Философия, религия и наука; проблема научности философии




 

 

Философия, религия и наука – являются самостоятельными, но очень тесно связанными между собой формами человеческого познания мира.

Религия является непосредственной предшественницей философии, в то время как наука, в ее современном смысле, возникла позже философии. Философия, религия и наука взаимно питают и обогащают друг другу, но при этом выполняют различные функции. Философия и религия представляют собой самостоятельные формы мировоззрения, т.е. обобщенные взгляды на мир и человека в этом мире. Наука составляет важнейшую часть духовной жизни человека и обогащает философию и религию новым знанием. Не случайно сегодня мы говорим о религиозной философии, о библеистике как самостоятельной гуманитарной науке, о философии науки как учебной и научной дисциплине.

Основу религиозного мировоззрения составляет теоцетризм, т.е. убежденность, что главной причиной всего сущего, высшей реальность является Бог. Мир и человек – это творения Бога, поэтому и мир и человек познаваемы через Бога, но поскольку познать Бога невозможно, то его познание имеет форму веры в Бога.

Религия основана на догматах, т.е утверждениях, которые следует принимать за абсолютную истину. Догматы не приемлют никакой критики. Ни научной, ни обыденной. Они – данность, с которой можно соглашаться и быть, таким образом, религиозным человеком, или не соглашаться, и быть атеистом. Согласовано догмату творения Бог сотворил окружающий мир из ничего. Бог является единственным творческим началом во вселенной. Бог всемогущественнен, вечен, постояннен и вездесущ. Согласно догмату откровения, мир можно познать только познав Бога. Но Бог недоступен для обычного познания. Религиозное познание Бога имеет форму веры. А сама вера основана на принятии догматов, которые являются продуктом познания и толкования Священного Писания (в христианстве являющегося Библией – Ветхим и Новым Заветами).

Догматизм является принципиальным отличием религии от философии и конкретно-предметных наук (естественных дисциплин – физикии, химии, биологии, социально-гуманитарных наук). Также нужно отметить, что религия – всегда является массовым явлением. Невозможна религия одного человека. В то время, как философия, как и научные исследования не требуют массовости, но могут быть индивидуальными. Поскольку ядром религии является вера, в религии далеко не главную роль играют теоретические обоснования и доказательства. Все это также отличает религию от философии и науки.

Вместе с тем, религия, как и философия, являются формами человеческого мировоззрения. Подобно философии, религия имеет свое объяснение бытия и сознания. Религия, как и философия, озабочена поиском высших ценностей человечества, смысла и оправдания его существования.

Соприкосновение религии и философии, а также претензия религии на объяснение наиболее общих закономерностей возникновения и развития мироздания, отношения человеческого сознания к бытию породило породило особое философское течение - религиозную философию, получившую признание в качестве самостоятельного и важного раздела философии.

Религиозная философия исследует в качестве важнейших два вопроса: о соотношении и взаимосвязи человеческого разума и веры, а также о взаимосвязи Бога как абсолютного творца бытия и самого этого бытия. В западноевропейской религиозной философии эти вопросы исследуются неотомизмом (т.е. обновленным учением Фомы Аквинского – от Фома (Тома) – томизм).

Очень яркий след в религиозной философии был оставлен русскими религиозными философами 19 – 20 веков – Бердяевым, Флоренским, Соловьевым. К числу религиозных философов может быть причислен и Ф.М.Достоевский.

Вопрос о соотношении и взаимосвязи философии и науки имеет два аспекта: определение сходства и различия между философией и наукой, и определение научной ценности философии. Оба этих аспекта вызывают споры.

С одной стороны, философия, в отличие от науки, изучает не конкретные объекты, включая человека, но то, как эти объекты осознаются человеком и складываются в его бытие. Философия пытается ответить на мировоззренческие вопросы, т.е. самые общие вопросы бытия и возможности его познания, ценности бытия для человека. Наука же всегда конкретна и имеет четко определенный объект исследования, будь то физика, химия, психология или социология.

Философия не имеет математического аппарата, не ставит опыты и эксперименты. Философские проблемы не имеют однозначного и окончательного решения. Споры по ним продолжаются столетия. А сами ответы на философские вопросы формулируются не однозначно утвердительно, а только гипотетично, через предположение. Аксиом и доказанных теорем в философии нет.

Наконец, для любой науки обязательным требованием при иследовании является объективность, понимаемая в том смысле, что на процесс исследования не должны влиять переживания, личные убеждения ученого, представление о ценности результата для человека. Наоборот, философия всегда озабочена аксиологическими вопросами, т.е. вопросами о значимости (ценности) достигнутого знания для человека.

Философия и наука всегда взаимно обогощяли друг друга. Многие открытия, подтвержденные впоследствие точными науками, первоначально являлись именно философскими озарениями. Самый известный пример этого – атомы Демокрита, реальность которых была подтверждена только через 2,5 тысячи лет, уже в 20 веке. Нельзя также не упомянуть о том, что представители точных наук с неизбежностью приходят к необходимости философских обощений достигнутых ими результатов. Исключительно философично учение Дарвина, широко известны философские работы физиков Ньютона, Эйнштейна, Луи де Бройля, Нильса Бора.

Философию и науку роднит наличие у них познавательных функций. Однако, философия пытается познать «познаваем ли мир» и «каков он в целом», а наука изучает конкретные объекты и явления живой и неживой природы.

Подобно научным дисциплинам, философия имеет свой язык, понятий аппарат. Ядром философии, как и теоретических (фундаментальных) наук, является теоретизирование, т.е. выстраивание умозаключений на заданную тему с целью достижения истинного утверждения (вывода).

Наличие собственного понятийного аппарата, предмета исследования и логического теоретизирования как основы исследовательского процесса, являются теми основными признаками, которые позволяют называть философию наукой или, точнее, особой областью научного знания, специфической научной дисциплиной.

В заключение можно привести точку зрения выдающегося немецкого философа начала 20 века Эдмунда Гуссерля, одна из работ которого так и называется «Философия как строгая наука». В ней Гуссерль указал, что с самого момента своего возникновения филосояи выступила с притязанием являться строгой наукой, однако, это притязание не осуществилось до настоящего времени. Философия не стала строгой наукой, поскольку даже самый смысл философских проблем бытия и сознания еще не приобрел научной ясности. По своей задаче философия – высшая и самая строгая из наук. Она представляет собой общую претензию человечества на абсолютное знание. Но философия лишена элемента учительства. Она ничему не учит и ее саму невозможно учить. Еще Кант говорил, что можно научиться только философствованию, а не философии. Философии нельзя учиться потому, что в ней нет объективно понятых и обоснованных идей, и потому, что ей недостает еще логически прочно установленных и, по своему смыслу, вполне ясных проблем, методов и теорий. Иными словами, философия – это всегда спор и всегда предположение об истине, но не сама истина.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: