Цели и задачи модуля. Требования к результатам освоения.




УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ. КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ.

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ

 

1. Профессиональный модуль «Проведение профилактических

мероприятий». Структура, цели изучения.

2. Понятия «здоровье», «образ жизни», «качество жизни».

 

3. Понятие о демографии как науке. Основные демографические

процессы и явления, показатели их характеризующие.

4. Современная демографическая ситуация в России, регионе.

5. Факторы, влияющие на здоровье. Факторы риска здоровью.

6. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья населения.

7. Модель сестринской деятельности Мойры Аллен.

 

 

Самостоятельная работа;

1. Расчет демографических показателей / рождаемость, смертность, естественный прирост/.

2. Выявление факторов, влияющих на здоровье человека /на примере конкретных ситуаций/.

 

 

1. Профессиональный модуль «Проведение профилактических мероприятий». Структура, цели изучения.

СТРУКТУРА:

РАЗДЕЛ 1. Здоровый человек и его окружение

РАЗДЕЛ 2. Основы профилактики

Раздел 3. Сестринское дело в системе первичной медико- санитарной помощи

Цели и задачи модуля. Требования к результатам освоения.

С целью овладения основным видом профессиональной деятельности Проведение профилактических мероприятий и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода

знать:

-- современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье,

-- направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;

-- основы иммунопрофилактики различных групп населения;

-- принципы рационального и диетического питания;

-- роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе «школ здоровья»

уметь:

обучать население принципам здорового образа жизни

проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия

консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики

консультировать по вопросам рационального и диетического питания

организовывать мероприятия по проведению диспансеризации

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Проведение профилактических мероприятий», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями

Код Наименование результата обучения
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
ОК 14 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

 

2. Понятия «здоровье», «образ жизни», «качество жизни».

 

Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, когда органы и системы организма человека уравновешены с окружающей, производственной и социальной средой (определение ВОЗ).

Общественное здоровье есть состояние, качество общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стеснённого заболеваниями, физическими и психическими дефектами /качество жизни/.

Здоровый образ жизни — это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических условий, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья людей. Цель здорового образа жизни — утверждение более разумных форм личного и коллективного поведения по сохранению и укреплению здоровья.

 

Здоровье населения характеризуют:

- демографические показатели;

- показатели заболеваемости;

- показатели инвалидности;

- показатели гармоничного развития.

2. Понятие о демографии как науке. Основные демографические процессы и явления, показатели их характеризующие.

Демография — это наука, изучающая вопросы естественного движения населения. Населением называется совокупность людей, проживающих в пределах определенной территории. Естественное движение населения подразумевает непрерывное изменение его численности и структуры в результате рождения, смерти, браков и разводов, миграции, а также изменения половозрастной структуры населения. Предметом демографии являются законы естественного воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности. Основными задачами демографии являются: — изучение тенденций и факторов демографических процессов; — разработка демографических прогнозов; — разработка мероприятий демографической политики по сохранению и укреплению здоровья. Демографические показатели позволяют судить о демографической ситуации: об уровне рождаемости и смертности, естественном приросте и т. д

 

РАСЧЕТ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Число родившихся за год

Рождаемость = --------------------------------------------------------------х1000

Среднегодовая численность населения

 

Число умерших за год

Смертность= ---------------------------------------------------------------х1000

Среднегодовая численность населения

Естественный прирост = рождаемость – смертность

 

2. Современная демографическая ситуация в России, регионе.

Демографическая ситуация в России в конце 20 века характеризовалась одновременным падением рождаемости и ростом смертности населения (так называемый «русский крест»).

 

 

Это привело к демографическому кризису – упадку в численности коренного населения России. Если не преодолеть демографический кризис, то возникает прямая угроза национальной безопасности страны и сохранению российского уклада жизни. К 2050 году Россия может потерять 30% населения: численность сократится со 142,7 млн. человек до 100 млн. / доклад Всемирного банка «Рано умирать» 2006 г./

 

ИТОГИ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ 2010 ГОДА

2002 г. 2010 г.

 

Общая численность 145,2 млн. 142,9 млн.

Населения

 

Соотношение городского 73,3% к 73,7% к

И сельского населения 26,7% 26,3%

 

Соотношение мужского и 46,6% к 46,3% к

Женского населения 53,4% 53,7%

 

За период 2002 -2010 г.г. Россия потеряла 2,3млн. человек.

По численности населения Россия занимает 9 место. Лидерами по этому показателю являются Китай – 1,3 млрд., Индия – 1,2 млрд.,

Статистика Минздрава

Министерство здравоохранения и социального развития РФ опубликовало отчет о демографических процессах в 2010 году.

Рождаемость 12,6%о / 2006 г. – 10,4%о /

Суммарный коэффициент рождаемости одной женщины репродуктивного возраста в 2010 году составил 1,59 (в 2006 году — 1,3).

Смертность 14,3%о / 2006 г. – 15,2%о /

Однако в 2009 году коэффициент смертности составил 14,2%о, то есть тенденция снижения смертности нарушена.

Младенческая смертность 7,5%о / 2006 г. - 10,8 %о /

Естественная убыль населения - 1,7 %о / 4,8%о в 2006 г. /

Ожидаемая продолжительность жизни

Средняя - 68,98 лет / 2004 г. – 65,3 /,

мужчин - 63,03 / 2004 г. – 58,9/,

женщин - 74,87 / 2004 г. – 72,4/.

Разрыв в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин составил 11,8 лет. Такого разрыва в продолжительности жизни мужчин и женщин нет ни в одной стране мира.

Несмотря на рост ожидаемой продолжительности жизни она все еще ниже, чем в середине 80-х годов / средняя – 69,75г., мужчин – 64,9 г., женщин – 74,6 г. / и значительно ниже, чем в развитых странах / от Японии отставание 16,4 года, от СШФ 12 лет, от стран Евросоюза 14 лет/.

 

Новая концепция демографической политики в 2011 – 2015 годах в качестве основной задачи ставит сохранение численности населения России на уровне 142 млн. Одновременно с этим должна увеличиться средняя продолжительность жизни до 7О лет.

 

ИТОГИ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2010 ГОДА

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2002 г. 2010 г.

 

Общая численность 1235,1 тыс. 1126,5 тыс.

 

Соотношение городского 61,2 % 65,2%

И сельского населения 38,8% 34,8%

 

Соотношение мужского 45,7% 45,4%

И женского населения 54,3% 54,%

 

За период с 2002 года население Курской области уменьшилось на 108,6 тыс человек / на 8,8% /.

 

 

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗА 2010 ГОД

 

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИИ

 

Рождаемость 11,0 %о 12,6%о

Смертность 17,3%о 14,3%о

Естественная убыль 6,3%о 1,7 %о

Средняя продолжи-

тельность жизни 66,85 г. 68,98 г.

Младенческая смертность 8,3%о 7,5%о

 

На 1 апреля 2011 года

Рождаемость 11,1 %о

Смертность 18,3%о

Естественная убыль населения 7,2 %о

 

5. Факторы, влияющие на здоровье. Факторы риска здоровью.

Основным фактором, влияющим на здоровье являются заболевания. Показатель, характеризующий частоту случаев заболеваний, называется «заболеваемость» и рассчитывается на100 тыс. населения.

Общая заболеваемость / учитываются все виды заболеваний / населения России составила в 2008 г. 182 714,2 случаев

2009 г. 195 814,4 случаев

Общая заболеваемость

населения Курской области в 2008 г. 156 142, 6 случаев

2009 г. 178 686, 3 случаев

Заболеваемость населения России в основном определяют 5 классов болезней. Они составляют более 2/3 всех заболеваний.

Наиболее распространены болезни органов дыхания - более 1/3 всех заболеваний.

Второе место занимают болезни нервной системы и органов чувств.

Далее следуют болезни сердечно-сосудистой системы,

болезни органов пищеварения,

а также несчастные случаи, травмы и отравления.

Из других заболеваний следует отметить сахарный диабет. Частота его быстро растет и за последние 15 лет увеличилась вдвое. Растет и число вирусных заболеваний.

Для анализа заболеваемости важно знать не только частоту возникновения тех или иных классов заболеваний, но и выделять те заболевания, которые наиболее часто приводят к смертности и инвалидизации населения.

Структура смертности в России имеет определенные отличия от других стран мира. Как в развитых странах, так и в России большинство людей умирают от сердечно-сосудистых заболеваний (в настоящее время это причина смерти почти 56% россиян). Однако следует заметить, что в развитых странах Запада смертность от болезней кровообращения снизилась в последние годы на 50-60%. В России же она не просто выросла вдвое, но приобрела характер эпидемии.

На втором месте среди причин смертности не злокачественные новообразования, как везде, а несчастные случаи, травмы, отравления, самоубийства и убийства. Скажем, на дорогах гибнут ежегодно более 30 тыс. человек, а от самоубийств - около 60 тыс.

Очень тревожит высокая доля несчастных случаев, травм и отравлений среди людей, способных к труду. Это является причиной смерти не менее чем в 1/3 случаев, причем у мужчин в 4-5 раз чаще, чем у женщин. Ежегодно травмы и отравления получают 12 млн. россиян. Вероятность смерти от неестественных причин в течение жизни в России вдвое выше, чем в США и Японии, втрое - чем в Великобритании.

В далеком 1986 г. в результате антиалкогольной кампании уменьшилась как общая смертность трудоспособного населения (на 21%), так и особенно смертность от несчастных случаев, травм и отравлений (на 36%). Эффект борьбы с пьянством был быстрым и выраженным, но ограниченным по времени.

Далее среди причин, вызывающих смерть, идут онкологические заболевания и болезни органов дыхания.

Следует отметить, что в России больные умирают на 5-8 лет раньше, чем в большинстве развитых стран, и этим обусловлены большие потери трудового и жизненного потенциала населения в нашей стране. Особенно высока смертность в первый год жизни, а также среди людей трудоспособного возраста (смертность сейчас выше, чем даже в периоды мировых войн). Уровень младенческой смертности у нас в настоящее время в 4 раза превышает соответствующие показатели в развитых странах Запада. А ведь чем ниже смертность младенцев, тем состояние здоровья детей, а значит, и всего населения, лучше. Высокий уровень младенческой смертности указывает на серьезное неблагополучие в здоровье населения. Острейшей проблемой остается материнская смертность, более чем в 10 раз превышающая показатели развитых стран.

Более высокая смертность населения трудоспособных возрастов - одна из основных причин снижения средней продолжительности жизни россиян. Нам не удалось пока оттеснить болезни и смерть к более поздним возрастам в такой мере, в какой это сделано в развитых странах. Особенно тревожит тотальное ухудшение состояния здоровья детского населения нашей страны.3 Число абсолютно здоровых детей и подростков составляет всего 3-8%, до 35-38% увеличилось за последние годы число школьников, имеющих какие-либо функциональные нарушения или дисгармоничное развитие, и до 59-62% возросло число хронически больных учащихся. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят к окончанию школы в стойкую хроническую патологию.

Анализ специалистов Института гигиены детей и подростков МЗ РФ показывает, что только 20% юношей призывного возраста, если пользоваться мировыми стандартами при оценке их здоровья, могут служить в армии. Что касается девушек, то уже в подростковом возрасте у каждой четвертой из них отмечается дисгармоничное развитие. Почти 2/3 девушек имеют хронические заболевания и нуждаются в оздоровлении, причем около 25% из них имеют проблемы, связанные с нарушениями репродуктивной системы, - т. е. новое поколение родителей имеет специфические показатели здоровья, несущие повышенную угрозу здоровью следующих поколений. Педиатры сообщают: до 80% современных детей рождаются физиологически незрелыми, что резко снижает уровень их адаптационных возможностей и увеличивает вероятность заболеваний. 3

Приведенная здесь достаточно мрачная демографическая статистика должна вызывать не уныние и безнадежность, а желание действовать. Объективную социальную реальность творят люди, которые вполне способны изменить ход событий и направить их в сторону, в наибольшей степени обеспечивающую интересы самосохранения и выживания общества в целом и каждого отдельного человека в частности.

 

Люди могут жить в среднем на пять лет дольше, если устранить пять главных факторов риска здоровью — недовес массы тела у новорожденных, небезопасный секс, злоупотребление алкоголем, отсутствие чистой воды, гигиены и санитарии и повышенное кровяное давление. Об этом говорится в докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). По предварительным оценкам, эти факторы приводят к одной четверти из 60 миллионов ежегодных случаев смерти. 1

В докладе "Глобальные факторы риска для здоровья" описаны 24 фактора, которые оказывают воздействие на здоровье. Они представляют собой сочетание факторов в области окружающей среды, поведения и физиологии, таких как загрязнение воздуха, употребление табака и плохое питание.

"Эти факторы риска представляют собой сочетание экологических, поведенческих и психологических аспектов, включая загрязнение воздуха, курение и плохое питание. Некоторые из них наиболее опасны для бедных слоев населения, другие же угрожают всем — жителям бедных и богатых стран", — поясняет эксперт Организации Гретчен Стивенс.

В докладе также привлекается внимание к комбинированному воздействию многочисленных факторов риска. Многие случаи смерти и заболевания, вызванные более чем одним фактором риска, можно предотвратить путем уменьшения воздействия какого-либо из факторов риска.

Мы пытались обратить внимание на такие 2. факторы риска здоровью, как загрязнение среды обитания, курение, алкоголизм, гиподинамия, несбалансированное питание, психоэмоциональное напряжение. Но существуют еще биологические факторы, формирующие организм, обусловливающие его развитие, регулирующие его жизнедеятельность, и не случайно все большее значение приобретает изучение наследственности с помощью генетики и других наук

2. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья населения.

Что же можно сделать для преодоления демографического кризиса?

Во-первых, в последние годы меняется демографическая политика государства, издаются новые законы, стимулирующие рождаемость и обеспечивающие охрану материнства и детства, поддержку семьи. С 2006 года в России реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье», предполагающий укрепление первичного звена медицинской помощи, совершенствование профилактики, пропаганду здорового образа жизни, раннее выявление заболеваний, увеличение объемов и качества высокотехнологичной помощи, борьбу с основными причинами смертности/ сердечно-сосудистыми заболеваниями, травмами и отравлениями /, снижение младенческой и материнской смертности. Приоритетный национальный проект «Здоровье» предусматривает также меры по повышению квалификации медицинских работников и улучшение условий их труда.

Во-вторых, необходима серьезная профилактическая работа, в том числе проводимая медиками. - Основные направления профилактической работы: 1. Контроль за состоянием здоровья девочек, девушек и женщин, профилактика и лечение заболеваний у них. 2. Планирование семьи и использование современных средств контрацепции. 3. Предупреждение абортов. 4. Отказ от вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни. 5. Физическое воспитание детей и подростков и т. д. Во всех этих мероприятиях активное участие должны принимать средние медицинские работники. Для укрепления и сохранения здоровья людям необходимы знания о тех факторах, которые могут негативно повлиять на организм, о путях и средствах борьбы с ними, о мерах по предупреждению их воздействия. Всю эту информацию население должно получать от специалистов в процессе их просветительской деятельности. И в первую очередь — от средних медицинских работников в поликлиниках, детских дошкольных учреждениях, школах, по месту работы, по месту жительства и т. д. Для проведения работы с населением медработник должен сам хорошо владеть необходимой информацией, быть в курсе современных достижений медицинской науки.

7. Модель сестринской деятельности Мойры Аллен.

Модель М. Аллен направленна на укрепление здоровья.

 

  М. Аллен предложила свою модель в начале 1970-х гг., когда получила признание концепция первичной медико-санитарной помощи. Принципы первичной медико-санитарной помощи ориентированы больше на здоровье, чем на болезнь, на привлечение к сохранению здоровья самого человека, его семьи, общества. Пациент. Объектом модели является семья, а не отдельный человек, поскольку именно в ней формируется поведение, ориентированное на здоровье. Модель М. Аллен предлагает рассматривать человека через призму семьи, признавая как влияние семьи на личность, так и влияние отдельной личности на семью. В процессе такого взаимодействия люди и семьи в повседневных житейских ситуациях получают возможности социального, психологического и профессионального роста и развития. Пациент играет активную роль в укреплении своего здоровья. Источники проблем пациента. М. Аллен считает источником проблем пациента неправильное поведение его семьи, наличие факторов риска возникновения заболеваний в семье, отрицательное отношение семьи к здоровью, ведение нездорового образа жизни и т.д. Пациент усваивает ту модель социального поведения, которая соответствует его образу жизни и ценностям. Цель и задачи ухода. Здоровье - это основная цель сестринской помощи. Задачей медицинской сестры является выработка в семье поведения, ориентированною на здоровый образ жизни, и обучение совокупности навыков по преодолению проблемных ситуаций. Модель М. Аллен делает акцент на потенциале людей, который можно задействовать при обучении здоровому образу жизни. Роль медицинской сестры. Медицинская сестра организует обучение. Она создает благоприятную обстановку, которая стимулирует, привлекает и заинтересовывает семью в укреплении здоровья ее членов. При этом семья является активным участником процесса оздоровления. Направленность сестринской помощи. По М.Аллен медицинская сестра делает акцент на получении пациентом и его семьей знаний о принципах ведения здорового образа жизни. Личность в семье выступает в качестве объекта медицинского и социального обучения медицинской сестры. Пациент обучается в процессе наблюдения за поведением других людей, которое трансформируется в его сознании в определенную модель. Медицинская сестра рассматривает пациента как активного участника процесса обучения, способного решать проблемы и принимать решения, необходимые для улучшения его здоровья. Она стремится обеспечить здоровье пациенту и его семье повсюду - в больнице, поликлинике и дома. Способ оказания сестринской помощи. Медицинская сестра совместно с пациентом выбирает способы вмешательства, направленные на укрепление его собственного здоровья и здоровья членов его семьи. Это может быть формирование и развитие здоровой семьи, занятие физкультурой и спортом, обеспечение необходимой поддержки и развития активного и ответственного участия членов семьи в сохранении и укреплении здоровья и т.д. Оценка качества и результатов ухода. Критериями оценки качества и результатов ухода должно быть улучшение здоровья семьи в соответствии с поставленными целями. Медицинская сестра достигает цели, последовательно выполняя семь этапов ситуационно обусловленной сестринской помощи: выявляет проблему, изучает контекст ситуации, определяет временные границы, анализирует проблему, составляет план, выполняет план, оценивает результаты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: