Промышленное производство




Основой экономики Волоколамского муниципального района является промышленное производство, объем которого по сравнению с 2009 годом вырос в 1,2 раза.

Объем прибыли, полученной крупными и средними организациями промышленных производств в 2013году, составил 76 млн.548 тыс. рублей, в том числе обрабатывающих производств- 70 млн.227 тыс. рублей. Наиболее прибыльными были организации отраслей:

«Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий»- 88,1 процента прибыли промышленных предприятий;

«Добыча полезных ископаемых» - 8,3 процента прибыли промышленных предприятий;

«Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» - 3,6 процента прибыли промышленных предприятий.

По темпам роста промышленного производства Волоколамский муниципальный район занимает 29 место среди районов Московской области, и 49 место по Московской области в целом.

В Волоколамском муниципальном районе производятся различные видов промышленной продукции - пищевая продукция, ткани, швейные изделия, строительные материалы, полиграфическая продукция, продукция бытовой химии, кирпич и искусственный камень, и многое другое.

Крупные предприятия Волоколамского муниципального района:

• ЗАО «Волоколамский молочный завод» - переработка молока и производство молочной продукции;

• ОАО «Волоколамскхлеб»- производство хлебобулочных и кондитерских изделий;

• ООО «Сокофекс-ДревСтрой»-производство клееных деревянных конструкций;

• ООО «РотаК»- производство номерных знаков для автотранспорных средств и деревянных оконных блоков;

• ООО «ПаллетТрейд»- производство деревянной тары, опор, панелей;

• Филиал ГУП МО «ПФЦП «Волоколамская типография» - производство печатной продукции;

• ООО «Сычевский производственно-технологический комбинат» - добыча и переработка нерудных строительных материалов: песка, щебня и гравия.

За 2012-2013 годы в Волоколамском муниципальном районе построены и введены в действие предприятия:

по производству проводных жгутов для автомобилей Ford - ООО «Тайм»;

по производству мясных паштетов - ООО «Дека»;

проводится наладка оборудования на ООО «Кондитерская фабрика «Аладдин».

На промышленных производствах занято 16,6 процентов среднегодовой численности занятых в экономике, или 2902 человека. Вместе с тем, ежегодная потребность промышленных организаций в работниках на предприятиях промышленной отрасли Волоколамского муниципального района остается достаточно высокой.

Ведущие позиции в структуре промышленного производства занимают организации обрабатывающих производств - 52,6 процента всей отгружаемой промышленной продукции и 54 процента работающих. Далее следуют организации, занимающиеся добычей и переработкой полезных ископаемых - 32,8 процента и 31 процент соответственно (Таблица 2).

 

Таблица 2

Структура среднесписочной численности работников и объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам экономической деятельности, относимым к промышленным производствам в процентах к итогу

  Среднесписочная численность работников Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг    
         
Добыча полезных ископаемых 31,9 30,9   32,8
Обрабатывающие производства 47,7 53,8 76,1 52,6
из них:        
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 14,8 13,6 17,7 16,6
текстильное и швейное производство 7,5 8,1 8,2 1,0
обработка древесины и производство изделий из дерева 8,6 8,1 12,3 9,2
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 1,0 1,1 0,7 0,5
химическое производство 0,8 0,3 2,8 0,2
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 4,2 4,1 6,4 6,9
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 4,9 4,8 24,9 12,6
производство машин и оборудования 5,9 14,8 3,0 5,5
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 20,4 22,2 23,9 14,6

моногород социальный экономический

Наибольшую долю среди обрабатывающих производств занимает производство пищевых продуктов - 16,6 процента, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий -12,6 процента, обработка древесины и производство изделий из дерева - 9,2 процента.

На развитие промышленных производств в 2013 году было направлено 17 % от общего объема инвестиций в основной капитал. Преобладающий объем инвестиций промышленной отрасли был направлен в производство готовых металлических изделий (38,1 %), добычу полезных ископаемых (37,6 %) и в производство пищевых продуктов (23,9 %).

В 2013 году промышленными предприятиями (включая подсобные производства) Волоколамского муниципального района произведено:

материалов строительных нерудных - 2652,4 тыс. куб. м.;

мясных паштетов -1,7 тыс. тонн;

колбасных изделий -1,6 тонн;

мясных полуфабрикатов - 234,4 тонны;

сливочного масла - 5,0 тонн;

цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) -2,1 тыс. тонн;

хлеба и хлебобулочных изделий - 3,9 тыс. тонн;

кондитерских изделий - 77,4 тонны;

макаронных изделий - 0,8 тонн;

майонеза - 0,8 тонн;

х/б и синтетических тканей - 53,8 тыс. кв. м.;

швейных изделий -79,8 тыс. штук;

оконных блоков - 1,4 тыс. кв. м.;

клееных деревянных конструкций - 2,3 тыс. куб. м.;

деревянных строительных конструкций - 541,1 тыс. штук;

средств бытовой химии - 74,6 тыс. дал;

искусственного камня - 30,8 млн штук усл. Кирпича;

раствора строительного - 1,8 тыс. куб. м.;

блоков прямых, угловых, поворотных - 220,4 тыс. штук;

шпатлевки - 22,2 тонны;

заглушек -1,4 тыс. штук;

металлических пластин для изготовления номерных

знаков автотранспортных средств - 2,7 млн. штук;

электрожгутов для автомобилей «Форд» - 298,1 млн. нормо-часов;

отпечатано полиграфической продукции - 5,8 млн. листов-оттисков;

произведено тепловой энергии - 272,2 тыс. Гкал.

В тоже время уже установленные мощности не используются в полной мере. Причинами этого являются:

износ основных фондов на ряде предприятий и невысокий уровень их обновления;

неудовлетворительная работа маркетинговых служб по формированию портфеля заказов;

недостаточная обеспеченность рабочей силой.

К началу проводимых реформ промышленность Волоколамского муниципального района, как и Московской области, располагала уже устаревшим производственным потенциалом, износ основных фондов в 2009 году составлял 39,8 процента.

За последние пять лет введено новых основных фондов на сумму свыше 84 млрд. рублей, выбыло фондов - на 48,5 млрд. рублей. Темпы выбытия основных фондов существенно отстают от темпов ввода новых фондов. А так как в основных фондах более 50 процентов приходится на активную часть, можно сделать вывод, что на действующих промышленных предприятиях накапливается устаревшее оборудование и машины.

Степень износа машин и оборудования на действующих предприятиях превышает степень износа зданий. В 2009 году износ машин и оборудования составил 47,6 процента, а зданий - 28,3 процента. В 2013 году, соответственно, 61,6 процента и 41,7 процента.

Коэффициент обновления основных фондов действующих промышленных предприятий в 2009 году составил 0,09 процента. В 2013 году он снизился до 0,06 процентов. Результатом стало продолжающееся последние годы падение промышленного производства на старых предприятиях.

В целом по Волоколамскому муниципальному району в 2013 году наблюдается рост объемов производства за счет создания новых промышленных предприятий, в основном, обрабатывающей отрасли.

Строительный комплекс

За последние пять лет строительный комплекс Волоколамского муниципального района развивается высокими темпами.

В районе насчитывается около 25 стабильно работающих организаций, занимающихся строительной деятельностью. Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, вырос в 2013 году по отношению к 2009 году почти в 11 раз, с 84,44 млн рублей до 923,7 млн рублей.

Активно в Волоколамском муниципальном районе ведется индивидуальное жилищное строительство. Ввод индивидуального жилья увеличился с 11,5 тыс. кв. м в 2009 году до 21,7 тыс. кв. м в 2013 году.

В последние годы в Волоколамском муниципальном районе развивается строительство многоэтажных жилых домов по инвестиционным контрактам. Всего за период 2009-2013 годы было введено в эксплуатацию 90,6 тыс. кв. м. жилья. Основное вводимое жилье является индивидуальным.

Жилищный фонд Волоколамского муниципального района составляет на 01.01.2007 года 1263,6 тыс. кв. м. общей площади. Уровень обеспеченности жильем составляет 22,5 кв. м. общей площади на одного человека.

В последние годы в связи со значительными объемами строительства в Волоколамском муниципальном районе и Московской области в целом позитивные изменения происходят в производстве строительных материалов. Активно идет процесс перевооружения промышленности строительных материалов, осуществляется переход на выпуск современной конкурентоспособной продукции.

Основу производственной базы строительства в Волоколамском муниципальном районе составляют промышленные предприятия:

ООО «Сычевский производственно-технологический комбинат»,

ООО «Сокофекс-ДревСтрой»;

ООО «Паллет-Трейд»

ООО «ПК Эколит»;

ООО «ХХ1 Век Строительные Технологии»

а также подсобные производства по выпуску строительного раствора, стекла строительного, блоков, заглушек, резиново-полимерной мастики, функционирующие на базе ОАО «Трест «МОСС-18».

Промышленность строительных материалов Волоколамского муниципального района играет ведущую роль в гражданском и промышленном строительстве и оказывает значительное влияние на развитие экономики Московской области и ее социальной сферы.

Начиная с 2009 года, отмечен рост производства основных видов строительной продукции. В 2013 году по сравнению с 2009 годом рост производства стеновых материалов составил 8,5 раза, раствора строительного - 2,4 раза, клееных деревянных конструкций - 12,8 раза.

Исключение составило производство строительных нерудных материалов. Несмотря на рост объемов производства строительных нерудных материалов в 2013 году по сравнению с 2009 годом в 4,5 раза, с 2007 года большого роста не планируется, так как заканчивается разработка участка месторождения, ранее отведенного под разработку песчано-гравийной массы. Вырабатывается песчано-гравийная смесь с низким содержанием каменного материала, в связи с чем, объем добычи ПГС будет не выше существующего.

В Волоколамском муниципальном районе создано новое предприятие по производству строительных материалов. Это производство деревянных строительных конструкций

В период с 2009 по 2013 годы в организациях строительного комплекса осуществлялись процессы обновления основных фондов. Коэффициент обновления основных фондов в строительстве в указанный период составлял от 2 до 11 процентов.

Инвестиции

Экономика Волоколамского муниципального района характеризуется высоким инвестиционным потенциалом. В районе проводится определенная работа, направленная на управление инвестиционным процессом, базирующаяся на рыночных методах и механизмах регулирования инвестиционной деятельности.

Инвестиционный климат Волоколамского муниципального района в последние годы характеризуется высоким потенциалом и умеренными рисками.

Значительной активизации инвестиционной деятельности способствовала экономическая политика, проводимая администрацией Волоколамского муниципального района.

В 2013 году на территории района были реализованы инвестиционные проекты:

оформлен отвод земельного участка под реализацию крупнейшего инвестиционного проекта «Создание итальянского промышленного округа в районе п. Сычёво при участии ООО «Терре ди Лама»;

Начато строительство предприятия по производству канцелярских принадлежностей Компании «3М Россия»;

Оформлен земельный участок под строительство спортивного комплекса для проведения шоссейных кольцевых автогонок (ООО УК «ВИЗАВИ-АГРО;

Велось строительство оздоровительного комплекса с плавательным бассейном. Финансирование строительства увеличено с 150 млн. руб. до 300 млн. руб;

ООО «Тайм» увеличил в 1,5 раза к уровню 2012 года производство монопрофильных электрожгутов для автомашин «Форд»;

продолжалось строительство базы отдыха для рыболовов (д. Зубово)

велось жилищное строительство (ООО «Лама-инвест», «Мособлстрой-18»);.

Начато оформление документов на отвод земельного участка площадью 33,4 га под строительство жилого микрорайона по Рижскому шоссе;

Сдан в эксплуатацию торговый комплекс по ул. Панфилова, дом 21, стр.3 площадью 3596 кв. м.;

Сдан в эксплуатацию торгово-развлекательный комплекс по ул. Парковой, дом 13, площадью 2106 кв. м.

На приобретение оборудования и продуктивного племенного скота было израсходовано средств на сумму 117 млн 720 тыс. рублей.

Всего объем инвестиций в основной капитал составил в 2013 году 1121,084 млн рублей и вырос по сравнению с 2009 годом в 12,3 раза.

Основным источником инвестиций в основной капитал в 2013 году являлись привлеченные средства, которые составили 89 процентов от общего объема инвестиций. Из общего объема привлеченных средств 35 процентов приходилось на бюджетное финансирование.

Наибольшие объемы инвестиций по крупным и средним предприятиям направлялись на приобретение машин, оборудования и других транспортных средств (33,4 процента), основных средств, бывших в употреблении (23 процента), рабочий продуктивный племенной скот (20,3 процента).

Инвестиционные вложения позволили в 2013 году ввести в действие целый ряд производственных мощностей и объектов, а также провести работы по реконструкции и техническому перевооружению предприятий.

В числе введенных мощностей и объектов 2013 года:

· 21,716 тыс. кв. м. индивидуального жилья;

· завод по производству мясных паштетов;

· рынок стройматериалов (ООО «НЕКО»);

· новые котельные (ООО «Респект-энергия);

· торговый комплекс по ул. Панфилова, дом 21, стр.3 площадью 3596 кв. м.;

· торгово-развлекательный комплекс по ул. Парковой, дом 13, площадью 2106 кв. м.

· цифровая АТС емкостью 9248 номеров, в том числе два вноса по 640 номеров каждый в бывшем поселке Привокзальный и на фабрике им. Ленина.

· волоконно-оптическая кабельная магистраль Волоколамсктра для обеспечения высококачественной цифровой междугородной связью абонентов Волоколамского, Лотошинского и Шаховского районов.

· оборудование мультисервисной сети емкостью 256 портов для обеспечения высокоскоростного доступа в ИНТЕРНЕТ.

Введены в эксплуатацию цифровые внутризоновые радиорелейные линии связи Волоколамск- Лотошино и Волоколамск-Шаховская.

· система подвижной радиотелефонной связи МРТ-1327 емкостью 200 номеров.

Внешнеэкономическая деятельность

Деятельность в сфере внешнеэкономических связей в Волоколамском муниципальном районе направлена на активный поиск и привлечение инвесторов, установление и развитие отношений со стратегическими партнерами.

Для решения этих задач проводятся мероприятия, демонстрирующие Волоколамский муниципальный район как объект, благоприятный для вложения инвестиций.

Сегодня на предприятия Волоколамского муниципального района поступают инвестиции из пяти стран мира: Канады, Кипра, Польши, Великобритании и США.

По данным отдела государственной статистики Волоколамского района объем импорта в 2013 году составил 11,8 млн $ США, что в 236 раз больше, чем в 2012 году.

В товарной структуре импорта прослеживается тенденция притока средств в основной капитал В 2013 году поступило взносов в капитал на сумму 40,5 тыс.$ США..

На территории Волоколамского муниципального района работают 5 предприятий с участием иностранного капитала.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальный комплекс является одной из наиболее сложных многофункциональных систем в экономике Волоколамского муниципального района, объединяющей три муниципальных и два частных (ОАО «ГКС», ООО «Волоколамская тепловая компания») предприятия, имеющих на своем балансе 687 жилых домов, общей площадью 731,4 тыс. кв. м. На предприятиях ЖКХ занято свыше 1,5 тыс. человек.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства является наиболее важной составляющей в жизнеобеспечении граждан, основным направлением которой являются тепло - и водоснабжение, водоотведение, а также жилищная сфера.

В составе системы водоснабжения Волоколамского муниципального района эксплуатируются 46 водозаборных узлов, 6 артезианских скважин, 208,1 км водопроводных сетей.

Поскольку Волоколамский муниципальный район обеспечивается питьевой водой в основном из подземных источников, величина общего отбора подземных вод составляет 14 тыс. куб. метра в сутки.

Система водоотведения Волоколамского муниципального района включает в себя 20 комплексов очистных сооружений, из них 10 комплексов расположены в поселениях, 25 канализационных насосных станций, около 159 км уличных сетей.

Важным направлением коммунальной инфраструктуры является теплоснабжение. Теплоэнергетическое хозяйство Волоколамского муниципального района включает в себя 58 котельных, 9 центральных тепловых пунктов, около 100 км (в двухтрубном исчислении) тепловых сетей.

Жилищная сфера является базовой в жилищно-коммунальном комплексе района. Фактически здесь формируются гражданские правоотношения по всему комплексу вопросов, связанных с жизнедеятельностью человека и потребляется значительная доля производимых жилищно-коммунальных услуг.

Жилищный фонд в Волоколамском муниципальном районе составляет 687 жилых домов общей площадью 731,4 тыс. кв. м. Жилищный фонд, обслуживаемый муниципальными предприятиями ЖКХ Волоколамского муниципального района, за последние пять лет заметно увеличился. Увеличение произошло как за счет активно ведущегося нового строительства, так и за счет приемки жилищного фонда от ведомств и сельскохозяйственных организаций, прежде всего, с целью освобождения хозяйствующих субъектов от несвойственных им функций по содержанию объектов жилищного хозяйства.

Вместе с тем, доля муниципального жилищного фонда в совокупном объеме жилья ежегодно сокращается и составляет менее 50 процентов от общей площади жилищного фонда Волоколамского муниципального района.

Ключевыми направлениями развития жилищной сферы являются мероприятия, направленные на повышение уровня благоустройства населенных пунктов, качества предоставляемых жилищных и коммунальных услуг, внедрение энергосберегающих технологий.

В последние годы в жилищно-коммунальном комплексе Волоколамского муниципального района системно и целенаправленно обеспечивается комплексный и программно-целевой подходы к решению проблем отрасли.

Развитие малого предпринимательства

Малое предпринимательство в Волоколамском муниципальном районе является весомым сектором экономики.

В 2013 году количество малых предприятий составило 107 единиц, что на 42,7 процента больше, чем в 2012 году и на 81,4 процентов больше, чем в 2009 году.

Общее количество субъектов малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) составило 851 единицу, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 18 процентов.

В отраслевом разрезе малые предприятия сконцентрированы, в основном, в торговле и общественном питании - примерно процентов 30, в строительстве - 20 процентов, в промышленности - 10 - 13 процентов, бытовом обслуживании до 10 процентов.

Численность занятых в малом предпринимательстве в 2013 году превысила 3000 человек, что больше уровня 2009 года почти на 55 процентов. В 2013 году оборот субъектов малого предпринимательства достиг 616,9 млн. рублей, что почти в два раза больше, чем в 2009 году.

Развитие малого предпринимательства в Волоколамском муниципальном районе осуществляется на основе областной целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Московской области на 2011-2007 годы», и районной программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волоколамском районе на 2011-2007 годы».

Областная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства Московской области на 2011-2007 годы включает:

Информационное и научно-методическое обеспечение малого предпринимательства в Московской области

Развитие инфраструктуры малого предпринимательства в Московской области;

Финансовая и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства в Московской области.

Районная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Волоколамском районе на 2011-2007 годы включает создание условий для устойчивого развития малого предпринимательства в Волоколамском районе

Социальная сфера, образование, здравоохранение, культура, работа с молодежью, спорт, туризм.

Единая государственная политика социальных гарантий (льгот и компенсаций) в Волоколамском муниципальном районе осуществлялась в отношении: ветеранов войны и труда, тружеников тыла, Героев Советского Союза и Российской Федерации, Героев социалистического труда, инвалидов, пенсионеров, граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие радиационных аварий и их последствий на Чернобыльской АЭС и других атомных объектах гражданского и военного назначения,реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, многодетных семей, отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в городских и сельских поселениях (Таблица № 4).

 

Таблица 4

Показатели социального обеспечения в Волоколамском муниципальном районе за 2009 - 2013 годы

Наименование показателя          
Сумма назначенных пенсий, млн. руб. 22,3 26,3 30,1 37,3 41,6
Общее число пенсионеров, тыс. чел. 15,1 15,0 14,9 14,8 14,8
Средний размер назначенных месячных пенсий, рублей          
Величина прожиточного минимума пенсионера за IV квартал, рублей          
Соотношение среднего размера назначенных пенсий и величины прожиточного минимума пенсионера, в процентах 97,4 102,8 103,4 108,7 100,6
Число граждан, пользующихся льготами по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, тыс. чел. 16,936 14,862 12,825 14,001 26,276
- в т. ч. к общему числу жителей Волоколамского муниципального района, в процентах 34,6 29,0 23,5 24,9 46,6
Число семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, ед.          

 

SWOT-анализ социально-экономического развития моногорода

 

Сильные стороны:

выгодное географическое положение;

близость к железнодорожному и автомобильному транспортным узлам;

инвестиционная активность;

наличие квалифицированной рабочей силы;

большой культурно-исторический потенциал.

Ограничения развития:

нестабильность федерального законодательства, затрудняющая разработку среднесрочных и долгосрочных планов и программ;

сложная демографическая ситуация,

высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население;

высокий уровень трудовой маятниковой миграции населения;

высокая степень износа производственного потенциала;

несоответствие темпов развития структуры производства и поддерживающей инфраструктуры;

отсутствие сырьевых источников;

ограниченное количество свободных земель, пригодных для жилищного строительства, прав по распоряжению земельными участками, являющимися муниципальной собственностью и неиспользуемыми по целевому назначению;

высокая степень дифференциации по уровню экономического и социального развития.

Возможности развития:

инвестиционная привлекательность;

наличие инновационного потенциала развития;

наличие возможностей для развития туристского бизнеса;

привлекательность для мигрантов;

наличие свободных рынков для организации и ведения бизнеса (финансовый рынок (включая рынок потребительских кредитов), фондовый рынок, логистика);

наличие возможностей для реализации муниципально-частного партнерства.

Факторы, оказывающие негативное влияние на социально-экономическое положение:

возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном уровне (изменения отдельных положений законодательства Российской Федерации, последствия которых могут привести к снижению поступлений налогов и сборов в бюджет Волоколамского муниципального района);

отсутствие мотивации к труду (доля затрат на оплату труда составляет 18-19 процентов от объема затрат на производство и реализацию товаров и услуг; фонд оплаты труда составляет 32,8 процентов от валового муниципального продукта);

возрастание различий в социальном и экономическом развитии Волоколамского муниципального района.

 


Глава 3. Разработка программы модернизации экономики моногорода

 

Программа активной реструктуризации экономики моногорода- это стратегический документ, основанный на реализации выбора стратегии, сделанного органами местного самоуправления. Рассматривая социально-экономическое развитие моногорода, необходимо задействовать весь комплекс территориальных ресурсов, использовать особенности существующей и перспективной структуры его хозяйства, географического положения, экономического, социального, трудового потенциала.

Органы местного самоуправления, проводя местную экономическую политику по повышению устойчивости территории, используют местный потенциал, определяют стратегический выбор моногорода.

Стратегия развития города - это современный тип развивающегося планирования, ориентированного на приоритетное использование внутренних материальных финансовых, правовых и иных ресурсов и потенций, наращивание конкурентных преимуществ города, на повышение его привлекательности для инвесторов, фирм, организаций, населения.

Как следует из основных принципов формирования стратегии развития моногорода, необходимо:

проанализировать внутренние закономерности в динамике развития города, исследовать градообразующее предприятие, его экономические связи;

дать оценку стартовым условиям социально-экономического развития города, эффективности использования городского потенциала, состояние системы самоуправления.

Необходимо подчеркнуть, что высокая степень неопределенности будущего социально-экономического развития страны и региона и прямая зависимость моногорода от состояния градообразующего предприятия, обуславливают высокие риски стратегии развития моногорода.

Риски, оказывающие наибольшее влияние на стратегическое развитие моногорода:

отраслевые (цикличность спроса на продукцию градообразующего предприятия);

глобальные, страновые и региональные;

финансовые;

правовые;

экономические;

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, у местного самоуправления для проведения стратегической экономической политики в моногороде предполагается наличие финансовых средств.

В ходе исследования была разработана программа модернизации моногорода, которая включает в себя комплекс мероприятий по их выполнению. Основными задачами данной программы является создание каталога инвестиционных проектов, формирование бюджета классификации, развитие частно-общественных интересов, обеспечение информационной открытости. Программа модернизации моногорода Сычево носит рекомендательный характер.

Считаем необходимым при разработке программы использовать зарубежный опыт модернизации моногорода. В международной практике выделяют «американский» и «европейский» опыт модернизации экономики моногорода. В США население очень мобильно и в среднем 6-7 раз в течение жизни меняет место жительства, поэтому основной путь решения проблемы - переезд жителей из промышленных городов, ставших депрессивными, в другие территории, где есть рабочие места. В России «американский» опыт неприемлем, так как у россиян уровень мобильности очень низкий. Среди европейского опыта модернизации экономики моногорода выделяется немецкий подход, использование которого имеет положительные результаты в промышленном городе Рур. Немецкий подход имеет следующие характеристики:

долгосрочный характер (в Руре они стартовали в 1960-х и длились 40 лет);

первым приоритетом программы является модернизация инфраструктуры, в том числе транспортной, для повышения мобильности жителей и снижения издержек бизнеса;

второй приоритет - меры по повышению человеческого капитала, развитие местной инициативы, идентичности, культуры;

третий приоритет - экологическая санация старопромышленных территорий с высоким уровнем загрязнения.

Также можно рассмотреть пример г. Хелмонда в Нидерландах. В начале 70-х годов этот город затронул острый кризис: в традиционных отраслях промышленности занятость резко сократилась (уровень безработицы достиг 27% трудоспособного населения). Была разработана концепция возрождения города и прилегающего района, предусматривающая следующий комплекс мер по экономическому и социальному преобразованию:

структурная перестройка экономики города и прилегающего района за счет привлечения новых компаний и реконструкции действующих предприятий;

привлечение в регион квалифицированных кадров,

подготовка и переподготовка местных кадров;

строительство жилого фонда для привлечения квалифицированных кадров и обновление инфраструктуры.

Н.В. Зубаревич отмечает, что при согласованной политике властей и бизнеса по санации занятости и развитии инфраструктуры в сочетании с огромными финансовыми ресурсами и длительной, упорной реализацией программы можно добиться успех.

Проведенный во второй главе анализ показал, что Сычево является типичным моногородом с характерными для него проблемами развития:

наличие градообразующего предприятия и, как следствие, прямая зависимость бюджета города от ситуации связанной с деятельностью ООО «Сычевский ПТК».

в моногороде однопрофильный состав населения, что вызывает проблемы на рынке труда.

Итак, главная цель программы модернизации моногорода Сычево - устойчивое развитие на основе диверсификации экономики с использованием конкурентных преимуществ.

В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

стабилизировать ситуацию на ООО «Сычевский ПТК»;

снизить зависимость бюджета города от деятельности ООО «Сычевский ПТК»;

способствовать росту качества жизни жителей моногорода;

улучшить имидж города;

Успешная реализация программы должна способствовать:

решению системных проблем развития Сычево;

привлечению ресурсов бизнеса для реализации проектов производственного, инфраструктурного развития и решения социально важных задач;

значительному увеличению инвестиционной привлекательности моногорода;

максимально выгодному использованию природных ресурсов территории;

диверсифицированию экономики моногорода (за счет строительства мини-завода по производству соков и нектаров, развития среднего и малого бизнеса);

созданию комфортных условий предоставления жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг жителям города: строительство спортивного комплекса с тренажерным залом и бассейном, строительство кинотеатра, развитию туризма;

сокращению оттока трудоспособного населения и созданию условий для привлечения молодых специалистов;

снижению бюджетных затрат;

увеличению доходной части бюджета г. Сычево.

Индикаторами успешной реализации Программы будут выступать следующие показатели:

создание новых рабочих мест и, как следствие, снижение безработицы, увеличение заработной платы;

снижение доли градообразующего предприятия ООО «Сычевский ПТК» в общем объеме отгруженного сырья;

снижение доли работающих на градообразующем предприятии от численности трудоспособного населения;

увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике города;

рост собственных доходов в общих доходах бюджета города Сычево.

По итогам реализации программы город Сычево должен стать современным городом с многоструктурной экономикой, новыми производствами, высоким уровнем доходов и качества жизни. Для внедрения мероприятий программы Сычево необходимо создать:

специальную структуру с государственной поддержкой, которая будет координировать модернизацию моногорода;

региональную структуру корпоративного типа по управлению инвестиционными проектами;

Основные мероприятия необходимо проводить поэтапно.

На первом подготовительном этапе (2012-2014 гг.) необходимо модернизировать и улучшить финансовое состояние градообразующего предприятия ООО «Сычевский ПТК». Основная цель модернизации градообразующего предприятия - повысить конкурентоспособность продукции. В результате проведенных строительно-монтажных (ремонт здания, установка нового оборудования) работ на предприятии ожидается увеличение объема продукции, снижение материальных расходов, увеличение рабочих мест.

На втором стабилизационном этапе (2015-2027 гг.) провести ремонт автодорог, жилых домов, что будет способствовать увеличению инвестиционной привлекательности ООО «Сычевский ПТК» и улучшению качества жизни горожан.

На данном этапе нужно провести ряд мероприятий по развитию малого и среднего бизнеса. Возможно, необходимо будет создать фонд «Поддержка малого и среднего предпринимательства в Сычево» при помощи областного правительства. Для высокой степени эффективности финансирование желательно проводить из федерального, областного и местного бюджетов.

Мероприятия, направленные на развитие бизнеса в г. Сычево:

проведения курсов для начинающих предпринимателей по созданию и развитию собственного дела с участием экономистов, менеджеров, юристов, психологов.

создание консультационных услуг;

предоставления грантов начинающих предпринимателям;

предоставление кредитов на льготных условиях;

предоставление поручительств;

субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по лизинговым договорам.

Успешная реализация данных мероприятий будет способствовать:

созданию новых субъектов малого предпринимательства;

созданию дополнительных рабочих мест;

повышению квалификации и переобучению кадров;

обеспечению налоговых поступлений в бюджет города Сычево от субъектов малого и среднего предпринимательства;

увеличению объемов производства продукции субъектами малого и среднего предпринимательства в общегородском объеме отгруженных товаров.

Следующим мероприятием будет строительство на базе педагогического колледжа г. Сычево спор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: