся в стэны. Результаты представляются в форме индивидуального профиля, отдельно для шкал терминальных ценностей и жизненных сфер. ОТеЦ основан на теоретических положениях М. Рокича о структуре человеческих ценностей. Методика позволяет оценить как общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей (собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности), так и их представленность в различных сферах жизни человека (сфера профессиональной жизни, сфера обучения и образования, сфера семейной жизни, сфера общественной жизни, сфера увлечений).

3. Проективные методики (то что направлено на мотивационную сферу)

ТЮФ(Тест юмористических фраз (ТЮФ) — оригинальная компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизованного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники.

Релевантной практической задачей ТЮФ является (по мнению авторов) прежде всего диагностика в целях индивидуального психологического консультирования и коррекции.

В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов — юмористических фраз.

Появление крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса.

Стимульный материал состоит из 100 юмористических фраз, из которых 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собственной интерпретенции усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10 основных).

ТАТ (Тематический апперцептивный тест был разработан в Гарвардской психологической клинике Генри Мюрреем с сотрудниками во второй половине 30-х годов.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц — чистый белый лист. Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации (более подробное описание и инструкции будут приведены ниже).

В рядовых ситуациях сравнительно массового психодиагностического обследования ТАТ, как правило, не оправдывает затраченных усилий. Его рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, космонавтов, пилотов и т.п. Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время. Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском).

(Тест люшера; тест Роршаха. Факторный опросник Кеттела.)

 

Билет 43. Диагностика межличностных отношений.

Межличностное отношение возникают между людьми в процессе их общения, совместной практической и духовной деятельности и определяются как общественные отношение. Примерами их могут производственные, политические, правовые, нравственные, религиозные, психологические и другие. Психологические отношения между людьми принято подразделять на официальные и неофициальные в соответствии с той организацией, где они формируются. Официальные отношения санкционированный, оформляются документально, контролируются обществом или отдельными его представителями. Неофициальные могут признаваться и даже поощряться формальными организациями , но они не регулируются документально. Различают еще деловые и личные (или межличностные ) отношения. Деловые связаны с учебой или трудовой совместной деятельностью и определяются ею. Личные могут быть оценочными и действенными. Они обусловлены не только объективными условиями, сколько субъективной потребностью в общении и удовлетворением ее. Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения. Они охватывают значительный круг явлений , но могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: 1) восприятия и понимания людьми друг друга 2) межличностной привлекательности 3) взаимовлияния и поведения. Симпатия - это эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия. Существует четыре уровня совместимости: психофизиологический, психологический , социально- психологический и социологический. Психофизиологический уровень совместимости основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологический включает взаимодействие характеров, мотивов, и стереотипов поведения. Социально- психологический предполагает согласование функционально – ролевых ожиданий и действий. На социологическом уровне важно совпадение интересов, ценностных ориентаций. Для определения преобладающего типа отношений взрослого человека к другим людям, выявления индивидуального стиля интерперсонального поведения используется опросник известного американского социального психолога Т. Лири. В отечественной психологии первые публикации и адаптация этой методики к нашим условиям приходятся на 1972 г. В основе методики Т. Лири лежит косвенная дифференцированная самооценка своих отношений с помощью опросника, который рассчитан на сравнительную оценку восьми типов отношений Для диагностики межличностных отношений с целью выявления индивидуальных личностных свойств участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессы общения, создан Калифорнийский психологический опросник. Он был разработан по принципу ММР1 в конце 60-х гг. американским психологом Дж. Гоухом, считавшим, что с его помощью можно предвидеть, что люди скажут или сделают в определенной ситуации, а также предсказать, что другие скажут о них.

 

С помощью Опросника изучения поведения К. Н. Томаса (1973), американского социального психолога, определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации, способы разрешения конфликтов. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству или сотрудничеству в группе, команде, стремится к компромиссам и избегает конфликтов или, наоборот, обостряет их; можно также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности (в спорте, труде и т. п.). В России опросник впервые был применен и адаптирован Н. В. Гришиной в 1978 г. Диагностика диадных отношений. Для диагностики межличностных отношений спортсмена и тренера, а также для измерения взаимоотношений других людей, занимающих подобные статусные позиции (например, руководитель — подчиненный), предлагается специально разработанный опросник измерения отношений между спортсменом и тренером Ю. Л. Ханина и А. В. Стамбулова (1977). Опросник родительского отношения к детям А. Я. Варга и В. В. Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера также позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Его можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении. Опросник состоит из 130 утверждений о воспитании детей, с которыми каждому родителю нужно либо согласиться (обвести кружком номер утверждения в бланке для ответов), либо выразить свое несогласие (зачеркнуть соответствующий номер). Опросник РАR1 предназначен для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Он разработан американскими психологами Е. С. Шефер и Р. К. Белл, а в нашей стране адаптирован Т. В. Нещерет в Санкт-Петербурге. Одна из самых эффективных методик, направленных на диагностику супружеских отношений, разработана А. Н. Волковой. Это Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) .
К диагностике мжличностных отношений можно отнести социометрический тест.

Кроме методических приемов, основанных на закономерностях проксемического поведения, создаются процедуры исследования межличностных отношений на основе особенностей паралингвистических компонентов речи, такесики и контакта глаз. Было показано, что именно контакт глаз позволяет судить о начале интеракции; увеличение времени обоюдного контакта глаз говорит о более теплых отношениях между партнерами.

 

Билет 44. Анкеты и интервью в социально-психологических исследованиях.

Анкета

Специфика применения опросов такова, что кроме получения информации о настроениях, взглядах опрашиваемых возможна постановка задачи формирования мнений, что может достигаться логикой построения, расположения и содержанием вопросов. Это позволяет рассматривать анкеты как диагностическое средство, делать опрос отправной точкой в системе учебно- воспитательных мероприятий. Как показывает практика, формирующая функция анкеты повышает достоверность данных, в том числе и о развитии индивидуального сознания.

Первый этап подготовки анкеты - четкое определение целей и конкретных задач. Исходя из этого подбираются критерии и эмпирические индикаторы, позволяющие точнее оценивать получаемые результаты, т.е. конструируется показатель. Методология этой работы подробно описана социологами, многие годы занимающимися обоснованием эмпирических показателей и индикаторов. Очерчивается круг информации, которую необходимо получить: чем четче определяются задачи опроса, тем точнее вопросы анкеты. В соответствии с этим выдвигаются тематические "блоки" вопросов. Относительно самостоятельные "блоки" могут выступать в качестве исходного инструмента при "мини- опросах" как "блиц-анкеты".

Второй этап подготовки - подбор и формулировка вопросов для выделенных "блоков". Вопросы классифицируются по трем основным признакам - назначению, форме и содержанию.

По назначению они подразделяются на основные, вводные, переходные, фильтрующие и контрольные.

По форме построения выделяются закрытые, полузакрытые и открытые вопросы.

Третий этап составления анкеты - построение вопросника и определение его структуры.

Социологами разработана логика развертывания каждой группы вопросов. Целесообразно применить, например, предложенную Г. Гэллапом технику постадийного развертывания вопроса, состоящую из 5 вопросов.

Необходимо обобщение и концентрация имеющегося опыта в специальных центрах накопления. В условиях России для этого лучше всего подходят региональные диагностические центры при ИПК и ПРО.

Интервью

Выделяются два основных вида интервью: свободное и стандартизированное. Их различие обусловлено конкретными целями и задачами.

В свободном интервью отсутствуют жесткий план и однозначно сформулированные вопросы, поскольку, применяя его, исследователь стремится выявить различные аспекты изучаемой проблемы, уточнить с точки зрения целесообразности перечень вопросов, которые позднее войдут в структуры анкеты, а также стандартизированного интервью. Свободное интервью обычно проводится на небольшой выборке в несколько десятков человек (в которой, однако, желательно представить все подгруппы определяемого для дальнейшего изучения контингента). Так, если предполагается изучать жизненные планы старшеклассников, то в пробную выборку должны войти в соответствующей статистическим данным пропорции юноши и девушки, обучающиеся в городских и сельских школах различного типа. Такое интервью может проводиться и на заключительной стадии исследования - для уточнения противоречивого материала, полученного в процессе массового опроса, тестирования, формирующего эксперимента.
Свободное интервью необходимо в тех случаях, когда вопросы предполагают достаточно много интимной информации. Для получения более общих, основных данных используют анкету или стандартизированное интервью с жесткой последовательностью вопросов и однозначностью их формулировки.

Преимущество этого вида интервью заключается в возможности помочь опрашиваемому лучше понять смысл вопроса. Оно предпочтительнее анкеты или стандартизированного интервью, если обследуемые - подростки, не имеющие опыта участия в анкетировании, либо взрослые с невысоким базовым уровнем образования. Основной недостаток такого интервью - трудность сопоставления полученных данных и их стандартизации при массовой обработке. Поэтому его применяют чаще при небольших выборках как вспомогательный инструмент, позволяющий контролировать другие методы исследования.

Преимущества стандартизированного интервью: его данные сопоставимы, оно не требует высокой квалификации интервьюера. Перед началом интервьюирования достаточно провести аналитический разбор вопросов и логики их предъявления, а также тренинг поведения интервьюера в типичных ситуациях отказа, уклонения обследуемых от ответов или их явной неискренности и т.п. Недостатки стандартизированного интервью: возможны ошибки опрашиваемых при неоднозначном понимании вопроса, формальный характер опроса затрудняет достижение эффективного межличностного контакта.

Согласно традиционным социологическим требованиям, продолжительность интервью не должна превышать 1 ч. Чем ниже уровень образования опрашиваемых, тем проще и короче оно должно быть. Оптимальной продолжительностью считается 30-40 мин для взрослого человека. При расчете объема анкеты или программы интервью целесообразно ориентироваться именно на эти нормативы, добавляя 20-40% времени на каждый вопрос при неопытности обследуемых или сбрасывая столько же при работе с педагогами или руководителями, привыкшими к систематически проводимым опросам.

Отрицательным фактором, влияющим на качество интервью, у взрослого опрашиваемого является спешка из-за занятости домашними делами и профессиональной деятельностью. Сам интервьюер ни в коем случае не должен показывать, что торопится, или торопить с ответами опрашиваемых - это нагнетает напряженность, разрушает контакт; при интервью продолжительностью в 20-30 мин нельзя опрашивать более 10 человек в день.

[Руденко В.А.]

Билет 45. Диагностика в исследовательской практике.

Эффективность интерпретации сегодня можно на много сделать лучше ставя акцент при тестировании на электронную психодиагностику в исследовательской практике. Как практический комплекс личностной оценки, психодиагностика в исследовательской практике дает анализировать ведущие личностно-формирующие черты и возможности. В общем, существующие официально признанные области диагностики тестами можно поделить на многоаспектные и специальные.

Многошкальные тестовые анкеты ММРI-II, СРI, МПB Cонди и 16ФЛ Р.Кэттела относятся к группе основных инструментов психодиагностики в исследовательской практике. К данной диагностической работе можно обратиться при групповом, а так-же потоковом консультировании сразу нескольких психологических свойств и качеств. Вторая - это узко-специализированная психодиагностика в исследовательской практике, в большинстве случаев позволяющая проводить оценку выделенных персональных компонентов тестируемого. К примеру, тесты: EPI Айзенка, Ч.Д.Спилбергера, CAН, УСK, А.Басса-А.Дарки обозначены в этой группе.

Многие требуемые средства психологической диагностики в исследовательской практике в цифровом и простом формах содержатся в этой комплекте методик.

Методика MМРI II,

Методика СМИЛ 398,

Тест EPI Айзенка,

МЦВ Люшера и 16F Кеттела.

 

Стараясь достичь значимого стабилизирования процента возникающих неверных оценок, сегодня применяют компьютеризированную психологическая диагностика в исследовательской практике.

Билет 46. Возрастная диагностика.

Вопрос о необходимости возрастной диагностики был впервые сформулирован Л. С. Выготским и фактически остается сегодня в том же виде. И не потому, что он потерял свою актуальность. Возможность ставить диагноз психического развития ребенка имела бы огромный практический смысл, если бы была создана реальная основа для того, чтобы целенаправленно формировать психическое здоровье. Однако воз и ныне там. Чтобы понять встающие перед исследователями трудности, разберемся в сути диагностики развития.

Диагностикой развития называют систему исследовательских приемов, задача которых — определение реального уровня развития, достигнутого ребенком. При определении реального уровня развития мы фиксируем плоды развития, то есть то, что уже созрело и завершило свой рост. Нам известны такие закономерности развития, как неравномерность и гетерохронность (разновременность) созревания отдельных сторон личности и ее свойств. Поэтому важно оценить не только то, что уже созрело, но и то, что еще только созревает. В первую очередь это, конечно, относится к детям, ведь очень немногие психические функции завершают процесс своего созревания в детском и подростковом периоде.

Определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов и функций и составляет вторую, самую главную и трудную задачу диагностики развития. Эта задача решается нахождением зоны ближайшего развития.

Итак, мы сталкиваемся с двумя задачами диагностики психического развития:

— определение реального уровня психического развития ребенка;

— определение зоны ближайшего развития.

Проиллюстрируем сказанное. С целью диагностики интеллектуального развития ребенку предлагают ряд задач нарастающей трудности, стандартизированных по годам (месяцам) жизни. Определяется предел трудности задач, доступных для него, и соответствующий стандартный возраст. Тем самым устанавливается реальный умственный возраст.

Если при этом мы хотим установить зону ближайшего развития ребенка, то должны предложить ему следующую по уровню трудности задачу, и поскольку ребенок уже не в состоянии решить ее самостоятельно, мы (взрослые) либо показываем, либо сами начинаем решать задачу, а далее смотрим, сможет он самостоятельно закончить ее решение или нет. К примеру, реальный уровень умственного развития двух детей соответствует 8 годам. Но, определяя зону ближайшего развития, мы установили, что один ребенок с помощью взрослого решает задачи, приуроченные к 12 годам, а другой в состоянии продвинуться в сотрудничестве со взрослым лишь до 9-летнего стандартного возраста. Следовательно, в первом случае зона ближайшего развития составляет 4 года, а во втором случае только 1 год.

К показателям психического развития ребенка относят:

— развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

— формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);

овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

Диагностика по возрастным фактам.

Во-первых, это физические и умственные действияребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится вне поля досягаемости, и тем не менее он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости малыша. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что он не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно достать желаемое.

Для оценки общего уровня психического развития ребенка Н. А. Русина и В. А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность—феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое—широкое, толстое—худое, нежное—грубое, красивое—неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того, следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т. п.) (Русина Н. А., Урываев В. А., 1998).

...





Читайте также:
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.045 с.