Единый социальный налог в зарубежных странах и в Российской Федерации




 

Во всех странах существует единый социальный налог. Отличие практики взимания ЕСН в Российской Федерации от зарубежного опыта состоит лишь в ставках обязательных платежей на социальное, пенсионное и медицинское страхование; в способе взимания таких платежей и, в распределении налоговой нагрузки между работниками и работодателями.

Например, в США работодатели и работники на равных условиях уплачивают на социальные цели по 7,65% от заработной платы, что в совокупности составляет 15,3% от фонда оплаты труда (ФОТ). Аналогично построена схема в Германии, – совокупная ставка там равна 18,6%.

В Великобритании работодатели платят 12,2% от выплаченной ими заработной платы, а работники – 10% от полученных ими доходов (с суммы еженедельной заработной платы, превышающей 66 фунтов стерлингов и не превышающей 500 фунтов стерлингов), то есть большая часть налога закреплена за работодателем – налогоплательщиком.

В Израиле работодатели платят всего 4,93%, а работники – от 5,76 до 9,7% от заработной платы, что почти в два раза больше чем работодатели – налогоплательщики.

То есть в этих странах налоговая нагрузка поделена между работодателем и работников на паритетных основаниях, или поделена с учетом экономической и социальной значимости больше в ту или иную сторону. Ставки колеблются в среднем диапазоне, около 15,0% (минимум-максимум – около 10–26,0% как в Российской Федерации).

В то же время во многих других государствах основная налоговая нагрузка ложится на плечи работодателей. Так, в Бельгии эти ставки составляют 35% и 13,07% соответственно, а в Швеции – 32,92% и 7%, что значительно больше российских, и тем более прочих мировых ставок. В Бельгии, например, получается ставка ЕСН равна 35,0+13,07=48,07%, Швеция – 39,92% (32,92+7,0%).

В Венгрии работодатели уплачивают на социальные программы 44% от выплаченной работникам суммы заработной платы, а работники – всего лишь 1,5%. Однако, с высоких доходов они еще дополнительно должны заплатить до 10%. Общая ставка составляет от 45,5% до 54,0%.

Однако, не во всех странах столь «гуманные» правительства и такие большие отчисления на социальное, пенсионное обеспечение и медицинскую помощь.

В Польше работодатели должны уплачивать 48% от всех выплат работникам, а работники – полностью освобождены от таких платежей.

В Эстонии действует единая ставка в 26% на доходы физических и юридических лиц, отсутствуют НДС, налог с продаж и большинство косвенных налогов, что за счет упрощения налогового бремени, регламентации отношений, «уравниловки» в несколько раз упрощает взаимоотношения между работниками и работодателями – налогоплательщиками, а также бизнес работодателей, стимулирует к эффективной деятельности.

Такое разнообразие практики налогообложения единым социальным налогом, говорит о наработанности опыта в каждой конкретной стране и приемлемости только к его харизме, менталитету страны. Опыт одной страны, может не только не принести должного положительного эффекта другой, но и развалить существующий уклад и строй экономики.

В Польше, например, заведено полностью обеспечивать своих работников и социальным, пенсионным обеспечением, медицинской помощью и обслуживанием, страхованием. Великобритания, Америка же с такими правилами и обеспечением может только разорить весь бюджет на обеспечение каждого, а должной помощи людям всё равно не окажет.

В высокоразвитых, с полным финансированием Бельгии, Венгрии, Швеции урезание средств по новым зарубежным программам может принести как к снижению социальной защищенности граждан, так и к существенной экономии средств. И выбор здесь достаточно труден и опасен возможными социальными недовольствами действиями руководителей.

Опыт Эстонии чем-то схож с российским, – одна ставка, множество программ по снижению налогового бремени на организации и физические лица. В Российской Федерации можно назвать: введение единого налога ЕСН вместо множества различных страховых взносов (упрощение налогового бремени), использование регрессивной шкалы, введение необлагаемых сумм и льготников – инвалидов, разграничение категорий налогоплательщиков и снижение для них налоговых ставок, модернизация учета. Кроме того, за счет средств единого социального налога финансируются в основном внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ), которые выполняют ряд других программ и мероприятий, без взимания с населения дополнительных налогов и сборов, что конечно, благоприятно для физических и юридических лиц.

В других странах работники не так ценны, у нет такого обеспечения, льгот – им оплачивается некоторая доля (большая или меньшая) от необходимого финансирования социального обеспечения. Предлагается самостоятельно оплатить оставшуюся долю, чтобы получить полное социальное, пенсионное и медицинское обеспечение, или воспользоваться услугами прочих коммерческих фирм, предлагающих другие более дешевые, простые продукты и эффективно использующих ваши средства для получения максимального положительного эффекта, как для Вас, так и для своей коммерческой организации.

В Российской Федерации тоже имеются ряд негосударственных фондов, организаций предлагающих при желании дополнительные платные, отдельные услуги на добровольных началах за счет определенных финансовых взносов, путем заключения договоров на получение дополнительных услуг социального, медицинского, пенсионного характера сверх установленных программой обязательного государственного страхования. Так как существующая система многоуровнего обеспечения граждан России, например, как в пенсионном – базовая, страховая, накопительная части, достаточно хорошо обеспечивает работающее население Российской Федерации пенсиями, социальной и медицинской помощью. В любом случае, все настоящие «пенсионеры», льготники, граждане получают гарантированные уровни государственного пенсионного, социального и медицинского обслуживания и обеспечения.

В Америке в конце 80-х годов социальный налог составлял 7,65% и брался только с первых $60 тыс. зарплаты. Быстрее всего этот налог уплатил один известный герой американских финансовых скандалов, впоследствии осужденный на десять лет заключения. В 1985 при годовом окладе с премией в $100 млн., ему хватило всего трех часов, чтобы выработать свой годовой лимит. В рыночных условиях крупные компании и корпорации, как в России, так и зарубежом самостоятельно и целенаправленно заключают договоры с компаниями, способными предоставить всем работающим организации должный уровень и добровольного дополнительного, и обязательного социального обеспечения «без очереди».

Таким образом, можно подытожить, большая часть нормативной правовой базы и практической работы взимания ЕСН в Российской Федерации наработана и отлажена. Есть почти все, или большинство, зарубежных социального, пенсионного и медицинского характера продуктов страхования. Многие компании уже стабильно работают только с определенными компаниями, заключая договора о добровольном медицинском, социальном и пенсионном страховании.

 

 


Заключение

 

Реформирование системы финансов Российской Федерации, начатое в конце двадцатого века, привело к появлению нового звена общегосударственной системы финансов – внебюджетных фондов. Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации России и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения социальных потребностей населения. Для учета платежей в социальные внебюджетные фонды в Плане счетов бухгалтерского учета был предусмотрен отдельный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

С 1-го января 2001 года введен единый социальный налог, который представляет собой замену страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонды обязательного медицинского страхования РФ, и формирование новой регрессивной шкалы налоговых ставок. Зачисление ЕСН производиться теперь должно на отдельные лицевые счета платежными поручениями по кодам бюджетной классификации.

Хотя введение ЕСН ввело в жизнь достаточно много изменений, регламентирующих деятельность налогоплательщиков, в Плане счетов бухгалтерского учета «они не отразились» – он сохранился прежним, и бухгалтеры согласно учетной политике сами отражают ЕСН по счетам 68 или 69, в формах отчетности и документах, руководствуясь общими правилами начисления платежей и взносов, обозначенными в законодательстве РФ, а также с учетом специфики деятельности организации (физического лица).

Введенная регрессивная шкала налогообложения была важным шагом, создающим предпосылки для пересмотра отношений между работником и работодателем, и соответственно во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и внебюджетными фондами Российской Федерации.

Уже сегодня, исходя из положительных результатов проделанной работы, можно смело сказать: введение единого социального налога – правильный и обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально внес, и еще способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан.

Тем не менее, введение в действие новой главы Налогового кодекса «Единый социальный налог» не должно создавать проблем для функционирования государственных социальных внебюджетных фондов, налогоплательщиков, работающих как не должно стать препятствием и для продолжения пенсионной реформы, реформы обязательного медицинского страхования и изменений в системе социального страхования. Средства, поступающие от единого социального налога на прежних условиях должны оставаться в распоряжении трех государственных социальных внебюджетных фондов, а именно: в Пенсионном фонде Российской Федерации, в Фонде обязательного медицинского страхования Российской Федерации, в Фонде социального страхования Российской Федерации.

 

 


Список использованной литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (ред. от 3.06.2006) // Собрание законодательства РФ. – 5.12.1994. – №32. – ст. 3301.

2. Налоговый кодекс Российской федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (ред. от 3.06.2006) // Собрание законодательства РФ. – 7.08.2000. – №32. – ст. 3340.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (ред. от 9.05.2005) // Российская газета. – 31.12.2001. – №256.

4. Закон РФ от 28 июня 1991 №1499–1 (ред. от 23.12.2003) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 4.07.1991. – №27. – ст. 920.

5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 №167-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. – 20.12.2001. – №247.

6. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 №101 (ред. от 2.08.2005) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 21.02.1994. – №8. – ст. 599.

7. Постановление ФСС РФ от 22 декабря 2004 г. №111 (ред. от 31.03.2006) «Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)» // Документы и комментарии. – 1.02.2005. – №3.

8. Приказ МНС РФ от 29 декабря 2000 г. №БГ-3–07/466 «Об утверждении методических указаний о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачету (возврату) переплаты суммы страховых взносов в эти фонды и единого социального налога (взноса)» // Финансовая газета. – 2001. – №8.

9. Приказ МНС РФ от 13 ноября 2002 №БГ-3–05/649 (ред. от 17.03.2005) «Об утверждении форм налоговых деклараций: по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов; о предполагаемом доходе, подлежащим обложению единым социальным налогом для индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и инструкций по их заполнению» // Российская газета. – 11.12.2002. – №234.

10. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 №67н (ред. от 31.12.2004) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // Финансовая газета. – 2003. – №33.

11. Приказ МНС РФ от 27 июля 2004 г. №САЭ-3–05/443 «Об утверждении форм индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) и порядка их заполнения» // Документы и комментарии. – 1.09.2004. – №17.

12. Приказ Минфина РФ от 17 марта 2005 г. №40н «Об утверждении формы расчета авансовых платежей по единому социальному налогу и рекомендации по её заполнению» // Российская газета. – 7.04.2005. – №70.

13. Приказ Минфина РФ от 17 марта 2005 г. №42н «Об утверждении формы заявления о предполагаемом доходе, подлежащим обложению единым социальным налогом, для налогоплательщиков, не производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, и рекомендаций по его заполнению» // Российская газета. – 8.04.2005. – №72.

14. Приказ Минфина РФ от 24 марта 2005 г. №48н «Об утверждении формы расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и рекомендаций по её заполнению» // Российская газета. – 14.04.2005. – №76.

15. Приказ Минфина РФ от 6 февраля 2006 №23н «Об утверждении формы «Данные об исчисленных суммах единого социального налога с доходов адвокатов» и рекомендаций по ее заполнению» // Российская газета. – 2.03.2006. – №42.

16. Приказ Минфина РФ от 31 января 2006 г. №19н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и порядка её заполнения» // Российская газета. – 2.03.2006. – №42.

17. Бесстремянная Г. Реформа единого социального налога и теневой сектор в здравоохранении и образовании // Вопросы экономики. – 2006 – №6 – С. 107–119.

18. Дубова, М.Д. ЕСН в реализации социальной политики государства // Финансы. – 2005. – №12. – С. 8–15.

19. Евмененко, Т.О. Единый социальный налог и страховые взносы // Бухгалтерский учет. – 2006. – №7. – С. 34–45.

20. Евстигнеев, Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие». – М.: ИНФРА-М, 2007. – 523 с.

21. Колесников, В.Н. Единый социальный налог: что было, что есть, что будет… // КоммерсантЪ. – 2002. – №37. – С. 3.

22. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 455 с.

23. Кривощекова, Е., Окунева, Е., Окунев, В. Обязательное пенсионное страхование: теория и практика российской пенсионной системы Вопросы экономики. – 2006 – №6 – С. 120–135.

24. Кучеров, И.И. Налоговое право зарубежных стран: Курс лекций / И.И. Кучеров. – М., 2001. – 374 с.

25. Морозова, Ж.А., Ильин, М.В. Исчисление и уплата ЕСН организациями // Главбух. – 2001. – №4. – С. 5–8.

26. Налоговое право России. Особенная часть: Учебник / отв. ред. Н.А. Шевелева. – М., 2004. – 670 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: