Для определения вида силовой схемы преобразователя проанализируем данные к курсовой работе. Привод осуществляется двигателем постоянного тока с номинальным напряжением 220 В. Мощность двигателя 1,7 кВт и поэтому оправдано применение трёхфазной мостовой схемы выпрямления (рисунок 1). Найдем номинальный ток двигателя, зная его основные параметры (таблица 2).
Таблица 2 - Tехнические данные двигателя 2ПН100LУХЛ4
Рн, кВт | Iн, А | Uн, В | nн, Об/мин | nmax, Об/мин | ηн, % | Сопротивления обмоток, Ом | Lя, мГн | Jд, кг·м2 | ||
Rя | Rдп | Rов | ||||||||
1,7 | 42,04 | 86,5 | 0,145 | 0,101 | 148/40,7 | 4,6 | 0,83 |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП 2-530105.31.19.02.11 ПЗ |
Силовой трансформатор применяется для согласования номинального напряжения двигателя с выпрямленным напряжением.
Выбор трансформатора осуществляется в следующей последовательности: Находим требуемое значение фазного напряжения вторичной обмотки трансформатора по формуле:
U2ф = E2×Kc×Ka×KR(1)
где: E2 - ЭДС вторичной обмотки трансформатора
где: Uн – номинальное напряжение двигателя;
Ксх=2,34;
Е2 =220/2,34=94(В);
Кс - коэффициент учитывающий возможность снижения напряжения сети;
КR - коэффициент учитывающий напряжение на активном сопротивлении трансформатора, падение напряжения на вентилях и падение напряжения из-за коммутации вентилей;
KR= 1.05;
Кa - коэффициент учитывающий неполное открывание вентилей. Для реверсивных преобразователей;
Кa=1,2;
Подставим данные значения в формулу 1:
U2ф =94×1,1×1,2×1,05=130,3(В);
Рассчитываем типовую мощность трансформатора:
(2)
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП 2-530105.31.19.02.11 ПЗ |
где: P – мощность постоянных составляющих напряжения и тока выпрямителя;
Р= Рн/ηн= 9249(Вт);
Кр – коэффициент учитывающий превышение типовой мощности над мощностью постоянных составляющих.
Для трёхфазной мостовой схемы Кр=1,045.
Найдём типовую мощность по формуле:
Sт =1,045×9249=9665(Вт);
Найдём расчетную (полную) мощность трансформатора:
где: Кj – коэффициент непрямоугольности тока, учитывающий отклонение формы тока от прямоугольной;
Выбираем Кj=1,07.
Тогда:
S=1,12×1,05×1,1×9665=13,500(Вт);
Из каталога выбираем трансформатор по соотношениям:
Таким образом, из каталога выбираем трансформатор ТС-16/05 со следующими данными:
Sн, кВт | U2ф, В | ∆Рхх, Вт | ∆Ркз, Вт | Ек, % |
4,6 |
Находим активное и индуктивное сопротивление фазы трансформатора:
где: - нагрузочные потери трансформатора (могут быть потери КЗ);
m – пульсность схемы (для трёхфазной мостовой схемы m=6).
I2н – номинальный ток фазы вторичной обмотки трансформатора;
I 2н= Sн /U2ф = 16000/133 = 120 (А);
Подставим данные в формулу 4:
Rтр=200/(6×1202)=0,002 (Ом);
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП 2-530105.31.19.02.11 ПЗ |
(5)
где: Zк – полное сопротивление КЗ трансформатора;
где: Ек – напряжение КЗ трансформатора;
Zк=(4,6×120×100)=0,6 (Ом);
Отсюда, подставим получившие данные в формулу 5:
Xтр=0,05-0,002=0,59;
2.2. Выбор тиристоров
Выбор тиристоров производится по предельному значению тока протекающего через вентиль и максимальному значению обратного напряжения с учётом условий охлаждения вентиля и отличия формы тока от синусоидальной.
Выбор тиристоров осуществляется в следующей последовательности:
Определяем класс вентиля по напряжению:
(7)
где: Кзu – коэффициент запаса по рабочему напряжению (Кзu= .
Выбираем Кзu=1,8;
Uм – максимальное значение рабочего напряжения прикладываемого к вентилю;
UDRM – напряжение соответствующее определённому классу вентиля;
Uм=Kc×Uм1
где: Uмн – номинальное значение рабочего напряжения прикладываемого к вентилю;
Кс – коэффициент, учитывающий возможное повышение напряжения в сети;
(В),
DRM³1,8×392,7 = 1184 (В)(8 класс)
Выбираем тиристор 11 класса.
Определение среднего расчётного тока вентиля.
Для трёхфазной мостовой схемы средний расчётный ток вентиля вычисляется по формуле:
Iн/3, (9)
где: Iн – номинальный ток якоря двигателя;
IB.CP = 42,04/3 = 14(A);
Найдём действующее значение тока для трёхфазной нулевой схемы:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП 2-530105.31.19.02.11 ПЗ |
Рисунок 1 - Силовая схема
Коэффициент формы тока:
Выбираем тиристор по условию:
где: Кзо – коэффициент запаса по охлаждению ();
Кзрi – коэффициент запаса по рабочему току ;
ITAVm³ 1 × 1,55×14 =21(А)– предельно допустимый ток.
Данному условию,по каталогу, удовлетворяет тиристор марки Т152-63 с охладителем О151-80. Параметры тиристора приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2- Параметры тиристора Т112-16 с охладителем О111-60:
Uт(то),В | rt,мОм | Rthja, ˚С/Вт | Rthjc, ˚С/Вт | Rthha,˚С/Вт | Tja,˚С | Tjm,˚С | ITAV, А |
1,15 | 0,5 | 0,32 | 0,1 |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП 2-530105.31.19.02.11 ПЗ |
где: rt - пороговое сопротивление прямой ветви прибора;
Uт(то) - пороговое напряжение прямой ветви прибора;
Tjm - предельно допустимая температура структуры;
Tja - температура окружающей среды.
Rthja -тепловое сопротивление “переход - среда”;
(11)
где: Rthjc - тепловое сопротивление “переход-корпус”;
Rthch - тепловое сопротивление “корпус - контактная поверхность охладителя”;
Rthha – тепловое сопротивление “тепловой охладитель - окружающая среда”;
Rthja =0,32+ 0,08 +0,1 = 0,5(°С/Вт)
Т.к. выполняется неравенство: I*таv>Iтav, (7,9>5,12),то данный тиристор подходит для использования в рассчитываемом преобразователе.
2.3. Выбор сглаживающего дросселя
Выбор сглаживающего дросселя, включённого последовательно с якорем двигателя, производится для обеспечения непрерывности тока двигателя на всём диапазоне изменения ЭДС преобразователя, а также для ограничения пульсации тока, который ухудшает коммутацию двигателя и увеличивает его нагрев.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП 2-530105.31.19.02.11 ПЗ |
где: Кгр – постоянный коэффициент схемы выпрямления.
Для трёхфазной мостовой схемы Кгр=2,9× 10-4;
iгрmax – максимальное значение относительного граничного тока зоны прерывистого тока:
где: Iгрmax – абсолютное наибольшее значение граничного тока, которое должно быть меньше тока холостого хода. Его значение должно находиться в пределах(0,05…0,15) Iн (для трёхфазных схем);
Iгр.мах=0,1×Iн= 0,1×42,04=4,2(А);
Iб – базовое значение тока.
Iб= Uм/Rn;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП 2-530105.31.19.02.11 ПЗ |
Rn – активное сопротивление якорной цепи в граничном режиме (в режиме прерывистого тока):
где: Rя – сопротивление якоря двигателя;
Rсп – активное сопротивление силового преобразователя, учитывающее падение напряжения на вентилях и проводах:
где: - падение напряжения на вентиле в прямом состоянии (
;
n – число последовательно включённых вентилей проводящих ток в один и тот же момент времени (n=2).
Rсп=(2×2)/14 =0,285(Ом);
Rn=0,145+0,285+0,002×2 =6,343(Ом);
IБ=593/0,43=1380(А);
iгр.мах =593 /163,6=0,003 (А);
Теперь можем определить Ттреб:
Ттреб =2,9×10-4 /0,003=0,09;
Далее определяем требуемую индуктивность якорной цепи и требуемую индуктивность сглаживающего дросселя:
где: Lя – индуктивность якоря двигателя.
Lя=0,042мГн.
Lтр=
ω=314.
Lтр=(0,134 2)/314=0,00085(Гн).
Lдр=0,1152-0,042-2 0,00085=0,0715 (Гн).
По Lдр выбираем дроссель марки ДФ–7 с данными представленными в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Технические данные дросселя
![]() |
![]() | ΔР, Вт |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП 2-530105.31.19.02.11 ПЗ |