Форма государства периода перестройки




Семинар. Форма государственного единства советского государства

Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии.

Проводится как обсуждение вопросов по предложенному плану.

1.Становление и правовое оформление советской федерации:

- предпосылки создания советской федерации;

- альтернативные проекты создания единого национального советского государства;

- I съезд Советов, юридическое оформление образования СССР.

2. Национально-государственное устройство СССР. Дальнейшее развитие СССР как союзного государства

3. Распад СССР:

- объективные и субъективные предпосылки распада союзного государства;

- работа над подготовкой проекта нового союзного государства: ново-огаревский процесс;

- правовое оформление распада СССР: Беловежское соглашение о прекращении действий Союзного договора 1922 г. и создание СНГ 8 декабря 1991 г. Алма-Атинский протокол (21 декабря 1991 г.)

 

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

На протяжении всего периода существования советской власти Вам необходимо рассмотреть вопросы о возникновении советской федерации, правовом оформлении Союза ССР, основах выхода из состава Союза.

По форме правления советское государство с первых дней было республикой. Обратите внимания, что первоначально по форме государственного устройства советское государство оставалась унитарным, следовательно, Вам необходимо разобраться в вопросе конституирования Советской Республики. Важно посмотреть, в чем выражался процесс развития советской государственной национальности, обратить внимание на то, что конкретные формы федерации не определялись, найти разночтения в Конституции 1918 года относительно форм национально-государственных образований в РСФСР. Каковы причины создания Союза ССР, какие пути и условия объединения в федеративное государство предлагались, как были определены в Конституции 1924 года принципы вхождения республик в Союз, как изменился статус союзных республик в процессе образования СССР. Подумай, в чем выражалось усиление федеральных централистских начал. Рассмотрите причины и этапы распада СССР.

Литература для подготовки:

Дополнительная

Конституция Российской социалистической федеративной советской республики (10 июля 1918 г.) // История отечественного государства и права: хрестоматия по курсу: в 2 ч.; ч 2 / сост. А.В. Шободоева – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – С. 183 – 193.

Основной закон (Конституция) Союза советских социалистических республик (31 янв.1924 г.) // История отечественного государства и права: хрестоматия по курсу: в 2 ч.; ч 2 / сост. А.В. Шободоева – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – С. 204 – 214.

Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (12 июня 1990 г.) // История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу 1955–1991. Сборник правовых актов. – М.: Изд-во СПАРК, 1997. – С.624–625.

Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России. – М.: Изд-во Республика, 1992. – 383с.

Бехтерев С.И. Эволюция конституционных основ советской политической системы 1920 – 1980 гг. // История государства и права. – 2011. – № 20. – С. 2 – 4.

Дрожжин В.А. Нормативно – организационное обеспечение ликвидации Союза ССР // История государства и права. – 2007. – № 23. – С. 20–22.

Кремнев П.П. Образование и прекращение СССР как субъекта международного права // Вестник МГУ. Серия 11. Право. – 2000. – № 3. – С. 44–62.

Полетаев В.М. Зарождение и политическое развитие федерализма в СССР // История государства и права. – 2010. – №10. – С. 39–41.

Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: учебное пособие. – М.: Изд-во Юристъ, 1999. – 485с.

Хмара Н.И. Из опыта национально-государственного строительства в СССР (1920-е – 1930-е годы) // Вопросы истории. – 2006. – № 5. – С. 126–139.

Сырых. § 11. Форма государства

В период нэпа был продолжен процесс становления федеративного устройства РСФСР. Развитие республики осуществлялось в двух направлениях: как субъекта федерации — Союза ССР и как федерации по отношению к автономным республикам и автономным областям, входящим в ее состав.

Союз ССР, будучи единым государством, имел общесоюзную Конституцию, совокупность отнесённых к его ведению полномочий и систему общесоюзных органов государственной власти и управления, призванных осуществлять эти полномочия. Для всех граждан союзных республик устанавливалось единое общесоюзное гражданство (см. § 4).

Как и все союзные республики, РСФСР, вступив добровольно в Союз ССР, передала ему часть своих полномочий в сфере международно-правовых отношений, управления народным хозяйством, по другим вопросам, имеющим общесоюзное значение и подлежащим единообразному решению на всей территории СССР.

Во-первых, РСФСР утратила право самостоятельно вступать в международные отношения, заключать политические и иные договоры с другими государствами, объявлять войну или мир, руководить внешней торговлей, устанавливать систему торговых организаций, руководить железными дорогами, почтово-телеграфными делами, вооруженными силами.

Во-вторых, РСФСР взяла на себя обязательство принимать активное участие в создании и развитии единого народного хозяйства, выполнять решения общесоюзных органов по вопросам установления общего плана народного хозяйства Союза ССР, единого государственного бюджета, установления общесоюзных налогов и доходов, единой денежной и кредитной систем.

В-третьих, законотворческая и иная нормотворческая деятельность государственных органов власти и управления РСФСР в сфере землепользования и землеустройства, пользования недрами, лесами, водами, судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, трудовых отношений, народного просвещения и здравоохранения и по некоторым другим вопросам могла осуществляться с учетом действия общесоюзных норм и за пределами предметов ведения Союза ССР. Согласно Конституции СССР в случае противоречия между нормами общесоюзного и республиканского законодательства применению подлежала общесоюзная норма. В то же время союзные республики могли опротестовывать декреты и постановления СНК СССР, не приостанавливая их исполнения.

Ограничение суверенитета РСФСР повлекло и некоторые изменения в структуре органов управления. Были упразднены наркоматы отраслей, отнесенных к исключительной компетенции Союза ССР: по иностранным делам, военным и морским делам, внешней торговли, пу­тей сообщения, почт и телеграфов. Наркоматы продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции, а также ВСНХ находи­лись в двойном подчинении: были подчинены ВЦИК и СНК РСФСР и одновременно должны были проводить в жизнь решения и установки соответствующих общесоюзных наркоматов. В полном подчинении ВЦИК и СНК РСФСР оставалось шесть Наркоматов: земледелия, юс­тиции, внутренних дел, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения.

За пределами полномочий, отнесенных к ведению Союза ССР, РСФСР осуществляла государственную власть самостоятельно. РСФСР, равно как и другие союзные республики, могла выйти из со­става СССР, и без ее согласия не могла быть изменена территория Рос­сийской Федерации. РСФСР имела свою Конституцию, не подлежа­щую утверждению какими-либо общесоюзными органами. За РСФСР также сохранялось право осуществлять общее руководство всем народ­ным хозяйством РСФСР, утверждение бюджета РСФСР, установле­ние государственных и местных налогов, сборов и неналоговых дохо­дов, а также заключение внешних и внутренних займов, верховный контроль над государственными доходами и расходами.

В области национально-государственного строительства РСФСР в лице ее Всероссийского съезда Советов и ВЦИК наделялась правом устанавливать границы автономных республик, утверждать их консти­туции, а также разрешать споры между автономными республиками, споры между ними и другими частями РСФСР, отменять постановле­ния съездов Советов автономных советских социалистических респуб­лик и местных Советов в случае нарушения ими Конституции РСФСР или постановлений высших органов государственной власти РСФСР.

К ведению РСФСР было также отнесено решение вопросов общего административного разделения территории РСФСР, утверждение краевых и областных соединений, утверждение кодексов законов РСФСР, объявление амнистии на территории Федерации.

Таким образом, с образованием СССР процессы развития государ­ства и права России не утрачивают в полной мере самостоятельности и автономности. Дальнейшая история также характеризуется последова­тельным совершенствованием, изменением структуры и полномочий государственных органов власти и управления РСФСР, развитием за­конодательства и иных нормативно-правовых актов РСФСР. Однако во всех этих процессах сказывается влияние, а порой и достаточно сильное, Союза ССР, его органов и законодательства. Соответственно, историю Российского государства и права последующих лет нельзя по­нять в полной мере без учета его зависимости от союзного законода­тельства, деятельности государственных органов власти и управления Союза ССР.

В 1921 — 1925 гг. в РСФСР продолжался процесс становления новых федеративных образований и совершенствования, изменения существующих.

В 1921 г. декретами ВЦИК были образованы Автономная область вотского народа, Автономная Дагестанская Социалистическая Советская Республика, Автономная Горская Социалистическая Советская Республика, Автономная область Коми, автономная область Кабардинского народа, Автономная Крымская Советская Социалистическая Республика.

Не менее интенсивно шел процесс появления новых автономий и в 1922 г. В течение года были образованы Автономная Монголо-Бурят с кая область, Карачаево-Черкесская Автономная область, Автономная область Ойротского народа, Черкесская (Адыгейская) Автономная область, автономная Якутская Советская Социалистическая Республика, Автономная область Чечни. Декретом ВЦИК от 14 июня 1922 г. терри-тория Башкирии была значительно расширена за счет упразднения Уфимской губернии и передачи ряда волостей Челябинской губернии. Автономная область Кабардинского народа была преобразована в Кабардино-Балкарскую Автономную область. Балкарцы выделялись из состава Горской республики, объединившись в одной автономии с родствепными им кабардинцами.

25 июля 1923 г. Карельская трудовая Коммуна была преобразована в Автономную Карельскую Социалистическую Республику, а 12 декабря этого же года — Трудовая Коммуна немцев Поволжья в Автономную Советскую Социалистическую Республику немцев Поволжья. В мае 1923 г. Президиум ВЦИК образовал Бурят-Монгольскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

В мае 1924 г. распались Горская и Туркестанская республики, объединявшие в своем составе разные национальности или народности: Первой прекратила существование Горская республика. Декретом ВЦИК от 7 июля 1924 г. «В целях скорейшего развития классового самосознания национальностей» Республика была разделена на две автономные области (Северную Осетию и Ингушетию) и Сунженский округ, который объявлялся автономной административной единицей на правах губернии.

14 октября 1924 г. декретом ВЦИК была реорганизована Туркестанская Республика. Узбеки, туркмены, таджики, киргизы, казахи и каракалпаки образовали самостоятельные национальные государства и автономные области: 1) Узбекскую Социалистическую Советскую Республику, 2) Туркменскую Социалистическую Советскую Республику, 3) Автономную Таджикскую Советскую Социалистическую Реснублику в составе Узбекской Республики, 4) Кара-Киргизскую автономную область в составе РСФСР, 5) Кара-Калпакскую автономную область в составе Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республики, входящей в состав РСФСР. В основу декрета ВЦИК было положено постановление Чрезвычайной сессии ЦИК Туркестанской республики от 15 сентября 1924 г. «О проведении национально-государственного размежевания» в связи с тем, что «угнетенные народы бывшей царской империи получили полную свободу, обрели в революции право на национальное самоопределение вплоть до отделения».

27 октября 1924 г. ЦИК РСФСР подтвердил, что свободное волеизъявление трудового народа является высшим законом, и поручил Президиуму ЦИК СССР оформить вновь образованные республики в Средней Азии согласно решению съездов Советов этих республик. В феврале 1925 года состоялись I Всеузбекский и 1 Всетуркменский съезды Советов, принявшие декларации об образовании союзных республик и об их добровольном вхождении в состав СССР. В мае 1925 г. III съезд Советов СССР принял Узбекскую и Туркменскую республики в состав СССР.

В 1925 году Чувашская автономная область декретом ВЦИК была преобразована и Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику с включением и ее территорию ряда населенных

пунктов из Ульяновской губернии и Татарской АССР.

Таким образом, гарантированное Конституцией РСФСР право наций и народностей на самостоятельное решение вопросов национально-государственного строительства было реализовано национальностями и народами России, образовавшими автономные республики, автономные области. Завершение процесса становления РСФСР как федеративного государства повлекло за собой соответствующие изменения в Конституции РСФСР и системе органов государственного управления.

Конституция РСФСР 1925 г. содержала специальную главу «Об автономных советских социалистических республиках и областях», которой определила структуру органон власти и управления автономных образований, а также порядок принятия и утверждения конституций автономных республик и положений об автономных областях.

Высшим органом власти автономной республики признавался съезд Советов республики, а в период между съездами центральный исполнительный комитет и избираемый им президиум ЦИК. Правительство автономной республики образовывалось в составе председателя СНК и 11 наркомов. 5 наркоматов: финансов, труда, внутренней торговли, рабоче-крестьянской инспекции и Высшего Совета Народного Хозяйства - действовали на правах двойного подчинения соответствующему наркомату РСФСР и органам власти республики. Наркоматы внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, земледелия и социального обеспечения непосредственно подчинялись республиканским органам власти. При этом Конституция РСФСР предоставляла право ЦИКам автономных республик в зависимости от местных бытовых условий сокращать количество наркоматов.

Автономные республики как государственные образования наделялись правом принимать собственные конституции. В то же время со стороны ВЦИК и Всероссийского съезда Советов устанавливался определенный контроль за содержанием конституций автономных республик. Их окончательное утверждение осуществлялось Всероссийским съездом Советов.

Согласно Конституции РСФСР, полномочия автономных областей, порядок их взаимоотношений с общефедеративными и местными органами закреплялись Положением, подлежащим утверждению ВЦИКом. Органы власти и управления автономной области имели ту же структуру, что и любая губерния или область: высшим органом власти был съезд Советов автономной области, который избирал исполнительный комитет.

Признавая важное значение вопросов национального устройства РСФСР, ВЦИК счел необходимым усилить свою значимость в этом деле, принимать в нем самое активное и непосредственное участие. В связи с этим 7 июля 1923 г. ВЦИК упразднил Наркомат национальностей, мотивировав свое решение тем, что наркомат «закончил свою основную миссию по подготовке дела образования национальных республик и областей». Декретом ВЦИК и СНК от 9 апреля 1924 г. при Президиуме ВЦИК образовывались представительства автономных республик и областей. При Президиуме ВЦИК создан отдел национальностей, к которому частично перешли функции ликвидированного Наркомата по делам национальностей. На отдел национальностей при Президиуме ВЦИК возлагалось руководство всей работой по осуществлению национальной политики на местах и координация работы представителей автономных республик и областей в Москве.

В областях и губерниях были ликвидированы губернские отделы национальных меньшинств и уполномоченные Наркомата по делам национальностей. Проведение начал советской национальной политики на местах было возложено на Президиумы ЦИК автономных республик и на Президиумы губернских и областных исполкомов.

В период нэпа существенные изменения претерпевает и третий компонент формы государства — политический режим. Ввиду экономической разрухи и своей неспособности создать в короткий срок эффективно действующее народное хозяйство, удовлетворить потребности населения в необходимых промышленных товарах и продуктах питания советское государство вынуждено было ввести нэп и предоставить широкие экономические права и свободы всем гражданам РСФСР, независимо от их социального положения и происхождения.

Прежде всего было разрешено гражданам создавать мелкопромышленные предприятия с численностью до 20 наемных рабочих, а кооперативам и разного рода товариществам арендовать государственные промышленные предприятия с целью их эксплуатации и сбыта произведенных товаров на рынке, а также путем заключения соответствующих договоров с частными лицами и государственными учреждениями. Декретом ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР» все граждане наделялись правом собственности на демуниципализированное жилое строение, правом застройки, правом собственности на фабрично-заводские, торговые и промышленные предприятия, орудия и средства производства, продукты сельскохозяйственного и промышленного производства, не изъятые из частного оборота специальными актами, а также денежные капиталы, предметы домашнего обихода и хозяйства.

Собственнику разрешалось свободно распоряжаться своим имуществом, осуществлять хозяйственную и торговую деятельность, вступать в договоры имущественного найма, купли-продажи, мены, займа, ссуды, подряда, поручительства, страхования, осуществлять банковские кредитные сделки, выдавать векселя, организовывать разного рода товарищества и акционерные общества.

Предоставленные советским государством экономические свободы гражданам РСФСР могли осуществляться только под неусыпным и достаточно жестким государственным контролем (см. об этом § 4). Тем не менее в стране были созданы необходимые условия для минимальной экономической свободы, и значительная часть населения достаточно успешно реализовала ее, образовав особый социальный слой общества — нэпманов, в который вошли остатки русской буржуазии, купечества, а в основном лица, которые сумели в ходе революции тем или иным способом ухватить «свою долю» при дележе имущества бывших помещиков и капиталистов.

Экономические свободы граждан РСФСР были существенно усилены правовыми гарантиями неприкосновенности личности от произвола государства.

Принятый в 1922 году Уголовный кодекс РСФСР определил основные виды деяний, признаваемых советским государством преступными. Хотя в Кодексе устанавливалась «лазейка» для произвола, позволяющая суду посредством аналогии привлекать к уголовной ответственности за деяния, прямо не предусмотренные Кодексом, тем не менее это был известный шаг вперед в деле гарантированности прав личности. Суд уже не мог привлекать к уголовной ответственности на основании революционного правосознания и революционной целесообразности, сочиняя самые нелепые преступления. Он должен был исходить из действующего уголовного законодательства и предусмотренных им составов. Кроме то-го, УК РСФСР ограничивал произвол и в части санкции за конкретные преступления. Ибо суд не мог назначать меру наказания выше той, что предусмотрена соответствующей статьей УК РСФСР.

Действенные гарантии прав неприкосновенности личности закрепил и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, который исчерпывающим образом определил основания задержания граждан органами милиции, порядок и основания привлечения к уголовной ответственности. УПК РСФСР обязал органы милиции, предварительного следствия и суд устанавливать истину но делу, а не ограничиваться какими-либо формальными доказательствами, вроде присяги или признания обвиняемым своей вины. Одновременно обвиняемому и подсудимому предоставлялось право активно участвовать в сборе и оценке доказательств по делу, заявлять ходатайства, представлять доказательства, пользоваться квалифицированной юридической помощью и др.

Существенным образом изменилась и система органов, осуществляющих охрану прав граждан и иных лиц. Прежде всего была создана прокуратура, в ведение которой входило осуществление надзора за законностью, выявление всех и всяческих правонарушений и возбуждение уголовного преследования против виновных лиц. Любой гражданин мог обратиться в прокуратуру с жалобой на нарушение его законных прав и получить необходимую помощь.

В ходе судебной реформы была создана достаточно стройная и единая система судов, осуществляющих правосудие но уголовным делам и обеспечивающих единообразие судебной практики по конкретным делам. Гарантированной и достаточно оперативной становилась процедура рассмотрения кассационных жалоб на приговоры судов и исправления судебных ошибок в порядке надзора. Действующая система судов принимала и рассматривала имущественные иски граждан и иных лиц без какого-либо ограничения цены иска. При этом суд обязан был активно участвовать в сборе и оценке доказательств по гражданскому делу и обеспечивать достижение истины.

Таким образом, действующее законодательство и правоохранительные органы создали основу законности в стране, позволяли каждому гражданину активно бороться за свои нрава. Конечно, низкий профессиональный уровень работников правоохранительных органов и суда не всегда способствовал торжеству законности и справедливости. В критические моменты советское правосудие неизбежно давало сбои, чаше всего принимало решения с позиций революционного правосознания. И тем не менее в своих основных трудовых, экономических, семейных и некоторых иных нравах личность могла достаточно успешно противостоять произволу отдельных должностных лиц и органов государства, обеспечивать стабильность правовых отношений в рамках действующего правопорядка.

Расширяя и охраняя права граждан в экономической и социальной сфере, советское государство не изменило своего отношения к политическим правам бывших имущих классов и созданным советским строем нэпманов. Система политических прав, закрепленных Конституцией 1918 г., без каких-либо изменений была воспроизведена Конституцией 1925 г. Всякий, кто использовал наемный труд или жил на проценты от капитала, иные нетрудовые доходы, лишался прав избирать и быть избранным в представительные органы государства.

Однако экономические и иные социальные свободы граждан, лишенных политических прав, не могут быть стабильными и сколько-нибудь длительными. Законодательные органы государства, сформированные без представителей социальных слоев, групп общества, заинтересованных в охране и развитии экономической свободы и частного предпринимательства, не могут и не способны защищать интересы этих слоев общества. Достаточно небольшого изменения политической конъюнктуры или смены руководителей общефедеральных органов, чтобы дарованные государством экономические свободы и правовые гарантии неприкосновенности личности были отменены одним или несколькими декретами, чтобы государство вновь вернулось к порядкам, основанным на произволе и насилии над личностью.

Среди ответственных работников партии и государства РСФСР было немало тех, кто считал необходимым всемерно укреплять и охранять права всего населения, независимо от происхождения и положения. На XIV партийной конференции в докладе «О революционной законности» А. Сольц сообщил о многочисленных нарушениях законности в деятельности государственного аппарата, суда, органов юстиции и призвал все органы и должностных лиц заботиться о населении, завоевывая симпатии населения, не злоупотреблять своими правами. Свою позицию А. Сольц неоднократно излагал в публикациях в «Известиях» и «Правде».

Основную опасность для общества А. Сольц справедливо видел не в том, что буржуазия жульничает, а в том, что отдельные партийные и советские работники пытаются создать режим вседозволенности, пренебрегают основной обязанностью государства охранять права населения от любого произвола. Эти правильные мысли и предложения, однако, не были восприняты государством прежде всего потому, что социальные слои общества, в защиту которых говорил А. Сольц, были мертвы в политике, не могли никак влиять на законотворческий процесс, отстаивать свои нрава. А поэтому в новых исторических условиях государство без каких-либо колебаний и размышлений грубо рвет с созданной им законностью, правопорядком, вновь активно насаждает методы насилия и произвола.

 

 

Форма государства периода перестройки

Стремление союзных республик выйти из состава СССР или в луч­шем случае освободиться от его диктата заставило партию и высшие органы государственной власти и управления СССР интенсивно искать пути сохранения Союза ССР. Поиск этих путей обнаружил явное непо­нимание ими сложившейся ситуации и неспособность управлять сфе­рой национально-федеративных отношений.

XIX Всесоюзная партконференция была настроена весьма оптими­стично и полагала возможным существенно демократизировать взаимо­отношения между Союзом ССР и национально-государственными об­разованиями путем ускорения развития экономики всех регионов и единого общесоюзного рынка. В конечном итоге должен был «сохра­ниться Союз ССР как динамичное многонациональное государство и одновременно проведена линия на укрепление суверенитета союзных республик». Принятая сентябрьским (1989 г.) Пленумом ЦК КПСС Платформа «Национальная политика партии в современных услови­ях» продолжила линию партконференции и исходила из принципа: без сильного союза нет сильных республик, без сильных республик нет сильного союза.

По партийные установки уже не имели решающего значения, и про­цесс развития федеративных отношений в СССР пошел в прямо проти­воположном направлении. Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения и Молдавия не желали больше оставаться в составе СССР и принимали действенные меры к образованию независимых, суверенных госу­дарств. О своем суверенитете, но в составе СССР объявили и осталь­ные союзные республики. 20 ноября 1990 г. Россия и Украина призна­ли суверенитет друг друга, подписав между собой договор об экономи­ческом и культурном сотрудничестве. 23 ноября аналогичный договор был подписан между Россией и Казахстаном.

С учетом сложившихся реалий, после долгих согласований и обсу­ждений 23 июля 1991 г. высшие должностные лица девяти союзных республик подписали Договор о союзе суверенных государств. В числе подписавших были представители России, Украины, Казахстана, Бе­лоруссии, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Азер­байджана.

Договором предусматривалось сохранение Союза ССР как федера­тивного государства, образованного в результате объединения равноправных суверенных республик. Менялось лишь название государст­ва. Союз Советских Социалистических Республик становился Союзом Советских Суверенных Республик. Однако совокупность прав, кото­рыми Договор наделял республики, была характерна больше для кон­федерации, нежели для федерации.

Компромисс между Союзом ССР и республиками завершился пол­ной победой республик, выторговавших себе право быть самостоятель­ными и независимыми от СССР государствами. Идея — сильный союз и сильные республики — не прошла. Сильными стали только респуб­лики, которые обладали полнотой политической власти и могли ре­шать все вопросы внутренней и внешней политики, выступать само­стоятельным субъектом международного сообщества. Каждая респуб­лика могла устанавливать непосредственные дипломатические, консульские связи и торговые отношения с иностранными государства­ми, заключать международные договоры и участвовать в деятельности международных организацией. Республики самостоятельно определя­ли свой государственный язык (языки). Русский язык в СССР призна­вался лишь языком межнационального общения. Союз ССР не настаи­вал на его прежнем статусе государственного языка.

Союз сохранял свое значение как самостоятельного государства в двух сферах: военном деле и экономике. Именно СССР поручалось защищать суверенитет и территориальную целостность входящих в него субъектов, обеспечивать государственную безопасность, устанав­ливать режим и охрану государственной границы, руководить и коор­динировать деятельность органов государственной безопасности рес­публик. В области экономики Союз ССР должен был совместно с рес­публиками определять социально-экономическое развитие Союза и создавать условия для формирования общесоюзного рынка, прово­дить единую кредитную, денежную, налоговую, страховую и ценовую политику.

Задачам развития экономики республик подчинялась и значитель­ная часть полномочий, отнесенных к ведению СССР и республик, в том числе разработка единой политики и баланса в области топливно-энергетических ресурсов, управление энергетической системой страны, транспортом, установление основ природопользования и охраны окру­жающей природной среды, определение основ социальной политики, организация фундаментальных научных исследований и стимулирова­ние научно-технического прогресса.

С сокращением предметов ведения СССР сужалась и его законо­творческая деятельность. Он мог принимать законы только по вопро­сам собственного ведения, которые были четко определены относитель­но исключительной компетенции СССР. Предметы же его совместной деятельности с республиками в Договоре были изложены таким обра­зом, что нельзя было понять, какие конкретно действия СССР может осуществлять самостоятельно, каким образом и в какой мере осуществлять нормативно-правовое регулирование. Весьма туманно говорилось о том, что «вопросы, отнесенные к совместной компетенции, решаются органами власти и управления Союза ССР и образующих его госу­дарств путем согласования, специальных соглашений, принятия основ законодательства Союза ССР и республик и соответствующих им рес­публиканских законов». Но кто и какие вопросы может разрешать пу­тем согласования, специальных соглашений и в форме Основ законо­дательства, Договор умалчивает.

Неясны были и процедуры принятия решений путем их согласования и специальных соглашений. Будет ли достаточным для принятия такого соглашения согласие большинства республик или требуется обязатель­ное согласие всех субъектов Союза? И как быть с той республикой, ко­торая не подписала решение, согласованное остальными республиками? Договор не предусматривал механизма обязательного исполнения со­юзных законов и иных нормативно-правовых актов. Наоборот, уста­навливалось правило, согласно которому законы республик обладают верховенством на ее территории по всем вопросам, помимо отнесенных к ведению Союза ССР.

Итак, Договор отдаст приоритет республиканским законам перед союзными, закрепляет сложившееся положение, когда республики от­казывались выполнять общесоюзные акты под тем предлогом, что они противоречат республиканскому законодательству. Но именно такое соотношение союзного законодательства и законодательства субъектов Союза характеризует конфедерацию, а не федерацию. Договор преду­сматривает и характерный для конфедерации способ формирования Совета Республик — одной из палат Верховного Совета СССР. Со­гласно статье 13 Договора эта палата формируется из представителей республик, делегируемых высшими органами власти. Незначительны­ми полномочиями наделяется Президент СССР. Полномочия же Каби­нета Министров и вовсе не были определены Договором.

Словом, Договор полно и последовательно воплощал интересы республик, не желавших иметь над собой никакого диктата, никаких иных стоящих над ними органов. Союзные органы, не обладающие реальной властью по экономическим, социальным и иным вопросам внутренней политики, могли оставаться лишь в качестве декоративно­го прикрытия недееспособного государственного образования. Под­писание Договора полномочными делегациями республик привело бы к фактическому распаду Союза ССР. Против этой акции, с целью противостоять курсу на ликвидацию Советского Союза, развал госу­дарства и захват власти любой ценой выступили члены ГК ЧП. Их по­ражение нередко выдается как основная причина выхода союзных республик из состава СССР.

Однако действительные причины развала СССР кроются прежде всего в действиях высших органов государственной власти и управле­ния союзных республик, задолго до ГКЧП объявивших войну общесоюзным законам, о своем суверенитете и стремлении осуществлять власть независимо от Союза ССР. Договор легализовывал распад СССР и во многом предопределил последующие события. Республики не видели большой пользы от Союза ССР, не обладающего сильной властью и не­способного как прежде оказывать им существенную финансовую по­мощь. Одновременно республики не находили ответа по многим прин­ципиально важным вопросам соотношения с Союзом. И в этих услови­ях они решили образовать самостоятельные государства, последовав примеру России, Украины и Белоруссии.

В ходе перестройки был установлен наиболее благоприятный поли­тический режим, соединивший в себе органично лучшие достижения социалистической и буржуазной демократии. Граждане СССР по-прежнему обладали нравами, которые предоставило только социали­стическое государство, а именно: 1) право на образование, обеспечи­ваемое бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеоб­щего обязательного среднего образования, бесплатной выдачей учебни­ков; 2) право на охрану здоровья, обеспечиваемое бесплатной квалифицированной медицинской помощью, развитием и совершенст­вованием техники безопасности и производственной санитарии; 3) пра­во на получение бесплатного жилища из государственного или общест­венного жилищного фонда; 4) право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспо­собности, реализуемое за счет социального страхования; 5) право на участие в управлении государственными и общественными делами, обеспечиваемое возможностью избирать и быть избранными в предста­вительные органы государства, принимать участие в работе государст­венных органов и общественных организаций, в собраниях трудовых коллективов и но месту жительства.

Конституционные правах советских граждан были существенно рас­ширены и дополнены политическими и экономическими правами, кото­рые характеризуют суть буржуазной демократии и составляют предмет ее особой гордости. Советское государство, последовательно проводя принципы гласности и свободы критики, создало надежные гарантии свободы слова и мысли, возможности публично выражать свое мнение. Граждане СССР могли критиковать советское государство, его органы и КПСС, должностных лиц не только в узком семейном кругу, но и в прессе, на митингах, в ходе забастовок, в обращениях и письмах в го­сударственные органы.

В стране были разрешены и другие формы политической свободы, допускаемые буржуазной демократией, в том числе:

1) право на участие в митингах, шествиях, демонстрациях, прово­димых не только в поддержку тех или иных мероприятий государства, но и с целью выражения негативного к нему отношения, защиты прав и свобод граждан;

2) право на участие в деятельности политических партий, массовых движений, в том числе и народных фронтов, профессиональных сою­зах и других общес



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: