Думаем, сравниваем, размышляем




Тема: «Культура и духовная жизнь общества в конце XX — начале XXI века».

Лекция.

 

Рубеж XX-ХХI века занимают уникальное место в истории мировой культуры. Именно в этот период культура получает небывалое до тех пор мощное развитие в материальной и духовной сферах. Развиваются средства связи и коммуникации, происходит массовая информатизация общества. К концу XX века — около 50% населения проживает в городах, 90% всех предметов, используемых сейчас человеком, придуманы в последние сто лет; люди используют 600 миллионов автомобилей; запущено более 4000 искусственных спутников Земли; за 20 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человеком за все время его существования. XX век становится и самым кровавым, в войнах XX века погибло больше человек, чем за всю историю до него; разработано оружие массового уничтожения. Нравственные ценности обесцениваются, общество стремится к тому, чтобы произвести и потребить максимальное количество материальных благ.

Культура XX века - культура переломная, а не просто новый период ее истории. Старое и новое не располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении. Видоизменения, которые претерпевает культура XX века от этапа к этапу своего развития, концентрируются в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах. Невозможно определить некий общий единый стиль искусства в XX в. В течение XX в. сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира.

Перемены, охватившие Россию в 90-г. ХХ века, не могли не отразиться на развитии культуры. Они породили массу проблем, многие из которых не удаётся решить до сих пор. Сегодня на территории России специалистами различных профилей ведётся огромная работа по возрождению культурных традиций народов страны, что является условием воспитания таких качеств, как гражданственность, духовность, патриотизм и национальное самосознание.

Начало 1990-х гг. ознаменовалось кризисом отечественного кино. Средств на производство картин практически не было, с разрушением СССР рухнула система проката Госкино. В страну хлынула из-за рубежа дешевая пиратская видеопродукция. Зрители перестали ходить в кинотеатры, здания которых начали сдавать под вещевые рынки, клубы и кафе.

Из массового культурного обихода ушли отечественные фильмы. Огромное количество российских фильмов лежало на полках как не соответствующие современному идеологическому плюрализму. Российские зрители познакомились с многосерийными иностранными телесериалами. Ситуация несколько изменилась к концу 1990-х гг., когда телевизионные каналы, сумев заработать на рекламе, стали выступать в роли заказчика отечественных сериалов.

Российские режиссеры и актеры пытались сохранить традиции отечественного кинематографа. Многие уезжали работать за границу, накапливали денег и приезжали обратно, чтобы снимать российское кино. Появился институт продюсеров, которые отвечали за производство и прокат картин. Несмотря на острый кризис, в 1990-е гг. появился ряд картин, отмеченных наградами международных кинофестивалей.

В1990-е гг. появилось понятие «шоу-бизнес», который стал внутренним регулятором эстрады. Певцам и коллективам приходится учитывать конъюнктуру рынка, определять спрос зрителей. Подобная ситуация приводит к появлению низкопробных песен и молодых артистов, паразитирующих на потребностях «массового» зрителя.

Классическая музыка на рубеже XX—XXI вв. приобрела элитарный характер. Во многом это объясняется новыми экономическими условиями: за границей творчество музыкантов, работающих в классическом искусстве, оплачивается несравненно выше, чем в России. Многие композиторы, дирижеры, исполнители живут и работают за рубежом, приезжая в Россию ради нескольких концертов в Москве или Санкт-Петербурге.

В 1990-е гг. явлением в музыкальной культуре стало творчество С. Слонимского, автора опер «Гамлет» (1990 г.), «Видения Иоанна Грозного» (1995 г.). Сочинения композитора широко исполняют в России и за рубежом (в США, Германии, Италии, Японии).

Особую роль в отечественной культуре сыграл А. Шнитке, автор 6 симфоний, оперы «Одиннадцать заповедей», балетов «Лабиринты», «Желтый звук», «Эскизы». К его творчеству обращаются выдающиеся дирижеры и солисты, его оперную и балетную музыку ставят ведущие труппы мира.

Значительный вклад в развитие музыкального искусства внес А. Петров, за которым закрепилась слава современного классика. Он — автор опер и балетов, симфонических произведений и инструментальных концертов, музыки к фильмам и театральным спектаклям. В 1990-е гг. композитором были созданы балет «Мастер и Маргарита», вариации для оркестра на тему Мусоргского, струнный квартет на темы протестантских гимнов. По-прежнему центрами классического музыкального и балетного искусства являются Большой театр под управлением Ю. Григоровича в Москве и Мариинский театр под управлением Г. Гергиева в Санкт-Петербурге. По-прежнему визитной карточкой российской культуры остается Большой театр, который наравне с основной сценой, на которой идут классические постановки, открыл экспериментальную сцену.

1990-е годы ознаменовались расцветом театрального творчества. Снятие идеологических барьеров, стремление к новациям послужили благодатной почвой как для развития традиционного театра, так и для театральных экспериментов. Зрительские залы московских театров «Современник» под руководством Г. Волчек, МХАТ О. Ефремова, «Ленком» М. Захарова, Театр сатиры А. Ширвиндта, «Сатирикон» К. Райкина всегда полны. Творчество режиссеров Р. Виктюка, В. Житинкина, В. Фокина, Р. Стуруа и других вызывает интерес зрителей и критиков. Главные темы, волнующие людей, — поиски смысла жизни, темы любви и ненависти, жизни и смерти. Театральное искусство также нуждается в финансовой поддержке. Многие актеры, чтобы продержаться в тяжелой экономической ситуации, снимаются в рекламе, участвуют в концертах и антрепризах.

Рынок проник и в сферу изобразительного творчества. Многие художники работают на заказ, имея постоянную клиентуру, способную достойно оценить полотна в финансовом отношении. Любители изобразительного искусства знакомятся с творчеством современных художников в Центральном доме художника, картинной галерее А. Шилова, на выставках И. Глазунова, Н. Сафронова. Также перед зрителями открыты залы Третьяковской галереи, отреставрированной в 1990-е гг.

Политические и экономические преобразования, происходившие в стране в 1990-е гг., нашли свое отражение в духовной жизни общества, которая отличалась противоречивостью. С одной стороны, продолжился процесс раскрепощения творческой деятельности, прекратилось давление художественной цензуры, с другой — театры, кино, образование, библиотеки были вынуждены выживать в условиях всеобщей коммерциализации и отсутствия должного финансирования.

В обществе 1990-х гг. началась смена духовных ориентиров. Вследствие падения уровня жизни и социального расслоения получили развитие негативные явления: распространение наркомании, повышение детской преступности, отсутствие доступа к культурным ценностям (покупке книг, туристическим поездкам, посещению театров, выставок, концертов). Появился новый тип культуры — постмодернизм. Изобразительное искусство, музыка, исполнительское искусство стали элитарными.

1. Какие отличия в развитии культуры 1990-х гг. по сравнению с предшествующим периодом вы можете выделить?

2. Какие факторы, на ваш взгляд, оказали существенное влияние на развитие культуры 1990-х гг.?

В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отра­зилась эпоха — распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик, драматическое противостояние ветвей власти в 1993 г. и изменение геополитического по­ложения России. Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. С одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но с другой — прекратило финансирование творческой деятельно­сти. Социалистический реализм подвергся критике, многие деятели культуры обратились к авангардному искусству (концептуализм, постмодернизм, неоавангардизм). Однако искус­ство авангарда обращено к элите, узкому слою знатоков и ценителей. Признание в России и за рубежом получили в 90-е гг. произведения литературы и искусства, созданные в тра­диционном реалистическом ключе. Кризисное состояние российского общества на начальном этапе реформ негативно ска­залось на интеллектуальном потенциале страны. В целях экономии бюджетных средств резко сократились государственные расходы на развитие науки, образования и культуры. Работа в науке стала относиться к категории низкооплачиваемых и непрестижных. С 2000-х гг. возобновилась государственная поддержка науки, образования и культуры. Развитие литературы, кинематографа, музыки, театра, изобразительного искус­ства в России А. И. Солженицын («Как нам обустроить Россию», статья о путях возрождения страны, о разумных, на взгляд автора, основах построения жизни народа и государства); В. Г. Распутин («Россия молодая», «В одном сибирском горо­де», произведения посвящены городу, интеллигенции); В. О. Пелевин (роман «Чапаев и пустота»); В. П. Астафьев (роман «Прокляты и убиты», итоги раз­думий о героизме и пацифизме, трагедии войны, об одиночестве «маленького человека», о его ожесточении и страданиях); Б. Акунин (постмодернистские произведения) Кинематограф В 1990-е гг. наибольшим успехом пользовались фильмы Н. С. Михалкова («Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник»), В. П. Тодоровского («Стра­на глухих»), С. В. Бодрова-старшего («Кавказский пленник»), В. И. Хотиненко («Мусульманин»). В конце 1990-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Ежегодно проводился Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи Продолжение Виды искусства Деятели, произведения, события Кинематограф В 2000-х гг. новыми яркими фигурами российского кинематографа стали ре­жиссёры Р. М. Литвинова, Ф. С. Бондарчук и др. В 2003 г. «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля первым из россиян получил А. П. Звягин­цев за фильм «Возвращение». Лауреатом Государственной премии РФ стала Ч. Н. Хаматова за свои глубокие роли в театре и кино, удостоенная также те­атральной премии «Золотая маска». Первым игровым православным фильмом современной России стала драма П. С. Лунгина «Остров», получившая при­знание зрителей и награды кинематографистов Музыка Международную известность и популярность приобрели Российский националь­ный оркестр, созданный выдающимся пианистом М. В. Плетнёвым, петербург­ский Мариинский театр, возглавляемый В. А. Гергиевым. Признание и извест­ность получили оперные певцы Д. А. Хворостовский, О. В. Бородина, артисты балета У. В. Лопаткина, Д. В. Вишнёва, И. М. Лиепа, Н. М. Цискаридзе. В 2002 г. победой на Зальцбургском музыкальном фестивале началась мировая карьера А. Ю. Нетребко. В 2006 г. всей стране стало известно имя пианиста- виртуоза Д. Л. Мацуева Театр В 1990-х гг. получили признание публики возникшие во второй половине 80-х гг. театры-студии, камерные театры («Театр Луны», «Табакерка», «Театр-студия на Юго-Западе» и др.). Лучшие традиции отечественной режиссуры продолжал театр под руководством П. Н. Фоменко Живопись В российской живописи 1990-х гг. развивались самые различные направления. Портретное искусство было представлено творчеством как известных мастеров (А. М. Шилов, И. С. Глазунов и др.), так и молодых талантливых художников (Н. С. Сафронов и др.) Скульптура Получило развитие монументальное искусство. Наиболее яркий его предста­витель — президент Российской академии художеств 3. К. Церетели (памят­ник Петру I, Мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве и др.). В 1995 г. на Манежной площади в Москве был установлен памятник Г. К. Жукову (В. М. Клыков) Средства массовой информации В начале 1990-х гг. радикальные перемены произошли в средствах массовой инфор­мации. Исчез партийный контроль над их деятельностью. Появились сотни новых газет и журналов. Десятки цветных журналов, рассчитанных на самые разные интересы, стали од­ной из ярких примет нового времени. Появились первые коммерческие радиостанции. Были открыты первые частные телеканалы. Глобальной сетью — Интернетом — в конце 1990-х гг. пользовались около 4 млн человек, а в 2007 г. — уже около 30 млн человек. Во второй по­ловине 1990-х гг. контроль за ведущими печатными и электронными СМИ находился в руках олигархических групп и частных лиц, активно использовавших этот рычаг в отстаивании собственных интересов. Усиление роли государства в различных сферах жизни общества в 2000-х гг. не могло не затронуть и СМИ: государство усилило контроль над средствами массовой информации. Развитие образования и науки С 2000 г. началась реформа образования, призванная заменить образовательную си­стему, соответствующую индустриальному обществу, на новую систему, характерную для общества информационного. Завершилась компьютеризация школ и подключение их к Интернету. Был введён Единый государственный экзамен, призванный обеспечить равные возможности зачисления в вузы для всех жителей России. Начался переход системы выс­шего образования в России на Болонскую систему с целью создать для молодых россиян равные возможности с их европейскими сверстниками в получении современного высшего образования. Среди достижений российской науки следует отметить создание в июле 2001 г. третьего в мире (после США и Японии) суперкомпьютера, выполняющего 1 трлн операций в секунду. Важнейшим направлением в научных исследованиях стали нанотехнологии, которые позво­ляют получать новые объекты и материалы на основе изменений материи на молекулярном уровне. Петербургский математик Г. Я. Перельман решил одну из фундаментальных задач миро­вой математической науки, доказав теорему А. Пуанкаре. Лауреатами Нобелевской премии по физике в 2000 г. стал Ж. И. Алфёров за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компо­нентов, в 2003 г. — А. А. Абрикосов и В. Л. Гинзбург за вклад в объяснение сверхпрово­димости и сверхтекучести. Достижения российского спорта Проблемы, с которыми столкнулась Россия в 1990-х гг., отразились и на состоянии спор­та. Количество олимпийских медалей становилось с каждым разом всё меньше. Однако и в этих условиях российские спортсмены одерживали блистательные победы. Тем не менее становилось очевидным, что без повседневного внимания и государственной поддержки мастеров спорта, без развития массовой физкультуры и спорта Россия может в короткий срок утратить былые позиции в мировом спорте. В 2000—2008 гг. стала возрождаться материально-техническая база массового спорта. Приглашение для работы со сборной России по футболу известного тренера Г. Хидцинка позволило создать современную команду, успешно выступившую на чемпионате Европы по футболу в 2008 г. Выдающимися достижениями были отмечены выступления российской сборной на лет­них и зимних Олимпийских играх. Традиционные религии в современной России В 1990-е гг. началось возрождение традиционных для России религий — православия, ислама, буддизма, иудаизма. По всей стране развернулось восстановление и строитель­ство храмов, мечетей, синагог, дацанов. В Москве всего за 5 лет был восстановлен храм Христа Спасителя. Огромным событием в жизни церкви и верующих стало прославление в год 2000-летия Рождества Христова новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти. Отношения власти и церкви в начале XXI в. переживали подлинный расцвет. Регулярными стали Рождественские чтения, в ходе которых на самом высоком государственном уровне обсуждались формы участия церкви в возрождении духовности и нравственности россиян.

Вопросы и задания для работы с текстом лекции.

1. Какие отличия в развитии культуры 1990-х гг. по сравнению с предшествующим периодом вы можете выделить?

2. Какие факторы, на ваш взгляд, оказали существенное влияние на развитие культуры 1990-х гг.?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. С помощью фактов (используйте Интернет) докажите, что изменения в политическом развитии способствовало духовному развитию в мире.

2. Подумайте, почему произошло обострение противоречий в культуре?

3. Почему духовная сфера жизни общества является ключевой для России?

4. С помощью лекции и дополнительной информации подготовьте эссе на тему «Культура и духовная жизнь общества в конце XX — начале XXI века».

Литература

Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века / Под ред. Керова Валерий Всеволодович – М.: Астрель, 2019

Минералов Ю.И. История русской литературы: 90-е годы XX века – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004

Источник: Нестерова И.А. Культура России в конце 20 и начале 21 века // Энциклопедия Нестеровых - https://odiplom.ru/lab/kultura-rossii-v-konce-20-i-nachale-21-veka.html



Для обратной связи с преподавателем отправляйте выполненные задания на электронную почту t.oboyanskaya@yandex.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: