Задание: Прочитай и перескажи. Составь два вопроса к тексту.
В середине XIX века на Кавказе шла тяжелая кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Русские обозы двигались от одной крепости к другой под усиленной охраной.
Л.Н. Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник».
Задание: Выпишете из толкового словаря С.И.Ожегова значение слов «плен», «пленник», «пленять».
Плен –_________________________________________________________
Пленник-_______________________________________________________
Пленять-________________________________________________________
Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Поработаем над композицией произведения
Повторим
Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.
Экспозиция — начало основных событий в произведении
Завязка — это событие, которое является началом действия.
Развитие действия, то есть ряд эпизодов, в которых действующие лица стараются активно разрешить конфликт, но тем не менее приобретает все большую остроту и напряженность.
|
Кульминация — момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении.
Развязка – это завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.
Эпилог (греч. epilogos — предисловие) — сюжетный компонент, следующий за развязкой, в котором описываются события, происшедшие в судьбах героев после разрешения основного конфликта. Эпилог часто дается в виде краткого авторского сообщения, без участия самих героев.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание: составьте композицию рассказа
Экспозиция – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Завязка – _________________________________________________________
Развитие действия – ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Кульминация – ___________________________________________________
Развязка – _______________________________________________________
Эпилог – ____________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЯ НА ЗНАНИЕ ТЕКСТА
По описанию героя, по фрагменту речи напишите имя или фамилию участников событий рассказа
Викторина
1. «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» ___________________________________________________________
2. «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» _________________________________
3. «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» __________________________________
|
4. «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, идёт, как волк озирается…» ________________________________________________
5. «Прощай, век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делать будет?...» _________________________________________
6. «Не любит он вашего брата. Он велит тебя убить. Да мне нельзя тебя убивать, я за тебя деньги заплатил, да я тебя, Иван, полюбил…» ____________________________________________________________
Словарная работа. Задание: по начальным буквам прочитайте ключевое слово:
1.Как называется дом-жилище горцев Кавказа? ________________________
2.Как татары называли пленника Жилина?_____________________________
3.Как в переводе звучит слово «молодец»? ____________________________
4.Как называется татарское пиво? ___________________________________
5.Как называется татарская деревня? _________________________________
Ключевое слово: ____________________________