Rondo, Allegretto moderato.




Сонаты Бетховена

Соната для фортепиано № 8 до минор, oп. 13Патетическая ») — музыкальное произведение, написанное немецким композитором Людвигом ван Бетховеном в 1798—1799 годах. Это название относится ко всем трём частям сонаты, хотя приподнятость эта выражена в каждой части по-разному. Соната была встречена современниками как необычное, смелое произведение и впервые опубликованное в декабре 1799 года под названием «Большая патетическая соната» с посвящением князю Карлу фон Лихновскому. Во время написания сонаты Бетховену было 29 лет, и в то время он стал замечать первые признаки глухоты.

 

Первая Часть

Grave (медленно) — Allegro di molto e con brio (быстро, с большой силой). Первая часть сонаты написана в стремительно быстром темпе и наиболее напряжённа по своему звучанию. Начало первой части медленное с постепенным ускорением к концу. В музыке проявляется борьба человека с судьбой. Обычна и её форма сонатного allegro. Сама же музыка и её развитие по сравнению с сонатами Гайдна и Моцарта глубоко своеобразны и содержат много нового. Необычно уже начало сонаты. Музыке в быстром темпе предшествует медленное вступление. Мрачно и вместе с тем торжественно звучат тяжёлые аккорды. Из нижнего регистра звуковая лавина постепенно движется вверх. Все настойчивее звучат грозные вопросы:

Им отвечают нежная, певучая, с оттенком мольбы, звучащая на фоне спокойных аккордов:

Кажется, что это две различные, резко контрастирующие между собою темы. Но если сравнить мелодическое строение обеих тем, то окажется, что они очень близки одна другой, почти одинаковы. Как сжатая пружина, вступление затаило в себе огромную силу, которая требовала выхода, разрядки. Начинается стремительное сонатное аllegro. Главная партия напоминает бурно вздымающиеся волны. На фоне беспокойного движения баса тревожно взбегают и опускаются верхние голоса:

Связующая партия успокаивает волнение главной темы и приводит к мелодичной и певучей побочной партии:

Однако широкий "разбег" побочной темы (почти на 3 октавы), "пульсирующие" сопровождение. а главное - приём изложения в разных регистрах - все это придаёт ей напряжённый характер. Вопреки правилам установившимся в сонатах венских классиков, побочная партия "Патетической сонаты" звучит не в параллельном мажоре (ми-бемоль мажор), а в одноимённом к нему минорном ладу (ми-бемоль минор).

Энергия нарастает. Она прорывается с новой силой в заключительной партии (ми-бемоль мажор). Короткие фигурации ломаных арпеджио, как хлёсткие удары, пробегают по всей клавиатуре фортепиано в расходящемся движении. Нижний и верхний голоса достигают край- них регистров. Постепенно нарастание звучности от pianissimo до forte приводит к мощной кульминации, к высшей точке музыкального развития экспозиции.

Следующая за ней вторая заключительная тема является лишь короткой передышкой перед новым "взрывом". В конце заключения неожиданно звучит стремительная тема главной партии. Экспозиция заканчивается на неустойчивом аккорде. На рубеже между экспозицией и разработкой вновь появляется суровая тема вступления. Но здесь её грозные вопросы остаются без ответа: лирическая тема не возвращается. Зато сильно возрастает её значение в среднем разделе первой части сонаты.

Разработка невелика, но очень напряжённа. "Борьба" разгорается между двумя резко контрастными темами: порывистой главной партией и лирической темой вступления. В быстром темпе тема вступления звучит ещё более беспокойно, умоляюще. Этот поединок "сильного" и "слабого" выливается в ураган стремительных и бурных пассажей, которые постепенно затихают, уходя все глубже и глубже в нижний регистр.

Реприза повторяет темы экспозиции в том же порядке в основной тональности до миноре. Изменения касаются связующей партии. Она значительно сокращена, поскольку тональность всех тем едина. Зато главная партия расширилась, что подчёркивает её ведущую роль.

Перед самым окончанием первой части ещё раз появляется первая тема вступления. Но что это? Она "потеряла"" свой первый "грозный" аккорд и начинается со слабой доли. В её вопросе осталась только тревога и даже отчаяние. Неужели опять не будет ответа? Ответ есть. Но не слабый, умоляющий, а энергичный, волевой. Первую часть завершает главная тема, звучащая в ещё более стремительном темпе. Воля, энергия, мужество победили.

 

Вторая Часть


Adagio cantabile (медленно, певуче). Вторая часть написана в тональности ля-бемоль мажор; — глубокое размышление о чем-то серьёзном и значительном, быть может, воспоминание о только что пережитом или думы о будущем. На фоне мерного сопровождения звучит благородная и величественная мелодия. Если в первой части патетика была выражена в приподнятости и яркости музыки, то здесь она проявилась в глубине, возвышенности и высокой мудрости человеческой мысли. Вторая часть удивительна по своим краскам, напоминающим звучание инструментов оркестра — начальные такты, например, напоминают звучание виолончели. Вначале основная мелодия появляется в среднем регистре, и это придаёт ей густую виолончельную окраску:

Второй раз мелодия изложена в верхнем регистре. Теперь её звучание напоминает голоса скрипок.

В средней части Adgio cantabile появляется новая тема:

Ясно различима перекличка двух голосов. Певучей, нежной мелодии в верхнем голосе отвечает отрывистый, ”недовольный” голос в басу. Минорный лад (одноименный ля-бемоль минор), беспокойное триольное сопровождение придают теме тревожный характер. Спор двух голосов приводит к конфликту, музыка приобретает ещё большую остроту и взволнованность. В мелодии появляются резкие, подчёркнутые возгласы (sforzando). Усиливается звучность, которая становится более плотной, как будто вступает весь оркестр. С возвращением основной темы наступает реприза. Но характер её существенно изменился. Вместо неторопливого сопровождения шестнадцатыми слышны беспокойные фигурации триолей. Они перешли сюда из средней части как напоминание о пережитой тревоге. Поэтому первая тема уже не звучит так спокойно. И лишь в конце второй части появляются ласковые и приветливые ”прощальные” обороты.

 

Третья Часть

Третья часть — финал, Allegro. Стремительная, взволнованная музыка финала во многом роднит его с первой частью сонаты. Возвращается и основная тональность до минор. Но здесь нет того мужественного, волевого напора, который так отличал первую часть. Нет в финале и резкого контраста между темами — источника ”борьбы”, а вместе с ним и напряжённости развития.

 

Финал

Финал написан в форме рондо-сонаты. Основная тема (рефрен) повторяется здесь четыре раза. Именно она и определяет характер всей части.

 

 

Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2 (более известна под названием «Лунная») — музыкальное произведение, написанное немецким композитором Людвигом ван Бетховеном в 1800—1801 годах. Обе сонаты опуса 27 (№№ 13 и 14) имеют заголовок "Quasi fantasia". «Лунной» первую часть сонаты (Adagio sostenuto) назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году, уже спустя 5 лет после смерти автора — он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».
Соната издана одним опусом вместе с сонатой № 13. Сонаты посвящены 18-летней Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться.

 

«Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною.» Бетховен, из письма Францу Вегелеру 16 ноября 1801 года

Джульетта Гвиччарди,
которой Бетховен посвятил
сонату № 14

 

В марте 1802 года соната № 14 — с посвящением Джульетте — была опубликована в Бонне, хотя с первых месяцев 1802 года Джульетта оказывала явное предпочтение композитору Венцелю Галенбергу и, в итоге, вышла за него замуж. Через полгода после написания сонаты, 6 октября 1802 года, Бетховен в отчаянии пишет «Гейлигенштадтское завещание». Некоторые бетховеноведы считают, что именно графине Гвиччарди композитор адресовал письмо, известное как письмо «к бессмертной возлюбленной». Оно было обнаружено после смерти Бетховена в потайном ящике его гардероба (вместе с портретами других возлюбленных - композитор часто влюблялся). Бетховен хранил миниатюрный портрет Джульетты вместе с этим письмом и «Гейлигенштадтским завещанием». Тоска неразделённой любви, мука потери слуха — всё это выразил композитор в «Лунной» сонате.

Обе сонаты опуса 27 (№№ 13 и 14), имеют подзаголовок «в духе фантазии» (итал. quasi una fantasia): Бетховен хотел подчеркнуть то, что форма сонат отличается от композиции классического сонатного цикла, принятого во времена создания данной сонаты.

 

Соната состоит из трёх частей:

 

1. Adagio sostenuto. Соната начинается тем, что в классическом сонатном цикле обычно является средней частью сонатного цикла — медленной, сумрачной, довольно скорбной музыкой. Известный музыкальный критик Александр Серов находит в первой части сонаты выражение «смертельного уныния». В своём методическом анализе и редакции сонаты профессор А. Б. Гольденвейзер выделил три ключевых элемента, важных для анализа и исполнительской интерпретации части:

Общий хоральный план фактуры, определяемый движением басовых октав, включающий в себя также:

Гармоническая триольная фигурация, охватывающая практически всю часть, — сравнительно редкий у Бетховена пример выдержанного через все сочинение однообразного ритмического движения, больше характерный для прелюдий И. С. Баха

Скорбный малоподвижный мелодический голос, ритмически почти совпадающий с линией баса.

В сумме эти три элемента образуют гармоническое целое, но при этом функционируют по отдельности, образуя непрерывную живую декламационную линию, а не «подыгрывая» только свою партию к ведущему голосу.

2. Allegretto — вторая часть сонаты.

««Утешительное» настроение второй части у недостаточно чутких учеников легко переходит в увеселительное скерцандо, в корне противоречащее смыслу произведения. Я слышал десятки, если не сотни раз такую трактовку. В таких случаях я обычно напоминаю ученику крылатое словцо Листа об этом аллегретто: «Это цветок между двух пропастей», и стараюсь ему доказать, что аллегория эта не случайна, что она удивительно точно передаёт не только дух, но и форму сочинения, ибо первые такты мелодии напоминают поневоле раскрывающуюся чашечку цветка, а последующие — свисающие на стебле листья. Прошу помнить, что я никогда не «иллюстрирую» музыку, то есть в данном случае я не говорю, что эта музыка есть цветок, — я говорю, что она может вызвать духовное, зрительное впечатление цветка, символизировать его, подсказать воображению образ цветка.» Генрих Нейгауз, «Об искусстве фортепианной игры»

«Позабываю сказать, что в этой сонате есть ещё скерцо. Нельзя не удивляться, как тут замешалось это скерцо, не имеющее никакого отношения ни к предыдущему, ни к последующему. «Это цветок между двух пропастей», сказал Лист. Пожалуй! Но такое место, я полагаю, не слишком эффектно для цветка, так что с этой стороны метафора господина Листа, может быть, и не лишена верности.» Александр Серов

3. Presto agitato — третья часть сонаты.

 

«Внезапное адажио… пиано… Человек, доведённый до крайности, умолкает, дыхание пресеклось. И когда через минуту дыхание оживает и человек поднимается, кончены тщетные усилия, рыдания, буйства. Все сказано, душа опустошена. В последних тактах остаётся только величественная сила, покоряющая, укрощающая, принимающая поток.» Ромен Роллан

 

Соната для фортепиано № 17 ре минор, op. 31 № 2, была написана Бетховеном в 1802 году, вместе с сонатами № 16 и № 18. Неофициальные названия: «Буря», «Соната с речитативом», «Шекспировская соната».

 

Первая часть сонаты № 17

 

История создания

Соната № 17 — психологический портрет композитора. В отличие от других сонат, Соната №17 не имеет посвящения. 1802 год — период трагических размышлений, чувств, мыслей о самоубийстве в связи с глухотой, крушений надежд на личное счастье — Бетховен был страстно влюблён в графиню Джульетту Гвиччарди, которой посвятил сонату №14. Именно в 1802 году композитор пишет знаменитое «Гейлигенштадтское завещание».

Анализ произведения

Соната № 17 продолжает линию сонат-фантазий: лирико-психологический, страстный тон высказывания, психологические контрасты высокого уровня напряжения, приёмы импровизационной, фантазийной музыки, но в отличие от сонаты № 14 в ней нет заголовка «Sonata quasi una Fantasia». Содержание сонаты — лирика страстного, бурного, драматизированного звучания, возврат к патетике, но с психологическим осмыслением.

В цикле три части, внешне классической структуры:

 

Largo — Allegro

Adagio

Allegretto

Каждая часть написана в сонатной форме различных вариантов, усложнённой признаками других форм: фантазии (элементы, структура, приёмы развития), вариационности (все темы во всех частях на основе общих элементов как варианты), сквозной формы (нет точных репризных повторений).

 

Первая часть

Largo — Allegro. Тональность d-moll. Сонатная форма.

Экспозиция

Главная партия

Главная партия строится на двух контрастных элементах: арпеджиато и ариозно-речитативные нисходящие секундовые интонации-вздохи. Первое построение — d-moll, начинается с доминантовой функции. Второе построение главной партии — вариант начального, но в тональности F-dur, с расширением структуры и интонационным и ладово-тональным развитием. Эти два построения имеют как бы вступительное значение — в ходе свободного импровизационного изложения происходит постепенная кристаллизация мысли. Чёткое оформление она приобретает лишь в третьем построении, играющем связующую роль, но, несмотря на это, она не имеет ни одного устойчивого, в полном смысле слова, экспозиционного построения. Образ с самого начала раскрывается в процессе роста, развития.

Связующая партия

Общий характер с главной партией, более взволнованный образ, триольный ритм, перекличка двух ярких мотивов — баса и верхнего голоса (восходящее движение по звукам аккордов и ламентозные распевные фразы).

Побочная партия

Новый вариант развития лирических элементов главной партии. Тональность a-moll. Как и главная партия, начинается с доминантовой функции. Ариозно-монологический тип мелодики.

Заключительная партия

Содержит элементы всех предыдущих тем. Заканчивается на доминанте к основной тональности (звук ля).

Разработка

Разработка строится на первом мотиве главной партии и связующей партии. В конце разработки доминантовый предыкт.

Реприза

Все темы видоизменяются, особенно главная партия, к которой добавляются новые элементы: два выразительных лирико-психологических речитатива, изложенных одноголосно, словно речь от первого лица. Отсюда и название сонаты — «соната с речитативом». Побочная партия и другие уже изложены в основной тональности d-moll с отклонениями.

Вторая часть

Adagio. B-dur, сонатная форма без разработки. Как и первая часть, начинается с арпеджиато. В основной теме используется прием диалога-переклички.

 

Третья часть

Allegretto, d-moll. Сонатная форма на основе образного и музыкально-тематического единства. Очень мелодичная, виртуозная и местами трагичная. Это в духе Бетховена — борьба с судьбой, противостояние, эта музыка будто предзнаменование Сонаты № 23 «Апассионаты».

 

Сона́та для фортепиа́но № 21 до мажор, опус 53 («Waldstein») была написана Бетховеном в 1800—1804 годах и посвящена графу Фердинанду фон Вальдштейну, другу и покровителю композитора. Первые наброски произведения относятся к 1800 году, а завершено оно было, вероятно, в 1804 году, публикация состоялось в 1805 году под названием «большая соната». Соната получила второе название «Аврора», характеризующее главную «природную» тему произведения. Время написания сонаты относится к периоду прогрессирования болезни слуха Бетховена, композитор старается избегать общества людей и всё чаще обращается к теме природы, которая приносит ему желанный отдых. Эту сонату можно считать наброском к «пасторальной симфонии» Бетховена, первые отголоски которой прозвучали ещё в «пасторальной сонате» композитора.

 

Структура

Соната для фортепиано № 21 Бетховена состоит из трёх частей:

 

Allegro con brio,

Adagio molto,

Rondo, Allegretto moderato.

 

Первая часть сонаты Allergo con brio, C-dur, с поразительной выразительностью рисует перед слушателем природные образы, природные темы органично сплетаются в экспозиции; в разработке всё это многообразие звуков ускоряется, созданный образ получает дальнейшее развитие; в репризе снова повторяются темы экспозиции.

 

Во вторую часть сонаты Adagio molto, F-dur, вошёл лишь сильно сокращённый фрагмент от первоначально написанной композитором части произведения, решив, что соната получается чрезмерно затянутой, Бетховен оставил только «вступление». Вторая часть таким образом служит кратким связующим звеном между началом и грандиозным финалом произведения.

 

Третья часть сонаты Rondo, Allegretto moderato, C-dur, отличается большими размерами и сложной для своего времени техникой игры на инструменте. Многие критики, такие как Нагель, М. Фридлендер, отмечали ярко выраженные народные мотивы этого произведения.

 

Соната для фортепиано № 23 фа минор, op. 57 («Аппассионата») — сочинение Людвига ван Бетховена, одна из самых известных сонат композитора. Сочинялась в течение 1803, 1804, 1805 и, возможно, 1806 годов. Впервые была опубликована в Вене в 1807 году с посвящением графу Францу Брунсвику. Название «Аппассионата» (итал. Appassionato — воодушевлённо, страстно, живо) было дано сонате гамбургским издателем Кранцем уже после смерти Бетховена.

Начало первой части

В сонате три части:

Allegro assai

Andante con moto



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: