что такое День защитника Отечества




Как научить дошкольников с общим недоразвитием речи понимать,

(из опыта работы)

 

«На горах высоких, на степном просторе

Охраняет нашу Родину солдат.

Он взлетает в небо, он уходит в море,

Не страшны защитнику дождь и снегопад.»

В. Степанов

 

Эта тема для дошкольников, бесспорно, интересная, но, в то же время, недостаточно понятная, в частности, для детей с общим недоразвитием речи. Как же донести в полном объеме до сознания дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, понятие об этом празднике. Дети данной категории, имеющие в своей основе наглядно-образное мышление, с трудом воспринимают понимание слов «Отечество», «защитник», «Отчизна» и, почему надо праздновать такой день, в отличие от таких конкретных праздников, как Новый год и День мам.

Дети, имеющие общее недоразвитие речи, относятся к категории детей особой заботы. У них страдает не только звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура слов, но и недостаточный словарный запас, страдает формирование предложно-падежных конструкций, связная речь изобилует простыми 2-х, реже 3-хсложными, в основном, аграмматичными предложениями. Данные дети имеют высокую утомляемость, быструю истощаемость, неусидчивы, отсюда, страдает внимание, память, логическое мышление. Приходится подбирать материал по данной теме таким образом, чтобы детям было не только не скучно, но и, чтобы у них сложились определенные знания о том, кто же это такие: защитники Отечества. В изучение материала включается, в первую очередь, знакомство с военными профессиями, военной техникой. Рассматривание иллюстраций, картинок по данной теме привлекает внимание не только мальчиков, но и девочек. Но самым интересным и приковывающим внимание детей на занятии является просмотр небольших фрагментов из фильмов или военного парада с дальнейшим комментированием и обсуждением.

Чтобы сформировалось понимание детей об этом празднике, наглядный материал оказывает неоценимую помощь. Данные занятия воспитывают у детей чувство патриотизма, гордость за солдат, защищающих свою землю, уважение к российским воинам, понимание того, что защищать Родину – это почетная обязанность наших людей. Учитывать нужно не только возраст детей, но и их речевые возможности, соблюдать дидактические принципы: от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, с учетом ведущего вида деятельности дошкольников – игры.

На занятиях по данной теме активно наращивается словарь как предметный и глагольный, так и словарь признаков, например, в играх «Скажи: какой (солдат, офицер, пограничник, лётчик. танкист, боец)». Слоговая структура слов сложной звукослоговой наполняемости (гимнастерка, артиллеристы, пограничники) отрабатывается в таких играх, как, например, «Доскажи словечко», «Потерялся конец слова». Проводятся игры с использованием картинного и видео материала при формировании словообразования, например, игра «Назови ласково», (подбираются подходящие к данной игре слова: пушка, солдат, корабль, фуражка и т.п.), и при словоизменении, например, окончаний существительных и прилагательных единственного и множественного числа в играх «Один-много», «Сосчитай до пяти», «Из чего стреляет (артиллерист, пулеметчик, автоматчик, танкист)». Для правильного использования предлогов интересна игра с использованием сюжетных картинок «Вставь пропущенное маленькое слово».

Для развития связной речи детей, когда составляется рассказ о какой-либо военной профессии, целесообразно использовать вопросный план или схему по методу мнемотехники, что помогает ребенку соблюдать логическую последовательность. На схеме последовательно обозначаются: вид войск, где служит солдат (сухопутные войска: танк, солдат; военно-воздушные: самолёт; военно-морской флот: корабль); во что одет солдат (части военной формы); какой техникой управляет. В заключительной части составленного рассказа ребенок отвечает на вопрос нравственной, патриотической направленности: а как бы ты хотел защищать свою Родину.

Тему о защитниках Отечества хорошо связать с темой о стране, своем городе и о своей улице.

Эффективность изучения данной темы с детьми с общим недоразвитием речи во многом зависит от взаимодействия учителя-логопеда с другими специалистами: воспитателем, который обязательно проводит с детьми предварительную работу: организовывает детей на экскурсии, если возможно, в музей или в библиотеку. Дети посещают ближайшую библиотеку, где всегда проводится очень интересная и красочная выставка по теме «Доблесть, храбрость и отвага – наших воинов девиз», где библиотекари показывают книги и альбомы на военную тему, а также демонстрируют фрагменты фильмов, например, дети с большим удовольствием и интересом посмотрели мультфильм «Мальчиш-Кибальчиш» по сказке Аркадия Гайдара. В дальнейшем, в группе прочитали эту книгу, взятую в библиотеке, обсудили ее в группе. Это произведение и просмотр мультфильма произвели на детей огромное впечатление. Чтение произведений художественной литературы Ю. Коваля «На границе», А. Барто «На заставе», З. Александровой «Дозор» сопровождается показом иллюстраций и проходит с учетом особенностей общего и речевого развития детей. Стихи, которые учат дети о солдатах, о Родине, подбираются по их речевым и возрастным возможностям, например, «Тропинки лесные…» А. Жарова, «На горах высоких» В. Степанова и др. Это дает детям более полное представление о военных, о пограничниках, охраняющих и защищающих нашу страну.

Одновременно к этой теме подключается и преподаватель изодеятельности и под впечатлением увиденного и прочитанного дети активно, с высоким подъемом чувств, выполняют рисунки, аппликации «Военная техника», «Солдат», «Пограничник с собакой», лепку «Танк». Во взаимодействии с музыкальным руководителем готовится развлечение для детей: учится русская народная песня «Солдатушки, браво, ребятушки», песни «Бескозырка», «Бравые солдаты», «Капитан» З. Роот, пляски «Яблочко» Глиэр, танец гусар, который украшают своим участием девочки. Тесно взаимодействует с нами и преподаватель физкультуры, который проводит спортивные игры-соревнования с участием пап, например «Богатыри, гусары и современные солдаты», где дети совместно с папами, дедушками соревнуются, кто сильный, быстрый, меткий, находчивый. Делать атрибуты к танцам, играм привлекаем родителей. Среди них есть замечательные и талантливые умельцы. Привлечение родителей к совместной работе по изучению данной темы проходит также с учетом рекомендаций учителя-логопеда. Родители также рассказывают детям, что это за праздник, кто такие защитники Отечества, вместе с детьми рассматривают фото, картины, иллюстрации в книгах, альбомах, в интернете с видами военной техники, военных профессий, смотрят фильмы для детей, посещают музей Воинской славы, памятники и обелиски погибшим солдатам. Если дети проживают на улице, названной именем героя, родители рассказывают в доступной форме детям, почему улица названа в честь этого человека. В группе стараемся оформить фотовыставку посещений детьми мест в городе, связанных с защитниками Отечества. Дети с удовольствием делятся впечатлениями, рассказывают, где они были, показывают фотографии. В свою очередь, дети готовят своими руками подарки для пап, дедушек, старших братьев и торжественно вручают с поздравлениями в группе.

Таким образом, тесное взаимодействие учителя-логопеда с педагогами детского сада и родителями помогает детям широко и в доступной для их понимания форме познакомиться с этим праздником, расширить свои знания о нем, сформировать представление о профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину и воспитать у детей уважение к российским воинам.

 

Литература:

1.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

2.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!/ Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010

3.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007

4.Сидорова У.М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет. –М.: ТЦ СФЕРА, 2014

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: