А) Надпись и приветствие (1—3)




Введение

 

В одно время с посланием к Колоссянам было написано и послано и послание к Филимо­ну. Предлагаем и толкование сего последнего вместе с первым, хотя по содержанию оно очень прилично стоит в ряду с пастырскими послани­ями, ибо дает пастырям очень назидательный пример попечения о спасении душ и того, как должно действовать в обстоятельствах, подобных тем, коих касается послание.

«Филимон был из числа уверовавших, жил в Колоссах, где дом его сохранился и до настояще­го времени»,— пишет Феодорит. «Он был одним из почтенных и благородных мужей» (святой Златоуст). К вере обращен самим святым Пав­лом, который потому пишет ему: «сам себе ми ecи должен» (— 19). Где обращен, на это нет указаний. Можно полагать, в Ефесе, во время долго­временного там пребывания святого Павла, ибо Колоссы с Ефесом были в постоянных сношени­ях, торговых и, кажется, административных. Уве­ровав, святой Филимон не пребыл бесплодным, но представлял и в своем лице, и во всей семье образец веры и жизни по вере. Святой Павел на­зывает его «споспешником» своим; почему надо по­лагать, что он немало содействовал обращению своих сограждан, то сам по себе, то совместно с Епафрасом; уверовавшим же пребывать в вере содействовал тем, что дом свой сделал местом собрания их, где они насыщались и учением, и таинствами. Вообще «дом его был пристанищем для всех святых, и святой Павел свидетельствует, что им «утробы святых почиша» (—7)» (святой Златоуст). В это время, когда писано послание, не видно, чтоб он принадлежал к освященным лицам. Но впоследствии, как предание передает, он был епископом, по одним — в Колоссах же (Постановления Апостольские,7,49), по другим — в Газе, и приял мученический венец при Нероне в Колоссах, вместе с Архиппом и Апфиею от правителя Ефесского. Память его, вместе с Архиппом и Апфиею 22 февраля.

Онисим — слуга Филимонов (—16). Прови­нившись каким-то несоблюдением господских интересов (—11, 18) и боясь наказания, бывав­шего в те времена очень строгим, он бежал и доб­рался до Рима, где тогда находился в узах святой Павел. Святой Павел мог быть ему известен со времени обращения Филимона, коего мог сопро­вождать в Ефес; ибо рабы тогда, как были под сильным гнетом, так нередко выслуживались и были лицами доверенными у господ и пользовав­шимися уважением сторонних. К числу таких, надо полагать, принадлежал и Онисим; почему Апостол в послании к Колоссянам выразился о нем: «иже от вас» (Кол. 4, 9), как о лице, всем известном и не бывшем на худом счету. Как доверенный Филимонов, он сопровождал его всю­ду, был с ним и в Ефесе, когда он обратился к вере, но сам оставался в неверии как в то время, так и после, может быть, потому, что некогда было об этом подумать. Теперь же на свободе или вместе с другими привлечен был послушать святого Павла, или, может быть, был приведен на проповедь Епафрасом, а прямее сказать, благо­дать Божия нашла место в нем и привела его туда, где он мог найти врачевство болевшей душе своей. Послушав святого Павла, он обратился к вере и принял во святом крещении благодать возрождения. Святой Павел очень полюбил его, так что назвал его «утробою своею» (—12). И на­до полагать, что Онисим был украшен достолюбезными качествами, которые еще паче воз­высились под действием благодати, и что его погрешность пред господином своим была какая-либо случайная. По сим качествам святой Павел Хотел его удержать при себе, чтоб он послужил ему в узах; но не решился этого сделать без согласия его господина, хотя был уверен, что тот ничего не сказал бы против этого. Почему поло­жил отослать его к Филимону, чтоб сей после­дний, если найдет удобным, сам своею волею отдал ему Онисима на временное прислужива­ние в темнице (—14). В это время надо было посылать Тихика в Колоссы с посланием. К нему в спутники и присоединил святой Павел Онисима.

Оправданный верою и принятый в благодать Божию, Онисим все же оставался ответным пред своим господином. Посему, отсылая его к Фили­мону, святой Павел счел нужным написать к сему последнему послание и просить его явиться милостивым к рабу своему, виновному и беглецу, простить его и принять не как уже раба, а как брата возлюбленного, порожденного духовно от того же отца, который породил и его самого. Склонение к сему Филимона и составляет содер­жание и цель послания к нему святого Павла.

Считается очень достоверным, что Филимон, и сам по себе столь добрый, исполнил желание свя­того Павла и, приняв в свою любовь Онисима, отослал его обратно к святому Павлу, кажется, уже как свободного. Предание потом считает его епископом Береи Македонской, и мучеником в Риме при Трояне. Онисим, епископ Ефесский после святого Тимофея, посему будет иное лицо. Память его 15 февраля.

Этими замечаниями дается ответ на все обыч­ные относительно посланий вопросы: когда, где, по какому поводу, с какою целью написано и что содержит послание к Филимону. Но у иных рождается вопрос, стоило ли вносить в канон священных книг послание с таким частным содержанием. Приводим решение его, предложенное святым Златоустом. «Некоторые говорят, что не нужно было присоединять это послание к канону священных книг, так как оно касается маловаж­ного дела, только одного человека; но пусть уз­нают высказывающие такое неодобрение, что сами они достойны многих укоризн. Ибо не только столь малые послания и написанные о таких обык­новенных предметах следовало принять (в ка­нон); но желательно, чтобы кто-нибудь в состоя­нии был рассказать нам полную историю Апостолов, дабы не только о том, что они писали и говорили, но и о прочем их образе жизни, что они ели и когда ели, когда сидели и куда ходили, что делали каждый день, в каких странах бывали, в какой дом входили и где плавали, обо всем этом рассказал бы подробно,—такой великой пользы исполнено все, что они делали! Но многие не знают происходящей отсюда пользы, и потому высказывают неодобрение. Если мы, взирая толь­ко на бездушные места, где они сидели, или были связаны, часто обращаемся к ним мысленно, пред­ставляем их добродетели, пробуждаемся от своей беспечности и становимся более ревностными, то тем более было бы так, если бы мы слышали их слова и другие их деяния. Если о друге всякий спрашивает, где он живет, что делает, куда идет, то неужели, скажи мне, нам не следует знать все это о всеобщих учителях вселенной? Кто живет духовно, того и одежда, и походка, и слова, и дела, вообще все приносит пользу слышащим, и ника­кого не встречается к тому препятствия и за­труднения. Впрочем, вам полезно узнать, что это послание касается предметов необходимых. Смотри же, сколько доброго в нем заключается». Указание уроков, по поводу сего послания, коро­че передает блаженный Феофилакт, руководству­ясь все же святым Златоустом. «Во-первых,— пишет он, — оно научает нас иметь заботу и о тех, которые, по видимости, незначительны, как и Господь говорит: «да не презрите единаго от ма­лых сих» (Мф.18, 10); во-вторых,— что если раб, такой неразумный и недобрый, обратился, то не должно никому отчаиваться и наипаче тем, кото­рые выросли на свободе; в-третьих,— что не дол­жно под предлогом благочестия отторгать рабов от господ, против воли сих последних; в-четвер­тых,— что не должно с презрением относиться к рабам добродетельным и не стыдиться их, когда святой Павел называет чадом своим Онисима». Прибавим к сему: святой Павел не раз в посла­ниях своих говорил, что о Христе Иисусе «несть раб, ни свобод». Из образа его действования от­носительно Онисима видим, что его слово не было голое слово, но было выражением существа дела. Благодать Божия так сродняла всех верующих, что они во глубине сердца имели себя родными братьями и сестрами, какого бы рода и состояния кто ни был. И Спаситель указал на иные некие законы родства духовного, говоря: кто мать и кто братия Мне? — Отсюда следует, что в христианстве перемена внешнего положе­ния ничего не значит и не требуется. Оно все обращено на устроение духа, а не внешнего поло­жения, внося всюду свой христианский дух и всем собою открывая вход в царство Божие. «Посему, — докончим словами святого Златоуста, — блаженный Павел и дает рабам такой прекрас­ный совет: «раб ли призван был еси, да не нерадиши» (1Кор. 7, 21), то есть оставайся в рабстве. А необходимее всего то, чтобы не было хулимо слово Божие, как говорит святой Павел в другом послании: «елицы суть под игом раби, своих госпо­дий веяния чести да сподобляют, да имя Божие не хулится и учение» (1Тим. 6, 1). Даже и языч­ники скажут, что и раб может угодить Богу; ина­че многие были бы поставлены в необходимость хулить и говорить, что христианство ниспровер­гает весь порядок жизни, отнимая рабов у господ и делая насилие.— После таких достоинств, хотя мы еще не все сказали, ужели кто-нибудь станет думать, что это послание напрасно включено (в Канон книг священных)? Не будет ли это край­ним безумием? Итак, прошу вас, выслушаем со вниманием послание, написанное Апостолом; уже получив от него столько пользы, мы получим ее еще больше при самом чтении».

Несмотря на то, что послание сие так мало*, оно по внешней своей форме имеет все, что и большие послания: имеет свое 1) предисловие,— 1 — 7, и 3) послесловие, — 22 — 25, и 2) корпус по­слания — прошение принять благосклонно про­винившегося, но раскаявшегося раба,— 8 — 21.

 

* Послание состоит всего из одной главы, все отсылки - только к номерам стихов. — Ред.

 

 

Предисловие

 

а) Надпись и приветствие (1—3)

 

Стихи 1 и 2. «Павел юзник Иисус Христов, и Тимофей брат, Фили­мону возлюбленному и споспешнику нашему, и Апфии сестре возлюбленней, и Архиппу совоинственнику на­шему, и домашней твоей церкви».

«Юзник». Пиша послание к Колоссянам, святой Павел называл себя Апостолом, а здесь, вместо всякого титла, называет себя узником. Это потому, что там над­лежало действовать апостольскою властью, а здесь предлежит про­сить, силу же прошению больше всего придают страдания и лишения за дело, которое дорого и тому, к кому обращается прошение. Но и одно сострадание к узнику само ходатайствовало за прошение. «Он говорит это не с тем, чтоб пре­вознести себя, но чтобы сделать полезное и убе­дить,—не для себя, но для того, чтобы скорее испросить милость другому. Он как бы так го­ворит: для вас я обложен этими узами, — подоб­но как говорит он в других местах (Еф. 3, 1 — «юзник о вас языцех» 2 Тим. 2, 9 — за благовестие стражду до уз»). Для него нет выше похвалы, как называться страдальцем Христовым: «аз бо, говорил он, язвы Господа Иисуса на теле моем ношу» (Гал.6, 17). «Юзник Иисус Христов», потому что связан был за Него. Слыша об узах Христо­вых, кто не устыдился бы, кто не преклонился бы, кто не отдал бы самой души своей, а не толь­ко одного раба? (святой Златоуст). «Апостол назвал себя «юзником», узами придавая наиболь­шую силу просьбе своей. За вас, говорит, обло­жен я узами. Если б я возлюбил покой, не ходил бы по вселенной и не предлагал Евангелия всем людям, то не изведал бы сего на опыте» (Феодорит). «Этим он сильно склоняет на прошение, показывая, что содержимому в узах за Христа справедливо сделать удовольствие» (Феофилакт).

«И Тимофей брат». «Апостол (как бы недостаточным себя почитая к упрошению Феофлакт) присовокупляет в сопросители и друго­го, дабы Филимон, слыша просьбу от многих, скорее склонился и оказал милость» (святой Златоуст).

«Филимону возлюбленному и споспешнику на­шему». Эти слова берут Филимона прямо за серд­це и прежде изложения прошения уже склоняют на него. Любовь понуждает сделать угодное лю­бящему содружества ради, а сотрудничество — благопоспешения ради общему делу. «Если «воз­любленный», то надежда на него не есть дерзость или безрассудство, но знак великой дружбы; если он «споспешник», то не только должен принимать такие просьбы, но и благодарить за них, ибо чрез это он делает добро и себе самому, устрояя одно и то же с другими дело. Таким образом, и без просьбы ты имеешь, говорит Апостол, еще другое побуждение оказать милость: если он полезен для Евангелия, а ты показываешь усердие к Евангелию, то тебе нужно не ожидать просьбы, а самому просить» (святой Златоуст). Филимон — споспешник делу Евангелия, хотя не видно, чтоб был украшен какою-либо степенью священства. «Хотя не принадлежал он к клиру, но как по любви ко Христу спомоществовал всячески Цер­кви верующих, то и называет его Апостол соуча­стником в трудах своих. И много есть таких, которые, будучи достойны, отказываются от священства, почитая себя несильными проходить, как должно, сие служение. Но по тому самому они и являются достойнейшими того» (Амвросиаст).

«И Апфии сестре возлюбленней». «Она, кажется мне, была супругою Филимона» (святой Злато­уст). «Хвалит Филимона, наименовав его споспешником; присоединяет к нему и супругу, как сообщницу в вере; вероятно же, что она, не бу­дучи упомянута, стала бы противодействовать написанному в послании. Назвал ее блаженный Павел «возлюбленною», как украшенную верою, и никто да не удивляется сему, хотя ныне оскорб­ляются некоторые сим приветствием; потому что, во зло употребляя самое дело, и наименование сделали укоризненным; но в древности слово это было честно и достохвально» (Феодорит).

«И Архиппу своинственнику». Своинственник — воитель одного и того же с Апосто­лом ополчения. Апостолы воевали с неведением и нечестием и небесными орудиями воинствования своего всех покоряли под иго веры Христо­вой. В этом же духе и направлении воинствовал и Архипп, в небольшом круге среди колоссян. Почему и назвал его святой Павел своинственником. Ему было вверено учение и управление Колоссайской Церкви, надо полагать, после того, как отказался от сего Филимон. Но что он был Филимону? — Сын, брат, дядя, друг? — Видно, что он принадлежал к той же семье. Но кто бы он ни был, достаточно знать, что он был лицо, до­стойное того, чтоб ему было вверено попечение о целой Церкви. Святой Златоуст говорит о нем: «Это тот самый Архипп, о котором в послании к Колоссянам Павел говорит: «и рцыте Архиппу: блюди служение, еже приял еси о Господе, да совершиши е» (Кол. 4, 17). Мне кажется, что он был в числе клира («ему вверено было учение» — Феодорит), потому Апостол и к нему обращает просьбу и называет его «своинственником», дабы содействием его достигнуть цели. Ибо если «сво­инственник», то должен принять участие и здесь (как бы: воюешь вместе в деле Евангелия, пово­юй и здесь).— Посмотри на смирение Павла: он и Тимофея в своей просьбе присоединяет к себе, и просит не одного мужа, но и жену, и еще иного, вероятно, друга. Он не приказанием хочет дос­тигнуть желаемого и не обнаруживает негодова­ния, если Филимон не тотчас послушается его повеления, но поступает как бы человек неизвест­ный, располагая и их сделать то же и подкрепить его просьбу, ибо не только просьба от многих, но и просьба, обращенная ко многим, способствует к получению просимого.

«И домашней твоей церкви». «Церковию назы­вает Апостол всех находящихся в доме верую­щих, совключая сюда и рабов» (Феофилакт). Не опускает он из виду и рабов, ибо знал, что часто и речи рабов могут убедить господина, осо­бенно когда просьба касается раба; притом, мо­жет быть, они особенно и возбуждали огорчение господина против Онисима. Апостол, почтив их приветствием вместе с господами, не допускает их впасть в завидование милуемому («но распо­лагает и их сделаться споспешниками ему в убеждении, удостоившись апостольской чести» (Феодорит). Впрочем, он не подал и господину повода оскорбляться. Если бы он назвал рабов по имени, то, может быть, господин оскорбился бы; а если бы вовсе не упомянул о них, то, может быть, тот остался бы недоволен. Посему смотри, как мудро Павел, упомянув о рабах, и их почтил своим воспоминанием, и его не раздражил. Ибо название «церковию» (всего дома) не попускает гос­подам оскорбляться, когда они поставляются вместе с рабами. Подлинно Церковь не знает различия между господином и рабом; она разли­чает того и другого по добродетели и порокам. Итак, если (дом твой) есть церковь, то не оскорб­ляйся, что раб поставляется вместе с тобою; ибо «о Христе Иисусе несть раб, ни свобод» (Гал.3, 28) — (святой Златоуст).

Стих 3. «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа».

«Благодать и мир» - обычные приветственные благожелания святого Павла. Благодать -во спасение, и всякое добро — от нее. Мир – итог всех благ благодатного домостроительства спасе­ния, именно умирение течения внутренней жизни, без того обычно возметаемой, как прах, действием властвующих там страстей,—помирение с тече­нием внешней жизни, при всех соотношениях, приятных и неприятных, паче же мир с Богом во Христе Иисусе, обвеселяющий несокрушимым упованием вечного блаженства. Во всяком по­слании, смотря по целям его, сии благожелания могут иметь свои особые оттенки, более или ме­нее внушительные. Для настоящего послания вот что, кроме общего значения, прозревает в «бла­годати и мире» святой Златоуст: «Напомнив «о благодати», Апостол приводит Филимону на па­мять собственные его грехи. Подумай, говорит как бы, как много грехов простил тебе Господь, как ты спасен благодатию, и подражай Господу. Испрашивает ему «мира»,— и справедливо; ибо мир бывает тогда, когда мы подражаем Господу, когда благодать пребывает с нами. Так и тот раб, который оказался немилосердым к подобному себе рабу, пока не требовал от него ста динариев, дотоле пользовался милостию господина, а когда стал требовать, тогда был лишен ее и предан мучителям (Мф.18, 34)».

 

Б) Начало послания (4—7)

 

«Не вдруг и не в самом начале послания Апостол просит о милости, но сначала выразил удивление к этому мужу и похвалил его за до­бродетели, представил также немаловажное доказательство и своей любви к нему в том, что всег­да воспоминает о нем в молитвах своих, и сказал, что многие находят у него покой и что ко всем он оказывает кротость и веру; потом, наконец, начинает речь и о милости, и, таким образом, с особенною силою убеждает его. Ибо, если другие получают от него то, чего просят, то тем более Павел; если, пришедши прежде других, он досто­ин был бы получить просимое, то тем более после других, и притом прося не для себя, а для дру­гих» (святой Златоуст).

Стих 4. «Благодарю Бога моего, всегда память о тебе творя в молитвах моих».

Всякий раз, говорит, как молюсь, вспоминаю о тебе в молитве моей и, вспоминая о тебе, благо­дарю Бога моего за тебя. Говоря, что благодарит Бога за Филимона, дает ему понять, что доволен им, что признает его совершенным в христиан­стве и тем обвеселяет его и воодушевляет на большее добро: что не чуждо для цели послания. Но, вознося таким благодарением вместе с собою пред лице Божие и дух Филимона, научает его в Боге видеть источник своих совершенств и паче смиряться при сознании их, чем высокоумствовать о себе, стараясь всячески, подобно Апостолу, благодарным явиться пред Богом: что также недалеко от цели послания; ибо благодарить не словом только должно, но паче делами, Богу угодными, из которых одно тотчас и предложит Апостол.

Стих 5. «Слышав любовь твою и веру, юже имаши ко Господу Иисусу и ко всем святым».

Какие же совершенства Филимона, коими украсил его Бог, возбуждали в Апостоле благо­дарные к Богу чувства? — Вера и любовь. Слы­шу, говорит, что ты примерный христианин, и ве­ру содержишь право и твердо, и делами любви богатишься, и благодарю Бога «за твою добро­ту» (Феофилакт); ибо исповедую, как и сам ты конечно сознаешь, что таковым соделала тебя благодать Божия. Сказал: «любовь и веру», а по­том: «к Господу и к святым». И к святым можно и должно являть и любовь, и веру, как и к Гос­поду, но, по общеутвердившемуся образу помыш­лений, вера приводит на ум Господа, яко к Нему естественно являемая, а любовь — святых братии, как наиболее в отношениях к ним упражняюща­яся. И к Богу любовь видимою делается в любви к святым братиям. Потому, когда кто, читая сие место, будет в уме своем так распределять содер­жащееся в нем: веру к Господу и любовь к свя­тым, то этого нельзя считать не соответствующим словам Апостола. Наши толковники в этом имен­но смысле и перефразируют сие место. Блажен­ный Феодорит пишет: «Прославляю Бога всячес­ких, ибо слышу, какую возымел ты веру в спасшего Владыку и сколь великую имеешь лю­бовь, и каких услуг удостоиваешь уважающих божественное». То же и у Амвросиаста: «Апос­тол говорит, что радуется и благодарение к Богу возносит в молитвах своих за то, что Филимон был тверд в вере и прилежал добрым делам».

«Слышав» — слыша непрестанно, как бы кто в уши ему твердил о том. При сих словах Филимон мог подумать об Епафрасе, как хвали­теле; но мог ему прийти на ум и Онисим; может быть, и Апостол его именно разумел, говоря сие, — и разумел его потому, что так и на деле было. Онисим хвалил своего господина пред святым Павлом, выставляя его добрые качества, чтоб расположить Апостола написать к нему. Епафрас подтвердил это; и послание пишется, в полной уверенности в успехе его, к чему немало должно было содействовать и: «слыша». Но и без того, напоминание о доброте Филимона ко всем верным будто наперед уже обязывало его явить такую же доброту и к Онисиму, ставшему теперь верным. Блаженный Феофилакт предполагае­мую при сем мысль у Апостола излагает так: «Поелику ты любишь всех святых, то есть вер­ных, то долженствуешь полюбить и Онисима, ибо и он есть уже верный, чтоб чрез это явить себя и Господа любящим. Видишь, какие понудитель­ные он собирает в уме его помышления к удовлетворению прошения?»

Стих 6. «Яко да общение твоея веры действенно будет, в разуме всякаго блага, еже в вас, о Христе Иисусе».

Слова сии можно относить и к молитве свя­того Павла так: молюсь, «яко да», и прочее,— и к доброделанию Филимона, так: имеешь веру и любовь, побуждаясь к сему тем, «яко да», и прочее. Наши все толковники видят здесь продолжение молитвы святого Павла. Благодарю Бога, слыша о любви твоей и вере, и молюся, да паче и паче множатся дела любви твоей и вера твоя является действенною. Святой Златоуст говорит: «Мо­люсь, говорит, «да общение веры твоея действенно будет». (В чем и как?) «В разуме всякаго блага»,— то есть чтобы ты достиг всякой добродетели, чтоб у тебя не было никакого недостатка. Вера быва­ет действенною тогда, когда сопровождается де­лами. Ибо «вера без дел мертва есть». Не сказал: вера твоя, но: «общение веры твоея» (общая с нами вера твоя), соединяя его с собою и внушая, что они одно тело, и тем с особенною силою убеждая его. Если ты, говорит, сообщник мой в вере, то должен быть сообщником и во всем другом». Блаженный Феодорит выражает сию же мысль обще кратким словом: «И прошу, и молю общего Благодетеля даровать тебе совершенное облада­ние благами». А Экумений слово за словом вво­дит в толкование: ««яко да общение веры». Соеди­няя его с собою, (Апостол) как бы говорил: общая (наша с тобою) и общетворная вера. Но (спросит кто) чего ради ты так благодаришь Бо­га (или о чем так молишься)? — Яко, говорит, «да общение веры твоея действенно будет». Как же оно действенно будет? — Чрез познание, говорит, тобою и делание всякого блага. «О Христе Иису­се, (во Христа, или для Христа Иисуса). Ибо делающий кому-либо доб­ро делает оное Христу, особенно когда делает святым Его». Все изложенные мысли собрал блаженный Феофилакт и предлагает в таком ви­де: «Благодарю, — говорит Апостол, — Бога за любовь твою, моляся и о том, чтобы вера твоя, какую имеешь ты обще с нами, была «действен­на», — деятельная и живая в познании тобою вся­кого дела благого, то есть в том, чтоб тебе возлюблять его и в дело производить. Ибо вера тогда жива бывает, когда мы прилежим всякому делу благому, как и мертва, когда бывает без добрых дел. Приложил Апостол и: «еже в вас», чтобы показать, что Филимон и теперь имеет уже всякое благое в себе дело, как бы так говоря: в познании всякого дела благого, и теперь в вас, то есть в тебе, уже сущего. Сказав: «общение веры», соединяет Филимона с собою святой Павел и едино творит. Общая вера есть и единотворна, так что ты должен и едино со мною мудрствовать (одинаково со мною смотреть на вещи и лица). Или общением веры он называет милостыню, бывающую от великой веры. Итак, Апостол гово­рит: память о тебе творю, моляся, да общительное и благоподатливое расположение твое никогда не престает, но паче и паче да изливаешь ты на нуждающихся всякое благо, «еже в вас», то есть ко­торое есть у тебя. — «Во Христа Иисуса». Ко Христу Иисусу, говорит, возносится всякое благо, какое делаешь ты нуждающимся, особенно свя­тым. Так и теперь, если примешь Онисима и сде­лаешь мне удовольствие, то Самому Христу то сделаешь».

Если отнести сии слова к Филимону, течение мыслей будет такое: благодарю Бога в молитвах моих о тебе, слыша любовь твою и веру — ко Господу и святым,— которые имеешь ты, побуждаясь к сему тем, чтоб не допустить вере своей оставаться праздною и бездейственною, но всегда держать ее действенною. «Общение веры» будет тогда значить то, что ты бросил язычество и всту­пил в общение с Господом и с верующими в Него, что приобщился христианской вере. Приоб­щившись веры единой истинной, ты ревновал и ревнуешь о том, чтоб она не была в тебе празд­ною и недейственною, но была действенна, не довольствуешься по имени только быть христиа­нином, но ревнуешь и самим делом быть им, быть истинно таким, как требует вера сия. Что же побуждает и что воодушевляет его жить и дейст­вовать так? — Сознание великих благ, полученных от веры. Слово «в разуме», —в при­знании, в сознании. Уразумев и сознавая, сколько благ получил, уверовав в Господа, ревнует и сам о всяком добре, ревнует делать, чтоб вера его была действенна, что не напрасно сподоблен об­щения веры, а являет себя плодоносным. Гово­рит: в сознании «всякаго блага». Не одно благо получено, а всякое: отпущение грехов, познание истины — полной, благодать Святого Духа, сози­дающая в сердце добрые расположения, мир и радость в Духе, и паче всего неложное обетова­ние наследия царства небесного, с верными на­чатками оного еще здесь. Сознавая все это, ты ревнуешь благодарным явиться к Благодателю, всякое делая добро. «Еже в вас» — не в других видишь ты такие блага, как бы вдали. Но они у тебя пред глазами, в каждом из вас и в тебе са­мом. Вместо «в вас» стали ныне читать: «в нас», ра­зумея христиан вообще. Духовные блага от веры Христовой были повсюдны и всякий их испыты­вал. В ответ на то, зачем ты перешел к христи­анам, можно было смело отвечать: видишь, сколь­ко благ она дает? — Как же не предпочесть ее всем другим верам? — При этом относительно слова: «в разуме всякаго блага» возможна и такая мысль: чтоб другим не верующим еще дать разу­меть, сколько благ в вере нашей, и тем располо­жить их признать ее единою истинною верою и перейти и прилепиться к ней. — «Во Христе Иисусе,— двояко можно пони­мать. Тогда будет слово сие — в связи с предыдущими непосредственно словами: в сознании всякого блага, полученного во Христе Иисусе, по домостроительству спасения, Им со­вершенному и учрежденному. Или «во» оставить в своем значении,— как указателя цели и направления дел. Тогда надо будет отнести его к — «дей­ственно будет»,— да общение веры твоея дей­ственно будет для Христа Иисуса, в угождение Ему, во славу имени Его и в содействие делу спасения всех, Христом Иисусом совершенного и совершаемого.

Стих 7. «Радость бо имам многу и утешение о любви твоей, яко утробы святых почиша тобою, брате».

Показывает Апостол, что побуждает его бла­годарить Бога за Филимона и молить, чтобы он все добрее и добрее делался, говоря как бы: лю­бовь твоя деятельная радует меня и утешает, не потому только, что она есть зерцало твоего со­вершенства христианского, но паче потому, что ты упокоиваешь всех братии. Святой Павел был в таком живом союзе со всеми верующими, что все бывающее с ними принимал, как бы то с ним самим случалось: радовался, когда у них все шло благополучно, скорбел, когда кого угнетали горе и нужда, и утешался, когда кто облегчал участь скорбящих и нуждающихся. Так и здесь, радовался он о доброте Филимона и в узах своих скорбных утешением себе имел то, что им утробы святых почиша, как бы тем была упоко­еваема его собственная утроба. «Мы не только радуемся (за тебя), но и утешаемся (по причине тех упокоенных), потому что они — наши чле­ны» (святой Златоуст).

Но зачем святой Павел написал об этом? — Затем, что это очень шло к цели послания. Такие слова внушали Филимону, что, если Апостол, столь любимый и чтимый, утешается, когда я де­лаю что-либо для других, не тем ли больше уте­шения для него будет, если я сделаю что-либо для него. Если святой Павел обращался к Фили­мону, как к сыну, а он любил и чтил Апостола, как отца; то такое именно внушительное помыш­ление естественно должно было родиться в Филимоне и прежде прошения расположить уже его к удовлетворению его. Святой Златоуст гово­рит: «Если между нами должно быть такое согласие, что находящиеся в скорбях, хотя бы сами ничего не получали, должны радоваться, видя успокоение других, так как облагодетель­ствовано одно тело, то тем более (мы будем радоваться), если ты успокоишь и нас».

«Имам», — имеем. Можно допустить, что святой Павел имел при сем в мысли святого Тимофея, коего принял в сообщники писания, или и других, бывших при нем. Но вероятнее, что он говорит здесь о себе одном, потому славянс­кий перевод верно выражает силу мысли Апос­тола, хотя не выдерживает буквы.

«Утробы святых почиша» указывает не на упо­коение только странников и бедных доставлени­ем потребного им, хотя, кажется, это преимуще­ственно имеется в виду; но вообще на всякое благодеяние, и духовное, и вещественное, и ко всем,— и своим, и чужим, и подавляемым нуж­дою, и небольшую какую имеющим нужду. Бла­женный Феодорит пишет, говоря как бы от лица Апостола: «Всякой исполняюсь радости, что вся­кого рода услуги оказываешь святым». Но не лучше ли в сем выражении видеть не простран­ство благотворения, а силу и теплоту расположе­ния, с какими делалось всякое добро. Так святой Златоуст: «Не сказал: ты кроток, ты уступчив; но говорит сильнее и выразительнее: «яко утробы святых почиша тобою»». Доканчивает сию мысль блаженный Феофилакт: «Не просто сказал: да­ешь святым, но «упокоеваешь утробы святых», то есть что они вседушно приемлют человеколюбие твое как щедро и с утешительным радушием предлагаемое им».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: