1. Роль и место музыки в быту детского сада.
2. Музыкальное сопровождение в течение дня.
3. Музыка и физкультура.
4. Музыкально-театральная деятельность.
5. Вечера развлечений, их виды и формы.
6. Самостоятельная деятельность. Музыкальные дидактические игры.
7. Функции музыкального руководителя. Роль воспитателя.
8. Музыкальное воспитание в семье. Работа с родителями.
1.
Попробуем сформулировать главную задачу музыкального развития детей.
Главной задачей музыкального развития детей является формирование эмоциональной сферы, приобщение маленького слушателя к истокам музыкальной культуры.
Где, в первую очередь, решается эта задача?
Да, верно – на музыкальных занятиях. Мы знаем, что эти занятия проводятся только 2 раза в неделю. Как же способствовать полноценному музыкальному развитию дошкольников?
Решение этой задачи предполагает соучастие в организации музыкальной деятельности детей музыкального руководителя, воспитателя и родителей. И непосредственно в повседневной жизни ДОУ.
3. Где имеет место музыка в повседневной жизни ДОУ?
Запишем, что включает в себя музыкальное сопровождение в течение дня:
- во время режимных моментов: при приеме детей (для поднятия настроения), во время умывания (мл. возраст), пение колыбельных при укладывании спать (мл. возраст), сон под релаксирующую музыку, при подъеме детей,
- на занятиях и беседах,
- во время физкультминуток,
- во время одевания и на прогулках,
- в индивидуальной работе с детьми,
- проведение хороводных игр перед обедом и др.
Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.
|
4. Как мы можем связать музыку и физкультуру?
Конечно, прежде всего, это может быть зарядка под музыкальное оформление либо вместе с музыкальным руководителем, физкультурные занятия с использованием музыки и, конечно же, ни один спортивный досуг или праздник невозможен без музыки.
5. Музыкально - театральная деятельность детей является одной из форм детской деятельности, которая способствует эстетическому воспитанию, стимулирует развитие всех основных психических процессов: память, внимание, речь, восприятие и т.д.
Давайте подумаем, что включает в себя этот вид деятельности?
Запишем – это театрализованные игры, игры-драматизации, постановки сказок. В современных ДОУ созданы все необходимые условия для развития творческой активности детей: кастеляншей шьются костюмы, педагоги изготавливают различные виды театров, во всех возрастных группах, начиная с групп раннего возраста, имеются театральные уголки для организации самостоятельной деятельности детей, проявления их творческих способностей.
6. Развлечения проводятся в каждой группе еженедельно, в их подготовке и проведении принимают участие все специалисты. Например:
1-я неделя – один воспитатель,
2-я неделя – другой воспитатель,
3-я неделя – воспитатель и педагог ФИЗО,
4-я неделя – музыкальный руководитель.
Конечно, данное распределение ориентировочно. Могут быть и другие варианты очередности проведения развлечений.
|
Развлечения в основном проводятся во второй половине дня, продолжительность от 15 до 45 минут, это зависит от возраста детей и от вида развлечений. Виды развлечений следующие:
- викторины, конкурсы,
- посиделки (на фольклорной основе0,
- прогулки с сюрпризами,
- инсценировки,
- детские концерты,
- зрелища (все виды театра),
- музыкально-литературные концерты,
- спортивные развлечения,
- игры-драматизации, музыкальные сказки,
- игры-забавы.
Еще в ДОУ есть неизменный обычай отмечать особенный день в жизни ребенка – день рождения. И, конечно, он не обходится без песен, хороводов и танцев. А вы помните, как праздновались ваши дни рождения в детском саду?
7. В «Программе воспитания в детском саду» упоминается о том, что дошкольники должны самостоятельно водить хороводы, слушать и петь песни, играть на музыкальных инструментах и т. д. Но чтобы у ребят было желание этим заниматься, надо в групповых комната оборудовать х создать соответствующие условия. Прежде всего, отвести и музыкальные зоны.
Содержимое музыкального уголка подбирается в соответствии с возрастом детей:
- в младших группах – музыкальные игрушки с фиксированным звуком или мелодией, игрушки большие и маленькие, плоскостные инструменты;
- в средней группе – то же, плюс пианино, металлофон. Настольные игры, персонажи театров;
- в старшей группе – больше музыкальных инструментов, игры, а также игрушки-самоделки, магнитофон, диски, кассеты;
- в подготовительной группе дети знакомятся с цитрой, аккордеоном, пособия по нотной грамоте.
Все это служит хорошим стимулом для самостоятельной музыкальной деятельности.
|
Особая забота каждого педагога – это умение определить уровень музыкального развития ребенка, проследить за динамикой его развития, выявить конкретные методы и средства по отношению к каждому ребенку. Прекрасным материалом для этого служат музыкально-дидактические игры, которые не только помогают определить музыкальные способности детей, но и благотворно влияют на их развитие.
8. Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя ДОУ – от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирования общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть цели. для решения задач по музыкальному развитию детей дошкольного возраста музыкальный руководитель должен обладать высокой общей и музыкальной культурой. Большое значение имеют личностные общеразвивающие цели и задачи. А музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные качества, такие как увлеченность музыкой, развитый музыкальный вкус, высокая эрудиция, умение найти индивидуальный подход к каждому ребенку, а также любовь к детям, артистизм, способность к творчеству, культура общения и др.
Музыкальный руководитель тесно сотрудничает с педагогами. Он подбирает содержание музыкального уголка, проводит развлечения для детей и родителей, дает устные и письменные консультации, индивидуальные беседы и практические занятия, составляет план музыкального воспитания вне занятий, принимает непосредственное участие в беседах с детьми о музыке и т. д.
Задачи, стоящие перед воспитателями.
1. Использование музыки на прогулке, других занятиях, в самостоятельной деятельности, развлечениях.
2. Формирование эмоционально-положительной установки к занятиям музыкой.
3. Выявление и формирование музыкальных интересов детей, расширение музыкальных представлений.
4. Закрепление умений и навыков, полученных на занятиях.
5. Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе. Создание музыкальной зоны для музицирования.
6. Участие в занятиях-практикумах с целью совершенствования собственных музыкальных умений и навыков.
Таким образом, под руководством музыкального руководителя и воспитателя дети приучаются к общению с музыкой. Основная роль воспитателя в руководстве музыкальной деятельностью детей – это соучастие в ней и к этой работе необходимо относиться творчески.
9. Семья – это маленький коллектив, который может помочь ребёнку войти в мир музыки, оказать определённое воспитательное воздействие. Время, проведённое с детьми, совместные праздники, развлечения, игры способствуют созданию гармоничной личности маленького человека.
Какими видами музыкальной деятельности можно заниматься дома, в кругу семьи?
Это могут быть все вышеперечисленные виды: пение при умывании, домашние спектакли, импровизированные концерты, разучивание потешек, пение колыбельных песен и многое другое.
Успех в деле музыкального воспитания будет зависеть от педагогического такта самих родителей и от их знаний, которые они смогут приобрести в тесном контакте с воспитателем, музыкальным руководителем детского сада. Для этого у нас, например, проводятся консультации, выступления на родительских собраниях, информационная работа, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, анкетирование, вовлечение родителей в участие в театральных постановках, прокат развивающих и музыкальных дисков и прочее.
При успешно и правильно организованной работе с родителями повышается эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается улучшение показателей по диагностике музыкальных способностей, большая часть выпускников продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью, театральным искусством.