СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ




 

При разработке программ целесообразнее не опрашивать абстрактную «клубную аудиторию», а изначально знать типичные проб­лемы и потребности устойчивых социальных групп и соци­ально-культурных общностей, уметь использовать эту информацию при разработке и реализации социально-культурных программ. В этой связи возникают две проблемы:

С одной стороны, поиск критериев классификации и диф­ференциации социальных групп и общностей, которые позво­лили бы представить «социальное пространство» культурной политики как определенное и устойчивое множество групп и общностей.

С другой стороны, определение для каждой социальной группы круга жизненных проблем, которые отличают ее, яв­ляются типичными и выступают в качестве дифференцирую­щего признака.

Определяя социальную базу культурной политики, необхо­димо выделить те социальные группы, которые являются при­оритетными при разработке социально-культурных программ. Критериями классификации в данном случае выступают раз­личные социально-демографические и социально-культурные характеристики, такие, в частности, как:

Возраст. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие группы: а) дети; б) подростки; в) молодежь; г) люди зрелого возраста; д) пожилые люди. Приоритетными социальными группами здесь являются дети, подростки, лица пожилого возраста.

Семейное положение. Здесь особого внимания заслуживают три группы: а) многодетные семьи; б) неполные семьи; в) одинокие люди.

Состояние здоровья. Приоритетная категория здесь: а) инвалиды, основной объем проблем которых находится в социокультурной сфере.

Характер трудовой деятельности. По этому критерию выделяются: а) рабочие; б) инженерно-технические работники; в) служащие; г) управленцы и др.

Социальная адаптированность. Здесь привлекают внимание группы, отличающиеся особой остротой проблематики: а) мигранты (беженцы); б) лица некоренной национальности; в) «афганцы»; г) бывшие военнослужащие; д) лица, вышедшие из мест заключения.

Тип национально-культурного самосознания. Этот признак относится к относительно большим группам людей и обусловлен культурно-историческими традициями и образом жизни. В данном случае проблема заключается в национально-культурном самоопределении различных человеческих общностей. В нынешних процессах национально-культурного самоопределения можно условно выделить следующие уровни:

а) этническое самоопределение, которое заключается в поддержании привязанности к локальной территории искон­ного проживания, культу предков и родственников, бытовых обрядов, устойчивости традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Эта тенденция проявляется у ряда малочисленных Народностей Северного Кавказа, Севера, Дальнего Востока;

б) национальное самоопределение - процесс, охватываю­щий все народы, имеющие дифференцированную социальную структуру, общность языка, культурных традиций, историче­скую память (национально-патриотические и историко-куль­турные движения в государствах, входящих в СНГ, ярко ил­люстрируют данный тезис).

7. Духовно-культурная общность. Этот признак можно вы­делить в качестве самостоятельного критерия при анализе си­туации в регионе. Здесь можно достаточно отчетливо увидеть:

самоопределение больших общностей на уровне региона, отличающихся друг от друга «образами мира», традициями, религией. Например, Сибирский и Дальневосточный регион, тяготеющий к Китаю и имеющий сильные буддистские традиции;

консолидация малых общностей по сходству ценностных ориентации, уровню образования и культуры (объединения, клубы по интересам).

Как этнические, так и национальные факторы способству­ют интеграции общностей и одновременно дифференцируют их, замыкая собственное развитие границами этноса или на­циональности. Духовно-культурная интеграция, являясь сое­динительным компонентом культуры, снижает уровень социо­культурной и политической напряженности, обеспечивает устойчивость и относительную гармонию духовного единства и дифференциации, обособления и взаимодействия. Поэтому на уровне территории необходимо каждый раз находить опти­мальный вариант национально-этнических и духовно-культур­ных ориентации, тенденций и способов самоопределения и самореализации основных социальных групп и категорий на­селения.

Дополнительными критериями классификации социальных групп могут служить пол, уровень доходов, психологические особенности личности (принадлежность по типу сознания к группам «реакционеров», «консерваторов», «новаторов», «радикалов», отличающихся друг от друга ориентацией на сохранение или изменение, на настоящее, прошлое или буду­щее) и другие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: