Общие принципы оглашения




 

 

 

Оглашение может быть построено только на основании искренних и доверительных отношений с людьми. Катехизация может быть только откликом на свободное произволение человека к спасению. Использования в катехизическом процессе любых средств и технологий, нарушающих свободу человека, недопустимо[1].

Катехизация должна быть, в первую очередь, встречей и диалогом, а не только монологом катехизатора. Подготовку оглашенных к Крещению целесообразно проводить не в форме преподавания лекционного материала о христианстве и пассивного слушания, а в более эффективной с педагогической точки зрения живой беседе с постановкой вопросов и использованием примеров из повседневной жизни (притч) или исторических событий, поясняющих основные истины веры.

Желательно использование наглядных пособий (например, с текстом Символа веры) и современных средств обучения: видео-, аудио- и компьютерной техники. Хорошим подспорьем для катехизаторов может стать небольшая видеотека и библиотека. В книжной лавке каждого прихода должна быть литература, специально адресованная тем, кто пока только стучится в двери Церкви. Это должна быть литература на разных уровнях — и общедоступном, и более углубленном — объясняющая основы Православия, а также открывающая мир Евангелия и богослужения, который для многих остается по-прежнему закрытым[2].

В приходе следует распространять катехизические листки, посвященные праздникам, Таинствам, богослужению и отдельным вопросам церковной жизни, разместить информационный стенд, содержащий просветительскую информацию[3].

Уже на первой огласительной беседе есть смысл вручать оглашенным брошюру о Крещении (как минимум – текст Символа веры на церковно-славянском и русском языках) и Евангелие. Возможно распространение среди оглашаемых дисков с катехизическими фильмами[4] и текстами в электронном виде, а также с записью бесед в mp3-формате[5].

Малоэффективным оказывается использование литературы, образовательных программ (например, по «Закону Божию») и большинства другого материала, созданного в дореволюционную эпоху, т.к. по своему характеру эта литература и программы были рассчитаны на уже воцерковленных взрослых и детей, ходящих с детства в храм. Подобная литература не ставила перед собой целью приведения обучаемых в Церковь, т.к. сам уклад культурной, социально-общественной жизни дореволюционной России способствовал этому[6].

Литургические молитвы за оглашенных, в которых есть прошение о том, чтобы Господь «открыл им Евангелие правды », свидетельствуют о том, что Церковь особое внимание уделяет просвещению оглашаемых евангельской вестью. Поэтому необходимо, чтобы за время подготовки к Крещению оглашенные самостоятельно познакомились с содержанием Евангелия. В качестве минимального требования можно предложить прочтение одного из синоптических Евангелий[7].

Стоит помнить, что процесс оглашения не может быть сведен к механическому изучению богослужебных чинопоследований, заучиванию молитв и просмотру церковных книг. Во время подготовки человека к Крещению в первую очередь необходимо задуматься о том, как оглашенный соотносит себя со Христом и Его Церковью:

Надо при сем иметь в мысли, что в сем умертвии греху через Крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей самого человека (свт. Феофан Затворник[8]).

Основной задачей катехизатора является не рассказ о церковных обычаях, а свидетельство о Христе[9].

Содержание оглашения должно соответствовать категориям слушателей. Необходимо учитывать возрастные особенности, социальный статус, религиозную мотивацию, уровень светского образования, психологические особенности, а так же нравственное и культурное развитие человека:

Не один и тот же способ учения пригоден для всех приступающих к слову. Напротив того, надлежит соображать оглашение с разностями верований, имея в виду одну и ту же цель слова, но не однообразно пользуясь ведущими к ней в каждом случае средствами... Ибо с родом болезни соображать должно и способ врачевания: не уврачуешь одним и тем же в эллинстве многобожие и в иудее неверие в Единородного Бога; и введенных в заблуждение ересями не отвратишь одним и тем же от обманчивых, ими составленных понятий о догматах [10].

План проведения бесед с готовящимися к Крещению предполагает постепенный переход от одной темы к следующей, от простейших понятий до глубоких вероучительных истин. По словам апостола Павла, новоначальных христиан необходимо питать молоком, ибо они ещё «младенцы» (Евр. 5:12,13).

Приведенный здесь план бесед является лишь ориентиром для катехизатора, который в процессе общения с людьми некоторые темы может лишь затрагивать, а те, которые вызывают недоумения и смущение у оглашаемых, наоборот, рассматривать более тщательно.

При подготовке бесед по этому плану необходимо помнить, что приходящие люди в большинстве случаев не имеют никакого представления о православной вере, или же их представления искажены и стереотипны. Поэтому задача катехизатора заключается в том, чтобы доходчивым и ясным языком показать желающему крестится человеку незамутненный образ православного вероучения и помочь в преодолении стереотипов.

Основные вероучительные темы огласительных бесед определены Символом веры. Раскрытие этих тем может быть различным и не должно ограничиваться схоластическими безжизненными схемами и введением в курс догматического богословия.

В первой беседе внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека с просьбой о Крещении и помощи ему в осознании подлинных христианских мотивов Крещения, ответам на его вопросы.

Анализ существующих подходов по наполнению курса оглашения показывает, что малоэффективна беседа с некрещеным человеком, в основе которой лежит буквальное истолкование Символа веры, десяти заповедей Закона Божия, заповедей Блаженств и Молитвы Господней. Подобный подход удобен там, где воспринимающие уже являются носителями христианской культуры, живут в церковной среде, и для себя уже дали ответ: кто они и с Кем они.

Огласительные беседы призваны помочь человеку обрести личную и живую веру в Бога, доверие Богу и верность Ему. Современный человек, желающий принять Крещение, не имеет точного представления о смысле жизни, вере и Боге. Поэтому катехизатор призван раскрыть перед ним евангельские основы веры, познакомить человека с тем, что Сам Бог открыл людям, а также с основами богословского осмысления этого Откровения. На этой беседе можно рассказать о Евангелии как Книге Жизни иБлагой Вести о спасении во Христе.

Более продуктивно уже на первой беседе определиться с оглашаемыми в терминологии, чтобы говорить с ними на одном языке.

Схема рассуждений: БогЧеловекВера (Религия). Эти понятия нужно раскрыть в следующих аспектах:

Бог – Кто? или «что»? Безликая энергия или Личность? Молитва как общение с Богом. Бог как Творец мира, человека и Промыслитель.

Человек – состав природы человека, образ и подобие Божие, динамичность личности, присущее ей неотъемлемое религиозное чувство и духовная жажда.

Вера как устремленность человека к Богу, как ответ человека на Откровение и Призыв Божий, как доверие человека другой Личности и верность Ей.

Религия как живой и личностный союз Бога и человека. Её кардинальное отличие от магии, в основе которой лежит попытка механически овладеть духовной силой и заставить ее служить своим земным целям.

Преодоление магических убеждений у новоначальных христиан является залогом построения их правильных отношений с Богом.

На второй беседе необходимо рассмотреть учение Церкви о спасении человека («от чего и с помощью чего мы хотим спастись?»), понимаемом, с одной стороны, как избавление человека от греха и его последствий: отчужденности от Бога, рабства диаволу и смерти, а с другой стороны – как исцеление человеческой природы во Христе,восстановление живительной связи с Богом и обожение. Во время этой беседы полезно рассмотреть взгляд Церкви на истинное зло – грех:

Зло – это кто или что?

Рассуждения могут следовать схеме: ДиаволГрехПоследствия греха (поврежденность человеческой природы) – Спасение [11].

Представление о грехе у людей бывает весьма искаженным и ограниченным списком смертных грехов и обрядовыми нарушениями. Без евангельского представления о грехе, о поврежденности человеческого естества, невозможно понимание спасения во Христе. Поэтому во время беседы необходимо заложить основы святоотеческого понимания как святости, так и греха и страстей как егопервопричин (без углубления в аскетическую практику)[12].

Сопутствующие понятия: покаяние, обеты Крещения, отречение от сатаны. В этом контексте следует раскрыть понимание члена Символа веры «Исповедую едино Крещение во оставление грехов ».

Немаловажно и введение в христианскую нравственность, раскрываемую через рассмотрение трех евангельских притч: о блудном сыне, о самарянине и о талантах.

Третья беседа с оглашенными предполагает обсуждение главных событий истории спасения в объеме Символа веры: творение, грехопадение, Промысел Божий в ветхозаветном мире, Боговоплощение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница[13].

Важно показать оглашенному, что принимая Таинство Крещения и приобщаясь к церковной жизни, он становится участником общечеловеческой истории спасения и лично воспринимает спасительные плоды Искупительного подвига Христа.

На заключительной четвертой беседе необходимо подробно рассказать о чинопоследовании Таинства Крещения[14] и показать, как центральное событие истории спасения (смерть и Воскресение Спасителя) актуализируется в литургической жизни Церкви и соотносится с жизнью каждого христианина.

Огласительные беседы призваны содействовать формированию у людей правильных понятий о Церкви: о её устройстве, свойствах и Таинствах.

Во время этих бесед необходимо рассмотреть следующие аспекты:

- ошибочность представлений об абстрактной принадлежности к Церкви, существовании внецерковного христианства и веры в «Бога в душе»;

- церковность христианина выражается через участие в определенном Евхаристическом собрании[15].

Желательно, чтобы заключительную беседу вел священник, которому оглашенные могут задать возникшие во время оглашения вопросы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: