Мы долго ломали голову над тем, в каком формате удобнее всего подготовить обзор о продаваемых сегодня на территории России самосвалах и, в конечном итоге, решили «привязаться» не к производителям конечного продукта (читай автомобиля-самосвала), а к производителям базового шасси. И уже в разделах «КамАЗ», «Урал» и т.д. рассказывать о том, какие именно производители самосвальных надстроек работают с шасси данных марок.
Самосвалы на шасси ЗИЛ и АМУР
На протяжении нескольких десятилетий фраза «самосвал ЗИЛ» прочно ассоциировалась с продукцией лишь одного предприятия – Мытищинского машиностроительного завода (ныне – ОАО «Метровагонмаш»). Однако на сегодняшний день доминирующим производителем самосвальной техники, использующим новые шасси Завода имени Лихачева, становится Смоленский автоагрегатный завод – суть филиал самого АМО «ЗИЛ». Поступиться давними партнерскими связями с «Метровагонмашем» в области самосвалостроения «зиловцев» заставила изменившаяся рыночная конъюнктура.
Раньше, когда счет выпущенным автомобилям на ЗИЛе шел на десятки тысяч в год, распылять силы на изготовление спецтехники было неразумным решением. Зато теперь при объемах производства, сократившихся на прядок, именно такой подход к ведению бизнеса и может помочь удержаться на плаву. Прибыль от продажи того же комплектного самосвала может быть куда более высокой, чем от продажи «голого» шасси – так зачем давать зарабатывать эту разницу другим? В результате уже в 2007 году самосвалы марки ЗИЛ-СААЗ полностью вытеснили технику ЗИЛ-ММЗ со страниц «фирменного» каталога спецтехники АМО «ЗИЛ». Их линейка практически повторяет «метровагонмашевскую» продукцию последних лет – так, для неспециалиста отличить строительный* самосвал ЗИЛ-СААЗ-4545 (задняя разгрузка, 5,4-кубовая платформа со скошенными нижними гранями боковых бортов) и сельскохозяйственный* ЗИЛ-СААЗ-4546 (трехсторонняя разгрузка, 6-кубовая прямобортная платформа) от мытищинских аналогов (ЗИЛ-ММЗ-45085 и ЗИЛ-ММЗ-45065 соответственно) представляется практически непосильной задачей: вместимость, габаритные размеры и форма кузовов одинаковы. Помогает разве что «фирменная» оранжевая расцветка смоленских платформ (мытищинские кузова последних выпусков красились серой эмалью). На данный момент АМО «ЗИЛ» поставляет под комплектацию этими самосвальными установками два варианта шасси: ЗИЛ-494560 с карбюраторным двигателем ЗИЛ-508.30Е3 собственного производства и ЗИЛ-497442 с минским турбодизелем ММЗ Д-245.9Е3 (дизельные самосвалы маркируются дополнительным индексом «-10» на конце).
|
Строительные самосвалы ЗИЛ-СААЗ-4545-10 вовсю используются коммунальными службами по всей стране. |
Сельскохозяйственный самосвал ЗИЛ-СААЗ-4546-10 на выставке COMTRANS-2008. |
* – На сегодняшний день разделение самосвалов на шасси ЗИЛ на строительные и сельскохозяйственные – не более чем условность: на самом деле они в равной мере используются преимущественно городскими коммунальными службами. Просто такая «классификация», когда ЗИЛ-самосвал с трехсторонней разгрузкой называют сельскохозяйственным, а с задней – строительным, повелась еще со времен СССР и достаточно прочно вошла в обиход, став своего рода традицией. Для простоты восприятия не будем нарушать эту традицию и мы.
|
Что касается самосвала на шасси «Бычка» (ЗИЛ-СААЗ-3501), то он оснащается кузовом, полностью унифицированным с платформой ЗИЛ-СААЗ-4545: принципиальная разница между ними заключается лишь в высоте бортов (583 и 780 мм), а следовательно и во вместимости (у модели «3501» снижена до 4,03 куб.м). Соответственно, разгружаться смоленский «Бычок» может только назад. И тут надо заметить, что для коммунальщиков – основных потребителей такого рода техники – мытищинский самосвал ЗИЛ-ММЗ-2502 был более предпочтительным вариантом: его прямобортная платформа в условиях городского хозяйства более универсальна, а о преимуществах трехсторонней разгрузки и вовсе нечего говорить.
Кузов самосвала ЗИЛ-СААЗ-3501 по концепции повторяет мытищинскую строительную платформу образца 1987 года, появившуюся еще на ЗИЛ-ММЗ-4505: даже высота бортов одинакова. |
В «запасниках» у конструкторов СААЗа есть и еще одна платформа строительного назначения – модель «5531»: конструктивно она однотипна со строительным кузовом модели «4545», однако отличается внутренними размерами (длина больше на 750 мм, а ширина и высота меньше на 77 и 20 мм соответственно; объем повышен до 6,5 куб.м) и легко опознается внешне по более высокому защитному козырьку и продольному ребру жесткости посередине боковых бортов. Самосвальная установка с такой платформой предназначена для монтажа на тяжелые капотные шасси ЗИЛ с 4,5-метровой колесной базой (например, «433182» со 180-сильной «шестеркой» ММЗ), однако на данный момент серийно не выпускается.
Опытный самосвал ЗИЛ-СААЗ-5531 на перспективном шасси серии «Тапир» с новым интегральным стеклопластиковым оперением был экспонатом стенда АМО «ЗИЛ» на Интеравто-2007. |
Кстати, в качестве эксперимента на заводе этот же кузов приспособили и для опытного бескапотного шасси ЗИЛ-4329МО с «мановской» кабиной, однако о появлении подобных товарных автомобилей, естественно, пока не может быть и речи.
|
На выставке COMTRANS-2008 АМО «ЗИЛ» продемонстрировало опытный самосвал на шасси ЗИЛ-4329МО с кузовом от опытного же ЗИЛ-СААЗ-5531. Интересно, что в сопроводительной табличке был ошибочно указан объем кузова 5,4 куб.м (как у «младшей» модели ЗИЛ-СААЗ-4545), хотя в следующей строке приводились корректные данные по внутренним размерам, соответствующие объему 6,5 куб.м! |
Создание мощностей по выпуску самосвальных установок на СААЗе – не первая попытка АМО «ЗИЛ» в организации собственного «самосвального» производства. В современной истории Завода имени Лихачева был период, когда поднимался вопрос о возможности изготовления самосвальных надстроек прямо на головном предприятии в Москве. Специально ради этого «зиловские» конструкторы спроектировали для тяжелого шасси серии ЗИЛ-133Д42 совершенно новую платформу строительного назначения, при равной вместимости (7 куб.м) выгодно отличавшуюся от кузова ММЗ-4520 возможностью подогрева. Укомплектованный такой установкой самосвал демонстрировался на выставке MIMS-2000 под индексом ЗИЛ-452270.
ЗИЛ-452270 (6х4) во время опытной эксплуатации в Москве. |
Дальнейшим развитием этой модели стал показанный на Красной Пресне годом позже ЗИЛ-452900 с точно такой же самосвальной установкой, но оригинальным шасси с колесной формулой 6х6. Фактически оно представляло собой шасси ЗИЛ-133Д42, дополненное раздаточной коробкой и совершенно новым передним ведущим мостом (от серийного переднего моста ЗИЛ-131Н он отличался большей несущей способностью и полуосями со сдвоенными крестовинами вместо шариковых шарниров равных угловых скоростей). Но вскоре на заводе приняли решение о сворачивании выпуска всей трехосной серии «133», что поставило крест и на модели «452900».
Опытный ЗИЛ-452900 (6х6) Московском международном автосалоне 2001 года. |
Однако тему полноприводных самосвалов «зиловские» конструкторы на этом не забросили и в 2003-м поэкспериментировали с превращением в вездеход городского самосвала ЗИЛ-ММЗ-2502. На автомобиль установили раздаточную коробку от трехоски ЗИЛ-4334 и оригинальный передний мост с поворотными кулаками и полуосями от ГАЗ-66. Интересно, что оба моста этого самосвала имели механизмы блокировки дифференциалов. К сожалению, дальнейшего развития проект не получил.
«Зиловский» эксперимент 2003 года: самосвальная установка ММЗ-2502 на оригинальном полноприводном шасси ЗИЛ-252702. |
А если же окунуться в более давнюю историю, то можно вспомнить и факт постройки Заводом имени Лихачева для удовлетворения собственных транспортных потребностей самосвалов на шасси полноприводных грузовиков серий ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131, которые часто можно было видеть около заводских проходных.
Такие самосвалы с вместительными коробчатыми кузовами на шасси ЗИЛ-157КД и ЗИЛ-131 строили на Заводе имени Лихачева для собственных нужд еще во времена Советского Союза. |
Теперь перейдем к продукции «Метровагонмаша». Сейчас производство самосвальных установок и окончательная сборка автомобилей-самосвалов выведены с головного мытищинского предприятия на филиал в Вышнем Волочке (Вышневолоцкий машиностроительный завод), занимавшийся прежде лишь выпуском бункеровозов-самопогрузчиков: «самосвальный» конвейер в Мытищах разобран, а на его месте смонтировано оборудование для сварки тележек к вагонам метро. Из довольно разнообразной прежде линейки самосвальных установок ныне сохранен выпуск всего двух моделей: 6-кубовой сельскохозяйственной и 5,4-кубовой строительной (по конструкции и габаритным параметрам они идентичны самосвальным установкам СААЗ). Ориентированные изначально только на «зиловские» автомобили, ныне эти установки монтируются также на шасси марок МАЗ и АМУР. В соответствие с последними полученными Одобрениями типа транспортных средств аббревиатура «ЗИЛ-ММЗ» в названии автосамосвалов стала достоянием истории: версии на бензиновых шасси ЗИЛ-494560 теперь называются просто как модели «450650» и «450850», на дизельных ЗИЛ-497442 – модели «45067» и «450800», а на дизельных АМУР-531330 – модели «450631» и «450851» (выпуск грузовиков с карбюраторными двигателями ЗАО «АМУР» прекратило с введением норм Евро-3). Сильные и слабые стороны каждой из названных модификаций очевидны: так, самосвалы на шасси карбюраторных ЗИЛов наиболее доступны по цене, но неэкономичны в эксплуатации, а версии на шасси АМУР выделяются более мощным двигателем, но совсем уж устаревшей кабиной от ЗИЛ-131.
Мытищинский «сельхозник» модели «450650» на шасси ЗИЛ-494560. |
АМУР в образе сельскохозяйственного самосвала (модель «450631») – крайне редкое явление для Москвы. |
Строительный самосвал «450850» на шасси ЗИЛ-494560, «призванный» на военную службу. |
Наиболее широкую линейку самосвальной техники мытищинское предприятие предлагало в период с середины 1990-х до начала 2000-х: тогда с конвейера «Метровагонмаша» помимо среднетоннажников сходили тяжелые модели ЗИЛ-ММЗ-4516 (сельскохозяйственный с боковой разгрузкой) и ЗИЛ-ММЗ-4520 (строительный с задней разгрузкой) на трехосных шасси ЗИЛ-133Д42, а также малотоннажные самосвалы ЗИЛ-ММЗ-2502 на шасси «Бычка». Первые из них стали достоянием истории в 2002-м в связи с отказом АМО «ЗИЛ» от дальнейшего выпуска трехосных грузовиков с колесной формулой 6х4, а самосвалы серии «2502» перестали делать в 2004-м в связи с нерентабельностью их производства, которое так и не стало массовым.
7,6-кубовые «сельхозники» ЗИЛ-ММЗ-4516 выпускались в 1993-2002 годах. |
7-кубовый строительный самосвал ЗИЛ-ММЗ-4520 заменил на рынке снятые с производства на ЗИЛе самосвалы серии «4514» с нефтекамскими платформами. |
«Лебединая песня» самосвалов ЗИЛ-ММЗ-2502: в 2004-м АМО «ЗИЛ» показало на Красной Пресне вариант с рестайлинговой кабиной и двигателем уровня Евро-2, так и оставшийся опытным образцом. |
В 1980-х годах часто можно было встретить «Колхиды» с самосвальными платформами от ЗИЛ-ММЗ-4502: подобным «творчеством» занимались многие крупные автобазы, переделывая невостребованные седельные тягачи КАЗ-608В.
Самосвал на шасси КАЗ-608В. |
Самосвалы, абсолютно аналогичные мытищинским «450631» и «450851», теоретически предлагает и само ЗАО «Автомобили и моторы Урала». Все дело в том, что еще в 1990-х годах «Метровагонмаш» передал на Уральский автомоторный завод всю техническую документацию на строительную и сельскохозяйственную самосвальные установки, предназначенные для среднетоннажных шасси ЗИЛ. На УАМЗе документацию доработали под собственные производственные условия, после чего организовали их серийный выпуск для монтажа на карбюраторные шасси ЗИЛ-431410 и дизельные ЗИЛ-431920 собственной сборки. В небольших количествах под марками ЗИЛ-УАМЗ-554М (сельскохозяйственный) и ЗИЛ-УАМЗ-4505 (строительный) их строили вплоть до банкротства Уральского автомоторного в 2002 году.
ЗИЛ-УАМЗ-554М образца конца 1990-х. |
Любопытно, что на рубеже веков самосвалы с сельскохозяйственными «уамзовскими» кузовами на шасси прошедших капремонт грузовиков серии ЗИЛ-130 предлагал Первоуральский АРЗ, находящийся всего в десятке километров от Новоуральска. Такие автомобили именовались ЗИЛ-ПАРЗ-554 и внешне не отличались от аналогичных машин, сделанных на УАМЗе. Вскоре после возрождения УАМЗа под брендом АМУР в Новоуральске возобновилось и производство самосвалов. Причем строительная платформа для них была модернизирована путем увеличения высоты бортов до уровня современного мытищинского аналога (вместимость прежней платформы составляла всего 3,8 куб.м), а в качестве шасси первое время использовались не только «сто тридцатки», но и АМУР-5311 – полные аналоги московских ЗИЛ-433362: в такой комплектации самосвалы АМУР можно было отличить от ЗИЛ-ММЗ только по эмблеме на капоте! По состоянию на 2008 год строительные самосвалы на шасси АМУР-531310 и АМУР-531315 (карбюраторная и дизельная «сто тридцатки» уровня Евро-2) все еще присутствовали в «амуровских» каталогах.
Строительный самосвал на шасси АМУР-531310 во время перегона с завода к дилеру. |
В 2006-м году модернизированную мытищинскую строительную платформу «клонировал» еще и Мценский завод коммунального машиностроения (ОАО «Коммаш»). Несмотря на разность всех внутренних размеров, отличить по внешнему виду мытищинские и новоуральские кузова от мценских очень тяжело: повторяются все внешние очертания, места крепления «запаски», формы защитных козырьков и даже «фирменный» цвет! Единственная легко заметная подсказка – это задний борт: у мценского самосвала он может открываться не только на верхних петлях, но и на нижних, что облегчает перевозку длинномеров, а также ручную погрузку-разгрузку кузова. Под монтаж такой самосвальной установки использовались новоуральские шасси АМУР-531310 (с карбюраторным двигателем АМУР-456.10 – полным аналогом агрегата ЗИЛ-508.10) и АМУР-531315 (с дизелем ММЗ Д-245.9Е2), а комплектные автомобили-самосвалы были сертифицированы под индексами «3518» и «3518-01» соответственно. Кстати, унифицированные с этими, но более длинные платформы в Мценске ставили еще и на шасси КамАЗ-43255. Но достаточно быстро сам laquo;Коммашraquo; потерял интерес к данной продукции, сосредоточившись на изготовлении более крупных и более дорогих самосвальных платформ к отечественным и импортным шасси тяжелого класса. В итоге из заводских прайс-листов коммерческие предложения по самосвалам серии «3518» исчезли уже к концу 2007 года, хотя отдельные «живые» экземпляры таких машин встречались на площадках российских дилеров вплоть до самого конца 2008 года.
Самосвал «3518» мценского завода «Коммаш». |
Нельзя обойти стороной и целую группу самосвалов, строящихся на основе снятых с армейской консервации шасси грузовиков ЗИЛ-131 и ЗИЛ-131Н. Конечно, в силу невысокой грузоподъемности на фоне существенных эксплуатационных затрат они не так популярны, как скажем самосвалы на базе конверсионных «Уралов» или КрАЗов, однако тоже «имеют место быть». Перед превращением в самосвал конверсионные «сто тридцать первые», выпущенные преимущественно еще в советское время, проходят глубокую предпродажную подготовку: пришедшие в негодность РТИ, элементы электрооборудования и тормозной системы заменяются новыми, кабины перекрашиваются или при наличии серьезных очагов коррозии также заменяются в сборе. Зачастую «родной» карбюраторный двигатель уступает место дизелю ММЗ серии Д-245. Что же касается применяемых самосвальных установок, то тут чаще всего встречаются два варианта: их заимствуют или у ЗИЛ-ММЗ-554М (45065), или у КамАЗ-55111, хотя вторая установка объективно перетяжеленная для ЗИЛ-131. В России созданием такого рода самосвалов занимается с десяток фирм, специализирующихся на реализации конверсионной техники. По той же самой схеме старые армейские ЗИЛы превращают в самосвалы и в странах СНГ: например, на Украине этим занимаются заводы концерна «Техвоенсервис» Министерства обороны, в состав которого входит 21 предприятие военного профиля из 14 городов (с той лишь разницей, что самосвальные платформы ими изготавливаются самостоятельно), а в Беларуси – минское УП «124-й Авторемонтный завод».
5-тонный сельскохозяйственный самосвал на базе «демобилизованного» ЗИЛ-131 с кузовом от ЗИЛ-ММЗ-554М, сделанный на минском УП «124-й АРЗ». |
Самое интересное, что одно время (начало 1990-х) в самосвалы конвертировали даже «демобилизованные» грузовики серии ЗИЛ-157! Причем начало этому виду деятельности положил сам Мытищинский машиностроительный завод, в производственной программе которого такие машины официально присутствовали в период 1989 - 1991 годов. Именовались они как ЗИЛ-ММЗ-4510 и фактически представляли собой шасси ЗИЛ-157КД после капремонта с самосвальной установкой от ЗИЛ-ММЗ-4505.
Серийный 3-тонный самосвал ЗИЛ-ММЗ-4510. |
В глубинке самосвалы на шасси «сто пятьдесят седьмых» до сих пор можно встретить в эксплуатации. Многие из них переоборудованы самими владельцами – как, например, этот ЗИЛ-157КД из Омской области с самосвальной платформой от списанного КАЗ-4540. |
Впервые у российских покупателей «официальная» альтернатива мытищинским самосвалам на шасси ЗИЛ появилась в 1993 году когда из-за пожара на заводе двигателей КамАЗ на челнинском автогиганте резко упал выпуск комплектных грузовиков. В сложное положение попали и смежники КамАЗа, выпускавшие спецтехнику на одноименных шасси, среди них – и Нефтекамский завод автосамосвалов, не имевший в своей линейке моделей на шасси других производителей. Так на свет появился проект адаптации самосвальной установки от КамАЗ-55111 к трехосному шасси ЗИЛ-133Д4, выпуск которого только-только был освоен в Москве. Получившийся гибрид назвали ЗИЛ-4514, а сборка этих самосвалов с мая 1993-го велась непосредственно на зиловском конвейере.
Строительный ЗИЛ-4514 с нефтекамской самосвальной установкой. |
Вскоре к производству абсолютно аналогичных самосвалов подключились Пушкинский ремонтно-механический завод из Санкт-Петербурга, а также Орский завод тракторных прицепов «Сармат» (последний делал их под индексом «4518»). В тот же период времени на рынке появились и «альтернативные» самосвалы на двухосных шасси ЗИЛ: например, линейка «Сармата» пополнилась сельскохозяйственной моделью «4517» на шасси ЗИЛ-433102.
Сельскохозяйственный ЗИЛ-4517 с боковой разгрузкой производства ОЗТП «Сармат». |
В период 1993 - 1994 годов свой вариант самосвала для села предлагало екатеринбургское производственное объединение «Уралтрансмаш», выпустившее партию самосвальных установок Трансмаш-345.000 с разгружающимися на боковые стороны 6-кубовыми прямобортными платформами. Их интересной характерной особенностью был гидроцилиндр подъема кузова, расположенный прямо на задней поперечине подрамника установки снаружи платформы. Изначально екатеринбургские установки предназначались для монтажа на полноприводники ЗИЛ-131Н новоуральской сборки, однако какое-то их количество в итоге оказалось и на обычных «сто тридцатках». Погубила этот проект неплатежеспособность основных потребителей такой техники – колхозов и зарождающихся фермерских хозяйств.
Самосвальная установка производства ПО «Уралтрансмаш» на шасси ЗИЛ-431412. |
В 1999-м производство необычного строительного самосвала на шасси «сто тридцатки» сборки Уральского автомоторного завода развернуло ОАО «Южноуральский завод металлоконструкций». Он оснащался платформой с задней разгрузкой, унифицированной с платформой строительного самосвала Урал-55571, и выделялся развитым защитным козырьком, скрывавшим практически всю кабину.
Строительный самосвал Южноуральского завода металлоконструкций на шасси ЗИЛ-431412 производства УАМЗ. |
Достойна упоминания в этом разделе и редкая модель ЗИЛ-САЗ-1503 с прямобортной платформой Саранского завода автосамосвалов на шасси «Бычка». Она предлагалась в самом конце 1990-х, но так и не получила распространения, поскольку по функциональности проигрывала мытищинскому аналогу ЗИЛ-ММЗ-2502 (при схожих массогабаритных показателях и цене кузов САЗа разгружался только назад, тогда как у ММЗ – на три стороны).
Универсальный самосвал с задней разгрузкой ЗИЛ-САЗ-1503 на шасси ЗИЛ-5301БО. |
Наконец, нельзя пройти мимо факта организации производства самосвалов на шасси ЗИЛ в республиках бывшего СССР. Так, в суверенном Казахстане в период 1992 - 1993 годов предприятие «Целиноградсельмаш» выпускало модель ЗИЛ-ЦСМ-4503, представлявшую собой московскую «сто тридцатку» с сельскохозяйственным кузовом по типу ММЗ-554М. Интересно, что некоторое количество целиноградских самосвалов попало в Россию – например, такие машины еще встречаются в Омске.
Самосвалы ЗИЛ-ЦСМ-4503 с трехсторонней разгрузкой выпускались в Казахстане в 1992 - 1993 годах на московских шасси ЗИЛ-495710. |
А на Украине подобная техника на шасси ЗИЛ-432921 в единичных количествах выпускается до сих пор: ее предлагают Горловский авторемонтный завод (5,8-тонный ЗИЛ-ГАРЗ-432921-СС с трехсторонней разгрузкой) и Киевский завод коммунального машиностроения (5-тонные КО-951.3 с задней разгрузкой и КО-951.4 с трехсторонней). Причем по заказам ГАРЗ устанавливает свои кузова и на подержанные самосвалы ЗИЛ-ММЗ взамен родных изношенных платформ.
Сельскохозяйственные самосвалы ЗИЛ-ГАРЗ-432921-СС с 6-кубовыми платформами. |
Справедливости ради надо заметить, что «альтернативные» самосвалы на шасси ЗИЛ существовали и во времена СССР – их изготовлением занимались несколько заводов ведомственного подчинения, однако «рыночная доля» таких машин в сравнении с самосвалами ММЗ была просто ничтожна, да и распространение они получали лишь в пределах «своего» министерства. Примером таких машин могут служить самосвальные автопоезда столичного Главмосавтотранса (их выпуском занимался Авторемонтный завод № 5 Мосгорисполкома) и Бобруйского опытно-механического завода, а также одиночные самосвалы уже упомянутого киевского «Коммаша» – первые партии КО-951 были сделаны еще в 1980-х на шасси московских «сто тридцаток».
Самосвальный автопоезд с боковой разгрузкой производства Главмосавтотранса, состоящий из тягача Т-270 на шасси ЗИЛ-130Д1 и прицепа Т-295 (первая половина 1970-х). В 1980-х выпускалась его модернизированная версия повышенной грузоподъемности У-170 + Т-295А. |
Самосвальный автопоезд с боковой разгрузкой АСП-9 производства Бобруйского опытно-механического завода (1963 год). |
Условно к числу «альтернативных» можно отнести и еще один тип самосвалов, выходивших из ворот все того же АРЗ № 5. Специально для замены сильно изношенных родных платформ поступавших на капитальный ремонт мытищинских самосвалов на шасси ЗИЛ-130 это предприятие вплоть до 1990-х годов выпускало кузова, которыми еще в 1960-х комплектовались ЗИЛ-ММЗ-585Л (на шасси ЗИЛ-164А). В силу больших объемов и продолжительного времени производства такие гибриды получили распространение на территории всего СССР.
ЗИЛ-ММЗ-555 с кузовом типа ММЗ-585Л после капитального ремонта на АРЗ № 5 Мосгорисполкома. |