Задание 1. Сжатое изложение




Это задание осталось прежним. Его особенности и требования к нему не подверглись никаким изменениям. Хоть и прошел слух о том, что будут другие тексты аудиозаписей, даже на просторах интернета появилось несколько текстов повествовательного характера, на официальном сайте ФИПИ остались те же аудиозаписи, что и были в предыдущие годы.

Что нужно повторить?

Тема текста и микротемы;

Основные способы компрессии текста;

Особенности изложения на основе аудиозаписи.

Сложность заданий тестовой части заключается в том, что наверняка неизвестно, сколько вариантов ответов может быть верными: в некоторых случаях это один правильный ответ, а в некоторых и все варианты могут быть правильными. Поэтому будьте осторожны при ответе на каждое задание и перед занесением ответа в бланк еще раз перепроверьте себя!

Задание 2. Синтаксический анализ Синтаксис изучает правила построения словосочетания, предложения, текста. Задание направлено на анализ предложенного текста с точки зрения синтаксиса. Обычно текст состоит из пяти предложений. Чаще всего встречаются задания, связанные с определением грамматической основы предложения. Но могут встретиться и вопросы о второстепенных членах предложения, или нужно будет определить вид придаточной части сложноподчиненного предложения.

Что нужно повторить?

Способы выражения грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого;

Что представляют собой второстепенные члены предложения, как их отличить друг от друга;

Чем может быть осложнено простое предложение;

Что такое сложное предложение, какими бывают его виды, что такое придаточная часть и какой может быть она;

Способы подчинения придаточной части.

При выполнении этого задания нужно следовать такому порядку: Внимательно прочитать предложенный текст. Ознакомиться с самим заданием, вспомнить значения названных в нем терминов (грамматическая основа, сказуемое, подлежащее, придаточная часть и другие). Найти в указанных предложениях (они в тексте специально пронумерованы) то, о чем говорится в вариантах ответов: грамматическую основу, придаточную часть предложения, или другие синтаксические конструкции. Проанализировать каждый вариант ответа и определить, верный он или нет. Всего в задании предложено 5 вариантов. Количество правильных ответов может быть любым.

Задание 3. Пунктуационный анализ Пунктуация занимается изучением правил постановки знаков препинания в предложении. Это задание нового формата, которое включает в себя абсолютно всю пунктуацию, которую школьники изучали на протяжении всего обучения. Оно также представлено в форме небольшого текста, в котором пропущены знаки препинания. На месте возможных знаков препинания стоят цифры, нужно выписать только те, которые соответствуют пунктуационному оформлению предложения. В среднем таких цифр может быть около 10

. Что нужно повторить?

Знаки препинания при однородных членах предложения;

Обособленные члены предложения;

Вводные слова и вставные сочетания слов, обращения;

Знаки препинания в сложносочиненным, сложноподчиненном и бессоюзном сложных предложениях; Пунктуация в предложении с прямой речью.

Последовательность действий при выполнении задания: Прочитать предложение полностью. Найти грамматические основы, определить тип предложения (ПП, ССП, СПП, БСП). Если предложение сложное, обозначить границы простых внутри него, поставить знаки препинания. Определить, чем осложнено/осложнены простые предложения (вводные или вставные конструкции, однородные члены предложения, обособленные члены предложения. Обязательно проанализировать каждую синтаксическую конструкцию, вспомнить правила обособления каждой из них. Расставить в предложении все необходимые знаки препинания. Еще раз перечитать задание и выписать цифры, которым соответствует указанный в задании знак препинания (это может быть запятая, тире или двоеточие).


Задание 4. Синтаксический анализ Это задание направлено на анализ словосочетания: определение главного и зависимого слова, выявление вида связи слов в словосочетании, трансформация исходного словосочетания в другой вид связи, указанный в задании. Это задание кажется не таким сложным. Во-первых, потому что оно сохранилось из прошлогодних вариантов и не подверглось каким-либо изменениям. И если учитель начал подготовку к экзамену еще в 8 классе, где изучается эта тема, то он, скорее всего, познакомил вас с заданием из ОГЭ по этой теме и научил его правильно выполнять. Во-вторых, оно не предполагает несколько вариантов ответов: правильным будет лишь один вариант, соответствующий формулировке задания.

Что нужно повторить?

Что такое словосочетание;

Главное слово и зависимое в словосочетании;

Виды связи слов в словосочетании.

Выполняя это задание, нужно следовать такому порядку: Подробно проанализировать предложенное словосочетание, найти главное и зависимое слово (от главного к зависимому можно задать вопрос). Обязательно определите, к какой части речи относится зависимое слово. Это очень важно знать при выполнении задания 4. Главное слово оставляем без изменения, а зависимое превращаем в слово другой части речи. Например, если нужно согласование заменить на управление, тогда прилагательное превращайте в существительное: деревянный – из дерева. Если же управление на согласование, то делайте все наоборот. При замене согласования на примыкание нужно существительное заменить на наречие: без жалости – безжалостно. В обратном случае все делается наоборот: смело – со смелостью. Выпишите получившееся словосочетание строго в той форме, в которой оно представлено в задании. Например, нужно заменить словосочетание КНИЖНЫЕ ПОЛКИ на согласование. Главное слово ПОЛКИ, его не трогаем. Прилагательное КНИЖНЫЕ заменяем на существительное с предлогом ДЛЯ КНИГ. Выписываем готовый ответ: ПОЛКИ ДЛЯ КНИГ.

Задание 5. Орфографический анализ Орфография изучает основные правила написания слов. Это задание является одним из сложных в ОГЭ по русскому языку. Его сложность заключается в широком охвате орфографических правил в одном задании. Кроме того программа в 8 и 9 классах рассчитана на изучение синтаксических правил, а орфография включается в нее в качестве повторения в начале учебного и в на заключительных уроках в конце четвертой четверти. К тому же количество уроков русского с каждым годом в расписании становится все меньше: в 6 классе их шесть, а в 9 уже три. Поэтому для успешного выполнения этого задания требуется регулярная повторительная работа всех правил орфографии.

Что нужно повторить?

Правописание корней слов: гласные и согласные орфограммы;

Правописание приставок: русских и иноязычных; букв И и Ыпосле приставок перед корнем; Правописание суффиксов всех частей речи (от существительного до наречия). Этот раздел орфографии очень объемный и имеет много подводных камней. Один и тот же суффикс в словах разных частей речи имеет разное написание. Поэтому в первую очередь нужно обращать внимание на то, к какой части речи относится анализируемое слово;

Правописание окончаний в таких частях речи как существительное, прилагательное, глагол, причастие;

Правильное употребление твердого и мягкого знаков в словах;

Правописание служебных частей речи (нужно уметь отличать их от омонимичных самостоятельных); Правописание частицы не со словами разных частей речи

Порядок действий таков: Прочитать первый вариант. Ответить на вопрос: есть ли такое правило? Если нет, перейти к следующему. Если да, анализировать дальше. Проверить соответствие частей речи. В этом задании могут быть подвохи. Например, все правильно, но указана не та часть речи, к которой относится предложенное слово. В таком случае вариант будет неверным. Определить, верно ли указана морфема. Определить, правильно ли указана форма слова: падеж, число, род, склонение, спряжение, вид и т.д. в зависимости от указанной информации. Это может быть и степень сравнения прилагательного, и краткая или полная форма, и способы словообразования. Выписать ответы, в которых нет ошибок в объяснении написания слова.

. Задание 6. Анализ содержания текста Это задание также сохранилось из предыдущих версий экзамена. Оно связано непосредственно с анализом того текста, на основе которого пишется сочинение-рассуждение. Из предложенных утверждений нужно выбрать то, которое соответствует содержанию прочитанного вами текста. Особых лингвистических знаний для выполнения этого задания не надо, поэтому повторять ничего не нужно. От вас требуется только вдумчивое чтение предложенного текста и умение рассуждать и анализировать. Это задание считается одним из легких: неверно выполнить его практически невозможно

Чтобы с ним справиться, нужно терпение (внимательно прочитать весь текст) и логика (говорится ли в тексте о том, о чем написано в предложенных вариантах). Другими словами, определить, где правда, а где ложь. Последовательность действий при выполнении задания 6: Прочитать предложенный для анализа текст. Ознакомиться с вариантами ответов. Найти в тексте информацию по каждому из предложенных утверждений. Если утверждение соответствует содержанию текста, выписать цифру, под которой оно расположено в задании. Верных ответов может быть несколько.

Задание 7. Анализ средств выразительности Это задание тоже сохранилось из прошлогодних вариантов. Несущественно изменилась лишь его формулировка: сколько будет правильных ответов, в задании также не указано

. Что нужно повторить?

Повторить нужно основные тропы, часто встречающиеся в речи и в этом задании. К таким тропам относятся: эпитет (прилагательное в переносном значении), метафора (образное выражение, скрытое сравнение), сравнение (обороты со словами как, словно, будто), олицетворение (неживое приобретает признаки живого, оживает), гипербола (преувеличение фактов, явлений, размеров), литота (преуменьшение фактов, явлений, размеров). Также нужно еще раз перечитать учебник русского языка 6 класса, в котором говорится о такой лексической единице как фразеологический оборот. Он представляет собой устойчивое неделимое сочетание слов, которое чаще всего можно заменить одним словом: бить баклуши – бездельничать.

Как выполнять задание: Прочитать формулировку задания. Вспомнить значение указанного в нем тропа. Прочитать внимательно первое предложение, попытаться найти там это средство выразительности. Если его там нет, перейти к следующему варианту. Аналогично проанализировать все предложенные предложения. Правильных вариантов может быть несколько.

Задание 8. Лексический анализ Лексика изучает слово с точки зрения его значения. Задание 8 не является полностью новым в ОГЭ по русскому языку новой версии. Оно соответствует заданию 6 из прошлых вариантов. Однако его границы немного расширены. От вас требуется провести лексический анализ, то есть определить значение названного в задании слова и заменить его либо синонимом из текста, либо найти противоположное ему по значению слово в тексте (антоним), либо найти слово, соответствующее указанному в задании значению.

Что нужно повторить?

Слова с точки зрения происхождения: заимствованные или же образовавшиеся в русском языке без заимствования;

Слова с точки зрения их употребления: профессиональная лексика, разговорная лексика, книжные слова, слова-жаргоны, употребляемые людьми определенной среды, диалектные слова, которые встречаются лишь в определенных уголках нашей страны;

Слова с точки зрения их значения: имеющие только одно значение (компьютер), или же имеющие несколько значений (мышка);

Слова с точки зрения смысловых отношений: омонимы, синонимы и антонимы;

Лексические процессы в русском языке: появление новых слов (неологизмы), утрачивание слов, которым на смену пришли новые (архаизмы), полное исчезновение слов из языка ввиду исчезновения называемых этими словами предметов (историзмы).

Алгоритм выполнения: Внимательно прочитать задание. Если нужно найти слово или выражение, вспомните, в первую очередь, значение указанного термина (синоним, фразеологизм и т.д). Найдите в тексте указанные в задании предложения (может потребоваться работа с полным текстом). Прочитайте, попытайтесь найти слово. Если вы ищите синоним, антоним, помните, что он должен относиться к такой же части речи, как и названное в задании слово. Если ищете слово по данному значению, найдите в формулировке ключевое слово. Что нужно искать: предмет, признак, действие, состояние и т. д. Выпишите слово или сочетание слов в той форме, в какой они даны в тексте.

Если во время выполнения какого-либо задания у вас возникнут трудности, не отчаивайтесь. Пропустите его и приступайте к следующему. После выполнения всех вернитесь к пропущенным и снова подумайте над ним. Бывает, что правильный ответ очевиден, просто из-за волнения или спешки вы этого не заметили. После выполнения всех заданий вернитесь назад и еще раз перепроверьте, верно ли вы записали ответы. Да, это трата времени, ведь хочется поскорее сбежать из аудитории на свободу. Но это действие поможет предотвратить допущенные по невнимательности ошибки. К тому же, как показывает практика, отведенного на ОГЭ по русскому языку времени всегда бывает даже больше, чем достаточно.

Важно! Самыми трудными считаются задания 3 и 5, т.к. они включают в себя все правила по разделам синтаксис и орфография. При их выполнении нужно быть особенно внимательными, проверять каждое слово, перечитывать несколько раз задания. Советуем завести специальную тетрадь, в которую по ходу подготовки можно выписывать самые трудные задания, встречающиеся в КИМах в процессе подготовки. Это полезно тем, что визуализация информации, особенно важной, способствует более продуктивному ее запоминанию. Дорогие выпускники! Следуя этому алгоритму, вы уменьшаете шансы допустить ошибку. Но помните: успех зависит лишь от вас. Такие качества как добросовестность, целеустремленность, усидчивость помогут лучше, чем 100 советов. Работайте над собой, достигайте успеха, идите к намеченной цели уверенно!

Задание 9. Сочинение-рассуждение В данном задании нет изменений, кроме того, что в 9.3 появились новые понятия и кроме толкования слова нужно ответить на поставленный в задании вопрос.

Что нужно повторить?

Структура сочинения-рассуждения и правила его написания;

Значение основных понятий и терминов для заданий 9.3;

Критерии оценки сочинений.

Подробный разбор изменений, который вы прочитали, поможет правильно подготовиться к предстоящему экзамену. Распределите время на подготовку к каждому заданию, но и не забывайте о необходимости чередования труда и отдыха. Это поможет вам не истощить все силы и сохранить уверенность на экзамене.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: