Задачи Лиги — обуздание агрессоров




Реформа Лиги, во всяком случае, требует много времени, а нынешнему пленуму предстоит разрешение больших насущных проблем.
Мы имеем призыв о помощи двух членов Лиги — жертв агрессии.
Этот призыв ставит. Лигу перед большим испытанием. Она не может
сохранить какой бы то ни было авторитет, сохранить даже свое
существование, бесконечно отклоняясь от выполнения своих обязательств
и регистрируя свою беспомощность. Я убежден, что Лига наций и в
ее нынешнем составе может оказать как Испании, так и Китаю более
сильную помощь, чем эти страны скромно от нее просят, и этим она не
только не увеличит, но уменьшит шансы новых международных осложнений. Мы рискуем лишь вызвать неудовольствие, и, может быть,
даже громадное неудовольствие, виновников нынешнею международного
хаоса, подвергнуться нападению со стороны их бесшабашной прессы.
Я знаю, что многие весьма чувствительны к мнению этой прессы, которая так же провокационна и агрессивна в своих методах, как и правительства, дающие ей приказания. Но я предпочитаю что-нибудь сделать для того, чтобы пощадить жизни десятков и сотен тысяч жертв
эвентуального расширения или продолжения агрессии, нежели щадить
чувство самолюбия агрессоров.

Господа, что может и должна делать Лига перед лицом агрессии? Мы знаем сентенцию одною английского писателя, что лучший
способ избавиться от соблазна — это уступить ему. Я знаю, что есть
такие политические мудрецы, которые думают, что и от агрессии
лучше всего избавиться путем уступок ей. Они упрекают испанский
народ за героическое сопротивление, которое он оказывает мятежным
генералам и стоящим за ними государствам. Они полагают, что и Китай поступил бы мудро, если бы он без боя уступил ультимативным требованиям агрессора и добровольно стал ею вассалом. Но Лига наций не
для того существует, чтобы давать подобные советы; не оправдывается
существование Лиги наций и в том случае, если она, воздерживаясь от подобных советов, сама останется пассивной, со ссылкой на свою
слабость, на свою недостаточную универсальность, на неучастие в ее
обсуждениях виновников агрессии, не желающих подчиняться ее решениям. Этот путь был уже испробован и привел к положению, которое
все ораторы на этой трибуне оплакивали. Этот путь привел к потерям
одними государствами, членами Лиги, огромнейших территорий с десятками миллионов населения, а другими — самого своего существования
в качестве государства. Можно считать теперь аксиомой, что пассивность Лиги во время манчжурского конфликта имела своим последствием
несколько лет спустя нападение на Абиссинию. Недостаточная активность
Лиги в случае с Абиссинией поощрила испанский эксперимент. Непринятие Лигой никаких мер в помощь Испании поощрило новую
атаку на Китай. Таким образом, мы имели четыре агрессии на протяжении пяти лет. Мы видим, как агрессия, не будучи приостановлена,
перебрасывается с одною материка на другой, принимая каждый
раз все большие и большие размеры. С другой стороны, я твердо убежден, что решительная политика Лиги в одном случае агрессии избавила
бы нас от всех остальных случаев. И тогда, и только тогда, все государства убедились бы, что агрессия нерентабельна, что агрессию не
следует предпринимать. Только в результате такой политики в наши
двери постучатся бывшие члены Лиги наций, и мы им радостно скажем:
«Войдите». Мы их не спросим об их миросозерцании, о господствующих
в них внутренних режимах, ибо Лига наций признает мирное сосуществование любых существующих режимов, и тогда осуществится наш
общий идеал универсальной Лиги, сохранившейся в качестве орудия
мира. Но этого идеала мы не достигнем рассылкой анкет, а достигнем
лишь коллективным отпором агрессии, коллективной защитой мира, который нам всем необходим и благами которого мы все будем пользоваться.

 

Сообщение ТАСС о решении об исключении СССР из Лиги наций

16 декабря 1939 г.

ТАСС уполномочен передать следующую оценку авторитетных советских кругов резолюции Совета Лиги Наций от 14 декабря об «исключении» СССР из Лиги Наций.

Совет Лиги Наций принял 14 декабря резолюцию об «исключении» СССР из Лиги Наций с осуждением «действий СССР, направленных против Финляндского государства».

По мнению советских кругов, это нелепое решение Лиги Наций вызывает ироническую улыбку, и оно способно лишь оскандалить его незадачливых авторов.

Следует, прежде всего, подчеркнуть, что правящие круги Англии и Франции, под диктовку которых принята резолюция Совета Лиги Наций, не имеют ни морального, ни формального права говорить об «агрессии» СССР и об осуждении этой «агрессии». Англия и Франция держат в своем подчинении давно уже захваченные ими громадные территории в Азии, в Африке. Они совсем недавно решительно отклонили мирные предложения Германии, клонившиеся к быстрейшему окончанию войны. Они строят свою политику на продолжении войны «до победного конца». Уже эти обстоятельства, изобличающие агрессорскую политику правящих кругов Англии и Франции, должны были бы заставить их быть поскромнее в деле определения агрессии и понять, наконец, что правящие круги Англии и Франции лишили себя и морального, и формального права говорить о чьей-либо «агрессии» и, тем более, об «агрессии» со стороны СССР.

Следует, далее, отметить, что отношения между Советским Союзом и Финляндией урегулированы Договором о взаимопомощи и дружбе, заключенным 2 декабря с.г. между Народным Правительством Финляндской Демократической Республики и правительством СССР. Этим договорам полностью обеспечены мирные отношения между СССР и Финляндией и дружественным образом разрешены к удовлетворению обеих сторон, как вопросы обеспечения независимости Финляндии и безопасности Ленинграда, так и вопросы расширения территории Финляндии за счет территории СССР путем воссоединения Карельских районов с Финляндией. Как известно, СССР передает по этому договору Финляндии 70 тысяч квадратных километров с населением более 100 тысяч человек в обмен на территорию Финляндии в размере менее 4 тысяч километров с населением около 25 тысяч человек. Если захват чужой территории и насильственное подчинение населения этой территории чужому государству является основным элементом понятия агрессии, то нельзя не признать, что договор СССР с Финляндской республикой свидетельствует не об агрессии, а наоборот — о мирной и дружественной политике СССР в отношении Финляндии, имеющей своею целью обеспечение независимости Финляндии и усиление ее мощи путем расширения ее территории. Не может быть сомнения, что нынешние Англия и Франция поступили бы в данном случае по-иному, то есть они просто взяли бы и захватили территорию Финляндии, как они захватили в свое время территории Индии, Индокитая, Марокко, или как они захватывали в 1918—1919 годах территорию Советского Союза.

Наконец, следует отметить, что Договор о взаимопомощи и дружбе между СССР и Финляндской республикой вполне обеспечивает мир между этими странами. И именно потому, что этот договор обеспечивает мир и дружбу между обеими странами, СССР не ведет и не заинтересован вести войну с Финляндией. Только прежние, уже обанкротившиеся финляндские правители из клики Маннергейма, не хотят осуществления этого договора и под диктовку третьих держав навязывают Финляндии войну против СССР вопреки действительной воле финляндского народа. Подлинный смысл решения Совета Лиги Наций заключается не в стремлении к миру и не в поддержке финского народа, а в том, чтобы поддержать обанкротившуюся клику Маннергейма против финского народа и, тем самым - разжечь войну, в которую вовлечен финляндский народ вопреки его воле и в силу провокации клики Маннергейма.

Таким образом, вместо того, чтобы содействовать прекращению войны между Германией и англо-французским блоком, в чем, собственно, и должна бы заключаться миссия Лиги Наций, если бы она продолжала оставаться «инструментом мира», нынешний состав Совета Лиги Наций, провозгласив политику поддержки провокаторов войны в Финляндии — клики Маннергейма и Таннера, стал на путь разжигания войны также и на северо-востоке Европы.

Тем самым, Лига Наций, по милости ее нынешних режиссеров, превратилась из кое-какого «инструмента мира», каким она могла быть, в действительный инструмент англо-французского военного блока по поддержке и разжиганию войны в Европе.

При такой бесславной эволюции Лиги Наций становится вполне понятным ее решение об «исключении» СССР. Господа империалисты, вознамерившиеся превратить Лигу Наций в орудие своих военных интересов, решили придраться к первому попавшемуся поводу, чтобы избавиться от СССР, как единственной силы, способной противостоять их империалистическим махинациям и разоблачить их агрессивную политику.

Что же, тем хуже для Лиги Наций и ее подорванного авторитета.

В конечном счете СССР может здесь остаться в выигрыше. Во-первых, он избавлен теперь от обязанности нести моральную ответственность за бесславные дела Лиги Наций, причем ответственность за «оставление СССР вне Лиги Наций» целиком ложится на Лигу Наций и на ее англо-французских режиссеров. Во-вторых, СССР теперь уже не связан с пактом Лиги Наций и будет иметь отныне свободные руки.

Не приходится уже говорить, что сама обстановка, при которой подготовлялась и выносилась резолюция Лиги Наций, направленная против СССР, разоблачает скандальные махинаций, к которым прибегли англо-французские представители в Лиге Наций для достижения указанной цели. Как известно, Совет Лиги Наций состоит из 15 членов, за резолюцию же об «исключении» СССР было подано только 7 голосов из числа этих 15, то есть резолюция принята меньшинством членов Совета Лиги. Остальные 8 членов Совета относятся либо к числу воздержавшихся, либо к числу отсутствовавших. Состав представителей 7 государств, голосовавших за «исключение» СССР, говорит сам за себя: в число этих семи входят — Англия, Франция, Бельгия, Боливия, Египет, Южно-Африканский Союз, Доминиканская республика.

Таким образом, Англия и Франция, имеющие всего 89 миллионов населения, опираясь на Бельгию, Боливию, Египет, Южно-Африканский Союз и Доминиканскую республику, имеющих вместе всего 38 миллионов населения, приняли решение об «исключении» Советского Союза, имеющего 183 миллиона населения. Случайно по добранные «представители» 127 миллионов населения «исключили» СССР с его 183 миллионами населения.

Но и для получения этих голосов англо-французским представителям пришлось прибегнуть накануне дня голосования к особым махинациям по изменению состава членов Совета Лиги. Накануне заседания Совета через Ассамблею Лиги Наций были проведены в состав членов Совета, на непостоянные места, — представители Южно-Африканского Союза и Боливии (последний выбран вторично) и на так называемые временные места — представитель Египта. Следовательно, из числа семи представителей, голосовавших в Совете Лиги за «исключение» СССР, три представителя были подобраны специальным образом. Этими скандальными махинациями представители Англии и Франции в Лиге Наций окончательно подорвали всякий политический и моральный вес своего голосования 14 декабря.

Несомненно, что подобные скандальные махинации могли быть продиктованы лишь той атмосферой политической реакции и морального упадка, которая царит теперь в «сферах» Лиги Наций.

Чего стоят решения Лиги Наций, принятые в подобной атмосфере — не трудно понять.

 

 

Дальневосточная политика Советского Союза в 1930-е гг.

Меморандум генерала Танака Гиити (извлечение)

25 июля 1927 г.

…Для того, чтобы завоевать Китай мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию. Для того, чтобы завоевать мир, мы должны сначала завоевать Китай. Если мы сумеем завоевать Китай, все остальные азиатские страны, Индия, а также страны Южных морей будут нас бояться и капитулируют перед нами… Таков план, завещанный нам императором Мейдзи, и успех его имеет важное значение для существования нашей Японской империи…

...Красная Россия с каждым днем теряет свое влияние и не в состоянии продвигаться дальше в Маньчжурию и Монголию. Поэтому китайцы должны поддерживать именно нас в нашем железнодорожном строительстве.

Но красная Россия, несмотря на ослабление своей мощи, не оставляет своих планов проникновения в Маньчжурию и Монголию. Каждый ее шаг в этом направлении не может не препятствовать нашим целям и интересам Южно-Маньчжурской железнодорожной компании. Поэтому мы должны всеми силами воспрепятствовать проникновению красной России.

Под предлогом того, что красная Россия готовится к продвижению на юг, мы прежде всего должны усилить наше постепенное продвижение в районы Северной Маньчжурии, захватить таким путем богатейшие ресурсы этого района страны, не допустить на юге продвижения Китая на север, а на севере не допустить продвижения красной России на юг.

Но, для того чтобы соперничать с красной Россией в области экономики и политики, мы сначала обязательно должны превратить Китай в свой аванпост, а сами будем контролировать его с тыла и тем самым воспрепятствуем росту влияния красной России. Одновременно мы должны тайно блокироваться с красной Россией, воспрепятствовать таким путем росту влияния Китая и обеспечить тем самым завоеванные нами права в Маньчжурии и Монголии.

Целью политики восстановления японо-русских дипломатических отношений, провозглашенной в свое время г-ном Гото Симпэй, и приглашения Иоффе было главным образом использование России для обуздания Китая.

Южно-Маньчжурская железная дорога уже не может полностью отвечать нашим целям. Учитывая наши нынешние нужды и нашу деятельность в будущем, мы должны поставить под свой контроль железные дороги и в Северной и в Южной Маньчжурии. Это особенно важно и выгодно для нас, если учесть, что в богатой ресурсами Северной Маньчжурии и Восточной Монголии имеется много возможностей для нашего развития. Число китайцев в Южной Маньчжурии растет с каждым днем, что может нанести большой ущерб нашим политическим и экономическим интересам. Поэтому мы должны быстро продвинуться на североманьчжурский плацдарм, обеспечив тем самым длительное процветание нашего государства.

Продвижение нашей страны в ближайшем будущем в район Северной Маньчжурии приведет к неминуемому конфликту с красной Россией. В этом случае нам вновь придется сыграть ту же роль, какую мы играли в русско-японской войне. Восточно-Китайская железная дорога станет нашей точно так же, как стала нашей Южно-Маньчжурская, и мы захватим Гирин, как тогда захватили Дайрен. В программу нашего национального развития входит, по-видимому, необходимость вновь скрестить мечи с Россией на полях Южной Маньчжурии. Пока этот подводный риф не будет взорван, мы не сможем пойти быстро вперед по пути проникновения в Маньчжурию и Монголию...

 

 

Из доклада Правительства СССР на II сессии ЦИК СССР 6-го созыва

22 декабря 1931 г.

IV. О международном положении и борьбе за мир.

…Важнейшим для нашего внешнего положения вопросом являются, конечно, события на Дальнем Востоке – события в Маньчжурии. Факты свидетельствуют о том, что масштаб этих событий не только не сокращается, но имеет явную тенденцию к дальнейшему и все большему расширению.

Известно, что Лига наций пыталась вмешиваться в военные события, происходящие в Маньчжурии, но это вмешательство ни в какой мере не отразилось в сторону устранения теперешней оккупации Маньчжурии и прекращения военных действий. Результаты этого вмешательства прямо обратные.

Дважды Лига наций пыталась выступить с кое-какими конкретными предложениями по поводу оккупации Маньчжурии. Мы знаем, к чему это привело.

В начале событий Лига наций назначила даже некую дату, а именно 14 октября, с которой связывались в некоторых кругах иллюзии насчет возможности какого-то перелома к лучшему, т.е. к свертыванию военных действий в Маньчжурии. Но ничего подобного не случилось.

После нового и весьма длительного обсуждения Лига наций недавно разразилась решением о посылке от имени пяти держав в Маньчжурию научно-исследовательской комиссии, т.е. доказала свое полное нежелание и бессилие в какой-либо мере помешать дальнейшему развертыванию военных событий в Маньчжурии. Это второе решение Лиги наций является прямой издевкой над ее же собственным первым постановлением, а по существу освящает военную оккупацию и дальнейшее развертывание военных событий в Маньчжурии.

Все это заставляет нас усилить бдительность в отношении событий на Дальнем Востоке. Мы не можем забывать, что наши границы идут вдоль маньчжурской линии. Мы не сомневаемся, то наши дальневосточные герои будут на высоте положения и будут зорки в отношении советских границ на Дальнем Востоке.

Рабочие и трудящиеся массы деревни Советского Союза заняты своими внутренними делами, они поглощены задачами поднятия хозяйства, задачами улучшения своей жизни. Того же они желают и рабочим других стран. Но события международной жизни требуют от нас усиленной бдительности. И мы снова подчеркиваем наш основной принцип: чужой земли нам не надо, но ни одной пяди своей земли мы никому не уступим…

СССР особенно должен считать с опасностью империалистического нападения. Нам достоверно известно, что в некоторых дипломатических кабинетах в настоящее время самым активным образом обсуждается вопрос о военном нападении на наш Союз. Нельзя забывать о том, что многие организаторы прежних военных интервенций против СССР еще живы и действуют теперь заодно с другими, заодно с новыми представителями империализма в деле подготовки нападения на рабочую республику.

В связи с событиями в Маньчжурии разоблачена в нашей и в иностранной, в том числе и буржуазной, прессе уже не одна провокационная попытка втянуть СССР в войну. Поджигатели войны из лагеря империалистов позаботятся еще не раз о провокациях для втягивания СССР в войну и для организации военного нападения на наше государство. Мы должны быть готовы и впредь к этим провокациям…

Председатель СНК В.М. Молотов

 

 

Запись беседы Народного комиссара иностранных дел СССР с министром иностранных дел Японии Иосидзавой (извлечение)

31 декабря 1931 г.

Иосидзава благодарил за оказанную ему куртуазию и внимание при проезде и за устроенный ему завтрак. Я сказал ему, что мы с удовлетворением встретили сообщение о назначении его мининделом… Сохранение мирных и дружественных отношений со всеми нашими соседями, в том числе и с Японией, является основой нашей внешней политики. Иосидзава ответил, что он гордится своей ролью в деле установления отношений с нами. Он после назначения своего не имел еще контактов со своим правительством и не может говорить поэтому от его имени, но что он лично стоит за сохранение и улучшение существующих с нами отношений и поэтому он был рад услышать из моих уст о таком же стремлении с нашей стороны.

Я согласился с тем, что до обмена мнениями со своими коллегами по правительству Иосидзава не может делать официальных заявления от имени правительства, но что ценно также и высказанное им личное мнение о наших отношениях. Я согласен также с высказанным Иосидзава предположением о возможности и желательности улучшения этих отношений и думаю, что это могло бы быть достигнуто каким-нибудь новым актом. Мы как раз ведем теперь переговоры с Польшей, вступаем в переговоры с Финляндией, Эстонией, Латвией и Румынией о заключении пактов о ненападении и нейтралитете. Такие пакты у нас имеются уже с Германией, Литвой, Турцией, Персией и Афганистаном. Парафирован также пакт с Францией. Когда начатые нами переговоры будут завершены и пакты подписаны, то мы будем связаны пактами о ненападении со всеми нашими соседями, за исключением Японии. Мы считаем, что этот пробел надо заполнить, иначе получится странное положение, когда Япония окажется нашим единственным соседом, с которым отсутствует пакт о ненападении. Такой пакт является выражением миролюбивой политики и намерений правительств, и он был бы особенно кстати теперь, когда будущее японо-советских отношений является предметом спекуляций в Западной Европе и Америке. Подписание пакта положило бы конец этим спекуляциям. Я решил поэтому использовать эту встречу с Иосидзава, чтобы сделать через него японскому правительству предложение о вступлении в переговоры о заключении пакта о ненападении.

Иосидзава, как и присутствовавший при разговоре Хирота, был явно застигнут врасплох этим предложением. Порасспросив подробно о состоянии упомянутых мною переговоров с другими странами, Иосидзава вновь повторил, что он был внезапно вызван из Парижа в Токио и не имел поэтому времени выяснить себе политику нового кабинета, но что он, конечно, не забудет передать своему правительству наше предложение. Он спрашивал, делалось ли нами это предложение раньше через Хирота или т. Трояновского. Тов. Карахан разъяснил ему, что были на эту тему разговоры в Токио в 1928 г. и даже в 1930 г. Я добавил, что мы, конечно, не рассчитываем на получение от Иосидзава немедленного официального ответа, который мы будем ожидать через т. Трояновского или Хирота, но что мне желательно было бы знать личное мнение г. Иосидзава.

Иосидзава воздержался от дальнейших разговоров на эту тему и спросил, желаю ли я еще что-нибудь передать в Токио. Он еще не успел поговорить с Хирота и не знает, о чем в последнее время мы с ним беседовали. Я сообщил ему, что мы в течение маньчжурских событий обменялись с Хирота несколькими заявлениями, но что мы давно уже от него не получали никаких сообщений и поэтому не знаем японских намерений и целей в связи с дальнейшим развитием маньчжурских событий. Мы, во всяком случае, считаемся с заверениями, ранее данными японским правительством относительно уважения наших прав и интересов. Г-н Хирота, вероятно, успеет доложить Иосидзава перед его отъездом содержание этих заверений и относительно КВЖД, и относительно белогвардейцев и т.п.

Иосидзава заметил, что он уже несколько дней не читал газет и не знает, что сейчас происходит в Маньчжурии. Он знает, что туда должна приехать комиссия Лиги наций и что Япония решила «наблюдать за ней»…

Поднявшись для прощания, Иосидзава вновь спросил не желаю ли я передать ему еще что-нибудь, на что я ответил, что если сделанное мною предложение приведет к заключению пакта, моя встреча с ним будет в достаточной степени ознаменована. Иосидзава вновь благодарил за внимание и сказал, что будет помнить мое предложение…

Запись беседы заместителя народного комиссара иностранных дел СССР Л.М. Карахана

с послом США в СССР Буллитом

13 декабря 1933 г.

Беседа началась с воспоминаний о встрече в 1919 г., когда он приезжал по поручению Вильсона, и перешла к значению восстановления отношений с США для общего мирового положения.

Затем разговор перешел к положению на Дальнем Востоке.

Буллит расспрашивал о положении Нанкина и о значении выхода из нанкинского правительства министра финансов Т. В. Суига. Мы сошлись на том, что Суиг ушел из-за разногласий на почве отношения к Японии.

Буллит думает, что Суиг — честный человек, настоящий патриот и способный человек, и спрашивал мое мнение о нем, как лично знавшего его хорошо. Я подтвердил, что он способный человек и что он настроен против Японии и, по-видимому, против всяческих сделок с японцами, на которые готов идти и идет Чан Кай-ши.

Разговор перескочил на наши отношения с Японией. На мои вопросы об американской информации о японских планах в отношении нас, Буллит ответил, что, по их сведениям, одна часть японских правящих кругов — за войну с нами этой же весной и что февраль — это месяц, когда эти круги готовят нападение на «Приморские провинции»; другая часть, также достаточно влиятельная, тоже за нападение на «Приморские провинции», но эти последние вопроса о том, «когда» напасть, еще не установили. Это «когда» для них определяется взаимоотношениями Японии с Китаем, положением в Маньчжоу-Го и, конечно, общим мировым положением. Он думает, что войны удастся избегнуть, но процентов 40, по его мнению, имеется за то, что японцы нападут на нас этой весной.

Мы отметили оба, что восстановление отношений несомненно должно оказать умеряющее влияние на японцев. В этой связи зашел разговор о пактах с Японией. Он рассказал, что японцы предлагали заключить США пакт о ненападении, но что Вашингтон отклонил это предложение. Поэтому идея пактов, о которых Литвинов говорил в Вашингтоне с Рузвельтом, не так проста.

Ведь, если начать говорить о пакте с Японией, американцы не могут не сказать, что Япония нарушила уже пакт Келлога, что заключить пакт с Японией США могут только после того, как японцы выведут свои войска из Маньчжурии, и, наконец, японцы потребовали бы, чтобы пакт был распространен и на Маньчжоу-Го, на что США не пойдут.

(Тов. Литвинов сообщал, что Рузвельт поручил Буллиту изучить идею пакта Япония — СССР — США; из того, что сказал Буллит, выходило, что это изучение привело его к отрицательным выводам.)

В дальнейшем Буллит подчеркнул, что США не хотят войны, но и не боятся ее, так как война ничем не может угрожать США, но и победа над Японией тоже ничего не дала бы Америке. «Допустим, что наш флот свободно мог бы плавать вокруг японских островов, какая нам от этого польза?» — сказал Буллит.

На мой вопрос — а как Китай — Буллит, махнув рукой, сказал, что там ничего нельзя понять, все темно, неясно и трудно строить какие-либо расчеты на эту страну. Он интересовался положением в Фуцзяне и вообще в Китае. Я сообщил ему факты, опубликованные в прессе.

Между прочим, он сообщил любопытную деталь, которую надо целиком оставить на его совести. После того как Рузвельт решил обратиться с посланием к Калинину, он не сделал этого сразу же, боясь, что Япония попытается сорвать восстановление отношений с СССР, и, в частности, Буллит и Рузвельт боялись, как бы японцы не послали своего флота во Владивосток. Послание Калинину было отправлено лишь после того, как владивостокский порт замерз и стал недоступен для операций японского флота.

В процессе беседы он отметил, что в Японии думают, что между СССР и США заключено какое-то соглашение о Дальнем Востоке, направленное против японской агрессии. Такое представление японцев о наших отношениях он считает крайне полезным для нас и для дела мира…

Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР,

из Брюсселя.

Вне очереди

23 ноября 1937 г.

Сегодня на заседании конференции выяснилось, что от имени американской, английской и французской делегаций предлагается конференции принять рассылку соответствующим правительствам не только того документа, с которым утром нас ознакомил Дэвис, но и краткого доклада, излагающего фактический ход конференции вплоть до намечаемого перерыва ее работы.

С большой речью выступил Веллингтон Ку, повторивший основные положения своего последнего меморандума, упрекавший конференцию в нерешительности и бездействии и требовавший от нее активной поддержки Китая и обуздания Японии. Он заявил, что резервирует свою позицию в отношении обоих документов до получения указаний от своего правительства. Никто его не поддержал. Итальянец иронически заметил, что отчетный доклад составляется обычно тогда, когда конференция констатирует, что работа ее закончена и уже можно разойтись. Португалец не без ехидства спросил, какой смысл в составлении доклада правительствам, которые и без того в курсе всей работы конференции благодаря участию в последней своих делегатов. Норвежец заявил, что ничего не может сказать, пока его правительство не даст ему инструкций. Решено отложить обсуждение документов до вечера 24-го. Разошлись в явно пониженном настроении. В американской делегации ругают Рузвельта, якобы отступившего от положений своей чикагской речи и дезавуирующего Дэвиса. Опять обвиняют англичан, проявляющих особую деликатность к Японии и Германии, чтобы не укрепить будто бы их блок с Италией. Журналисты утверждают, что делегаты доминионов, скандинавы и Португалия усиленно подвергаются обработке англичанами в том смысле, чтобы не раздражать Японию и тем самым облегчить желательное соглашение. Французы держатся более пассивно, и Тессан ограничивается краткими репликами, что присоединяется к мнению своих коллег англичан и американцев. Думаю, что к 24-му положение не изменится к лучшему и что, кроме китайцев, никто не поддержит наших поправок.

Впрочем, после заседания нас задержал Спаак, начавший уверять, что он считает «позорным» документ, составленный американцами и англичанами, что он-де вчера предлагал им по крайней мере рекомендовать заинтересованным правительствам воздержаться от всяких действий, могущих ослабить силу сопротивления Китая, что об этом он говорил англичанам и в Лондоне, предупреждая, что они сами толкают Китай на соглашение с Японией при посредничестве Германии и т. п. Нами была проявлена особая сдержанность в отношении этого заявления Спаака. Ему лишь был поставлен вопрос, не внесет ли бельгийская делегация рекомендуемые им поправки и не поддержит ли китайцев, если последние сами предложат их конференции. Спаак, не моргнув глазом, ответил, что лучше завтра попробует убедить англичан и американцев. В заключение разговора, явно выдавая свой провокационный маневр, он фамильярно нам заявил, что лучшим средством сделать Японию сговорчивее было бы послать несколько сот советских самолетов попугать Токио. На это я ему сказал, что охотники загребать жар чужими руками, очевидно, имеются и в Брюсселе, но роль мавра СССР предоставляет другим. Разговор на этом прервался.

Телеграфьте, не воздерживаться ли нам от голосования декларации, если воздержатся китайцы или они выскажутся против.

Потемкин

 

 

Телеграмма полномочного представителя СССР в Китае И.Т. Луганца-Орельского в НКИД СССР (извлечение)

29 августа 1938 г.

26 августа Сунь Фо посетил меня и от имени китайского правительства и Чан Кай-ши просил официально передать Советскому правительству на обсуждение следующее. Китайское правительство предлагает Советскому Союзу заключить секретный договор, не предусматривающий вооруженное выступление СССР и имеющий в виду «еще на шаг дальше укрепить дружбу между Китаем и СССР» по следующим направлениям: 1. Сотрудничество обеих армий вообще и в частности в вопросе обучения для совместной борьбы с Японией. 2. Дипломатическое сотрудничество, причем Китай будет вести ту же внешнюю политику, что и СССР. 3. Политические обязательства Китая: навсегда сохранять просоветский курс, поддерживать фронт демократических стран и никогда не примыкать к фашистским странам. 4. Расширение экономических отношений на основе обоюдного снабжения необходимыми товарами (в частности, со стороны Советского Союза вооружением, а со стороны Китая — сырьем). 5. Постройка Северо-Западной ж. д., связывающей Центральный Китай с Турксибом…

Эти предложения Сунь Фо обосновывал следующим: 1. Год освободительной войны доказал, что СССР является единственным, подлинным другом Китая и что завещанный Сунь Ят-сеном просоветский курс Китая является единственно правильной политикой китайского правительства. Осуждая собственный ошибочный отход в прошлом от этой политики, китайское правительство обязуется навеки не нарушать дружбу с СССР. 2. Чан Кай-ши, решив сопротивляться до конца, желает получить гарантию, что даже при наихудших условиях, включая падение Ухани и отступление на крайний северо-запад или юго-запад, Советский Союз не оставит своей помощью Китай и тем самым еще более укрепит решимость Чан Кай-ши и китайского правительства довести сопротивление до конца. 3. Заключение договора в данный момент не вызовет никаких международных осложнений, ибо: а) Америка, симпатизируя освободительной войне Китая, уже сейчас положительно смотрит на проблему советско-китайского сближения, что получило свое выражение в прямом заявлении Рузвельта проф. Ху Ши и Буллита… Сейчас Америка дала согласие Китаю на предоставление займа (но не военного) на развитие промышленности. Кроме того, Рузвельт на следующей сессии сената проведет изменение билля о нейтралитете в сторону прекращения ввоза военных и полувоенных грузов в Японию; б) Англия может вызвать настроение против пакта, но ничего реального предпринять не сможет, так как она занята в Европе; когда (в начале года) Америка ставила на обсуждение (через английского посла в Америке) вопрос об организации совместной дальней блокады Японии, то Англия отказалась из-за занятости в Европе; в) Франция в Европе не может отойти от СССР, в Азии имеет острые противоречия с Японией… и желает победы Китаю и в связи с последним дала согласие китайскому правительству на рекомендацию своих советников вместо уехавших немцев, на провоз военных грузов через Индокитай и на продажу оружия, пока через руки частных купцов; г) Германия и Италия, хотя и будут против такого пакта, но ничего сделать не могут, не имея никакого влияния на Дальнем Востоке.

Я заявил Сунь Фо, что все изложенное им передам немедленно Советскому правительству, но при этом подробно изложил ему следующее: 1. Во время моей поездки в Москву Чан Кай-ши передал подобные предложения нашему правительству, и эти предложения обсуждались Советским правительством, мнение которого мною по приезде в Ханькоу передано Чан Кай-ши. 2. Чан Кай-ши, выслушав точку зрения нашего правительства, заявил, что он намерен в ближайшие дни подробно обсудить со мной положение в Китае и советско-китайские отношения. Этой беседы пока что не было. 3. Советское правительство считает, что заключение подобного пакта, помимо общего осложнения международного положения, создаст затруднение и для китайского правительства как во внутреннем, так и во внешнем положении. При этом я подробно изложил неизбежность усиления оппозиции, боящейся «большевизации» Китая, [отметил] использование последней прояпонскими элементами, расширение базы оппозиции и прояпонских элементов за счет кругов, ориентирующихся на Англию, наконец, [сослался] на ускорение отхода Англии в сторону соглашения с Японией. Одновременно указал, что в военных, дипломатических и экономических отношениях Советского Союза с Китаем Советский Союз своими мероприятиями уже обозначил такую границу, в пределах которой имеется широкое поле деятельности, особенно для китайской стороны, по укреплению этих отношений. Прошу указаний для моего совета…

Телеграмма генерального консула Японии в Вене японскому послу в Москве о позиции Японии в отношении СССР (извлечение)

30 августа 1939 г.

Я телеграфировал в Токио…

Дополнительно телеграфирую следующее:

1. Курс в отношении СССР. Для обеспечения безопасности империи навсегда необходимо, я полагаю, когда нами будет достигнута в должной степени государственная мощь, в один прекрасный момент пойти ни войну с Советским Союзом и захватить в свои руки его территории на Дальнем Востоке. Однако в условиях новой ситуации как временная линия по отношению к СССР, по моему мнению, следует держаться установленных позиций, вместе с тем связывать действия СССР и поступать не спеша. Не подлежит сомнению, что позиции СССР на Дальнем Востоке в результате германо-советского договора значительно усилились и необходимо с предельным вниманием отнестись к тому, какую позицию займет СССР по отношению к нам, пользуясь своим новым положением. Но не надо опасаться, что так или иначе его внешняя политика по отношению к Японии примет более позитивный характер. Не исключено, что, начав с вопроса о концессиях, границах и о пакте о ненападении, СССР попытается точно определить сферы влияния в Азии. Конечно, в этом случае, дабы сделать свои позиции выгоднее, СССР не поскупится на различные манипуляции.

Мои мысли на этот случай таковы: а) для нашей империи, устремляющейся к реализации своих идеалов, было бы очень хорошо, если бы она смогла заставить теперь СССР отказаться от политики помощи Чан Кайши и большевизации Дальнего Востока и если



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: