Краткая история возникновения скаутского движения на Кубани




 

Впервые скаутские отряды возникли на Кубани в годы войны (1915-1916 гг.) в городах Армавире, Екатеринодаре и в прилегающих к Кубанской области Ставрополе и Минеральных Водах.

Огромное влияние на их развитие оказали прибывшие на территорию Северного Кавказа скауты — военные беженцы из Риги, Ревеля, Пернова и Петрограда, дав толчок к еще большему расширению деятельности существующих единиц и созданию новых, в частности в ст. Лабинской, Майкопе, Туапсе, Новороссийске и в некоторых пунктах Черноморского побережья (Анапа, Сочи).

Между всеми возникшими организациями быстро наладилась связь. Контакт был налажен также с главными российскими центрами: Петроград (И.Н. Жуков), Москва (В.А. Попов), Киев (А.К. Анохин), Одесса (Е.Ф. Молчанов) и т.д.

Волна начавшегося коммунизма не только не смела скаутские организации на Кубани, но еще теснее их сплотила.

После разгрома большевиков и создания белой власти на юге России, скаутские организации Кубани в 1918-1919 гг. расцветают пышным цветом.

Южнорусские скауты привлекли внимание союзников Белого движения. Во время торжественной встречи союзников в Ростове-на-Дону в ноябре 1918 г. командир английского миноносца Бонд заявил, что «в бой-скаутах он видит молодую подрастающую Россию и залог светлого будущего».

Лидеры белого движения понимали значимость юных разведчиков и уделяли им должное внимание. Командующий войсками Северного Кавказа генерал от кавалерии И. Г. Эрдели в приказе № 428 от 19.09.1919 писал: «Признавая в высшей степени полезной организацию скаутов, принимаю под свое покровительство таковую на Северном Кавказе и в целях ее единения с Добровольческой армией назначаю для объединения на всем Северном Кавказе скаутских организаций начальником организации генерал-лейтенанта Н. Невадовского, помощником – В. П. Бобрицкого, начальником штаба «главной квартиры» (г. Пятигорск) – барона А. П. Лорча и помощником его – И. Л. Клочко»

Прибытие на Кубань Эраста Платоновича Цитовича, занимавшего тогда пост министра просвещения Кубанского Краевого Правительства, дает толчок к еще большему расцвету и единению.

Возглавив Кубанский скаутизм, Э.П. Цитович обращает внимание на укрепление казачьего духа в Кубанской организации. Первым его требованием была организация практической помощи городских отрядов станичным, с максимальным втягиванием туда станичных казачат. Для поддержания старых казачьих традиций всей Кубанской организации дается старинное казачье название «громада» (Громада Кубанских Скаутов). Вводится, как высшая награда, соответствующая английскому званию «королевского скаута», звание «атаманский скаут».

На Кубани образовываются дружины в Армавире (одна из самых сильных в России), Екатеринодаре, Новороссийске. В начале декабря 1918 г. в Екатеринодаре образовалось два отряда бойскаутов и один – гёрлскаутов под непосредственным руководством Э.П.Цытовича.

В апреле 1919 г. в Армавире прошел Первый кубанский краевой съезд по скаутизму, на котором было объявлено об организации первых скаутских отряд.

Кубанский войсковой атаман генерал А. П. Филимонов вводит своим приказом от 20.06.1919 во всех начальных школах занятия по военному строю и физическому образованию на основе скаутских программ обучения. В эти годы активно издается скаутская литература: в Екатеринодаре выходит сборник «Русский скаут» под редакцией Э.П. Цытовича, в Армавире – альманах «Наши грёзы», руководитель армавирских скаутов Л. П. Иванов издает сборник «Руководство для скаутов и скаутских дружин».

К концу Гражданской войны численность скаутов на Юге России составляла примерно 10 тыс. человек, скаутские организации работали в 50 городах и населенных пунктах.

Многие скауты сотрудничали в Осваге у Деникина и Врангеля, в Осведфронте у Колчака в качестве корреспондентов, расклеивали агитплакаты и воззвания.

Однако, как и в русском обществе в целом, в скаутдвижении произошел раскол. Некоторая часть скаутов пошла за красными, вступила в комсомол и сражалась против сил контрреволюции. Третья часть, не найдя себе применения ни у белых, ни у красных, сосредоточилась на работе с детьми, пострадавшими от братоубийственной войны.

Каждая из этих трех ветвей скаутского движения считала себя правой, подлинными патриотами и истинными скаутами. Так, Я. Н. Репнинский категорично восхвалял превосходство белых скаутов: «Скауты – “Рыцари Белой Лилии”. Таковы они в Англии, такими они были, будут и должны быть в России. “Белая Лилия” всегда останется “Белой Лилией”, и её никогда не заменит ни красная гвоздика, ни желтый подсолнечник». К сожалению, «красная гвоздика» оказалась для всех скаутов роковым цветком(5).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: