Работоспособность – состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданные функции.
Критерии работоспособности: прочность, жесткость, износостойкость, виброустойчивость, теплостойкость, коррозионная стойкость, надежность.
Прочность – способность детали выдерживать приложенную нагрузку без разрушения или возникновения пластических деформаций. Нагрузка бывает – статическая, усталостная, ударная => разный расчет критериев. Т.к. нагрузка различна, при переменной нагрузке учитывается вид нагружения путем введения эмпирических коэффициентов.
Жесткость — способность деталей, сборочных единиц сопротивляться изменению формы под действием нагрузок.
Жесткость вызвана собственными упругими деформациями деталей, приближенно вычисляемыми по формулам сопротивления материалов и контактными деформациями (перемещениями), определяемыми при начальном контакте деталей по линии или в точке по формулам Герца, а при начальном контакте по площади — с помощью экспериментальных зависимостей. Методы повышения жесткости: 1) введение дополнительных конструктивных элементов 2) оптимальная форма сечения образца 3) применение материалов с высокими модулями упругости.
Износостойкость — способность материала рабочих поверхностей деталей сопротивляться изнашиванию.
Она определяется видом трения (скольжения или качения), наличием смазочного материала, режимом трения (жидкостным, полужидкостным, граничным и сухим), уровнем защиты от загрязнений, материалом и твердостью трущихся поверхностей. Износостойкость — важный критерий работоспособности, так как около 90% деталей, имеющих подвижные сопряжения, выходят из строя именно из-за износа.
|
Виброустойчивость — способность машины сопротивляться появлению вредных вынужденных колебаний и автоколебаний, т. е. колебаний, вызываемых ими самими. Колебания вызывают дополнительные деформации деталей, снижая их циклическую прочность,
Теплостойкость — способность машины работать при повышенных температурах — особо актуальна в машинах с большим тепловыделением в рабочем процессе (тепловые и электрические машины, машины для горячей обработки металлов). Теплостойкость ограничивает работоспособность машин, поскольку снижаются несущая способность масляного слоя в трущихся парах и точность деталей из-за температурных деформаций. Так, температурные деформации лопаток турбин могут вызвать выборку зазоров и аварию машины.
Коррозионная стойкость — сопротивление металлов химическому или электрохимическому разрушению поверхностных слоев и коррозионной усталости. Средства борьбы — специальное легирование или покрытия.
Надежность – способность сохранять свои эксплуатационные свойства в течение заданного срока службы. Срок службы определяет продолжительность эксплуатации от начала до разрушения. Ресурс – количество циклов работы в часах или циклах нагружения за время срока службы.
Работоспособность
деталей машин
Работоспособность состояние объекта, при котором он
способен выполнять заданные функции, сохраняя значения задан-
ных параметров в пределах, установленных технической докумен-
тацией. Основными критериями работоспособности деталей ма-
шин являются прочность, жест кость, износостойкость, виброус-
|
тойчивость и теплостойкость.
Прочность способность материала сопротивляться разрушению и появлению статических деформаций под действием внешних сил. Это главный показатель работоспособности для большинства деталей машин.
В процессе эксплуатации машины под действием нагрузок при не-
достаточной прочности деталей могут возникать остаточные дефор-
мации и разрушения отдельных частей машины. Наиболее распро-
страненный метод оценки прочности деталей машин — это сравне-
ние расчетных (рабочих) напряжений, возникающих под действием
нагрузок, с допускаемыми напряжениями.
Условие прочности рассчитываемой детали выражается неравен-
ством
σ≤ [σ]или τ≤ [τ],где σ, [σ] — соответственно рабочее и допускаемое нормальные на-пряжения; τ, [τ] — соответственно рабочее и допускаемое касательные напряжения (расчет этих напряжений рассмотрен в гл. 3).
Во многих случаях остаточные деформации недопустимы, так
как это может привести к нарушению взаимного сопряжения дета-
лей машины, потере эксплуатационных функций, разрушению.
Прочность деталей машин рассматривается в связи со сроком их
службы. Долговечность машин различного назначения неодинако-
ва. Например, срок службы авиационного двигателя значительно
меньше срока службы двигателей, применяемых в металлорежущих
станках.
Задача обеспечения прочности состоит в том, чтобы определить
размеры и формы деталей машин, исключающие возможность воз-
никновения недопустимо больших остаточных деформаций, преж-
|
девременных поломок и поверхностных разрушений.
Жесткость деталей — это их способность сопротивляться из-
менению формы и размеров под действием нагрузок. Различают
объемную и контактную жесткость деталей машин. При расчетах
на объемную жесткость определяют перемещения, обусловленные
деформациями всего материала детали, и сравнивают эти деформа-
ции с допустимыми. При расчетах на контактную жесткость рас-
сматривают перемещения, связанные только с деформациями по-
верхностных слоев.
Износостойкость свойство материала оказывать сопротив-
ление изнашиванию. Большинство деталей подвижных сопряжений
машин выходят из строя из-за износа. При износе деталей возмож-
но снижение их прочности вследствие уменьшения сечений, воз-
никновения шума (например, в зубчатых передачах металлорежу-
щих станков). Износ деталей значительно повышает стоимость экс-
плуатации машин в связи с необходимостью их периодической про-
верки и ремонта. В зубчатых передачах, подшипниках качения при
работе происходит усталостное изнашивание (выкрашивание).
Это характерно для хорошо смазанных контактирующих поверхно-
стей деталей машин, которые испытывают повторны
Теплостойкость
это способность деталей сохранять прочность в условиях высоких температур. В процессе эксплуатации машины в результате трения имеют место значительные потери мощности, сопровождаемые тепловыделением; кроме того, нагрев деталей может быть вызван притоком теплоты из внешней среды.
При длительном действии высокой температуры в дета
лях машин возникает ползучесть, т. е. непрерывное пластическое деформиро-вание при постоянной нагрузке. Увеличение температуры выше допустимых норм приводит к изменению зазоров в подшипниках
качения и скольжения, изменению свойств трущихся поверхностей,
уменьшению вязкости масла, что, в свою очередь, вызывает интен-
сивное изнашивание и даже заклинивание подвижных частей ма-
шины. Повышение теплостойкости деталей достигается примене-
нием специальных материалов, а также принудительным охлажде-
нием с помощью масла или воздуха