Задание 6
Сравните различные методические подходы к составлению и заучиванию таблиц умножения и деления, используемые в альтернативных учебниках математики для начальных классов.
Табличный случай умножения и деления учащиеся должны знать наизусть. Но перед составлением таблицы умножения и деления важно рассмотреть теоретическую основу этой таблицы. После этого учащихся знакомят с табличными приемами умножении и деления, а только потом, основываясь на эти приемы, дети составляют их и заучивают наизусть.
Рассмотрим различные методические подходы к составлению и заучиванию таблиц умножения и деления, которые используются в альтернативных учебниках математики для начальных классов.
Программа М.И. Моро
М.И. Моро использует след. подход: сначала для чисел 2 и 3 используют 2 подход, т.е по очереди изучают теоретические вопросы и сразу же составляют столбики с числами с числами 2 и 3. На след. год повторяют таблицы с числами 2 и 3 и начинают составление таблицы с остальными числами. При этом опираются на 1 подход, т.е составляют по 4 таблицы с каждым числом и постепенно заучивают.
По данной программе тему «Табличное умножение и деление» изучают во втором классе. Эта тема начинается в учебнике М2М, ч.2, стр. 80.
Сначала составляют и запоминают таблицы умножения и деления с числом 2. Для этого автор использует небольшой рисунок, с помощью которого учитель должен объяснить детям, как составляется таблица умножения и деления с числом 2. На этой же странице Моро дает небольшую рамку:
2*2=4
3*2=6
4*2=8
5*2=10
Эту рамку М.И. рекомендует списать к себе в тетрадь, а также выучить наизусть.
Также М.И. Моро пишет правило, как правильно читать таблицу умножения на 2:
Дважды два-четыре;
Дважды три-шесть,…
На странице 81 продолжают составлять таблицы. Моро предлагает вычислить и запомнить. Далее идут задания, которые помогают детям лучше разобраться в таблицах умножения и деления с числом 2.
М2М, ч.2, стр. 81
На странице 82 автор дает упражнение с объяснением, которое помогает детям научиться вычислять разными способами.
М2М, ч.2, стр.82
В этом же учебнике на странице 83 начинается тема «Деление на 2».
М2М, ч.2, стр.83
На Странице 84 Моро дает интересные упражнения. Например,
1) Вычислить произведение;
2) Найти частное;
3) Спиши, исправляя ошибки.
М2М, ч.2, стр. 84
На страницах 90-91 изучают тему «Табличное умножение и деление с числом 3», а также на странице 92 изучают тему «Деление на 3». Эти темы изучаются по той же схеме, что и с числом 2(аналогично).
М2М, ч.2, стр.90-91
Моро использует интересные задания для лучшего усвоения данной темы.
М2М, ч.2, стр. 92
Далее в учебнике М3М ч.1, стр. 34 изучают тему «Табличное умножение и деление с числом 4».
М3М, ч.1, стр. 34
Моро использует рисунок для составления таблицы с числом 4, затем просит запомнить равенства в рамочке. Уже даются все случаи на одном уроке, а не разбивают их на несколько, как во 2 классе.
Дана таблица для запоминания, но она уже намного больше.
На стр. 40 составляются таблицы с числом 5.
М3М, ч.1, стр.40
М3М, ч.1, стр. 44
На этой странице составляют таблицы с числом 6.
М3М, ч.1, стр.48
На этой странице дети учатся составлять таблицы умножения и деления с числом 7.
М3М, ч.1, стр.62
На этой странице учатся составлять таблицы с числом 8, а уже на странице 65 с числом 9.
М3М, ч.1, стр.65
Программа Н.Б.Истоминой
По программе Истоминой упираются на конкретный смысл умножения, начинают составлять первые столбики с разными числами. Но в отличии от программы Моро, Истомина начинает составлять столбики с числа 9, т.к. она считает, что эти случае самые сложные и их нужно изучить раньше остальных.
Плюс этого подхода состоит в том, что изучают случаи не целым столбиков, а частями. Для этого отводят несколько уроков, затем постепенно заучивают все столбики. Затем аналогично заучивают случаи умножения с числом 8 и т.д.
М2И, ч.2, стр.64
По программе Истоминой на 1 уроке изучают случаи: 9*5, 9*6, 9*7.
Эти случаи даны в голубой рамке для дальнейшего заучивания наизусть.
На следующем уроке дети изучают случаи: 9*2, 9*3, 9*4.
М2И, ч.2, стр.69
На 3 уроке дети изучают случаи: 9*8, 9*9.
М2И, ч.2, стр. 71
Затем аналогично изучают случаи умножения, где первый множитель 8, тоже частями и т.д.
М2И, ч.2, стр. 82
Затем изучают переместительный закон умножения, и случаи умножения для заучивания сокращаются.
Затем разбирают случаи с делением.
М3И, ч.1, стр. 57-58
На этих страницах изучают названия компонентов действия деления.