Современное региональное телевидение.




В современных условиях развития общества региональное TV стало перед выбором и необходимостью фундаментальных преобразований. С одной стороны, средства массовой информации показывают изменения во всех сферах местной жизни, с другой - непосредственно влияют на содержание, направление и интенсивность этих изменений.

Вместе с традиционными качествами, определяющими региональное TV, в связи произошедшими переменами в телевизионной индустрии возникает ряд новых отличительных черт:

- формирование вещания регионального телевидения из собственного вещания и вещания центрального канала;

- существование своего графика выпуска новостей – как правило, в вечернее время с 19 до 22 часов с утренними повторами;

- ангажированность местными властями (особенно, в случае если администрация области является совладельцем или же спонсором);

- отсутствие журналистского образования у основной массы сотрудников региональных телестудий;

- различия в стиле и единой тональности вещания.

Возрастание роли регионального TV сейчас обусловлено, в первую очередь, наибольшим доверием к нему населения в сравнении с центральными вещателями, а во-2-х, стоящей перед ним в наше время задачей – быть основным консолидирующим звеном в системе коммуникаций, соединяющим население региона на базе, как культурных ценностей, так и самобытных традиций. Местное TV сейчас заявило о себе почти на всей территории РФ, становясь не только новым источником развлечений, но и источником местной информации. Создание местных телевизионных новостей впервые дало возможность высказывать мнение и выражать интересы местной аудитории, а это существенно для страны, которое традиционно опиралось на централизованные структуры.

Надлежит и еще отметить, что в последнее время в РФ появились 10-ки областных и городских телеканалов, которые создают на местном уровне довольно серьезную конкурентную борьбу столичному вещанию.

По-настоящему региональное TV начало формироваться исключительно с начала 90-х годов, когда местные политические элиты ощутили потребность в своем собственном информационном пространстве, через которое они непосредственно имели бы возможность влиять на общественное мнение, и оно постепенно перестало быть калькой центрального TV, обретая свой взор и глас.

В настоящее время сложно говорить о перспективах дальнейшего становления регионального TV, и на то есть несколько обстоятельств. Например, такие, как отсутствие прочной законодательной базы и, как следствие, – невозможность существования у телестанций каких-либо гарантий при разработке долговременного бизнес-плана. Уже многие годы телевизионная индустрия ожидает всеобъемлющего закона о телерадиовещании.

Местные станции развиваются довольно неравномерно, исходя из состояния местной экономики и творческого потенциала каждой станции. А TV как отрасль, зависящая от других секторов экономики и живущая, как правило за счет доходов от рекламы, не имеет возможности развиваться быстрее других отраслей местной экономики.

Сейчас еще нельзя говорить о конкурентной борьбы в полном смысле данного слова между центральными и региональными телекомпаниями, поскольку каждая из них выполняет собственные функции, и, если центральные каналы имеют все шансы с пренебрежением относиться к местному TV и вовсе не принимать во внимание его существование в информационном пространстве, то региональное TV всегда обязано обыгрывать специфику своего существования и соприкосновение с российскими телеканалами наиболее выгодным для себя образом. Однако бесспорный процесс регионализации на сегодняшний день показывает на приоритетность местного источника информации, и, а значит, возможность вещания для «своего» зрителя дает местному TV реальное превосходство, которое необходимо реализовывать и по мере возможностей монополизировать.

Местное TV призвано освещать местную тематику, говорить со «своим» телезрителем, проблемы которого региональному TV значительно ближе и понятнее, чем федеральному.

Еще в недалеком прошлом местные телерадиокомпании представляли собой звенья общей системы советского TV. Демократизация телевещания предъявила новые требования к региональному TV. Оно обязано восполнить недостаток информации на федеральных телеканалах о событиях, происходящих в регионах РФ.

Сейчас в регионах создается мощная информационная система местного TV. В последнее время региональное TV овладело электоральными функциями, активно принимает участие в избирательных кампаниях. По мнению некоторых исследователей, это произошло вследствие того, что у политических верхушек регионов появилась потребность иметь собственное информационное пространство, через которое они лично могли бы влиять на общественное мнение. Местное TV предоставляет областным и городским администрациям возможность обращаться к очень большой аудитории, оказывая тем самым непосредственное воздействие на телезрителей «не только логикой доводов, но и эмоциональным настроем, тональностью выступления, всей нематериальной, но чрезвычайно действенной составляющей живого процесса общения».

Региональное TV, выполняя электоральную функцию, активно задействовано в политических кампаниях не только местного, но и федерального значения. Местные телекомпании считают престижным и выгодным участие в предвыборных событиях претендентов в органы законодательной и исполнительной власти страны.

Следовательно, федеральное и региональное TV в общем информационном пространстве в настоящее время существуют автономно, каждое развивается по собственным законам и принципам. Федеральные каналы не в состоянии заменить программы местных студий, а региональное телевидение в силу ряда тормозящих его развитие обстоятельств, множества задач, с которыми оно сталкивается, укрепляет собственные позиции пока только лишь за счет своих информационных программ, восполняя тем самым недостаток информации на федеральных каналах о событиях, происходящих в регионах РФ.

Региональное государственное TV как источник информации о местных событиях по статистике обладает большей известностью, нежели независимые станции. Это связано, в первую очередь, с тем, что региональное государственное TV традиционно ведет вещание на втором канале РТР и благодаря этому имеет наиболее сильный сигнал и более многочисленную зрительскую аудиторию, нежели независимые станции. Так же, региональное государственное TV по закону обязано создавать собственные информационные программы, в то время как далеко не все региональные и местные станции делают собственные выпуски новостей. Кроме того, новостные программы негосударственных региональных телевизионных станций, как и прежде, не отличаются стабильным уровнем качества. Но все это, однако, не означает, что новостные программы местных государственных станций везде пользуются большей известностью, нежели новости независимых станций.

Таким образом, на современном этапе большое внимание уделяется региональному TV, его функционированию, программированию, проблематике, развитию, влиянию на мнение и культуру зрителей. Значение регионального TV возрастает с каждым днем.

В отличие от программ центрального TV, рассчитанных на определенную усредненную, либо элитарную аудиторию, местное вещание рассматривает проблемы и дает информацию, конкретно связанные с повседневной жизнью зрителей. Если общая проблематика и жанровые особенности программ, выходящих на федеральных каналах, имеют по преимуществу развлекательный или же криминальный характер, то региональное TV, программы которого порой сделаны не так профессионально и не так технично, выделяются искренностью и близостью к зрителю. Следовательно, тезис про то, что TV любой страны сильно, прежде всего, региональным TV, подтверждается.

Сегодня TV выполняет иные функции, чем несколько лет назад. В период, который получил название застойного, заметно понизился интерес людей к личному участию в управлении.

Сейчас TV становится для множества самоучителем демократии. Немалая роль в данном процессе отводится региональным телеканалам, т.к. непосредственно в их передачах звучит голос местного руководства и тех, кем оно управляет, дается оценка власти и состояния жизни населения региона. Региональное TV является активным участником всех событий местного масштаба, оно информирует собственного зрителя о том, что выходит за рамки возможностей и интересов федеральных каналов.

Помимо всего этого, оно активно привлекает аудиторию к проблемам управления регионом, областью.

Но вместе с популярностью, растут и требования зрителей к качеству работы местного TV, к его программной политике, содержательной и эстетической граням его работы.

Сегодня именно региональное телевидение может наиболее полно удовлетворить конкретные жизненные интересы человека, связанные с реальной средой его существования и образом жизни. Используя факты и явления из жизни своей страны, региональное телевидение делает информацию более убедительной, доходчивой, чем вещание из центра. Местное телевидение более точно и полно учитывает особенности конкретной политической, демографической, конфессиональной и иной ситуации в крае, соотношение городского и сельского населения, распространение различных религиозных верований, образование молодежи и т. п. В стране наблюдается экономический рост, региональные рынки начинают интенсивно развиваться, потребительский спрос увеличивается, конкуренция среди производителей растет, бизнес начинает вкладывать значительные средства в продвижение своего товара, рынок рекламы в регионах испытывает бурный рост. В сложившейся ситуации общенациональные каналы, к сожалению, проигрывают во внимании к ним большой части телезрителей, так как не могут уделить много эфирного времени обзору событий каждого города, как бы они к этому ни стремились. Данные тенденции привели к повышению интереса у населения российских городов к локальным ТВ станциям, а так же региональным блокам федеральных проектов и, как следствие, образованию в России большого количества «добротных», качественных, телевизионных каналов.

Телевидение развивается, появляются новые совершенные технологии цифрового вещания, сама аудитория сегментируется и объединяется уже не вокруг предлагаемого им продукта, а вокруг интересующей их темы, рекламный рынок вынужден реагировать на существующие тенденции.

У федеральных и региональных телеканалов много общего. Производство и приобретение высококачественных (или, что важнее, рейтинговых) программ, взаимоотношения с властями и финансово-промышленными группировками, вопросы финансирования, касающиеся как собственно функционирования, так и развития телекомпании, и многое другое -- все эти проблемы приходится решать как известному всей стране теленачальнику, так и главе небольшой региональной телекомпании.

Разница между федеральными и региональными телекомпаниями в том, что последние существенно беднее. У них нет и малой толики тех информационных и технологических возможностей, которыми располагают федеральные телеканалы.

Если говорить, к примеру, о производстве новостей, то большинство местных компаний с трудом могут позволить себе покупать российские и тем более иностранные информационные агентства, содержать собственную корреспондентскую сеть даже в своем регионе, не говоря уж о том, чтобы аккредитовать своих представителей в столице. Естественно, что местные новости, как правило, проигрывают по своему качеству федеральным.

 

Местные телекомпании обычно не могут позволить себе производство своих телесериалов или покупку свежего "телемыла". Это касается и новинок кино, и любых других программ.

Фора федерального телевидения перед региональным в том, что его попросту интереснее смотреть.

Неким компромиссным вариантом являются сетевые телекомпании. Суть их работы предельно проста: головная телекомпания в Москве заключает договора с местными коллегами о предоставлении им популярного телевизионного продукта. Те обязуются ставить его в оговоренные сроки. Рекламу в этих программах продают в Москве, а прибыль местных телевизионщиков измеряется в повышении рейтинга.

Схема регулярно провоцирует конфликты между головной телекомпанией и ее региональными партнерами. Одновременно столичные телекомпании яростно конкурируют между собой за местных партнеров. Так, после того как было приостановлено вещание ТВ-6 (являвшейся сетевой компанией), за ее региональное наследство вступили в борьбу все, кто мог: от ТНТ до REN TV. И это легко объяснимо: региональное телевидение перспективнее федерального.

Эксперты, исследующие телерынок, утверждают, что Россия идет нога в ногу с мировым телевидением: неуклонный рост числа и удельного веса местных телестанций -- как эфирных, так и кабельных, при неизбежном сокращении аудитории общенациональных сетей характерен для подавляющего большинства стран.

Причины тому известны. Местное телевидение гораздо ближе к своему зрителю, нежели федеральные каналы. Реклама местных товаров и услуг приближена к потребителю, а местные новости рассказывают человеку о проблемах, которые интересуют его больше, чем федеральная или международная политика.

 

Свидетельством подъема регионального телевидения можно считать неуклонное повышение качества программного продукта. Ряд телепрограмм, выпускаемых региональными телекомпаниями, уже давно соперничает с передачами центральных телеканалов. На последней церемонии награждения премией "ТЭФИ" большая часть наград досталась региональным производителям.

Впрочем, полноценное наступление регионального телевидения на регионального же телезрителя начнется только после того, как местные телекомпании смогут обеспечить себе пристойный уровень финансирования, который позволил бы им приобретать или производить качественный программный продукт.

В настоящее время в России насчитывается 86 региональных государственных телевизионных компаний, которые вещают от одного до четырех часов в день либо на собственной частоте, либо "региональными окнами" на втором метровом канале, перекрывая вещание канала РТР. Все они входят в структуру ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК). Именно через нее они должны получать бюджетные средства на передачу сигнала и производство программной продукции. Кроме того, станции могут зарабатывать, привлекая рекламу.

Вертикаль государственного телевидения в регионах была выстроена в последние годы. В середине 90-х годов государственные телекомпании в регионах чувствовали себя достаточно вольно и в большей степени прислушивались к местному начальству, нежели к Москве. Без тени сомнения государственные станции заменяли в программе передач развлекательными программами выпуск государственных "Вестей". Начиная с прошлого года назначение руководителей региональных ГТРК стало происходить без согласования с губернаторами. Естественно, и в этом вопросе не обошлось без конфликта между местными региональными властями и руководством ВГТРК. Самый яркий пример этого противостояния конфликт между руководством Республики Удмуртия и ФГУП "ВГТРК" вокруг местной ГТРК "Удмуртия".

Противостояние продолжалось несколько дней, закончилось тем, что руководством ВГТРК было сменено начальство на ГТРК "Удмуртия", а за эфиром со стороны ВГТРК был установлен жесткий редакционный контроль.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: