Так уж случилось, что все наши представления о войне связаны с образом мужчины-солдата. Однако и женщины много сделали для победы...




В годы Великой Отечественной войны они не только спасали и перевязывали раненых, но и стреляли из «снайперки», подрывали мосты, ходили в разведку, летали на самолетах. Об этих женщинах-солдатах идет речь в документальной повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». В этой книге собраны воспоминания более двухсот рассказов - исповедей женщин-фронтовичек, подпольщиц, партизанок, «обыкновенных военных девушек», как они сами себя называли, в которых они рассказали о своей судьбе, о том, как сложилась их жизнь в те страшные годы, и обо всем, что они видели там, на фронте. Собранные вместе, рассказы этих женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо. Читая эту книгу, поражаешься, что такое огромное число женщин воевало в годы Великой Отечественной войны.

Вот отрывок из рассказа Клавдии Григорьевны Крохиной, старшего сержанта, снайпера:

«Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю...». И не единственная она была такая. Не женское это дело - убивать.

А Вера Данильцева мечтала стать актрисой, готовилась в театральный институт, но началась война и она ушла на фронт, где стала снайпером, Кавалером двух орденов Славы.

Конечно, война - это не женское дело, но эти «обыкновенные девушки» были нужны на фронте. Они были готовы к подвигу, но не знали девчонки, что такое армия и что такое война.

Светлана Катыхина рассказала, как перед самой войной мать не отпускала ее без провожатого даже к бабушке, а через два месяца эта девочка стала санинструктором и ушла на фронт.

Именно для того, чтобы мы жили беззаботно и счастливо, чтобы для нас состоялось будущее, те девушки много лет назад воевали.

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» ( 1942 г.).

Действие повести происходит на Синюхиной горе. В расположение зенитно-пулеметной батареи заброшены шестнадцать диверсантов и старшине Васкову с пятью девушками- зенитчицами необходимо их уничтожить.

Девушки Комелькова, Осянина, Четвертак, Гурвич и Бричкина - очень разные, у каждой из них до войны была своя жизнь, свои интересы.

Галя Четвертак была из детского дома. Она была подкидышем. Это ей в детском доме дали фамилию Четвертак, потому что меньше всех в четверть ростом вышла. Соня Гурвич - из большой дружной семьи участкового врача, училась в университете, донашивала перешитые платья сестер и бегала вместо танцев в читалку и театр, Рита Осянина - вдова героя - пограничника, погибшего во второй день войны в утренней контратаке. Ее пытались отправить в тыл, но она настояла, чтоб ее взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу, а затем отправили на тот - же участок, где погиб ее супруг. Лиза Бричкина - все свои девятнадцать лет прожила в ожидании завтрашнего дня. Подружки ее уже давно окончили школу: кто уехал учиться, кто вышел замуж, а Лиза ухаживала за больной матерью, помогала отцу по хозяйству и ждала завтрашнего дня..., Евгения Комелькова - несмотря на все свои жизненные трагедии, осталась чрезвычайно общительной, веселой и озорной.

Защищая Родину, спасая друг друга, девушки все погибают.

В конце произведения, когда старшина Васков поймал немцев, в отчаянии, ругаясь черными словами, трясясь в ознобе, он кричал:

«Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!... Он рычал и плакал: обессилел, видно, вконец».

Одной из первых повестей В. Некрасова была повесть "В окопах Сталинграда " (1946). Ей суждено было стать этапной для литературы, открывающей войну, а таким образом в определенном смысле и мир, в котором люди жили до войны, и будут жить после нее. Действительно, автор описал войну такой, какой он видел ее своими глазами. Сталинградская битва начиналась для него на перепутьях летнего отступления 1942-го года, под бомбами первого налета на город. Потом бои на Украине, в Польше, одно ранение, второе, госпиталь. На защитников навалилась война, тянувшаяся уже второй год, оба летних отступления, но, несмотря на все трудности фронтовых будней, отношения между героями повести простые и сердечные. Кто бы ни вошел в повесть, какую бы должность ни занимал, в каком бы ни выступал качестве, Некрасов обязательно испытывает его на смелость, испытывает придирчиво: «На войне узнаешь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она - как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный. Валера вот читает по складам, в делении путает, не знает, сколько будет семью восемь, и спроси его, что такое социализм или родина, он, ей богу ж, толком не объяснит: слишком для него трудно определяемые словами понятия. Но за эту родину - за меня, Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае - он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны - кулаками, зубами... Вот это и есть русский человек. Сидя в окопах, он будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдет до дела - покажет себя». Герои повести не чувствуют себя пешками в руках всеведущего старшего. Они утвердились в гордом сознании своего достоинства. С таким чувством вернулись с войны солдаты, с таким чувством Некрасов писал повесть о Сталинграде.

Повесть «Звезда» была задумана Э. Казакевичем в 1944 году под Ковелем, где готовилась крупная наступательная операция советских войск, приобрела всемирную известность, переиздавалась более пятидесяти раз.

События в повести сгущены до предела. Она поэтична и лирична, насколько может быть лирично произведение, повествующее о гибели отряда разведчиков.

Молчаливый, весь отдающийся делу разведчик лейтенант Травкин уводит самых лучших своих разведчиков - веселого сибиряка Аниканова и крымчанина Мамочкина, старых разведчиков Бражникова и Быкова, семнадцатилетнего Юру Голуба, который сам себя называл Голубем, высокого красавца Феоктистова на выполнение особо важного задания. Они уходят в глубокий тыл к немцам и оказываются в самой гуще отборных немецких дивизий, с предельной осторожностью сосредоточившихся для нанесения неожиданного удара под Ковелем, чтобы сорвать наступление на Польшу. Разведчики проявляют смелость, решительность, берут нескольких "языков" и, выяснив секретнейшие замыслы немецкого командования, успевают передать их по рации своему командованию. Но уже брошены группировки прочесывания группенфюрером СС дивизии "Викинг", в схватке с одним из таких отрядов все разведчики гибнут.

«Звезда, Звезда!- громко закричала Катя.- Я Земля. Я слушаю тебя, слушаю, слушаю тебя..., но Звезда молчала. Молчала Звезда и на следующий день и позднее...»

Есть произведения, которые, как бы вырывают из истории судьбу одного или нескольких людей и рассказывают об их жизни на фоне военных событий. Это повесть «Сашка» Вячеслава Кондратьева, писателя - фронтовика, имя которого стало известно после публикации повести. Повесть посвящена нескольким дням солдатской жизни, связанных в памяти с Ржевом, где автор начинал войну. Главный герой повести деревенский паренек Сашка подобно тысячам и тысячам своих сверстников стоит насмерть под Ржевом. Эта повесть - суровый, правдивый рассказ из жизни солдата. Сашка по-юношески любопытен (любопытствует, сколько табаку и рому выдают немецким солдатам в день), ему знаком страх, знакомо ему и сострадание. Со всем народом он готов громить фашистов «...и уничтожать безжалостно! Но, когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым...»

Рассказ Шолохова «Судьба человека» - о нелегкой жизни солдата, который страдая и погибая прошел войну, он шел к победе не щадя жизни и в итоге оказалось, что он потерял всю семью. У него изранена душа, но он хочет быть кому-то нужным, полезным и любить. Он берет себе в сыновья мальчишку-сироту и заботится о нем. А мальчик счастлив! Он думает, что это его настоящий отец нашелся.

«Папка, ты куда свое кожаное пальто дел?»- В жизни у меня никогда не было кожаного пальто! Пришлось изворачиваться: «В Воронеже осталось», - говорю я ему».

«Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...»

Лирическая поэзия - самый яркий и объективный показатель душевного состояния общества в годы войны. Замечательные стихи Константина Симонова, Алексея Фатьянова, Иосифа Уткина, Ольги Бергольц, ставшей душой сопротивления блокадного Ленинграда, молодого поэта Семена Гудзенко, Алексея Суркова, Дмитрия Кедрина, Павла Шубина, Михаила Львова, Семена Кирсанова, Юлии Друниной, Михаила Светлова, сложивших свои головы боях Михаила Кульчицкого, Павла Когана, Николая Майорова, Ильи Лапшина, Всеволода Багрицкого, Бориса Смоленского и др. Все они писали проникновенные стихи о войне, о героизме, о смелости, о дружбе, о любви... и о Родине и Победе.

Живое, глубоко личное восприятие Родины и ее истории, чувство преемственности героических, нравственных и культурных национальных традиций, святая ненависть к врагу – вот основные мотивы поэзии военных лет.

Сборник стихов о войне «Идет война народная…» состоит из двух разделов. Первый – «Нам дороги эти позабыть нельзя…» – открывается стихами Анны Ахматовой и включает стихи всех известных поэтов-фронтовиков и тех, кто работал в тылу (Алексея Суркова, Александра Твардовского, Константина Симонова, Давида Самойлова, Юлии Друниной, Булата Окуджавы и др.). Во втором разделе – «Война вошла в мальчишество мое…» – собраны стихи поэтов, чье детство совпало с военным временем (Андрея Вознесенского, Владимира Высоцкого, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и др.), а также родившихся после войны (Николая Дмитриева, Юрия Полякова, Олега Хлебникова). В конце книги приведены краткие биографические справки обо всех поэтах, чьи стихи включены в сборник.

Особая и важная часть творчества поэта и писателя Булата Окуджавы - поэзия и проза о войне. Эта территория священна для поэта и осваивает ее он с чувствами мальчика-добровольца, солдата из повести «Будь здоров, школяр» (1960-1961). Обнажены израненные души все видевших и переживших лирических героев его стихов: «Проводы у военкомата», «А мы с тобой, брат, из пехоты», «Ах, война, что ты, подлая, сделала?», «От войны войны не ищут», «До свидания, мальчики», «Воспоминание о Дне Победы», «Земля изрыта вкривь и вкось», «Дерзость, или Разговор перед боем», «Мое поколение», «Ах, оркестры духовые», «Послевоенное танго». В текстах песен – горечь и боль утрат, отрицание войны, живая память об ушедших и не вернувшихся с полей сражений…

А. Твардовский писал поэму «Василий Теркин» будучи фронтовым корреспондентом. Герой поэмы А. Твардовского Василий Теркин стал символом русского солдата, его образ предельно обобщенный, собирательный народный характер в лучших его проявлениях. Это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый лукавый собеседник. В его образе соединены богатейшие фольклорные и литературные традиции и современность. Теркин - боец, который совершает фантастические подвиги, человек необычайной стойкости (переплывает ледяную реку), он умелец на все руки (помогает старику починить старую пилу), шутник, за словом в карман не полезет. Произведение насыщено пословицами и поговорками, которые усиливают художественный эффект произведения. Однако не все весело во фронтовой жизни героя. Ему известна тоска по родным, оставшимся в смоленской стороне, он горевал, когда было отступление и прятал глаза от хозяек, заходя в крестьянские хаты при отступлении, как будто он виноват в поражении в первые месяцы войны. Судьба Теркина - судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, олицетворение силы духа и воли к жизни. Произведение имеет большую жизнеутверждающую силу.

Уже после войны в 1945-46 годах Твардовский создает свое самое сильное произведение о войне «Я убит подо Ржевом...». Бои подо Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны. Все стихотворение - страстный монолог мертвого к живым, монолог-обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый.

…И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали.
Но она – спасена.

Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам – все это, живые.
Нам – отрада одна:

Что недаром боролись
Мы за Родину-мать.

Пусть не слышен наш голос, –
Вы должны его знать…

Родина, война, смерть, любовь, ненависть к врагу, боевое братство, мечта о победе, раздумья о судьбе народа - основные мотивы литературы о войне. Многие из них - подлинные шедевры и, несомненно, не утратят своего значения в будущем, будут правдивыми свидетельствами подвигов нашего народа и замечательным примером для поколений, не знающих войны.

С этими и другими книгами о героической профессии Защитника Родины вы можете ознакомиться в читальном зале Шорсолинской сельской библиотеки, где проходит выставка художественных произведений «Образ солдата в художественной литературе»:

Список литературы, использованной при подготовке обзора:

Алексиевич, С. А. У войны-не женское лицо / Светлана Александровна; С.Алексиевич. - М.: Пальмира, 2004. - 314 с.

Астафьев, В. П. Прокляты и убиты: [роман] / Виктор Петрович; В. П. Астафьев. - М.: Эксмо, 2007. - 800 с. - (Русская классика ХХ века).

Бек, А. А. Волоколамское шоссе / А. А. Бек; А. А. Бек. - Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1960.

Васильев, Б. Л. А зори здесь тихие...: Повесть / Борис Львович; Б.Васильев. - М.: Детская литература, 1972. - 191 с.: ил.

Воробьев, К. Д. Убиты под Москвой: Повести и рассказы / Константин Дмитриевич; Сост.В.Чалмаева. - М.: Детская литература, 2002. - 286 с.: ил. - (Школьная библиотека).

Горбатов, Б. Л. Непокоренные: повести / Б. Л. Горбатов, Э. Казакевич; Б. Горбатов. Звезда: повесть / Э.Казакевич; послесл. А. Г. Когана. - М.: Просвещение, 1988.

"Идет война народная...": Стихи о Великой Отечественной войне / Сост.Н.И.Горбачева. - М.: Детская литература, 2002. - 329 с.: ил. - (Школьная библиотека).

Казакевич, Э. Г. Звезда: избранное / Эммануил Генрихович; Э. Г. Казакевич. - М.: Эксмо, 2003. - 736 с. - (Красная книга русской прозы).

Кондратьев, В. Л. Сашка; Отпуск по ранению: повести / Вячеслав Леонидович; В. Л. Кондратьев. - М.: Детская литература, 2002. - 285 с.: ил. - (Школьная библиотека).

Некрасов, В. П. В окопах Сталинграда [Текст] / Виктор Платонович; В. П. Некрасов. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. - 360 с. - (Библиотека школьника).

Окуджава, Б. Ш. Стихи. Рассказы. Повести [Текст] / Булат Шалвович; Б. Ш. Окуджава. - Екатеринбург: У-Фактория, 1999. - 573 с.

Симонов, К. М. Разные лица войны: дневники, стихи, проза / Константин Михайлович; Константин Симонов; [авт. вступ. ст. А. Симонов]. - М.: Эксмо, 2004. - 639 с.

Твардовский, А. Т. Василий Теркин; Теркин на том свете: [Поэмы]; Стихотворения / Александр Трифонович; Александр Твардовский. - М.: ЭКСМО, 2003. - 351 с.: портр.

Шолохов, М. А. Судьба человека: рассказ /М. Шолохов. - М.: Детская литература, 1985.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: