Отразите сущность изучаемых явлений в виде таблиц.
Раздел 1. Предмет психологии.
Псих. категория | Определение | Общие признаки | Отличительные признаки |
Психика | Отражение окружающего мира | Инстинкты; врожденные видовые Навыки; приобретенные, индивидуальные | Имеет активный характер; субъективное выражение объективного мира, выступает в качестве регулятора поведения |
Сознание | Совокупность знаний | 1.Сознание человека меняется, животного - низменно 2.Хранить общечеловеческий опыт, у животных - только индивидуальный 3.Позволяет осознать прошлое, настоящее, будущее, животные только себя. | |
Бессознательное | Неосознаваемая область психического | Не может быть осознанно, проявляется в сновидениях, шутках, внешне «немотированных» или ложно мотивированных поступках, могут быть источником напряжений внутренних конфликтов, порождать неврозы, психозы и серьезные соматические болезни |
Раздел 2. Методы психологии
Метод | Сущность метода | Разновидности метода | Требования к проведению (организации) метода |
Наблюдение | |||
Эксперимент | Создаются специальные условия для того, чтобы изучаемое явление изучалось | 1 лабораторный 2 естественный 3 психолого- педагогический 4социометрический | Исследователь должен поставить четкую задачу- для чего проводиться эксперимент, с кем и в каких условиях. Далее проводиться сам эксперимент, после чего обрабатываются и интерпретируются полученные данные |
Беседа | Это получение сведенье на основе вербальной коммуникации | Устная | 1)Должна быть цель от нее задаются вопросы 2)Беседа проводиться в доверительной обстановке 3)Продумать план вопросов 4)Продумать формулировку вопросов 5)Интерес к вопросам должен нарастать 6)Не проводиться запись |
Анкетирование | Получение данных на основе письменного опроса | Индивидуальная · Групповая · Открытая, прямые вопросы направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых и позволяющих им строить ответ в соответствии со своими желаниями как по содержанию так и по форме. · Закрытая, ряд вариативных ответов. · Анкета-шкала | 1)Формулировка вопроса 2) Кол-во вопросов |
Тестирование | Раздел психодиагностика изучающий психологические качества и свойства личности через применение психологических тестов | 1)тест на профориентацию 2) тест личности 3)тест интеллекта 4)вербальные тесты 5)тесты достяжений | Валидность- соотвествее полученных данных из теста, той характеристике для которой проводился тест Надежность- соответствие полученных данных при повторном исследование Достоверность- свойство теста давать истинные результаты Репрезентативность- соответствие нормам |
Изучение продуктов деятельности | психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов | Игра Продуктивная деятельность Трудовая деятельность | · Наличие программы Изучение продуктов, созданных не случайно, а в ходе типичной деятельности · Знание условий протекания деятельности · Анализ не единичных, а многих продуктов деятельности испытуемого. |
Раздел 3. Психические познавательные процессы
Познавательный процесс | Определение | Сущность образа | Виды | Свойства (др. особенности) |
Ощущение | Это познавательный процесс отражение отдельных свойств предмета | Отражение мира | -по анализаторам -по наличию или отсутствию контакта рецептора с раздражителями | 1)у анализаторов есть пороги чувствительности которые регламентируют действия раздражителя деятельность обеспечивает адаптацию 2)Ощущение могут взаимодействовать |
Восприятие | Это отражательный процесс, который отражает предмет в целом (стул, стол) | Отражение внутри анализаторных связей | Преднамеренное Произвольное Непреднамеренное | 1)Восприятия характеризуют целостность и структуру 2)предметность восприятия- многие предметы схожи друг с другом, но мы воспринимаем не по виду, а в соответствие с предназначением 3)Избирательность восприятия – действует много объектов, но мы можем выделить объект для восприятия 4)предметный фон восприятия бело-черный 5)Апперцепция- восприятие субъективно 6)Константность- относительное постоянство |
Память | ||||
Мышление | Это познавательный процесс, отражение взаимодействия | отражение существенных связей и отношений в окружающем мире | Обобщенное- что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Опосредованное- это символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные предметы | Дедукция Индукция |
Воображение | Это познавательный процесс отражение и переработка имеющего опыта на основе чего возникает новый образ | Создание нового образа на основе имеющегося опыта | Активное -характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное - образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество | По силе воле: Не произвольное воображение Произвольное воображение |
Внимание | Особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности | отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. | непроизвольное внимание как непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция; Произвольное внимание, связанное с целенаправленными волевыми усилиями; Постпроизвольное внимание, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилийНазовите и раскройте виды внимания | Свойства: 1.объем внимания изменяется кол-вом объектов, которые обхватаны вниманием в короткое время 3-7 объектов 2.кол-во объектов 3.концетрация внимания- степень сосредоточенности 4.распределение внимания это удержания в центре внимания некоторых объектов 5.переключение внимания это осознанный перенос внимания с одного объекта на другой |