Тема: «Предпосылки девиаций в подростковом возрасте»




Цели:

- Раскрыть понятие социальной девиации в подростковом возрасте, изучить предпосылки становления социальных девиаций.

- Развивать навыки выявления социальных причин девиантного поведения.

- Формирование навыков взаимодействия с подростками, обладающими девиациями.

Тип урока: лекция

Ход урока:

1. Организационная часть

2. ОАЗ

-Понятие девиация

-Причиныу девиаций

-Предпосылки девиаций

3.ФНЗ

- Как вы понимаете термир самоидентификация?

- Как вы понимаете термин депривация?

- Какие отношения в семье могут привести к девиантному поведению?

- Какие отношения в школе могут привести к девиациям?

-

 

Конспект лекции:

Социальная девиация - социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе.

Девиантное поведение может присутствовать практически во всех возрастах, но наибольшая вероятность к переходу от конформного, социального стиля поведения к данному асоциальному стилю существует в подростковом возрасте. Так почему же именно подростки так чувствительны к девиациям?

 

Причины сензитивности подростков к девиантному поведению:

1. Самоидентификация как задача развития

В каждом возрастном периоде есть свои задачи развития. В подростковом возрасте это самоидентификация, т.е. уподобление к группе сверстников. Если в предыдущих возрастах для ребенка важно мнение взрослого, то теперь сверстник занимает главную позицию в жизни подростка. Если мы вспомним себя в детсадовском возрасте, или младшей школе, то для каждого из вас было важно, чтобы родитель, воспитатель или учитель похвалили вас, выделили среди других детей. Если мы вспомним себя в 13 или 14 летнем возрасте, то многие вспомнят, что были готовы пойти на любые конфликты с родителями, лишь бы не отличаться от сверстников, а быть как все. Особенно яро подросток борется за право выглядеть как остальные и иметь права равные другим подросткам. Примеры борьбы ребенка за социальное равенство: приходить домой во столько же, во сколько и его сверстники, например в 11 вечера, борьба за право посещать те же заведения, что и сверстники т.д. Борьба за право выглядеть так, как выглядит группа сверстников, к которой принадлежит подросток. В подростничестве распространены субкультуры, что соответствует задаче развития. Относя себя к какой-либо из субкультур, ребенок своим поведением говорит: «Смотрите, я отличаюсь от всех, но у меня есть друзья, они такие же как и я». В этом и заключается суть самоидентификации подростка, отличаться от большинства, но не быть белой вороной. Этот этап, когда я хочу отличаться и отличаюсь от остальных, но все-таки похож на некую малую группу, есть нормальная естественная ступень между полноценной, обособленной, непохожей на других личностью взрослого и еще недифференцированной, особо не отличимой по поведению от других личностью ребенка.

 

Самоидентификация – поведенческое, социальное и внешнее уподобление группе сверстников, к которой принадлежит подросток и которая принимает его. Самоидентификация будет проходить по тем нормам и ценностным ориентациям, которые приемлемы в данной группе. Если ребенок приемлем в социально благоприятной группе, то у него будут развиваться конформные, т.е. социально одобряемые паттерны поведения. Если же группа социально неблагоприятна, то велика вероятность развития девиантных форм поведения.

2. Подростничество - относительно молодой возраст в историческом плане.

Подростковый возраст появился не более одного века назад. Раньше, когда ребенок в физическом развитии достигал взрослого человека, то ему предоставлялись те же функции и роли, что и взрослому. С научно-техническим прогрессом характер профессионального труда и социальная жизнь были усложнены, и это стало невозможным. Поэтому после школьного возраста появился еще один – подростковый. Подросток это уже не ребенок, поэтому учебная деятельность характерная для младшего школьника ему не подходит, т.к. познавательный интерес притупляется, но еще и не взрослый, подросток еще не может работать и иметь те же социальные роли, что и взрослый. Для подростка открывается идеальная форма взрослости, но подлинной взрослости он пока еще не может достичь. Подросток готов быть важным для общества и настии ответственность за свою деятельность. Но в современной ситуации это сложно реализовать. В СССР и США культура пионеров и скаутов абсолютно адекватно подходили к особенностям подросткового возраста, наделяя этот этап значимой для подростков деятельностью. Но сейчас в России не существует таких культур, поэтому современным подросткам приходится самостоятельно осуществлять свою взрослость. Существует множество типов взрослости, где наиболее сложнодостижимая, но самая адекватная это интеллектуальная взрослость, которая характеризуется большим кругозором, глубокими знаниями. Но наиболее простая для подростка взрослость – это внешняя взрослость. Она достигается за счет форм поведения, присущим взрослым: курение, употребление алкоголя, наркотиков, азартные игры и т.п, т.е. наиболее социально неодобряемые формы поведения.

У подростков еще не появился адекватный вид деятельности, характерный для данного возраста в целом. Поэтому подросток стремится отличиться от младших школьников и больше походить на взрослого. Наиболее простой способ достижения взрослости – внешняя взрослость, которая достигается с помощью наиболее негативных форм поведения взрослого человека: курение, употребления алкоголя, азартные игры, наркомания.

3. Дисгармония во внутреннем и внешнем строении личности

Третья причина вытекает из второй. Здесь может быть две причины, ведущие к девиантному поведению. Первое, подросток хочет быть взрослым, но не может. И второе, подросток еще не созрел внутренне, но, например, родители наделяют его новыми функциями, которые он еще не готов принять. Это ведет к внутреннему конфликту. И если внутриличностный конфликт долго время не может найти разрешение, то это ведет к разнообразным психическим травмам, которые выражаются в социальном поведении.

4. Социальная, физическая и психическая депривация или неудовлетворение.

Эта причина вытекает из предыдущей. Если по каким-либо причинам у подростка долгое время не удовлетворяется одна из вышеуказанных потребностей, то это также ведет к психическим травмам, которые могут отражаться на социальнмо поведении.

 

Предпосылки социальных девиаций

1.Семья

А) нарушение стиля воспитания:

Гиперпротекция: излишняя центрированность на воспитании ребенка, чрезмерное поучение и воспитание

Гипопротекция: попустительский стиль воспитания

Б) удовлетворение потребностей ребенка:

Потворствование: чрезмерное потакание желаниям ребенка, что ведет к избалованию и игнорирорвание

Игнорирование: неделание считаться с интересами и потребностями ребенка, что ведет к духовной недостаточности и неудовлетворенности в общении с родителями

В) количество и качество предъявляемых требований ребенку

Чрезмерная требовательность ведет к высокой тревожности ребенка и гиперответсвенности

Недостаток требовательности ведет к несамостоятельности

Г) запреты ребенка:

Чрезмерность запретов ведет к реакции эмансипации, т.е. желанию ребенка отделиться от семьи и минимально сократить взаимодействия с ней или к тревожно-личностной акцентуации. Акцентуация – пограничное состояние между психической болезнью и здоровьем

Недостаток запретов ведет к безответственности, беспечности, отсутствию мотивов

Д) Наказания

Чрезмерность наказаний ведет к высокой тревожности и страхам

Недостаток наказаний ведет к избалованности

2 Педагогическая запущенность со стороны родителей и учебного заведения ведет к пробелам в социально-этических знаниях, а также их искажении. Педагогическая запущенность затрудняет личностный рост из-за возникших на этой почве недоверия обществу и основным социальным институтам, высокой тревожности, страхов, чувства неполноценности

3.3 Конфликтность во взаимоотношении со сверстниками ведет к делинквентному, т.е. асоциальному, затворническому образу жизни и к разнообразным девиациям

3.4 Несоответствие физического развития и возраста ведет к искусственной взрослости, наиболее легкий способ достижения которой осуществляется через курение, употребление алкоголя, азартные игры, наркомания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: