По дисциплине «Психология»
Изучить психологические особенности возрастов: младшего школьника, подросткового, юношеского. Составить сравнительную таблицу
Младший школьный возраст | ||||
Возрастной период | Ведущий вид деятельности | Особенности социальной ситуации развития | Новообразования | Особенности познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) |
7-11 лет | Учение | Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности | Произвольность всех психических процессов; этические нормы поведения, мотивы, самооценка. | На познание начал. Интеллектуально-познавательная. Произвольность, ранний план действий. Самоконтроль. |
Подростковый возраст | ||||
Возрастной период | Ведущий вид деятельности | Особенности социальной ситуации развития | Новообразования | Особенности познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) |
11-15 лет | Интимно-личностное общение | Освоение норм и отношений между людьми | Чувство «взрослости», возникновение представления о себе «не, как о ребёнке» | На познание системы. Личностная (потребностно-мотивационная). Стремление к взаимоотношению в разных ситуациях. Самооценка, подчинение нормам коллективной жизни |
Юношеский возраст | ||||
Возрастной период | Ведущий вид деятельности | Особенности социальной ситуации развития | Новообразования | Особенности познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) |
15-18 лет | Учебно-профессиональная | Освоение профессиональных знаний, умений | Профессиональное и личностное самоопределение | На познание. Профессиональные интересы. Познавательная. Мировоззрение |
Составить слова терминов
· Личность – это человек наделенный сознанием способный к познанию, общению, труду, способный познавать себя и управлять своим поведением. Личность - это индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. «Личностью не рождаются, личностью становятся». Следовательно человек рождается индивидумом.
· Индивид – это представитель биологического вида, это отдельно взятый человек в совокупности присущих ему биологических и физических качеств. Двух абсолютно одинаковых личностей не бывает, их отличает индивидуальность.
· Индивидуальность – это неповторимое сочетание своеобразных психологических особенностей.
· Направленность личности – это система отношений к окружающему миру. (мотивы, потребности, ценности, мировоззрение)
· Сознательная(психика) – состоит от ощущений и переживаний, которое человек осознает в данный момент.
· Бессознательна(психика) – представляет собой примитивное, инстинктивное пробуждение, эмоции и воспоминания.
· Деятельность – это специфическая человеческая регулированная сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познания и преобразования внешнего мира и самого человека. Деятельность – это совокупность действия человека направленных на его удовлетворение и удовлетворение его интересов.
· Умение – это деятельность направленная на усвоение знаний, выработку умения и навыков. Это подготовительный этап к будущей трудовой деятельности.
· Навык – это такое действие в основе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате многократного повторения.
· Привычка – это потребность человека совершать определённые действия. Это навык ставший потребностью. Привычка – это побуждение производить действия. Привычки бывают разные (гигиенические, бытовые, нравственные и вредные привычки)
· Мотив – выполняем функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребности. Мотив это то, ради чего совершается действие. Мотивы, которые побуждают
· Потребность – это состояние объективной нужды человеческого организма в чём то, что составляет необходимые условия его нормального функционирования. По происхождению потребности бывают естественными и культурными.
· Ведущий вид деятельности - вид деятельности, который оказывает наибольшее влияние на психическое развитие человека в данном возрасте и с которой связано возникновение важнейших психических новообразований.
· Социальная ситуация развития - специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, в которой происходит психическое развитие человека.
· Новообразование - психические образования, которые активно развиваются и отчетливо проявляются на определенном возрастном этапе и возникают под воздействием ведущей деятельности.
· Возраст - это качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями. В психологии сложилось два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст.
· Кризис развития – это переломный пункт В психологическом развитии ребёнка, это цепь внутренних изменений При незначительных внешних изменениях.