Педагогические факторы успешности обучения.




вариант классификации факторов педагогической успешности, основывающийся на концепции педагогических систем, разработанной Н.В. Кузьминой и дополненной Л.Г. Викторовой, которая представляется нам наиболее полной и всесторонней на настоящем этапе развития педагогической науки. Согласно этой концепции педагогическая система определяется как “упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, образующих целостное единство, подчиненное целям воспитания и обучения. Систему составляют структурные и функциональные компоненты. “Структурные компоненты педагогической системы являются базовыми элементами, характерными только для педагогических систем”. Таких компонентов шесть: цель – “важнейший компонент любой педагогической системы, обусловливающий сам факт ее создания”; учебная информация, “которая должна стать предметом усвоения теми или иными людьми”; средства педагогической коммуникации, “с помощью которых организуется деятельность учащихся по усвоению учебной информации в зависимости от целей педагогической системы”; учащиеся – “определенный контингент людей, испытывающих потребность в определенной подготовке, образовании или воспитании”; педагоги, “соответствующие целям системы, владеющие определенной информацией, средствами коммуникации, вооруженные психологическими знаниями об объекте педагогического воздействия”; результат – знания, умения, навыки, сформированные у учащегося к окончанию срока функционирования системы, т.е. к моменту выпуска. Результат, или уровень успешности системы, является критерием эффективности ее деятельности. “Функциональные компоненты – это устойчивые базовые связи... структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся...”. Авторы выделяют следующие функциональные компоненты педагогической системы: гностический, включающий действия, связанные с процессом накопления новых знаний о системе и ее компонентах в процессе решения педагогических задач; проектировочный, включающий действия, связанные с перспективным планированием задач и способов их решения; конструктивный, связанный с отбором и композиционным построением содержания учебной и воспитательной информации; коммуникативный, включающий действия по установлению педагогически целесообразных взаимоотношений между участниками педагогического процесса; организаторский, связанный с реализацией педагогического замысла конкретной организацией взаимодействия участников процесса; коррективный, связанный с перестраиванием деятельности педагогической системы в зависимости от уровня ее успешности. Мы предлагаем классифицировать факторы успешности функционирования педагогической системы (педагогического процесса) в зависимости от того, к какому структурному компоненту педагогической системы они относятся. Тогда к первой группе факторов, а именно связанных с целью педагогической системы, можно отнести такие, например, как соответствие поставленной цели возрастным и другим особенностям учащихся, преемственность целей систем разных уровней (детский сад, школа, вуз и т.д.) и другие. “Правильно поставленные цели имеют определяющее значение в организации успешной деятельности”.Вторая группа, относящаяся к учебной информации, включает такие факторы, как содержание, количество и качество учебного материала, способ, структура, доступность его изложения и другие причины, включаемые И.П. Подласым в генеральный фактор “учебный материал. Третья группа факторов, связанная со средствами педагогической коммуникации, может включать методы и приемы преподавания и учения, применение технических средств обучения и т.д. К четвертой группе относятся те факторы, которые характеризуют учащихся как субъектов педагогического процесса: уровень общей подготовки, общие способности к учебно-познавательной деятельности, общие характеристики мышления, умения и навыки учебного труда, работоспособность и другие факторы, включаемые И.П. Подласым в состав генерального фактора “обучаемость учащихся” и рассматриваемые Ю.К. Бабанским как внутренние компоненты реальных учебных возможностей. Пятая группа, содержащая факторы, относящиеся к педагогу, обучающему, состоит из таких причин, как уровень педагогической подготовки учителя, уровень его знаний по предмету, работоспособность, личностные характеристики и т.д. К шестой группе, соотносимой с результатом деятельности педагогической системы, по-видимому, относятся факторы, обеспечивающие эффективность обратной связи в педагогическом процессе: формы контроля, его периодичность, востребованность результатов контроля для корректировки хода процесса и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: