Земская реформа проводилась на основе «Положения о губернских и уездных земских учреждениях»1864




Сущность земской реформы заключается в привлечении общественных масс к участию в хозяйственно-административном управлении на местах; реформа устанавливала регулирование капиталов, имущества земства, содержания земских зданий и путей сообщения, учреждениями здравоохранения, образования и т. д.

Выделялись исполнительны е и распорядительные органы самоуправления. Распорядительным органом является уездное земское собрание. Во главе его стоял местный предводитель дворянства.

Выборы в органы местного самоуправления поводились по 3-м куриям:

1) крупные землевладельцы (имущественный ценз-100 минимальных крестьянских наделов);

2) представители сельских обществ;

3) городские избиратели (имущественный ценз -15 тыс. руб. в год).

Формировались губернские собрания из представителей земских собраний.

Исполнительные органы на местах - земские и губернские управы. Управы состояли из председателя и двух членов.

Городская реформа была проведена в 1870 г., в результате которой было введено городское управление.

Причины городского самоуправления - необходимость административно-хозяйственного управления в городе.

1870 г. было принято ≪Городовое положение≫. С этого момента было положено начало городской реформе.

Сущность реформы заключалась во введении системы органов городского общественного управления

Городская дума - выборный орган, возглавляемый городским головой. Городской голова назначался из кандидатов, предложенных думой или губернатором, министром внутренних дел, в Москве и Петербурге - императором.

Кандидаты в городскую думу должны были отвечать возрастному цензу (25 лет) и имущественному. Этот ценз определялся по куриям налогоплательщиков.

Курии налогоплательщиков: наибольшая часть налогов; на треть меньше; еще на треть меньше.

Не могли быть выбраны в земские органы власти осужденные лица, отрешенные от должности, подследственные либо лишенные духовного сана.

Компетенция городских учреждений:

1) назначение выборных должностных лиц;

2) установление городских сборов (сборы с торговли, трактиров, жилых помещений, аукционов и т. п.);

3) управление городским имуществом;

4) городская недвижимость;

5) кредиты-займы.

Бюджет городских учреждений формировался из отчислений на социальную сферу (учебные, благотворительные заведения и т.п. и содержания тюрем, полиция, местные воинских частей. Распределение бюджетных средств ведал губернатор.

 

 

Более радикальными были преобразования в армии, которые растянулись на 12 лет, с 1862 по 1874, но столь взаимосвязаны, что специалисты обычно воспринимают их как единую военную реформу.

Причины:

- поражение России в Крымской войне

- Революционный подъем в стране побуждал самодержавие укреплять армию как главную свою опору.

-требовалось упорядочить расходы на армию

Инициатором и руководителем военной реформы был Милютин.

-Были облегчены условия солдатской службы, отменены телесные наказания

-Улучшилась боевая подготовка войск

-С 1862 г. началось перевооружение армии

-Более современной стала подготовка офицеров.

Главным из всех военных преобразований стала реформа комплектования армии. замена системы рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью.

1874 г. был утвержден "Устав о Воинской повинности", вводившийся для всего мужского населения. Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребий) зачислялись в ополчение.

Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет

Сроки службы во флоте соответственно составляли 7 и 3 года.

Для лиц с высшим образованием срок действительной службы сокращался до полугода, со средним - до полутора лет.

Для получения звания требовалось специальное военнное образование. Командный состав по-прежнему сохранял черты корпоративности и сословности

Армия состояла из кадровых, резервных и запасных (тыловых) войск. Офицерский корпус готовился в юнкерских училищах, военных гимназиях и военных академиях (командных, юридических, медицинских).

Сохранялась особая Военная Юстиция, в ведение которой в 1878 г. было передано большое число дел о государственных преступлениях. Еще раннее, в 1863 г., в связи с Польским Восстанием генерал-губернаторам было дано право объявлять губернии на военном положении, в связи с чем многие дела переходили в ведение военных суд.

Контрреформы 1880-1890 гг. - это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Изменения вносились постепенно, без громких деклараций. Например, уже в 1866 г. присяжным судам запретили рассматривать дела о печати. В 1871 г. были внесены изменения в процессуальное право: дознание по государственным преступлениям было передано из компетенции судебных следователей – жандармам, т.е. политическому сыску. С 1872 г. особо важные политические дела стали рассматриваться Особым присутствием Сената и др.

Но решительный шаг на пути к контрреформам был сделан после убийства народовольцами 1 мар. 1881 г. Александра II, его преемником, Александром III, вступившим на престол 2 мар. 1881 г. Царское правительство перешло к реакционной политике.

Начались контрреформы с издания 29 апр. 1881 г. Манифеста «О незыблемости самодержавия».

14 авг. этого же 1881 г. было издано и введено в действие «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия ». Это был акт чрезвычайного характера, резко ужесточавший карательную политику самодержавия, наделявший чрезвычайными правами Министра внутренних дел. В деятельности МВД всё большее значение стал играть политический сыск с силовыми приёмами и средствами решения проблем охраны правопорядка.

Контрреформы проводились сразу по нескольким направлениям:

  • судебная,
  • земская,
  • городская,
  • в сферах народного образования, цензуре и
  • сфере управления.

Судебная контрреформа ограничивала гласность, демократичность судебного процесса, открывала широкую возможность административному вмешательству в судопроизводство. Например, запрещалось публиковать отчёты (информацию) по рассмотренным судами политическим делам (1881 г.), по решению административных органов любое судебное дело могло быть объявлено секретным и судебное заседание проходило в закрытом порядке (1887 г.), из ведения общих судов изымались дела о противодействии (сопротивлении), покушении на власть или должностных лиц и др.

20 мая 1885 г. был издан Указ, которым вводилось высшее дисциплинарное присутствие Сената, наделявшееся правом смещать судей или перемещать их на другую судебную должность, ограничивалось использование (участие) присяжных заседателей в судопроизводстве.

12 июня 1889 г. вступило в действие «Положение о земских участковых начальниках », которое отменяло принцип отделения суда от администрации. Этим положением повсеместно упразднялись мировые судьи1913 г. они исчезли совсем), кроме Петербурга, Москвы и Одессы. Вместо мировых судов в 40 губерниях страны учреждались земские участки. В уездах вместо мировых судей вводилась должность земского участкового начальника, которые назначались по представлению губернатора Министром внутренних дел из дворянского сословия. В их ведение переходили все гражданские и уголовные дела, ранее подсудные мировым судьям, они также курировали волостные суды по крестьянским вопросам и выполняли административно-политические функции.

Земская и городская контрреформы ограничивали полномочия либеральных земств, восстанавливали сословные привилегии дворянства в сфере управления и ужесточали административный контроль над местными органами самоуправления.

Принятое 12 июня 1890 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях » изменяло (по сравнению с положением 1864 г.) принципы и условия земской избирательной системы. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система выборов. Однако в 1-ой земледельческой курии вместо цензового принципа формирования был установлен сословный принцип: в нее входили только потомственные и личные дворяне. Одновременно с этим во 2-ой, городской, курии был значительно повышен имущественный ценз. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. результате таких «выборов» количество крестьянских депутатов было сведено к минимуму, а земства ставились под жёсткий контроль губернатора и его администрации.

Таким образом, влияние дворянства в земских органах значительно усилилось.

Был усилен контроль за земствами, осуществлявшийся губернатором и губернскими присутствиями по земским делам. Губернатор и министр внутренних дел имели право приостановить или отменить любое решение органов земского самоуправления.

11 июня 1892 г. было утверждено новое «Городовое положение », которым устанавливался административный контроль губернаторов над городскими думами и управами. С увеличением имущественного ценза резко повышался удельный вес дворянства и крупной буржуазии в городском самоуправлении, за счёт лишения прав горожан (мелкой и части средней буржуазии) участвовать в выборах и работе городского самоуправления.

С нарастанием реакции в стране стала развиваться система административной репрессии. Определенную роль сыграло примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее случаи, при которых административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков.

Телесные наказания, хотя и были отменены Указом 1863 г., на практике продолжали применяться по решению Комитета министров.

В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандармов. Собранные материалы передавались министру юстиции, который направлял их в судебные инстанции или принимал меры к решению дела в административном порядке.

С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием сената с участием сословных представителей.

В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведены дела о печати, в 1874 г. из ведения общих судов - дела о противозаконных сообществах и участии в них, в 1878 г. - дела о противодействии или сопротивлении властям. Все эти и многие др. дела были переданы в военно-окружные суды. В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых дверях.

Принятые 27 авг. 1882 г. «Временные правила о печати » устанавливали жёсткий административный контроль МВД над всеми печатными изданиями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: