Мы подошли 17 гл., где говорится о завете Бога с человеком, который закрепляется очень странным знаком, слышать о котором мы привыкли, а понять еще не поняли. И вот мы читаем обращение к Аврааму: «ходи предо мною и будь непорочен». Енох ходил пред Богом и был взят на небо. Это то, о чем мы просим каждый вечер в вечерних молитвах-страх Божий. Ходить перед Богом и бояться оскорбить чем-нибудь Того, Кого мы любим, вот что значит иметь страх Божий, который любит нас еще больше, но как и нелицеприятный судия взыскивает с нас за грех. А будь непорочен можно перевести как «будь цельным». Или по-другому: будь простым, то есть если Бог сказал, что нужно обрезание, то не рассуждай зачем и почему, а прими это от Бога, как заповедь, пусть даже ты и не понимаешь еще ее смысла. И мы с вами сейчас приступим к рассмотрению сего дела с этим чувством. Само видимое действие обрезания заключалось в обрезании крайней плоти у мужчин. Кожица на конце складывалась вместе и обрезалась специальными орудиями. При этом, конечно, проливалась кровь, которая и скрепляла завет. Много возникает вопросов в связи с этим. И самый главный: почему именно это место. Для того, чтобы здесь разобраться обратимся к мужам духовным. Амвросий Медиоланский пишет: Я знаю, что многих смущает это место. Но поскольку Ап. Павел сказал, что Авраам получил знак обрезания, а знак не есть само дело и не есть истина, а лишь признак истины. Поэтому не бессмысленно понимаем, что телесное обрезание, есть знак духовного обрезания. Профессор Лопухин в толковой Библии пишет: С внешней стороны обрезание было пролитием крови, которое считалось важностью в скреплении подобных союзов. Затем, оно должно было служить постоянным и наиболее ощутительным признаком богоизбранности народа и принадлежности к нему. Еще важнее было внутреннее, идейное значение обрезания, которое было раскрыто позднее отчасти у пророков и у Ап. Павла. В этом отношении обрезание, состоявшее в отсечении крайней плоти детородного органа, символизировало собой отсечение плотских похотей и нечистых пожеланий(обрезание сердца). А также обрезание указывает на наследственную греховность, в которой мы все зачинаемся и рождаемся, но с другой стороны таинственно предзнаменовало новозаветное крещение, смывающее наследственную порчу». То есть из всех народов, среди которых процветает растление похоти, что мы видим в образе соседей Авраама содомлян, Бог избирает себе народ и выделяет его из среди распущенности именно этим знаком обрезания того, через что эта распущенность проявляется. А дальше мы увидим распущенность и этого избранного народа, но, как некоторые комментаторы пишут, еврей, в момент совершения прелюбодеяния мог невольно вспомнить о завете с Богом, видя свое обрезание. Так, пишет свт. Филарет Дроздов, обрезанием отличаются от прочих люди, избранные Богом из всех народов (Втор. VII. 6). Под печатью скрывается тайна письма: так, под видимым знамением обрезания скрывается тайна веры и благодати. Ничего, что было установлено в Ветхом Завете не отменено, но обновлено в Новом. И то, что там являлось прообразом сейчас есть само дело. Чем у нас заменено обрезание? (Кол 2;11-12.) Теперь мы совлекаемся от всякой нечистоты и заключаем завет с Богом через крещение. И в этот момент нам Бог говорит: ходи предо Мною и будь непорочен и будет на тебе благословение. Но мы не имеем страха Божия, и гоним от себя благословения Божии. Слава Богу, что есть такое спасительное таинство покаяния! И так через крещение мы становимся избранным Божиим народом. Мы избранные, царственное священство, народ святой, а значит должны отрезать от своего сердца всю нечистоту, которая тяготит, грязнит, отдаляет нас от Бога. А коли не сделаем себе обрезание сердца и пойдем вслед греха, душа такого человека будет отсечена от святого народа. Будем теперь так смотреть на обрезание и каяться в том, что мы с необрезанными сердцами дерзаем приступать к Святым Тайнам, где происходит наша встреча с Богом, как некогда Его встретил Авраам у дубравы Момре.
|
|
А дальше мы с вами подошли к самому трогательному моменту в книги Бытия(слушаем).
Бог искушает Авраама… И вот сколько раз это читаю, столько и возникает в голове сразу противоречивая строчка Ап. Павла: Бог никого никогда не искушает. А тут искушает… Но оказывается, как пишет митр. Филарет Дроздов, «есть два рода искушений: искушение во зле или в возбуждении побуждения ко злу, скрытому в человеке (то есть попытка наклонить нашу волю ко злу) и искушение в добре, или направление, даваемое действующему началу добра в нас повод к открытой брани против зла для победы (то есть это повод проявить свою волю, отвратив ее от зла и направить к добру).» Вот в первом случае Бог действительно искушать не может, дьявол нас клонит ко злу, но во втором случае Бог хочет, чтобы мы свободно выбрали добро, победив тем самым зло и вышли победителями в славе и дается это искушение в меру духовных сил человека. «Не для того Бог искушал человека, чтобы узнать, чего не знал, но чтобы научить незнающих, сколь справедливо возлюбил патриарха», пишет блаженный Феодор. То есть Бог посылает искушения не для того, чтобы узнать нас, Он сердцеведец и «Бог, видящий меня», а для того, чтобы мы сами себя узнали. И когда мы стоим на исповеди, мы познаем себя.
|
И вот, Он, имя Которому Любовь, у любимого патриархапросит отдать Ему в жертву самое дорогое, что есть у старика-своего единородного сына. Плотской, душевный разум возмущается здесь и некоторые, невоцерковленные люди соблазняются, говоря: ваш Бог тиран! И мы должны правильно уметь объяснять таким, что здесь действительно произошло и для чего. И вот Авраам берет слуг, своего сына и идут дорогой долгой. Несколько дней они путешествуют, пока Господь не указывает им место жертвоприношения. А это гора, на которой сейчас находится Иерусалим, где позже была принесен в жертву Богу Единородный Сын Слово Божие, изволивый ради нашего спасение воплотитеся. Исаак молчит и боится, как-то проявить свое недоумение пред отцом из-за глубокого уважения к нему и только однажды спрашивает: папа, где же баран, а отец отвечает уверенно: Бог усмотрит себе агнца. И Бог действительно усмотрел себе Агнца, который подобно Исааку нес древо, на котором Его заклали на этой же самой горе. Они поднялись на гору, отец молча сооружает жертвенник, Исаак же молчит, отец связывает своего сына, который находится в юношеском возрасте и при желании может дать отпор старику, но вместо того, не смотря на свой подростковый период, он даже не сопротивляется своему родителю. И богословы до сих пор не могут понять, кто из них двоих был на более духовно возвышенном уровне в тот момент. Один убивает собственного сына, доверяя Богу, а другой добровольно умирает от руки отца, предав свою волю Богу. И вот рука Авраама уже занесла остро заточенный каменный нож над единственным сыном, в котором на жертвеннике лежит весь еврейский народ, от него происходящий, весь Ветхий и Новый Завет. В сердце своем он уже принес его в жертву, уже дал согласие,ведь так говорит Бог, значит так я и сделаю, сказал он и закрыв глаза резко взмахнул рукой, но вдруг… Ангел Божий останавливает его и указывает на овцу, запутавшуюся в кустах.
Дело все в том, что нас с вами каждый день Бог призывает сделать то, что сделал Авраам. И происходит это на Литургии во время Евхаристического канона, когда священник восклицает: Горе имеем сердца, а потом берет крестообразно чашу с вином и дискос с хлебом и вознося их горе восклицает: Твоя от Твоих, Тебе приносяще, о всех и за вся.
Дорогие мои, давайте услышим это… Твоя от Твоих…Хлеб и вино есть символы нашей жизни и ее полноты. И мы берем всю нашу жизнь и все то, что её наполняет и с горячей верой и всецелой устремленностью к Нему говорим: вот все, что Ты нам дал, работу, дом, мужа, друзей, телефон, а самое главное вот устремление и нашу горячую веру, которая есть самый ценнейший дар, это все Твоё, Господи и мы Тебе это отдаем в Твои руки. Мы как бы повторяем слова Иисуса: И все моё-Твоё Господи. Сказать это от сердца невероятно трудно. Еще сложнее так построить жизнь. Но в этом и заключается наша вера. Поверьте, это не страшно. Давайте каждый из нас, когда окажется на Литургии, попробует сказать эти слова от всего сердца. И тогда перед нашим взором сразу встанет то, что нам дорого и мы не захотим отдавать это Богу, т.к. есть риск этого лишиться. Ведь одно дело, когда машина является нашей собственностью и мы можем ездить на ней куда и когда захотим, а другое дело, когда ты ее отдаешь своему другу, который становится ее хозяином, но в принципе не запрещает нам на ней ездить, но долго ли, ведь она теперь не наша. Посмотрите в свои сердца, у каждого из нас найдется то, что мы не готовы отдать в руки Божии. Быть может это работа, приносящая нам достаток, а кто бы согласился вот так просто сразу жить в нищете и нужде? Быть может это люди, к которым мы привыкли и думаем, что их любим, быть может мы влюбились и называем свою возлюбленную или возлюбленного моим(моей). Но наша ли она? А сможешь ли ты жена, согласиться с Богом, если Он скажет, что муж Твой завтра умрет, но наследует Жизнь вечную, а если не умрет, то много пострадает? Да и сколько у нас вещей, с которыми мы просто не хотим расставаться, телефон, удобное кресло, расческа, к которой мы привыкли. Это наше, моё и не хочется это отдавать Богу. Мы как бы говорим: Я хожу в храм в субботу и воскресение, исповедуюсь причащаюсь, помогаю ближним иногда, но остальное время моё Господи, дай мне им самому распорядиться, как я хочу и вещи эти мои, мой это телефон, так и дай мне распоряжаться им когда я хочу и как хочу. И это наша с вами жизнь, братья и сестры! Зачастую так мы и живем, даже того не замечая. Но в том то вся и беда, что пока мы сидим на «своём богатстве», как курица на яйце, нас мучают страхи, тревога, переживания, потому что свою жизнь мы пытаемся удержать в своих бедствующих и худых руках. А Бог предлагает стать Хозяином нашей жизни. А Он есть Любовь, которая не даст камня, просящим у Него хлеба. И блаженны те, кто всю свою жизнь вручил Ему. И жизнь наша будет всегда подвержена искушениям, сколько процентов из нашего хлеба (жизни) и вина(полноты её) мы принесли Богу. А это наша обязанность. Об этом Господь говорит нам в притчах о талантах, минах, винограднике. То есть дары Божии, начиная от нашей веры и кончая земными вещами должны служить Богу в течении всей нашей жизни.
В заключении этой главы давайте прочтем о том, что Авраам думал в этот момент. А находится это в 11гл послания к Евреям ст 17-19. То есть Авраам верил, что Бог, сказавший убить, может и воскресить. И отобрав, может вернуть обратно с избытком. Смиримся же по крепкую руку Господню и скажем от сердца: все моё-Твоё Господи. И тогда с неба увидим распростирающиеся к нам руки и ответ: А все Моё-твое. Аминь.
Мы с вами остановились на гл 23, где говорится о смерти Сарры, этой верной супруги Патриарха, которая верой и правдой служила своему господину много лет. Сарра была удивительная женщина, недаром, Ап. Павел призывает подражать ей православных христианок. Она была на духовной высоте не меньше, чем ее муж. И есть такое утвердившееся мнение, что Авраам, куда бы они не приходили, проповедовал среди мужчин, а Сарра среди женщин. И вот срок жизни ее вышел, и она умирает(фильм).
Гл19
Св. Писание повествует о кровосмешении Лота, не осуждая и не
оправдывая его, — сим дается наставление нам, чтобы, взирая на представленные нам примеры, не столько других пересуждали, сколько судили себя самих (I Kop. XI. 31). «Я боюсь, — говорит Ориген (bi Genes. Horn. V), — чтобы сие кровосмешение не было чище чистоты многих »
Мудрость, которую износят с собою от мира, подобна вину, взятому на путь. Некоторые, думая подкрепить и ободрить себя сим вином во время утомления и уныния, помрачают свойчистый смысл и нечувствительно впадают в дела тьмы. (Филарет Дроздов)
Гл 20
Вот это тебе покров очей и проч. Выражение сие произошло от обычая, по которому женщины носили на лице покрывало в знак скромности и подчинения мужу.
Совсем заключил было Господь всякое чрево. Нельзя думать, что это было неплодство, ибо неплодство не скоро могло быть примечено, а Сарра не могла быть безопасна, если бы Авимелех не скоро вразумлен был. Может быть, заключение чрева состояло в том, что беременные не могли разрешиться от бремени, или в другой подобной необычайности, по которой вскоре можно было узнать карающую руку Божию.
Глава 21
Посетил. Посещение Божие здесь не значит явления Божия, как то думают некоторые, хотя, впрочем, Бог и обещал таковое явление ко времени рождения Исаака (XVIII. 10). Писатель сам изъясняет слово посетил словом сотворил. Бог посещает действиями Своего Промысла, ощутительными и решительными. Суть посещения суда (Исх. XX. 5. XXXII. 34) и посещения милости (Быт. L. 24. Исх. III. 16). Бог как бы приближается в них к человеку, дабы приблизить к Себе человека. Так посетил Он Сарру, когда чудесным рождением Исаака явил в ней силу Своей благодати и дал новую силу ее вере.
Изгнание Агари и Измаила нужно было потому, что как они и при Аврааме презирали Сарру и Исаака, то, оставшись в доме по смерти Авраама, конечно, изгнали бы Сарру и лишили наследства Исаака. Агарь праведно разделяет один жребий с Измаилом и потому, что, без сомнения, содействовала раскрытию в нем тех свойств, которыми таковой жребий предуготовлен.